СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека по работе с детьми с ОВЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека содержит 41 вид отклонений в развитии в различных сферах:

  1. Нарушения интеллектуальной сферы (в психических процессах и т.д.);
  2. Нарушения речи и лексики;
  3. Нарушения поведенческой и личностной сферы;
  4. Двигательные и опорно-двигательные нарушения;
  5. Нарушения анализаторных систем;
  6. Прочие нарушения.

Также описаны методы диагностики вышесказанных нарушений и методы коррекции (в виде упражнений и игр).

Просмотр содержимого документа
«Картотека по работе с детьми с ОВЗ»

Задание по специальной педагогике и психологии

Выполнила студентка 2-го курса группы пед.обр.с 2-мя профилями: «Математика и информатика», Волощук Анастасия

Картотека

Отклонение

Методы диагностики

Методы коррекции (упражнения, игры, принципы)

Нарушения интеллектуальной сферы (в психических процессах и т.д.)

Нарушения внимания (непроизвольного, произвольного),

нарушение концентрации, объема, переключаемости, распределения и устойчивости внимания


Нарушения внимания можно легко заметить внешне, ведь при этом ребенок часто отвлекается на внешние раздражители и ничего не может с этим сделать. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают его внимание и мешают сосредоточиться. Также ребенку с нарушениями внимания характерны: низкая продуктивность (время работы 5-15 минут), трудности сосредоточиться на объекте деятельности и программе ее выполнения, сниженные объем и избирательность внимания. Эти дети не могут одновременно выполнять несколько действий, а также им сложно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Симптомы нарушения внимания:

  1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности;

  2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр;

  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы;

  4. Не может до конца закончить поставленную задачу;

  5. Слушает, но кажется, что не слышит Вас;

  6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания;

  7. Плохо организован;

  8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома;

  9. Забывчив.

Основной метод диагностики – клиническое интервью с родителями, наблюдение, опросники (Barkley, Vanderbilt), анкеты.

Корректурная  проба  (геометрические  фигуры)

Корректурная  проба  (буквы)

Подсчет  кружков  в  секторах  круга  (по  Ф.Е.Рыбакову)


Общаться с ребенком только в позитивной модели: хвалить, не ругать. Использовать больше наглядного материала, ставить выполнимые для ребенка задачи. Проводить элементы аутотренинга.

Игры на развитие внимания:

«Кот охотится за мышами»

Взрослый объясняет детям, что пока гремит погремушка, дети- мышки могут спокойно гулять по дому. Как только ударит бубен, надо тут же присесть, т.к. на охоту вышел кот. Кто не присядет- того съедает кот, ребенок выбывает из игры.

«Запретное движение»

Взрослый объясняет, что за ним нужно повторять все движения, кроме одного( любого на выбор педагога). Кто ошибется- выбывает из игры.

«Большие ноги шли по дороге»

Под слова педагога : «Большие ноги шли по дороге», дети ,не спеша, шагают на месте, высоко поднимают ноги, и медленно говорят: ТОП-ТОП. Под слова: маленькие ножки бежали по дорожке, дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: топ- топ- топ- топ.

«Птичий переполох»

Взрослый говорит детям, что сей­час они поиграют в птичек. Малыши изображают птиц, которые поют свои песни. Заметив опасность( игрушку-кошку), дети начинают с силой дуть в свои дудочки Взрослый прячет игрушку и птички успокаива­ются, вновь продолжая спокойно

распевать свои песни (тихо играть на дудочках) до тех пор, пока опять не появится зверь.

«Слушаем сказку» 
«Звуковой ручеек» 
«Подуем на плечо» 
«Ветер-ветерок» 
«Жуки и шмели» 
«Далеко и близко»


Нарушение восприятия

Диагностику восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.
Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические методы, например, комплекс методик, предложенный  Е. Ф. Бажиным.

Также можно использовать следующие методики:

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Методика «Узнай, кто это»

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия (Ребенку предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.)


Для развития восприятия необходимо организовывать развивающие игры и упражнения на различных общеобразовательных занятиях (по математике, физической культуре, рисованию, развитию речи, труду и т. д.), а также в играх, в процессе бытовой деятельности. Для работы по развитию восприятия нужно использовать игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отношения предметов. Например, игра «Что движется, что не движется?».
Также необходимо с ребенком провести работу над собственным телом. Тут актуальны музыкальные и физические занятия, в ходе которых необходимо учить ребенка напрягать определенные группы мышц, расслаблять их, поднимать одну руку\ногу, прыгать и т.д. Затем можно давать игровые задания (сочетание движения со словом), ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями и частями тела.
Игры: «Тактильная тропинка»

«Правая и левая рука»

«Разрезные картинки»

«Выбор недостающего элемента картинки»

«Лабиринты»

«Точечный рисунок»

Нарушение ощущения

При нарушениях ощущения ребенку сложно распознать такие стороны как твердое или мягкое, теплое или холодное, громкое или тихое, прозрачное или мутное, красное или синие, большое или маленькое и пр.
Продиагностировать эти нарушения можно методом сопоставления: просим ребенка дать такую же форму, цвет, как показываете вы. Также можно использовать наглядные методы: картинки с мутным фоном, на котором нужно разглядеть предметы; ребусы; перевернутые и разрезанные картинки. Также можно проводить диагностику методом «проб»: давать ребенку ткани разных фактур, предметы с разными формами, чтобы проверить осязательные ощущения ребенка.

Всестороннее развитие ощущений связано с разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью ребенка: трудовой, изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.

Игры:

«Дорожки»

Перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д. Ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

«Кот в мешке »

Ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет. Задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и по возможности назвать его.

