СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарное планирование по русскому языку 4 класс (Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарное планирование по русскому языку составлено для 4 класса по учебнику Канакиной В.П. по программе "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Календарное планирование по русскому языку 4 класс (Школа России)»

РУССКИЙ ЯЗЫК

УЧЕБНИК: Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. В 2-х ч.-М.: Просвещение,2016


п/п


Дата

Тема

Словарные

слова

Стр.

учебника

Повторение (11 ч)

НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (1 ч)

1






Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык.

Диалогическая и монологическая речь. Волшебные слова русской речи. Нормы речевого этикета.

Развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога.

человек, пожалуйста.

упр. 1—4.





ТЕКСТ (3 ч)

2


Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль.

Структура текста, план текста.

каникулы

упр. 5—7, рубрика «Страничка для любо-знательных, с. 9

3


Подробное изложение повествовательного текста по коллективно со­ставленному плану.

Развитие речи: комплексная работа над структурой текста (чтение, определение темы и главной мысли текста, озаглавливание, структура текста, определение микро-тем, составление плана).


упр. 8

4


Типы текстов.

Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целя­ми и задачами. Создание собственных текстов по предложенным темам с ис-­пользованием разных типов речи.


упр. 9—11

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (7 ч)

5


Предложение как единица речи. Виды предложений по цели выска­зывания.

Знаки препинания в конце предложе­ний.

Понятия: предложение, повествователь­ные, вопросительные и побудительные предложения.

хозяин, хозяйство

упр. 12—16.

6


Виды предложений по цели выска­зывания и по интонации.

Знаки препинания в конце предложе­ний и знак тире в диалоге.


упр. 17—19

7


Обращение.

Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.


упр. 20—22

8


Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Связи между словами в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений. Разбор предложений по членам предложения.


упр. 23—25

9


Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Разбор предложений по членам предложения.

Развитие речи: составление предложе­ний по рисункам (распространённых и нераспространённых); составление из деформированных предложений текста.


упр.26—27, «Страничка для любознате-льных»

10


Словосочетание.

Словосочетание и предложение. Глав­ное и зависимое слова в словосоче­тании. Выделение словосочетаний из предложений.

горизонт.

. упр. 28-30

11


Проверочная работа. Проверка языковых ЗУН

Развитие речи: выборочное изложение (либо выборочное списывание) текста по рассказу И. С. Тургенева «Воробей».


упр. 31, рубрика «Проверь себя» с.24

Предложение (9 ч)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч)

12


Анализ к/р. Работа над ошибками.

Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами. Однородные члены в предложении (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены).

комбайн, комбайнер, комбайнёр

упр. 32—34

13


Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединён­ными интонацией перечисления.

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления.


упр. 35—38

14


Однородные члены предложения.

Запятая между однородными членами предло-жения, соединёнными союзами.

Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.

багаж

упр. 39—42

15


Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

календарь.

упр. 43—47

16


Сочинение по репродукции картины

И. И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания».

Развитие речи: составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».


упр. 48, рубрика «Наши про­екты»

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4 ч)

17


Простые и сложные предложения.

Различение простых и сложных пред­ложений. Союзы в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.


упр. 49—51

18


Простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Знаки препинания в простых и слож­ных предложениях.


прекрасный

упр. 52—55

19


Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.



упр. 56

20


Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. Проверка языковых ЗУН



рубрика «Проверь себя», с. 40

Слово в языке и речи (21 ч)

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (4 ч)

21


Анализ к/р. Работа над ошибками.

Лексическое значение слова (повторение).

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определе­ние значения слова по тексту или уточ­нение значения с помощью толкового словаря. Работа с толковым словарём русского языка. Анализ высказываний о русском языке русских писателей и формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку.

библиотека, библиоте-карь

упр. 57—61, 64, рубрика «Страничка для любознате-льных»

22


Многозначные слова. Слова в пря­мом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Уточнение представлений об однознач­ных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, уста­ревших и новых словах, заимствован­ных словах. Наблюдение за использо­ванием многозначных слов в тексте.

Развитие речи: составление предложе­ний и текста на тему «Листопад».

шофёр.

