УЧЕБНИК: Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. В 2-х ч.-М.: Просвещение,2016
№ п/п | Дата | Тема | Словарные слова | Стр. учебника |
Повторение (11 ч) |
НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (1 ч) |
1 | | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Волшебные слова русской речи. Нормы речевого этикета. Развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога. | человек, пожалуйста. | упр. 1—4. |
ТЕКСТ (3 ч) |
2 | | Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Структура текста, план текста. | каникулы | упр. 5—7, рубрика «Страничка для любо-знательных, с. 9 |
3 | | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. Развитие речи: комплексная работа над структурой текста (чтение, определение темы и главной мысли текста, озаглавливание, структура текста, определение микро-тем, составление плана). | | упр. 8 |
4 | | Типы текстов. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. Создание собственных текстов по предложенным темам с ис-пользованием разных типов речи. | | упр. 9—11 |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (7 ч) |
5 | | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Понятия: предложение, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | хозяин, хозяйство | упр. 12—16. |
6 | | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений и знак тире в диалоге. | | упр. 17—19 |
7 | | Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением. | | упр. 20—22 |
8 | | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Связи между словами в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений. Разбор предложений по членам предложения. | | упр. 23—25 |
9 | | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Разбор предложений по членам предложения. Развитие речи: составление предложений по рисункам (распространённых и нераспространённых); составление из деформированных предложений текста. | | упр.26—27, «Страничка для любознате-льных» |
10 | | Словосочетание. Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложений. | горизонт. | . упр. 28-30 |
11 | | Проверочная работа. Проверка языковых ЗУН Развитие речи: выборочное изложение (либо выборочное списывание) текста по рассказу И. С. Тургенева «Воробей». | | упр. 31, рубрика «Проверь себя» с.24 |
Предложение (9 ч) |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч) |
12 | | Анализ к/р. Работа над ошибками. Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами. Однородные члены в предложении (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены). | комбайн, комбайнер, комбайнёр | упр. 32—34 |
13 | | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления. | | упр. 35—38 |
14 | | Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предло-жения, соединёнными союзами. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. | багаж | упр. 39—42 |
15 | | Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | календарь. | упр. 43—47 |
16 | | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания». Развитие речи: составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». | | упр. 48, рубрика «Наши проекты» |
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4 ч) |
17 | | Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. | | упр. 49—51 |
18 | | Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. | прекрасный | упр. 52—55 |
19 | | Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | упр. 56 |
20 | | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. Проверка языковых ЗУН | | рубрика «Проверь себя», с. 40 |
Слово в языке и речи (21 ч) |
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (4 ч) |
21 | | Анализ к/р. Работа над ошибками. Лексическое значение слова (повторение). Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Работа с толковым словарём русского языка. Анализ высказываний о русском языке русских писателей и формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку. | библиотека, библиоте-карь | упр. 57—61, 64, рубрика «Страничка для любознате-льных» |
22 | | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Уточнение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, устаревших и новых словах, заимствованных словах. Наблюдение за использованием многозначных слов в тексте. Развитие речи: составление предложений и текста на тему «Листопад». | шофёр. | упр. 62—68 |
23 | | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Уточнение представлений о синонимах, антонимах, омонимах, наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. | | упр. 69—73 |
24 | | Фразеологизмы. Уточнение представлений о фразеологизмах. Развитие речи: составление текста по фразеологизму. | ещё | упр. 74—76, рубрика «Страничка для любознате-льных», с. 49 |
СОСТАВ СЛОВА (9 ч) |
ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА (3ч) |
25 | | Состав слова. Значимые части слова (повторение). Корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Значение суффиксов и приставок. Понятия: корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова. | корабль, костюм | упр. 77—81 |
26 | | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. | | упр. 82—85 |
27 | | Состав слова. Приставки и суффиксы. Образование однокоренных слов с помощью суф-фиксов и приставок. Разбор слова по составу. Моделирование состава слова. | | упр. 86—88 |
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА (4 ч) |
28 | | Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Понятия: орфограмма, проверяемая и непроверяемая орфограммы | железо | упр. 89—92 |
29 | | Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Списывание | | упр. 93—96 |
30 | | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. | вокзал, пассажир, пассажирский | упр. 97—101, рубрика «Страничка для любознате-льных |
31 | | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок. Правописание предлогов и приставок. | билет. | упр. 102—105 |
ПРАВОПИСАНИЕ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ Ъ И Ь (2 Ч) |
32 | | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Развитие речи: составление объявления. | | упр. 106—109 |
33 | | Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Развитие речи: работа с текстом (восстановление последовательности частей текста, самостоятельное составление плана текста, анализ и озаглавливание каждой части текста). | | упр. 110 |
ЧАСТИ РЕЧИ (8 ч) |
34 | | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение и уточнение представлений о частях речи. Части речи, деление частей речи на самостоятель-ные и служебные. Признаки изученных частей речи. Работа с графической наглядностью. Понятия: части речи . | двенадцать | упр. 111—116 |
35 | | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение). Признаки частей речи. Формирование представлений о национальных ценностях и бережном к ним отношении | | упр. 117—120. |