«Погремушки»

В приготовленные коробочки (или непрозрачные баночки) насыпают различные материалы (сахар, гречневую крупу, горох, песок, бусины и т.п.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по отдельности. Детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный или неприятный). Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробочке (мелкие или крупные), а также попытаться ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шум дождя, падающие камни, грохот машин и т.п.).

«Подбери картинку»

Перед ребёнком на стол кладётся лист картона с наклеенными на нём материалами разной фактуры (наждачная бумага, мех, фольга, хлопчатобумажная ткань, шёлковая или атласная ткань, бархат и т.п.) и разного цвета. К каждому виду материала по очереди прикладывается сверху другой лист картона с выбитым на нём изображением предмета. Ребёнок смотрит глазками и трогает пальчиками получившейся предмет. Ребёнок рассказывает о своих ощущениях: какой материал на ощупь (мягкий или жёсткий, шершавый или гладкий, тёплый или холодный, приятный или нет, и т.п.). Также задача ребёнка – подобрать для каждого вида материала подходящую картинку (для меха – шубку, для бархата – игрушку, для атласа – платье и т.д.).

«Что за овощ?»

Для игры понадобятся: различные овощи. Овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.


Нарушение словесно-логической памяти

Для диагностики уровня словесно-логической памяти используются методики в форме тестирования.

Например: тест «10 слов»

Для запоминания ребенку дается словесный ряд не связанных между собой слов (например: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк).


Для улучшения словесно-логической памяти актуальны следующие приемы:

Разучивание стихов и песен.
Составление рассказа по картинке.
Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.

Написание конспектов в процессе изучения учебного материала.
Подчеркивание в конспектах и книгах основных, ключевых мыслей.

Игра «Кто тут лишний?»
Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать» . Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например: Ручка, карандаш, собака)
Игра «Я начну, а ты продолжи!» (Попросите ребёнка закончить предложения: "Саша не съел кашу, потому что.."; "Мама заплела Наташе косички, и … ")
Упражнение  «Свяжи пару».
(Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью. Например, дана пара слов конфета — дерево. Нужно связать эти понятия между собой. «Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как яблоки».)
Упражнение «Рисуем схему»

(Рисование схем — один из способов логического запоминания, которому обязательно нужно научить ребенка. Объясните, что схематический рисунок — это простейший набросок, который может быть понятен только автору. Сначала нужно показать ребенку, как делается схематический рисунок к одному предложению)

Упражнение «Перепутались». 
Взрослый выставляет 5 – 6 игрушек (изображений) перед ребенком, и рассказывает: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, медведь, а за ним котенок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам найти свое место». 
Упражнение «Запомни-повтори». 
Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т.д . Важно, чтобы ребенок соблюдал предложенную последовательность. 
Упражнение  «Сравнилки». 
Предлагаем ребенку сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака), и, рассказать, чем похожи, и чем отличаются.

Нарушение образной памяти

Методика «Воспроизведение» (Сущность  методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого — после того как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов)
Можно использовать и другие методики, например:

«Запомни фигуры». (Р.С. Немов.) 
«Узнавание фигур» (Т. Е. Рыбаков). 
«Весёлые картинки» (Т.В. Розанова). 
«Особенности зрительной памяти». (С.Д. Забрамная, О.В.Боровик) 


Одним из средств развития образной памяти является художественная литература. Беседы по сказкам, пересказ художественных произведений, описание образа героев, придумывание сказок расширяет опыт ребенка, развивает образную память. Также актуальны инсценировки и театрализации.

Игры и упражнения:
«Шапка-невидимка»
( педагог сообщает детям, что под шляпой спрятаны предметы, поднимает шляпу на 5 секунд, затем снова опускает ее. Ребятам предлагается назвать увиденные предметы.)
«Запомни игрушки»
предлагается детям посмотреть на игрушки и запомнить их, затем ребята закрывают глаза, педагог прячет (добавляет, меняет местами) игрушки, дети угадывают что изменилось.)
«Раскрасим домашнюю птицу»
(детям предлагается посмотреть на петуха, запомнить его окрас, после чего дети берут карандаши и разукрашивают контурное изображение по памяти.)
«Запомни и выложи»
(детям за 15 секунд необходимо запомнить расположение предметов на карточке, затем карточки забираются педагогом, дети по памяти выкладывают картинки таким образом, как они были изображены на карточке)
«Разноцветные значки»
(детям предлагается игра, где необходимо запоминать каждый предъявляемый знак, при успешном узнавании – закрывать пустую клеточку на поле правильно выбранным знаком)
 «Разрезные картинки»

Нарушение двигательной памяти

Диагностика двигательной памяти достаточно проста – необходимо попросить ребенка повторить за вами определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. или скопировать определенное положение пальцев.

Также необходимо обращать внимание, умеет ли ребенок прыгать, шнуровать обувь, застегивать пуговицы, ведь все эти действия связаны с двигательной памятью.


Способствуют развитию двигательной памяти занятия музыкой и танцами, езда на велосипеде и спортивные игры, такие как настольный теннис, волейбол, баскетбол и др.

Игра «Повторяй за мной».
(Упражнение заключается в том, что ведущий — в этой роли взрослый и малыш могут выступать по очереди — показывает отдельные движения или серии движений, а игроки смотрят, запоминают и правильно их повторяют. И если ведущий замечает, что действия выполнены недостаточно точно, он предлагает игрокам второй шанс — предварительно повторив набор движений)
Игра «Запрещенное движение».
(К участию в этой игре стоит привлечь родных или друзей малыша по детской площадке. По правилам, ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! )
Для развития двигательной памяти — в частности, запоминания и отработки тонких движений кисти и пальцев, идеально подойдут задания
«Повтори рисунок»

Нарушение эмоциональной памяти

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых.