упр. 62—68

23


Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Уточнение представлений о синонимах, антонимах, омонимах, наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями сино­нимов, антонимов, омонимов.


упр. 69—73

24


Фразеологизмы.

Уточнение представлений о фразеоло­гизмах.

Развитие речи: составление текста по

фразеологизму.


ещё

упр. 74—76, рубрика «Страничка для любознате-льных»,

с. 49

СОСТАВ СЛОВА (9 ч)

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА (3ч)

25


Состав слова. Значимые части слова

(повторение).

Корень, приставка, суффикс, оконча­ние, основа. Значение суффиксов и приставок.

Понятия: корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

корабль, костюм

упр. 77—81

26


Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу.

Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы.


упр. 82—85

27


Состав слова. Приставки и суффиксы.

Образование однокоренных слов с помощью суф-фиксов и приставок. Разбор слова по составу. Моделирование состава слова.


упр. 86—88

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА (4 ч)

28


Правописание гласных и согласных в корне слова.

Правописание слов с безударным глас­ным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным.

Понятия: орфограмма, проверяемая и непроверяемая орфограммы

железо

упр. 89—92

29


Правописание гласных и согласных в корне слова.

Правописание слов с безударным глас­ным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизноси­мым согласным.

Списывание


упр. 93—96

30


Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приста­вок в словах.


вокзал, пассажир, пассажир­ский

упр. 97—101, рубрика «Страничка для любознате-льных

31


Правописание гласных и согласных

в приставках и суффиксах. Право­писание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок.

Правописание предлогов и приставок.

билет.

упр. 102—105

ПРАВОПИСАНИЕ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ Ъ И Ь (2 Ч)

32


Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

Развитие речи: составление объявления.


упр. 106—109

33


Письменное изложение повествова­тельного деформированного текста.

Развитие речи: работа с текстом (вос­становление последовательности частей текста, самостоятельное составление плана текста, анализ и озаглавливание каждой части текста).


упр. 110

ЧАСТИ РЕЧИ (8 ч)

34


Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение и уточнение представлений о частях речи.

Части речи, деление частей речи на самостоятель-ные и служебные. Признаки изученных частей речи. Работа с графической наглядностью. Понятия: части речи .

двенадцать

упр. 111—116

35


Части речи: имя существительное, имя

прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение).

Признаки частей речи. Формирование представлений о национальных цен­ностях и бережном к ним отношении


упр. 117—120.

36


Части речи: глагол, имя числитель­ное.

Правописание имён числительных. Произношение имён числительных в соответствии с литературной нормой.

Одинна-дцать, шестна-дцать, двадцать.

упр. 121—123

37


Наречие как часть речи (общее

представление). Признаки наречия.

Значение и употребление в речи. Понятие: наречие.

впереди, медленно

упр. 124—126

38


Наречие как часть речи. Правописа­ние наречий.


здесь,вчера, теперь, завтра.

упр. 127—129

39


Наречие как часть речи. Образова­ние наречий.

Работа над значимыми частями слов- наречий.



упр. 130—132 рубрика «Проверь себя», с. 78

40


Контрольный диктант (с граммати­ческим заданием)



41


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

налево, направо, слева, спра­ва

упр. 133, 134

Имя существительное (39 ч)

ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (ПОВТОРЕНИЕ) (5 ч)

42


Работа над ошибками, допущенны­ми в контрольном диктанте. Изме­нение по падежам имён существи­тельных.

Начальная форма имени существитель­ного.


упр. 135—137

43


Признаки падежных форм имён существительных.

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.



упр. 138—140, рубрика «Вспомни-те!»

44


Различение имён существительных, употреблённых в именительном, ро­дительном, винительном падежах.

Соблюдение норм литературного произ­ношения форм имён существительных.


упр. 141—144, рубрика «Говори правильно!», с. 84

45


Различение имён существительных, употреблённых в дательном, вини­тельном, творительном падежах.


телефон, телепере-дача

упр. 145—148

46


Различение имён существительных, употреблённых в предложном па­деже.

Имена существительные, которые упо­требляются в одной форме {пальто).


аллея.

упр. 149—152, рубрика «Страничка для любо-знательных

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (8 ч)

47


Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных.

