ПРАКТИКУМ по функциональной грамотности
Комплексное задание «Домашние задания» (3 задания)
В школе учатся 800 детей с 1 по 11 класс. Педагоги школы решили выяснить, сколько времени занимает выполнение домашних заданий учащимися школы в разных классах. Каждому классу предложили рассчитать среднее значение на выполнение домашних заданий. В 8-Б классе учатся 30 человек. Среднее время, которое они тратят на выполнение домашних заданий в неделю, составляет 14 ч.
Задание 1: Как подсчитать среднее время, которое тратят учащиеся класса на выполнение домашних заданий в неделю?
Характеристики задания 1:
Содержательная область оценки: количество
Компетентностная область оценки: формулировать
Контекст: образование
Уровень сложности: низкий
Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста и вычислений)
Объект оценки: нахождение среднего арифметического
Система оценивания:
Код | Содержание критерия |
1 | Возможные ответы: Объяснения, в которых говорится о том, что нужно суммировать время выполнения домашних заданий всех учащихся класса и разделить на 30: вы складываете время выполнения домашних заданий всех учащихся класса за неделю и делите на число учащихся; сложите время выполнения домашних заданий всех учащихся класса за неделю и разделите его на количество учащихся, что в данном случае равно 30; время выполнения домашних заданий всех учащихся класса за неделю, разделённое на число учащихся. |
0 | Дан неверный ответ |
Задание 2 Обведите в Таблице 1 слово
«Верное» или
«Неверное» около каждого из следующих утверждений.
Таблица 1
Утверждение | Верное или неверное |
Если в классе есть учащийся, который тратит на выполнение домашних заданий 16 ч в неделю, то обязательно должен быть учащийся, который тратит на выполнение домашних заданий 12 ч. | Верное / Неверное |
У большинства учащихся класса количество времени, которое они тратят на выполнение домашних заданий в неделю, должно составлять 14 ч. | Верное / Неверное |
Если составить список учащихся класса по количеству времени, которое они тратят на выполнение домашних заданий в неделю, начиная с самого наименьшего и кончая наибольшим, то прямо посередине списка должен находиться учащийся со временем выполнения домашних заданий в неделю, равным 14 ч. | Верное / Неверное |
Половина учащихся класса должна тратить более 14 ч на выполнение домашних заданий в неделю, а другая половина должна тратить менее 14 ч на выполнение домашних заданий в неделю. | Верное / Неверное |
Характеристики задания 2:
Содержательная область оценки: количество
Компетентностная область оценки: рассуждать
Контекст: образование
Уровень сложности: средний
Формат ответа: задание с выбором ответа «верно» или «неверно»;
Объект оценки: проверка истинности утверждений относительно данных;
Система оценивания:
Код | Содержание критерия |
2 | Даны ответы: неверно, неверно, неверно, неверно |
1 | Даны более двух правильных ответов – «неверно» и менее двух неправильных – «верно» |
0 | Даны все неправильные ответы или дан всего один правильный |
Задание 3 Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день:
4-5 классы – 2 ч;
6-8 классы – 2,5 ч;
9-11 классы – 3,5 ч.
Ирина учится в 7, а Татьяна – в 9 классе. В приведенной таблице указано время, которое они потратили на выполнение домашних заданий. Соответствует ли количество времени, потраченное девочками на выполнение домашних заданий, нормативным требованиям?
Таблица 2
Предмет | Ирина | Татьяна |
Математика | 30 мин | 40 мин |
Русский язык | 25 мин | 27 мин |
Литература | 20 мин | 25 мин |
История | 27 мин | 32 мин |
Биология | 22 мин | 24 мин |
Иностранный язык | 28 мин | 30 мин |
Характеристики задания 3:
Содержательная область оценки: количество
Компетентностная область оценки: применять
Контекст: образование
Уровень сложности: низкий
Формат ответа: задание с вычислениями;
Объект оценки: проверка соответствия количества потраченного времени девочками санитарным требованиям;
Система оценивания:
Код | Содержание критерия |
1 | Даны ответы: Ирина – нет, Татьяна - да |
0 | Дан неверный ответ |
Комплексные задания «НА ДАЧЕ» (3 задания)
У Лены большая дружная семья. В выходные дни все домочадцы любят собираться на даче. Каждый член семьи занят каким-нибудь полезным делом: мужчины что-нибудь мастерят или ремонтируют, а женщины – готовят еду и работают в саду и огороде. В конце каждого дня семья собирается за большим круглым столом на террасе и пьет чай с пирогами, которые печет бабушка, а Лена всегда помогает ей.