Если ребенок не учится на своих ошибках, возможно, у него есть нарушения эмоциональной памяти. Основным методом диагностики является беседа с родителями, анкеты и опросники.

Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников.

Для развития эмоциональной памяти подходит игра «Минное поле». 
Педагог в блокноте рисует верный маршрут движения ( осуществлять ходы можно прямо, в стороны и по диагонали). На асфальте рисуется мелом чистое минной поле, где обозначаются лишь вход и выход. Дети методом проб и ошибок должны вычислить правильный путь движения, который продумал педагог в блокноте. Первый ребенок подходит к полю, где написано «вход», делает шаг на поле, следующую клетку он угадывает. В случае, если ребенок встал не в правильную клетку поля (отличающуюся от маршрута в блокноте педагога), он встает в конец очереди и к поиску верного маршрута приступает другой ребенок. Задача, чтобы верным маршрутом, в итоге, прошли все ребята.

Нарушение наглядно-действенного мышления

Примером методики оценки мышления служит методика Р. С. Немова «Вырежи фигуры». Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рисунке в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Развитию наглядно-действенного мышления помогают упражнения типа: «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку» или предложить детям найти на картинке с «запутанным» рисунком геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и т. д. и обвести их разными цветами. 
Игра «Муха». 
Нужно нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре сидит «муха». Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Обратные движения совершать нельзя. Задачей игроков является: не выпустить «муху» за пределы девятиклеточного поля. В игре участвуют 2-3 человека. Каждый по очереди называет свой ход перемещения «мухи». Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Когда игра начинается, все игроки видят игровое поле, хотя действие производятся медленно. Пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Через несколько минут игры поле закрывается и каждый игрок должен продолжать игру, ориентируясь на свое зрительное представление. 
Упражнение «Найди отличие». 
Предложить детям картинку, на которой нарисована ванная комната. 
Ребенку нужно представить, что он находится в этой комнате и дотрагивается до каждого из нарисованных предметов. Важно запомнить их местоположение. Как только ребенок запомнит все, переворачиваем страницу. На другой странице та же ванная комната, но предметы сменили свои места. Нужно назвать как можно больше предметов. 
 Упражнение «Счетные палочки». 
Детям предлагается четыре квадратных листа, на которых из счетных палочек выкладываются образы или геометрические фигуры. Например: лицо, клоун, кошка, ежик. Нужно запомнить образы, закрыть их листом бумаги и выложить такие же изображения на чистых квадратах. 
Игра «Волшебные кляксы». 
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливают немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов. 
«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук) 
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка. 
Игра «Что на что похоже». 
Упражнение "Дорисуй фигуру». 
Детям предлагаются шесть листов бумаги, на которых изображены: Два кружка, соединенных линией; полукруг; волнистая линия; овал во весь лист; круг в круге; круг «на палочке». Детям нужно ответить на что похожи фигурки на картинке, подумать и дорисовать детали, так, чтобы рисунки были как можно интереснее. 

Нарушение наглядно-образного мышления

В диагностики мышления также можно использовать методику «Пройди через лабиринт» автора Р. С. Немова, которая выявляет уровень развития наглядно-образного мышления у детей. В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход – стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Образное мышление начинает развиваться и дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Игры:
«Кто что любит».

«Разложи правильно картинки»

«Чей малыш?»

«Найди лишний предмет».

«Чередование».

«Разложи по группам».

«Цепочка».

«Знакомые тропинки».

«Чего не стало?»

«Зашифруй сказку».


Нарушение словесно-логического мышления

Для диагностики словесно-логического мышления используются следующие методики:

Методика «Умозаключение» (Задание выполняется в несколько этапов. На первом этапе ребенку сообщается следующее: "Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову "гвоздика" такое, которое подходило бы так же, как слово "овощ" к слову "огурец". Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля. 
Второй этап (после паузы). "Давай попробуем: огурец - овощ; гвоздика -?" После паузы зачитываются все слова. "Какое слово подходит?" - спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует. )
«Словесные субтесты»
Методика Э. Ф. Замбацявичене


Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, а зимой — телегу». «Пословицы и поговорки»
Составление рассказа по сюжетной картинке
Игра "Прослушай, прочти, перескажи"
Игра "Лиса и лисята", "Самолет"
Игра "Подбери следующее" (Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый — ... (второй), завтрак — ... (обед), июль — ..., лето — ..., январь — ..., зима — ...., седьмой —... и т.п. «Подбери следующее»)
Упражнение "Расставь события по порядку" (Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д. Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д. «Расставь события по порядку»)
Упражнение "Время и антивремя" (Ребёнку предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.)

Нарушение воображения

Примером методики исследования воображения является методика Р. С. Немова «Придумай рассказ», направленная на детей. Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Для оценки воображения также применяется методика исследования воображения автора Е. Кравцовой «Где чье место?». Для проведения этой методики испытуемому предлагается. Использовать рисунок

Отдельно вырезаются кружки-вставки

Нужно нимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места. Объяснить, почему они там оказались».

Большая часть игровой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей.
«Новая картинка»
 
Из старых журналов аккуратными движениями пальцев вырывать картинки или фигурки и составлять на цветном фоне новые сюжеты. 
«Игра в веревочку»
Построение из веревочки, надетой на пальцы, разнообразных, иногда очень замысловатых фигур. Эта игра требует больших конструктивных способностей, дара воображения, хорошего развития зрительно-моторной памяти, тонкой координации мелких мускулов руки. 
«Сочиним историю» 
Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. 
«Говори наоборот» 
«Котелок настроения»

«Изобрази людей» 
«Развитие мимики» 
 «Солнечный круг» 

Нарушение представления

Методики и методы могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты, в свою очередь, могут быть вербальными (словесными), и невербальными - изобразительными (фигурные, рисуночные), звуковыми, двигательными.