Наблюдение за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных скло-нений. Введение термина тип склонения. Понятие: 1-е склонение имён суще­ствительных.

беседа, беседовать

упр. 153—157

48


Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

Сопоставление ударных и безу­дарных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже.


упр. 158—160

49


2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения.

Формировать представление о профес­сии агронома.

Понятие: 2-е склонение имён существительных.

агроном

упр. 162—165

50


Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существи­тельных 1-го склонения в одном и том же падеже.


упр. 166—168

51


3-е склонение имён существитель­ных.

Признаки имён существительных 3-го склонения. Формирование пред­ставлений о таких нравственных кате­гориях, как совесть, справедливость, искренность и др.

Развитие речи: составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть».


упр. 169—172

52


Падежные окончания имён суще­ствительных 3-го склонения.

Работа с таблицей «Падежные окон­чания имён существительных 3-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существи­тельных 3-го склонения в одном и том же падеже.


упр. 173—175

53


Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений.

пейзаж

упр. 176—179

54


Урок развития речи.

Подробное изложение повествовательного текста по составленному плану.


упр. 180

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (18 ч)

55


Работа над ошибками, допущенными в (изложении).

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе


упр. 181—184

56


Именительный и винительный па­дежи имён существительных.

Соблюдение норм употребления в ли­тературной речи глаголов одеть и на­деть.


упр. 185—190

57—58


Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Формировать представление о профес­сиях. Варианты падежных окончаний. Развитие речи: составление предло­жений по данному началу; работа с текстом: составление текста из дефор­мированных частей, определение его темы и главной мысли.

инженер, инженеры

упр. 191—200

59


Падежные окончания одушевлён­ных имён существительных в име­нительном, родительном и вини­тельном падежах.

Формировать представление о профес­сии хлебороба.

Развитие речи: составление текста на тему «В гостях у хлебороба».

хлебороб.

упр. 201—206

60


Падежные окончания имён суще­ствительных в дательном падеже.

Формирование представлений о здо­ровом образе жизни.

овца

упр. 207—210

61


Падежные окончания имён суще­ствительных в родительном и да­тельном падежах.

Формировать представления о нрав­ственных качествах человека (на при­мере пословиц из упр. 214).


упр. 211—214.

62


Падежные окончания имён сущест­вительных в родительном и датель­ном падежах.

Оформление адреса на конверте.

адрес

упр. 215—218

63


Падежные окончания имён сущест­вительных в творительном падеже

вчера, сегодня

: упр. 219—221

64


Падежные окончания имён суще­ствительных в творительном падеже.

Правописание имён существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже.


упр. 222, 223, 225, 226

65


Падежные окончания имён суще­ствительных в предложном падеже.

Употребление предлога об с именами существительными в предложном па­деже. Соблюдение норм употребления форм имён существительных в пред­ложном падеже.


упр. 227—230

66


Правописание безударных падеж­ных окончаний имён существитель­ных в предложном падеже.

Е и И в окончаниях имён существитель­ных в предложном падеже.


упр. 231—233

67


Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.

Развитие речи: работа с текстом: опре­деление темы, главной мысли, подбор заголовка.


упр. 234—237

68


Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах


упр. 238—241

69


Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.

Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника.

костёр

упр. 242—245

70


Контрольный диктант.



упр. 246, рубрика «Проверь себя», з. 1, 2, с. 143

71


Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».


портрет

упр. 247

72


Работа над ошибками, допущенны­ми в контрольном диктанте и со­чинении.

Аудирование

Морфологический разбор имени существительного как части речи.



: упр. 246, рубрика «Проверь себя», задания 3,4 с. 143

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (8 ч)

73


Склонение имён существительных во множественном числе.


Путешест-вие, путешест-венник

: упр. 248—252

74


Падежные окончания имён суще­ствительных множественного числа в именительном падеже.

Соблюдение норм произношения и на­писания имён существительных в име­нительном падеже.

директор

: упр. 253—256.

75


Падежные окончания имён суще­ствительных множественного числа в родительном падеже.

Соблюдение норм произношения и написания имён существительных в родительном падеже.

килограмм, грамм

упр. 257—260

76


Падежные окончания имён суще­ствительных множественного числа в родительном падеже.