36 | | Части речи: глагол, имя числительное. Правописание имён числительных. Произношение имён числительных в соответствии с литературной нормой. | Одинна-дцать, шестна-дцать, двадцать. | упр. 121—123 |
37 | | Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Значение и употребление в речи. Понятие: наречие. | впереди, медленно | упр. 124—126 |
38 | | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | здесь,вчера, теперь, завтра. | упр. 127—129 |
39 | | Наречие как часть речи. Образование наречий. Работа над значимыми частями слов- наречий. | | упр. 130—132 рубрика «Проверь себя», с. 78 |
40 | | Контрольный диктант (с грамматическим заданием) | | |
41 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | налево, направо, слева, справа | упр. 133, 134 |
Имя существительное (39 ч) |
ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (ПОВТОРЕНИЕ) (5 ч) |
42 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных. Начальная форма имени существительного. | | упр. 135—137 |
43 | | Признаки падежных форм имён существительных. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | | упр. 138—140, рубрика «Вспомни-те!» |
44 | | Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. Соблюдение норм литературного произношения форм имён существительных. | | упр. 141—144, рубрика «Говори правильно!», с. 84 |
45 | | Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах. | телефон, телепере-дача | упр. 145—148 |
46 | | Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. Имена существительные, которые употребляются в одной форме {пальто). | аллея. | упр. 149—152, рубрика «Страничка для любо-знательных |
ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (8 ч) |
47 | | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. Наблюдение за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных скло-нений. Введение термина тип склонения. Понятие: 1-е склонение имён существительных. | беседа, беседовать | упр. 153—157 |
48 | | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже. | | упр. 158—160 |
49 | | 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. Формировать представление о профессии агронома. Понятие: 2-е склонение имён существительных. | агроном | упр. 162—165 |
50 | | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже. | | упр. 166—168 |
51 | | 3-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 3-го склонения. Формирование представлений о таких нравственных категориях, как совесть, справедливость, искренность и др. Развитие речи: составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть». | | упр. 169—172 |
52 | | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. | | упр. 173—175 |
53 | | Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. | пейзаж | упр. 176—179 |
54 | | Урок развития речи. Подробное изложение повествовательного текста по составленному плану. | | упр. 180 |
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (18 ч) |
55 | | Работа над ошибками, допущенными в (изложении). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | | упр. 181—184 |
56 | | Именительный и винительный падежи имён существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть. | | упр. 185—190 |
57—58 | | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. Формировать представление о профессиях. Варианты падежных окончаний. Развитие речи: составление предложений по данному началу; работа с текстом: составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли. | инженер, инженеры | упр. 191—200 |
59 | | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. Формировать представление о профессии хлебороба. Развитие речи: составление текста на тему «В гостях у хлебороба». | хлебороб. | упр. 201—206 |
60 | | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. Формирование представлений о здоровом образе жизни. | овца | упр. 207—210 |
61 | | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. Формировать представления о нравственных качествах человека (на примере пословиц из упр. 214). | | упр. 211—214. |
62 | | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте. | адрес | упр. 215—218 |
63 | | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | вчера, сегодня | : упр. 219—221 |
64 | | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Правописание имён существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. | | упр. 222, 223, 225, 226 |
65 | | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. Соблюдение норм употребления форм имён существительных в предложном падеже. | | упр. 227—230 |
66 | | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. Е и И в окончаниях имён существительных в предложном падеже. | | упр. 231—233 |
67 | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Развитие речи: работа с текстом: определение темы, главной мысли, подбор заголовка. | | упр. 234—237 |
68 | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | | упр. 238—241 |
69 | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника. | костёр | упр. 242—245 |
70 | | Контрольный диктант. | | упр. 246, рубрика «Проверь себя», з. 1, 2, с. 143 |
71 | | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». | портрет | упр. 247 |
72 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении. Аудирование Морфологический разбор имени существительного как части речи. | | : упр. 246, рубрика «Проверь себя», задания 3,4 с. 143 |
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (8 ч) |
73 | | Склонение имён существительных во множественном числе. | Путешест-вие, путешест-венник | : упр. 248—252 |
74 | | Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имён существительных в именительном падеже. | директор | : упр. 253—256. |
75 | | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имён существительных в родительном падеже. | килограмм, грамм | упр. 257—260 |
76 | | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имён существительных в родительном падеже. Развитие речи: составление объявления в стенную газету. | газета. | упр. 261—264 |
77 | | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. Развитие речи: составление текста-диалога по рисунку. | | упр. 265—268 |
78 | | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Развитие речи: составление предложений из деформированных слов с изменением форм имён существительных. | | упр. 269—272 |
79 | | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | упр. 273, 274, рубр. «Проверь себя»,з.3,4 с. 143 |
80 | | Работа над ошибками, допущенными учениками при написании изложения. Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Говорите правильно!». Работа с рубрикой «Проверь себя». Развитие речи: обсуждение тем сочинений и сказки, составленной на основе творческого воображения по данному началу. | | упр. 274, 275, рубрика «Наши проекты», с. 144, рубрика «Проверь себя», задания 3, 4, с. 143. |
| | | | |
| | | | |