Метод  "Скульптура". 
Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5 - 10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. 
Метод "Невероятные ситуации". 
Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе все возможные выходы из неё. Данное задание является одним из наиболее эффективных, но многие дети считают его невыполнимым либо трудно выполнимым.

Развитие представления связано с различными видами практической деятельности ребенка — рисованием, лепкой, моделированием, лабораторными опытами, трудом, творческой деятельностью в области искусства. Основными этапами этого развития, связанными с возникновением новых качественных особенностей представлений, являются: первоначальное расширение жизненного опыта ребенка и сопутствующее ему совершенствование восприятий; включение речи в формирование представлений путем словесного обозначения их существенных особенностей и элементов; использование представлений в различных видах деятельности ребенка, в связи с чем представления активизируются, проверяются и уточняются практикой; использование специальных приемов формирования представления в связи с требованиями профессиональной деятельности человека, что связано с целенаправленным на эти представления вниманием, развитием их яркости и устойчивости в процессе специального обучения и тренировки.
Игра «На плоту» 
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например: Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д. 
Игра «Колокольчик» 
Все дети сидят на ковре, один из них - водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, - откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим. 
Игра «Скажи наоборот» 
Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево - право, верх - низ, и т.д. 
Игра «Магазин» 
В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

Игры:

«Отгадай - где…»
 «Корабли»
 «Где я сяду»
 «Давай меняться»

Упражнения:
«Найди пазлы»
«Дом кукол»
 «Путешествие на автомобиле»

Трудности обобщения и классификации

Для определения способности к обобщению и классификации можно использовать методики для определения логического мышления, однако следующие методики особо эффективны:
«Четвёртый лишний» (Ребенку предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано четыре слова, из которых 3 можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)."
Психодиагностическая методика «Обобщения-2009» .(Инструктор зачитывает испытуемым инструкцию. Непосредственно в стимульном материале имеются три примера. Однако необходимо добиться того, чтобы уже до начала тестирования испытуемые поняли то, что от них хотят. Инструктор раздаёт стимульный материал в перевёрнутом состоянии. Психолог засекает время и даёт команду "Начали!", после которой испытуемые переворачивают листы стимульного материала и начинают работать. Время работы: 10 минут. Инструкция: "Сейчас Вам предстоит решать задачи на обобщение. Всего задач будет 15. Каждая задача состоит из трёх слов, которые в чём-то похожи друг на друга. Эти три слова объединяет некое общее качество. Придумайте общее название для всех этих трёх слов. Старайтесь, чтобы название было точное."

Методика определения уровня классификации:

Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Детям предлагается найти это слово. 
Учащимся можно предложить 5 заданий. Время работы – 3 минуты. (например, слова: ПРИСТАВКА, ПРЕДЛОГ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ, КОРЕНЬ)

Важное значение для развития мышления имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием, которые включают в себя постановку ребенком задач, наблюдение, требуют внимательного и организованного отношения. Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний, Развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, обобщать и анализировать развивается наблюдательность ребенка, мышление становится более полным, гибким, обогащенным деталями, целенаправленным. 
Предлагаемые игры на развитие мыслительных процессов помогут совершенствовать мыслительные операции ребенка с нарушением речи. 

Можно использовать следующие игры на развитие мыслительных операций:

Игра «Что не подходит?» 
Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает. 
Игра «Подбери по форме» 
Взрослый формирует кучки, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну них. 
Игра «Разложи по цвету» 
Взрослый показывает ребенку картинки и называет изображенные на них предметы. Затем начинает формировать из них кучки по цвету, а ребенок должен разложить все предметы по этому образцу. 
Игра «Подбери картинку» 
Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)». Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах. 
Игра «Что перепутано?» 
 Взрослый говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле». 
Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением. 
Игра «Чего не хватает у предмета?» 
Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив существительное с правильным окончанием. 
Игра «Назови всех одним словом» 
Ребенок должен рассмотреть картинки и назвать ряд предметов одним словом. 
 Игра «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»  Ребенок старается сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке. 
Игра «Разложи по размеру» 
Взрослый показывает ребенку картинки, называет их и начинает формировать из них кучки по размеру, а ребенок должен разложить по образцу взрослого все предметы. 
Игра «Угадай по контуру» 
 Перед ребенком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры. 
Игра «Лото геометрических фигур» 
 Ребенок раскладывает карточки с предметами на геометрические фигуры большой карты в соответствии с их формой и цветом. 
Игра «Мои первые цифры» 
Взрослый раскладывает перед ребенком изображения животных, затем показывает ему, как составить из них цепочку, чтобы на каждом последующем было на одно животное больше, чем на предыдущем. 

Трудности сравнения

Методика «Сравни»

Учащимся предъявляются или называются, какие либо два предмета или понятия (например, книга-тетрадь). 

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: "Чем они отличаются?". Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом различий.


Трудности анализа и синтеза

Методика «Анаграмма»:

Учащимся предлагаются анаграммы. Они должны по анаграммам найти исходные слова. (ЛБКО, РАЯИ, УПКС, ЕРАВШН, РКДЕТИ, АШНРРИ, 
ОКТР, ЕМРТ, ОСЕНТ, ТЕННСИ, ОКОРАВ, ОГОЛАВ)

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с].

Материал: ряд звуков

ж, с, ч, ц, ш, т, с, с, ш, ц, т, с, ч, з.


Трудности в понимании и построении аналогий

Для диагностики нужно давать ребенку задания и игры на логическое мышление. Например, следующее упражнение:
Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из других предложенных слов существуют такие же отношения. Нужно найти это четвертое слово. 
Например: песня – композитор = самолёт - ? 
а) аэродром, 
б) горючее, 
в) конструктор, 
г) летчик, 
д) истребитель. 
Функциональные отношения: песню сочинил композитор. 
Ответ: в) конструктор создал самолет. 