Соблюдение норм произношения и написания имён существительных в родительном падеже.

Развитие речи: составление объявления

в стенную газету.

газета.

упр. 261—264

77


Винительный и родительный паде­жи одушевлённых имён существи­тельных.

Развитие речи: составление текста-диалога по рисунку.


упр. 265—268

78


Падежные окончания имён суще­ствительных множественного числа в дательном, творительном, пред­ложном падежах.

Развитие речи: составление предложе­ний из деформированных слов с изме­нением форм имён существительных.


упр. 269—272

79


Подробное изложение повествова­тельного текста по самостоятельно составленному плану.



упр. 273, 274, рубр. «Проверь себя»,з.3,4 с. 143

80


Работа над ошибками, допущенными учениками при написании изложения.

Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное».

Рекомендации к осуществлению проект­ной деятельности «Говорите правильно!». Работа с рубрикой «Проверь себя». Развитие речи: обсуждение тем сочине­ний и сказки, составленной на основе творческого воображения по данному началу.


упр. 274, 275, рубрика «Наши проекты», с. 144, рубрика «Проверь себя», задания 3, 4, с. 143.













3-я ЧЕТВЕРТЬ

Имя прилагательное (30 ч)

ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

81


Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообра­зование имён прилагательных.

автомобиль

упр. 1—4


82


Значение и употребление имён при­лагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных.

семена

упр. 5—9

83


Род имён прилагательных. Измене­ние имён прилагательных по родам (в единственном числе).

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Электро-станция, электровоз, электричество электрический

упр. 10—13

84


Сочинение-описание по личным на­блюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

Развитие речи: работа с текстом-описанием, составление сочинения-описания по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

сейчас

упр. 14—15

ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (1 ч)

85


Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существи­тельного. Алгоритм определения паде­жа имён прилагательных.


упр. 16—20


ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (9 ч)


86


Общее представление о склонении

имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного.


упр. 23—28


87


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в един­ственном числе. Именительный па­деж.

Окончания имён прилагательных муж­ского и среднего рода в именительном падеже.

правительство

упр. 29—32


88


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в един­ственном числе. Родительный па­деж.

Окончания имён прилагательных муж­ского и среднего рода в родительном падеже. Развитие чувства любви к род­ному краю - частичке своей родины на основе содержания текстов.

аппетит

упр. 33—37


89


Склонение имён прилагательных

мужского и среднего рода в един­ственном числе. Дательный падеж.

Окончания имён прилагательных муж­ского и среднего рода в дательном па­деже.


упр. 38—41


90


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в един­ственном числе. Именительный и винительный падежи.

Окончания имён прилагательных муж­ского и среднего рода в именительном и винительном падежах.


упр. 42—45


91


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в един­ственном числе. Родительный и ви­нительный падежи.

Окончания имён прилагательных муж­ского и среднего рода в каждом из падежей.

километр

упр. 46—49


92


Склонение имён прилагательных

мужского и среднего рода в един­ственном числе. Творительный и предложный падежи.

Окончания имён прилагательных муж­ского и среднего рода в творительном и предложном падежах.


упр. 50—55


93


Правописание падежных окончаний

имён прилагательных мужского и среднего рода. Окончания имён прилагательных муж­ского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Формирование уважения к национальному достоянию нашего государства, древним архи­тектурным памятникам, созданным рука­ми русского народа, а также к националь­ному достоянию других стран и народов.

Развитие речи: составление сообщения о достопримечательностях своего горо­да (посёлка).

издалека.

упр. 56, 57


94


Сочинение-рассуждение по репро­дукции картины В. А. Серова «Мика Морозов».

Устное сочинение

Алгоритм определения падежа имён прилагательных.

Развитие речи: составление текста-рассуждения по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов».

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».


упр. 21, 22


СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (6 ч)


95


Общее представление о склоне­нии имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях.

экскурсия

упр. 58—60


96


Склонение имён прилагательных жен­ского рода в единственном числе. Име­нительный и винительный падежи.

Окончания имён прилагательных жен­ского рода в именительном и вини­тельном падежах. Наблюдение за вы­разительностью имён прилагательных-эпитетов в словосочетаниях.


упр. 61—64


97


Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, твори­тельный, предложный падежи.