Методика «Простые аналогии»:
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями. 

Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги. 

Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы. 

Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа. 

Нарушения речи и лексики

Дефекты звукопроизношения

У ребенка нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке: [а], [э], [о], [ы], [у], [и]. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляции во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные), язычно-передненебные (шипящие и свистящие). Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях: в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.

Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:

(с) – санки, оса, нос;

[с’] – семь, апельсин, гусь;

|з] – замок, коза;

[У] – зима, магазин;
Методика Т.Н. Фотековой


Нужно использовать приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову), упражнение на развитие артикуляции, упражнения на расслабление мышц, упражнения, направленные на постановку отдельного звука, логопедический массаж ( В. А. Ковшиков, И. В. Блыскина, К. А. Семеновой)

Рассказывание по сериям сюжетных картинок;
Описание предметов, пейзажных картин;
Пальчиковые игры.

Сложности в понимании речи и неречевых звуков

Для определения понимания речи ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».

Для исследования понимания неречевых звуков ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага) и т.д.

Есть более сложный вариант: ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш — ключ;
«Покажи ключом карандаш»
«Покажи ключ карандашом»

Для коррекции используются следующие игры и упражнения:

«Что за звук в конце слова?» ( Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.)
«Нужное слово». ( По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. )
«Зоркий глаз» (Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.)
«Чудесный художник» ( Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.)
«Запоминайка» ( Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается)
«Услышишь — хлопни».
«Кто больше?»
«Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово?» 
«Что за звук спрятался в середине слова?» 
«Бусы» 

Бедность лексики, активного и пассивного словаря

Для исследования лексического словаря можно составлять тематические альбомы.

Диагностика проходит следующим образом:

Исследование словаря существительных. Активный словарь. (Существительные: обувь, ботинки, посуда, тарелки, плита, кровать, гроза, пила, стол, майка, рубашка и т.д. Части предметов: тело (голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот.Профессии: врач, водитель, учитель, продавец, и т.д. 
Исследование обобщающих понятий. 
Одежда, мебель, овощи, фрукты, животные и т.д. 
Исследование глагольного словаря. (Что ты делаешь в течение дня? Как ты передвигаешься? Кто как кричит? Кто какие звуки издает? Кто что делает? (По профессиям.) 
Исследование словаря прилагательных. (цвета, формы)
Исследование подбора антонимов. 
(добро, высокий, горе, легкий, большой, покупать, друг и т.д.)

Игры для улучшения пассивного словаря:
"Румяные щечки" (Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.)
"Зеркало"(Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.)
"Посидим, полежим!"(Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит назвать их. )
"Встречаем гостей! "( Взрослый предлагает ребенку поиграть в гости: "Вот к нам в гости пришла кукла. Давай покажем кукле нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где туалет?")
"Прятки"
"Где много, а где мало?" 

Для развития активного словаря и лексики:
 «Кому угощение?» 

 «Назови части предмета» 
 «Мяч бросай и слова называй» 
«Полслова за вами»
«Кто как разговаривает?» 
 «Подскажи словечко». 
«Что происходит в природе?» 

Нарушения речи

Распознавание и диагностика речевых нарушений очень трудны и требуют исключения тугоухости и психических нарушений. Нередко для правильной диагностики типа речевого нарушения требуется несколько месяцев наблюдать за ребенком.

Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;

  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития, по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых);

  • беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними;

  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;

  • сравнение воспроизведения и понимания речи;

  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.


Четких работающих методик нет, требуется индивидуальный подход. Рекомендуются элементы массажа:

  • поглаживание от кончиков пальцев вверх – каждый пальчик, а после – кисть руки; 

  • растирание пальчиков – большим пальцем рисуем спиральки, продвигаясь от кончика детского пальца вверх (каждый пальчик, а после кисти рук); 

  • сгибаем-разгибаем пальчики (несколько раз каждый); 

  • осторожно вращаем кисть по часовой стрелке и против (в запястном суставе).

Игра «Жмурки с колокольчиком»
Игра «Поймай звук»
Артикуляционная гимнастика

С ребенком необходимо составлять рассказ по сюжетной картинке. 
Материалом исследования служат сюжетные картинки. Например, «Зимние забавы», «Детский сад». Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться... («Зимние забавы», «Детский сад»)». При выборе стимульного материала следует учитывать возрастные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета; красочность предложенных картинок или предметов.

Мутизм

Симптомы мутизма:

  • Ребенок не говорит в конкретных ситуациях, например, на школьных уроках, или когда они должны выступать или просто общаться на людях.

  • Ребенок может нормально говорить в ситуациях, в которых он чувствуют себя комфортно - наедине у себя дома или в пустом классе

  • Неспособность говорить вмешивается в способности функционировать в общественной обстановке

  • Неспособность говорить длится, по меньшей мере, два месяца

  • Неспособность говорить не объясняется другим поведенческим, психическим или когнитивным расстройством.

Диагностика включает 4 задания:

  • ситуативная беседа ;

  • автоматизированная речь;

  • договаривание стойких речевых конструкций ;

  • понимание простейших речевых инструкций.