Окончания имён прилагательных жен­ского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.


упр. 65—68


98


Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, да­тельном, творительном и предлож­ном падежах, а также имён при­лагательных мужского и среднего рода в единственном числе, отве­чающих на вопрос какой? в име­нительном и винительном падежах. Морфологический разбор имён прила­гательных.

вагон

упр. 69, 70, 75


99


Склонение имён прилагательных

женского рода в единственном чис­ле. Винительный и творительный падежи.


упр. 71—74


100


Правописание имён прилагательных женского рода в единственном чис­ле.

Развитие речи: письмо по памяти срав­нительного описательного текста.

кастрюля, тарелка

упр. 76—79


СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (6 ч)


101


Правописание имён прилагательных во множественном числе.

Представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа

в каждом из падежей.

салют

упр. 80—83


102


Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Развитие речи: составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «За­морские гости».

Развитие чувства прекрасного при встрече с творчеством Н. К. Рериха.


упр. 84, 85


103


Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именитель­ный и винительный падежи.

Осознание эстетической стороны рече­вого высказывания при анализе худо­жественного текста.


упр. 86—89


104


Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи.

Выразительные средства языка в пей­зажных зарисовках. Нормы правильно­го согласования имён прилагательных и имён существительных в речи.

богатство, ботинки

упр. 90—94


105


Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи.


упр. 95—98


106


Списывание.




ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (4 ч)


107


Обобщение по разделу «Имя при­лагательное»


упр. 100—103


108


Составление устного сообщения по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».


: упр. 104—107


109


Контрольный диктант




110


Работа над ошибками, допущенны­ми в контрольном диктанте. Про­верка выполнения заданий рубрики «Проверь себя».


: рубрика «Проверь себя», с. 50


Местоимение (10 ч)


ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (2 ч)


111


Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи.

Формирование почтительного отноше­ния к родным, окружающим, уважи­тельного отношения мальчиков к де­вочкам.


упр. 108—111


112


Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение.

Лицо, число, род местоимений (3-е лицо единственного числа).


упр. 112-116


Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место­имений (8 ч)


113


Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место­имений.

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множе­ственного числа. Окончания личных местоимений в кос­венных формах.


упр. 117—121


114


Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место­имений 1-го и 2-го лица единствен­ного и множественного числа.

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Развитие речи: составление словосоче­таний; диалога по рисункам.

металл, металлический

: упр. 122—125.


115


Изменение по падежам личных ме­стоимений 3-го лица единственного множественного числа. Правопи­сание местоимений.

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах.


упр. 126—129


116


Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множе­ственного числа.

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Соблюде­ние норм употребления в речевых вы­сказываниях местоимений и их форм. Морфологический разбор местоимения как части речи.

победа, победить

упр. 130—133


117


Подробное изложение повествова­тельного текста.

Воспитание этических норм


упр. 138


118


Проверочная работа.


Рубрика «Проверь себя», с.78


119


Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта.

председа-тель

упр. 134—137


120


Развитие речи : составление устных высказываний по рисункам с использованием диалога.




Глагол (37 ч)


ПОВТОРЕНИЕ (2 ч)


121


Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении.

гореть, сверкать

упр. 139-143


122


Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, про­шедшее, будущее).


упр. 144—147


НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (5 ч)


123


Неопределённая форма глагола.


лучше, расстояние

упр. 148—151


124


Неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма глаголов со­вершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопре­делённой формы (первое представле­ние).

Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.


упр. 152—155


125


Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.

свитер, везде

упр. 156—160


126


Письменное изложение по самосто­ятельно составленному плану.



упр. 162


127


Неопределённая форма глагола. Ра­бота над ошибками, допущенными в изложении. Составление текста из деформированных предложений.

Работа с рубрикой «Страничка для лю­бознательных». Роль глаголов в пове­ствовательном тексте. Значимость фра­зеологизмов в тексте.

сверху, снизу

упр. 161, рубрика «Страничка для любозна-тельных», с. 78


СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА (8 ч)


128


Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам. Формы лица и числа глаголов.

Понятия: спряжение глагола, личные окончания глаголов.


упр. 163—167


129


Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам. Лица и числа глаголов.