Первый этап – подготовительный. Основная задача: установление невербального контакта. На этом этапе предусматривается: 1. Выполнение заданий в группе учащихся от двух до четырёх человек (артикуляционные и дыхательные упражнения, дидактические игры). Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 2. Выполнение заданий в паре с учеником из своего класса. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 3. Выполнение заданий в группе (4 человека) с учениками из своего класса. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 

Второй этап – стимуляция произнесения отдельных звуков и слов: 1. Вызывание звуков в ходе выполнения индивидуальных заданий совместно с учителем-логопедом. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 2. Выполнение заданий в паре с учеником из своего класса. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 3. Выполнение заданий в группе (4 человека) с учениками из своего класса. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 
Третий этап – закрепление коммуникативных умений и навыков. В ходе реализации программы использовались методы моделирования положительных ситуаций: метод создания ситуаций, стимулирующих речь, метод смягчения ситуации, в которой у ребёнка отсутствует речь; приём положительного подкрепления. Наблюдения за ребёнком в ходе реализации программы сопровождения показали положительную динамику, при этом необходимо отметить повышение результативности обучения на фоне медикаментозного лечения.

Нарушения поведенческой и личностной сферы

Повышенная отвлекаемость

Повышенную отвлекаемость можно отнести к нарушениям внимания. Диагностика проводится аналогично. (Такие дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое)

Игры:

«Давайте поздороваемся» (Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания.Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок - здороваемся за руку; 2 хлопка - здороваемся плечиками; 3 хлопка - здороваемся спинками.)
«Колокольчик»

(Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя)
«Найди отличие»

(Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке)
«Передай мяч»

(Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.)
«Гвалт»

(Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.)
«Броуновское движение»

(Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей)
«Море волнуется...»

Дезадаптация к условиям образовательного учреждения

Критерии школьной дезадаптации:

1. неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

2. нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).

3. повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный "вандализм" (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

Для диагностики существует опросник «Методика определения уровня дезадаптации».

Анкета « Хорошо ли ребёнку в школе?» 
Анкета «Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению ребёнка» (Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко 
Анкета «Выявление причин школьной неуспешности»( для педагогов, родителей) 
Тест на эмоциональное отношение к школе 
( «Домики» авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер)

Для решения проблемы школьной дезадаптации ребенка в социально-педагогическую деятельность должны включиться и родитель, и психолог, и учитель. 

Учитель создает ситуацию успеха на уроке, комфортность в ситуации урока, помогает организовать в классе личностно-ориентированный подход. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Необходимо создание доверительной, искренней эмоциональной обстановки в классе.

«Я и мои эмоции». Перед тем как начать использовать эти игры, необходимо провести с ребенком небольшую беседу о том, какие эмоциональные состояния он знает. Ребенок может вспомнить ситуацию, в которой он испытывал ту или иную эмоцию, чем было вызвано это состояние, что он при этом чувствовал. Можно обсудить внешние проявления каждого эмоционального состояния. Эти игры затрагивают самые тонкие струны души ребенка. Поэтому будьте осторожны в выборе времени и места проведения игры, учитывайте состояние здоровья и настроение детей.

«Мимическая гимнастика». Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза («а мне все равно» — равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело: вот я какой!).

«Волшебный мешок». Ребенку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т. д. Этот мешок — со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку.

«Рисует настроение музыки». После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки можно предложить детям нарисовать ее. «Дневник настроений». Заведите вместе с ребенком дневник его настроений — общую тетрадь, в которой вы каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение.

Нарушения самооценки

«Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн» 
Тест "Лесенка" В.Г.Щур
Экспресс-диагностики уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В». 

«Уверенность» 
"Нарисуй себя сильным и уверенным в трудной ситуации». Поговорите с ребенком о том, что он чувствует, когда видит себя в образе героя.

«Счастливый танец» 
«Придумай свой танец, когда ты чувствуешь радость». Присутствующие дети или родители тоже танцуют, стараясь повторить движения ребенка. Потом солист меняется местами с кем-то другим.

Также полезны следующие игры:
"Следуй за мной"
"Полный назад!"
"Кто как ходит?" 
"Ромашка с именем"
"Рисование в зеркалах"

«Бурные» эмоциональные реакции

Цветовой тест Люшера;
Методики диагностики:
«Рисунок человека»
«Выбери нужное лицо»
Анкеты;
Тест Филлипса;

Личностная шкала Д.Тейлора.

Игры:
Игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

Игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.

Игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.

Игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.

Игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.

Игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

Упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.


Тревожность

Отсутствие мотивации

Методика определения мотивов учения (М.Р. Гинзбург)
Методика «Беседа Нежновой» (В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника)
Методика «Изучение соподчинения мотивов» (Предлагается несколько серий заданий, предполагающие выполнение непривлекательных занятий для ребенка с обещанием поощрения. Наблюдают за поведением ребенка при выполнении непривлекательного занятия за получение поощрения.)

Нарушения поведения в личностной сфере (агрессивность, склонность к обману, бродяжничество и т.д.)

Определение уровня развития – Векслер, ШТУР; 
Определение мотивации; 
Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы); 
Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ); 
Изучение межличностных отношений в классе (социометрия, референтометрия); 
Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).

Работа должна быть в трех направлениях:

  1. Работа с гневом, обучение приемлемым способам выражения гнева.

  2. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствии

  3. Обучение контролю, умению владеть собой. 