сеялка

упр. 168—170


130


Работа с рубрикой «Страничка для любозна-тельных»: наблюдать за глагола­ми, которые не употребляются в 1-м ли­це единственного числа


рубрика «Страничка для любо-знательных, с. 84


131


2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего вре­мени в единственном числе..


Учебник: упр. 171-176


132


Сочинение по репродукции карти­ны И. И. Левитана «Весна. Большая вода».


упр. 178, 179


133


Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, до­пущенными в сочинении.


упр. 177,


134


Подготов­ка к выполнению проекта «Посло­вицы и поговорки». Работа над подготовкой проекта «По­словицы и поговорки».


рубрика «Наши проекты», с. 92


135


Проверка языковых знаний, умений




I И II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (2 ч)


136


I и II спряжение глаголов. Спряже­ние глаголов в настоящем и буду­щем времени.

Личные окончания глаголов I и II спря­жения.


: упр. 180—184


137


I и II спряжение глаголов. Личные

окончания глаголов I и II спряжения.

назад, вперёд

упр. 185—188


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ (11 ч)


138


Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями. Спо­собы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.


упр. 189—193


139


Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.


упр. 194—196


140


Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.


упр. 197—199


141


Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

Работа с памяткой «Как правильно на­писать безударное окончание глаго­ла».


упр. 200—203


142


Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.


упр. 204—207


143


Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями (обоб­щение). Проверочная работа.


упр. 208, 209


144


Письменное сочинение




145


Работа над ошибками, допущенны­ми в сочинении

Возвратные глаголы (общее пред­ставление).

командир

упр. 210-214


146


Правописание возвратных глаголов.

Правописание -тся и -ться в возврат­ных глаголах.


упр. 215—219.


147


Правописание возвратных и невоз­вратных глаголов в настоящем и будущем времени.

Составление предложений из дефор­мированных слов; составление текста по личным наблюдениям.


упр. 220—227


148


Контрольный диктант




ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ (3 ч)


149


Работа над ошибками, допущенны­ми в диктанте

Правописание глаголов в прошед­шем времени.

Изменение глаголов прошедшего вре­мени по родам и числам. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.


упр. 229—233


150


Правописание глаголов в прошед­шем времени.

Изменение глаголов прошедшего вре­мени по родам (в единственном чис­ле) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем вре­мени и суффиксов глаголов.


упр. 234—238


151


Правописание глаголов в прошед­шем времени.

Образование глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошед­шем времени. Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах. Формирование пред­ставлений о значении спорта в жизни людей и страны.

Развитие речи: составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

свобода

упр. 239—242


ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» (6 ч)


152


Обобщение по теме «Глагол».

Морфологический разбор глагола как части речи.

Аудирование


упр. 243-246


153


Правописание глаголов с орфограм­мами в корне и в окончании.


упр. 247—249


154


Правописание глаголов с орфограм­мами в корне и в окончании. Про­верочная работа.


упр. 250-252 рубрика «Проверь себя», задания 1—5, с. 120


155


Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста.


упр. 253


Повторение (18 ч)


156


Язык и речь.



упр. 254—256


157


Итоговая аттестация.




158


Текст.

Развитие речи: составление текста типа сравнительного описания.


упр. 257—260


159


Предложение и словосочетание.


упр. 261—273


160


Лексическое значение слова. Со­чинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь».


упр. 274—278


161


Состав слова.


упр. 279—285


162-


Правописание орфограмм в значи­мых частях слова.



упр. 286—290,


163


Правописание орфограмм в значи­мых частях слова


упр. 291—294


164


Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилага­тельное. Местоимение. Имя числи­тельное. Наречие. Глагол. Служеб­ные части речи. Правописание слов разных частей речи. Развитие речи: письмо текста по памя­ти (упр. 298), подробное изложение повествователь­ного текста (упр. 310).


упр. 295—298 (к уроку 161), упр. 299—307 (к уроку 162), упр. 310 (к уроку 163), упр. 308, 309, 311—315 (к уроку 164), упр. 316—322 (к уроку 1 65).


165


Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. Сжатое изложе­ние повествовательного текста.


упр. 323—326


166—

171


Резервные уроки.

Планирование повторения пройденно­го материала по усмотрению учителя