Игры:
“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) 
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. 
“Говори!” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) (Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе потолок?”... “Говори!”; “Какой сегодня день 
недели?”... “Говори!” и т. д.)
“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.)
“Слушай команду” (Чистякова М.И.) 
«Морские волны” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
“Я вижу...” ( Карпова Е.8., Лютова Е.К)

Демонстративность

Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. При этом демонстративный ребенок часто проявляет негативистские эмоции. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
Проективные методики; 
Опросник Леонгарда; 
Опросник Шмишека; 
16 – факторный тест Кеттела;

Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. 
Игры:
«Волшебные очки» 
Необходимы маскарадные очки. Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он прячет иногда от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то застилает кровать и т.п.) Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, педагог помогает. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств. 
«Конкурс хвастунов» 
Педагог предлагает провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями, а соседом. Педагог просит внимательно посмотреть на соседа справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств. 
«Небоскреб» 
Педагог предлагает детям взять по 2 кубика и сесть в круг на пол( можно 2 группы): «Сейчас вы вместе будете строить один небоскреб. Мне очень интересно узнать на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас начнет строительство-т положит в центр кубик. Следующий кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом можно говорить друг с другом и вместе принимать решение, как поступить дальше. Даже, если свалится один кубик- работу нужно будет начать заново. Я буду измерять на какую высоту поднялся небоскреб» 
«Неожиданные картинки» 
Педагог предлагает детям сесть в круг и взять по листу бумаги. По команде дети начинают рисовать в течение 2-3 минут. Также по команде они прекращают рисовать и передают начатые рисунки соседу слева. И т.д. до тех пор пока рисунки не совершат полный круг ( если группа большая , игру остановить после 8-10 смены автора) 
«Герой дня»

Замкнутость, необщительность, инертность

Наблюдение; 
Социометрия; 
Тест Айзенка (темперамент); 
Кинетический рисунок семьи; 
ДДЧ; 
Тест тревожности Филлипса.

Игры:
«Рычи, лев, рычи» 
В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». 
«Колдун» 
Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает. 
«Расскажи стихи руками» 
Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает. 
«Сказка» 
Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения. 
«Салочки»
«Поймай мяч» 
«Закончи предложение» 
«Светлячок»

Большое количество страхов

Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам» (Методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов)
Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой
Методика диагностики детских страхов А. И. Захарова

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи» (Детям предлагается рисовать цветными карандашами. одну или две темы. Рисование страхов детьми снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного.)
Игры "Пятнашки" и  "Жмурки" (способствуют устранению страха внезапного воздействия, а также страха темноты и замкнутого пространства)
Игры "Быстрые ответы" и "Кто первый" (Снятие страха неожиданного воздействия, тренировка процессов внимания и торможения. Снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, развивает сообразительность, находчивость, смекалку)
Игра "Противоборство" (Смысл игры состоит в противоборстве с кем-то, символизирующим опасность, победа над которым возможна только при подавлении в себе страха, при уверенных и точных действиях)
Игры "Проникновение и выход из круга", "Сжатие" , "Пролезание", "Автобус", "Коридор" (помогают устранить боязнь замкнутого пространства)
Игры-драматизации

Нарушения воли

  • Методика наблюдения «Особенности проявления воли»
    Методика «Изучения волевой активности в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в
    общении друг с другом «(Н.А. Цыркун)
    Методика «Изучения проявлений борьбы мотивов (Н.А. Цыркун)
    «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (определение
    готовности к обучению, сформированности пространственных
    представлений и уровня саморегуляции.)


Нужно вести систематическую работу с понятием «правило». Например: повторить правило, подумать, как его выполнять, поощрять за старания и помощь другим детям. 

Игра «Секретное слово» (Педагог договаривается с игроками, что они будут повторять за ними все слова, кроме, например, названий растений иди домашних животных. Вместо этого, услышав название растения или домашнего животного, нужно топнуть ногой или хлопнуть два раза в ладоши (свистнуть, подпрыгнуть и т. д.) 
 Игра «Репка». Дети рассказывают сказку «Репка» по одному предложению друг за другом по кругу. При этом заменяют названия и имена главных персонажей следующим образом: Репка — два хлопка в ладоши; Дедка — слова «кхе-кхе»; Бабка — «ой-ой»; Внучка — «ля-ля»; Жучка — «гав-гав»; Кошка — «мур-мур»; мышка — «пи-пи».) 
Игра «Разведчики»
Игра «Сокровища пирата»
Игра «Внимательный сыщик» 
Игра «Черепашьи бега»
Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» 

Двигательные и опорно-двигательные нарушения

Врожденные и приобретенные патологии опорно-двигательного аппарата

Диагностика представляет собой наблюдение за ребенком.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата направлена на формирование двигательных функций. Реализация данного направления осуществляется за счет комплексного воздействия всеми доступными средствами. К ним относится:

  • Медикаментозное, ортопедическое, физиотерапевтическое лечение.

  • Массаж.

  • Лечебная физкультура.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки:

Исходное положение - стоя прямо, руки опущены вдоль туловища, колени выпрямлены, стопы параллельны и вместе.

счет 1. Длинная и прямая шея: вытянем длинную шею "как у жирафа"

счет 2. Опустить и соединить лопатки: "завяжем лопаточки на бантик" (взрослый может помочь ребенку - соединив их)

счет 3. Втянуть живот: "съедим все булочки в животике" или просто "спрячем животик" (дети обычно делают вдох)

счет 4. Скорректировать положение бедра, оно не должно быть под углом относительно корпуса (лордоз) - "спрятать хвостик".

Игры и упражнения:
"Выпрямились - "согнулись" «Приседания с прямой спиной»: нужно поставить ребенка спиной к ровной стене (руки вдоль туловища, ноги вместе), проверить осанку. Затем ребенок должен выполнять приседания, стараясь не отклоняться от стены, тем самым сохраняя осанку. - то же, но уже отойдя от стены (стараясь сохранить осанку без поддержки). Проверять правильность осанки после каждого приседания.

«Поднимание на носочки» :поставить ребенка спиной к ровной стене (руки вдоль туловища, ноги вместе), проверить осанку. Затем ребенок должен подниматься на носочки, стараясь не отклоняться от стены, тем самым сохраняя осанку. - то же, но уже отойдя от стены (стараясь сохранить осанку без поддержки).«Ношение предметов на голове»


Нарушения осанки

Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, при необходимости рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

Нарушения анализаторных систем

Нарушения зрения

Признаки возможного нарушения зрения:
– у ребенка бывают часто покрасневшие глаза, он избегает смотреть на свет;
– глаза часто слезятся, есть выделения;
– ребенок часто жмурится и плотно закрывает веки;
– наблюдая за чем-нибудь, ребенок часто склоняет голову набок, рассматривает предметы или картинки с очень близкого расстояния;
– у ребенка часто болит голова;
– косоглазие, даже если оно едва заметно или проявляется время от времени;
– затуманивание или помутнение зрачков (хрусталик становится толстым, и через него с трудом проходит свет).

Матрица с кольцами Ландольта
Методика «Оценка зрительного восприятия» Методика «Зеркало» Методика «Нанизывание»

Для коррекции нарушения зрения в школе крайне необходимо использовать физкульт-минутки с гимнастикой для глаз, а также элементы точечного массажа.

Игры:
«Солнечный зайчик»
«Облачко»

«Комарик»
Упражнения:
"Метка на стекле" (По Аветисову). Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
"Пальминг" (автор У.Бейтс) Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

Упражнения на расслабление, моргание и т.д.

Нарушения слуха

Для диагностики нарушений слуха можно использовать метод гороховых проб, а также списки Неймана.

Для коррекции существует острая необходимость использовать наглядный и сенсорный материал.

Игры:
«Ушки-слушки» (Педагог  показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.)
«Кто сказал мяу?» (Педагог включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.)
«Кто стоял у светофора?» ( Педагог включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай)
Пальчиковые игры (например, «Гроза»)
«Тихо-громко говори»


Прочие нарушения

Сложности в соотносящей деятельности

Для диагностики необходимо попросить ребенка собрать пирамидку из колец, сборно-разборную игрушку и т.д. Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов. Нужно наблюдать, как ребенок выполняет действия: использует ли он «метод силы» или метод проб\зрительного соотнесения.

Первое направление: развитие культурно-нормированных, специфических и орудийных действий. Малыши раннего возраста должны научиться пользоваться ложкой, чашкой, рисовать карандашом, копать совочком, причесывать волосы расческой, застегивать пуговицы и т.д.
Второе направление - экспериментирование. Экспериментирование ребенка с различными материалами: вода, песок, позволяют ребенку получать новую для него информацию, делать открытия, опробовать различные способы действий, не боясь ошибиться. 
Третье направление педагога по развитию предметной деятельности - формирование целенаправленности и настойчивости действий. Для этого используются разрезные картинки, мозаика, 
конструкторы, строительный материал, а также любые бытовые предметы.
Игры:
 «Привет»
 «Поиграем с погремушками»
«Что в коробочке?»
«Кто в домике живет?»
«Разноцветные краски»
«Пакетик с сюрпризом»
«Что в пакете?»
 «Покорми мишку»
 «Помоги мне»
 «Телефон»

Сложности в орудийных действиях

Диагностика представляет собой наблюдение за деятельностью ребенка: если он пытается есть ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек, вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее, то орудийное действие он освоил.

Нарушения понимания эталонных систем (цвета, формы, вес и т.д.)

Достаточно попросить ребенка «дай мне такой же», «дай мне * цвет\форму», а также наблюдать за ним в процессе деятельности.

«Диагностика познавательного развития детей раннего возраста  (Е.А. Стребелева)»
Методика "Исключение лишнего"
Методика "Дорисовывание фигур"

Игры:
«Подбери шарик»
("Ребята, у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку. А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу.")
«Воздушные шары» (Игра учит детей подбору по образцу шести цветов спектра)
«Спрячь мышку» (Педагог выкладывает на стол домики для мышки. "Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку." Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.)
«Подбери по цвету» (Игра учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. " Дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.")
«Бегите ко мне!»
«Стрелка, стрелка, покружись» 
 «Открой свой домик»
«Собери капельки в стакан»
«Сложи пирамидку»

Трудности в планировании высказываний

Методика диагностики следующая: нужно сказать ребенку: «Составь небольшой устный рассказ по следующей теме: «Вот какой случай со мной произошел». Время на подготовку высказывания составляет 5-7 минут. Далее работа ребенка оценивается по 4 уровням, среди которых следующие критерии: соответствие высказывания заданной теме и основной мысли; при последовательном и логичном изложении тема раскрыта полностью; высказывание построено в определенной композиционной форме (повествования, описання, рассуждения) в соответствии с замыслом, при этом соблюдается взаимосвязь между композиционными частями; объем высказывания.

Работа по развитию речи ведётся по следующим направлениям: 

  • Обогащение словарного запаса; 

  • Обучение составлению

пересказа и придумыванию рассказов; 

  • Разучивание стихотворений; 

  • Отгадывание загадок. 

Использовать серии сюжетных картинок, составление планов с ребенком.

Таким образом, при обучении планированию высказывания в процессе развития связной речи следует учитывать следующие методические принципы:

  • Постепенное усложнение в ходе непосредственно образовательной деятельности речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу);

  • Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов;

  • Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.


Аграмматизмы

Аграмматизмы достаточно просто услышать в речи ребенка, а также заметить на письме. Можно использовать следующие методики:

Тест «Повторение фраз»

Описание картинок

Тест «Грамматические деформированные конструкции»

Методики коррекции:

Мазанова Е.В. "Учусь работать со словом" 
Мазанова Е.В. "Учусь работать с текстом"
Игры:
подвижная игра с мячом «Скажи наоборот»; 
Игра «Один – много»; игра «У кого сколько»; 
Игра «Магазин»;
игра «Найди пару»;
игра «Угадай кличку животных».
Упражнения:
Работа с альбомами «Игрушки», «Одежда», «Животные», «Фрукты», «Овощи».