Вопрос 1 Для приготовления 1 кг яблочного пирога требуется 250 г сливочного масла, 0,4 кг муки и 100 г сахара. Оставшаяся масса приходится на начинку для пирога. Сколько граммов муки потребуется для изготовления 1,5 кг пирога?
Характеристики задания 1:
Содержательная область оценки: изменения и зависимости
Компетентностная область оценки: рассуждать
Контекст: личная жизнь
Уровень сложности: низкий
Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде вычислений);
Объект оценки: выполнение действий с величинами, переход от одних единиц массы к другим;
Система оценивания:
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ: 600 г Пример возможного решения: 1)Перевод единиц массы – из килограммов в граммы 1кг =1000 г; 0,4 кг=400г; 1,5 кг= 1500 г Или перевод единиц массы – из граммов в килограммы 250 г=0,25 кг ; 100 г=0,1кг, 2)1500-1000=500 (г) – масса половины пирога 3)400:2=200(г) – масса муки на 500г пирога 4)400+200= 600 (г) =0,6 (кг)- массы муки на 1,5 кг пирога |
0 | Дан неверный ответ |
Вопрос 2 Весной мужчины решили покрасить забор. Сколько банок краски потребуется для забора высотой 1,8 м и длиной 130 м, если 1 л краски хватает на покраску 10 кв. м площади, и банка краски вмещает 2 л?
Характеристики задания 2:
Содержательная область оценки: пространство и форма
Компетентностная область оценки: применять
Контекст: личная жизнь
Уровень сложности: средний
Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде вычислений);
Объект оценки: выполнение действий;
Система оценивания:
Код | Содержание критерия |
2 | Пример возможного решения: 1)1,8*130=234 (кв.м)- площадь забора 2)2*10=20 (кв.м) –площадь покраски 1 банки краски 3)234:20=11,7 (б) 4)11,7≈12 банок |
1 | Дан верный ответ, но нет решения. |
0 | Дан неверный ответ |
Вопрос 3 На участке площадью 10х10 кв. м семья решила посадить яблони. Были изучены цены на саженцы в различных магазинах. В магазине A саженцы предлагались по цене 350 руб. за штуку и дополнительно необходимо заплатить за доставку 1 000 руб. В магазине B саженцы стоили 380 руб. за штуку, но с бесплатной доставкой. Известно, при посадке расстояние между саженцами должно быть не менее 4 м, а между рядами не менее 6 м. Какое максимальное количество саженцев можно посадить на участке площадью 10х10 кв. м, и какую минимальную цену за саженцы необходимо заплатить?
Характеристики задания 3:
Содержательная область оценки: пространство и форма
Компетентностная область оценки: применять
Контекст: личная жизнь
Уровень сложности: средний
Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде вычислений);
Объект оценки: выполнение действий с расчетами количества и стоимости саженцев;
Система оценивания:
Код | Содержание критерия |
2 | Пример возможного решения: 1)Возможно посадить на участке всего 6 саженцев; 2)1 магазин: 350*6+1000=3100 (руб) 3)2 магазин: 380*6+0=2280 (руб) 2280 6 саженцев купить выгодней во 2 магазине – 2280 руб. |
1 | Дан правильный расчет количества посадки саженцев на участке – 6, но отсутствует ответ или дан неправильный ответ о минимальной стоимости саженцев. |
0 | Дан неверный ответ |
3. Комплексные задания «СКОРОСТЬ ПАДЕНИЯ КАПЕЛЬ» (2 задания)
Внутривенные капельные вливания (внутривенные капельницы) используются для введения жидкости и лекарств пациентам.
Для осуществления вливания медсёстрам нужно вычислять скорость падения капель (D), измеряемую в каплях в минуту. Они используют формулу D= 60kv/n, где
k - показатель числа капель в единице объёма, который измеряется в каплях в миллилитре(мл);
v - объём вливания, в мл;
n - количество часов, в течение которых необходимо делать капельницу.
Задание 1: Медсестра хочет увеличить вдвое время вливания.
Приведите точное описание того, как изменится значение D, если n увеличить в два раза, а k и v оставить без изменения.
Характеристики задания 1:
Содержательная область оценки: изменение и зависимости
Компетентностная область оценки: применять
Контекст: профессиональная деятельность
Уровень сложности: средний
Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде вычислений);
Объект оценки: объяснение эффекта, который производит удвоение одной переменной в формуле на значение подсчитываемой величины, если другие переменные остаются без изменения;
Система оценивания:
Код | Содержание критерия |
2 | Пример возможных ответов: В объяснении описаны и направление, и величина изменения. Возможные формулировки: |
1 | Ответ, в котором правильно описано либо направление, либо величина изменения, но не оба параметра. Возможные формулировки: • D станет меньше [не говорится о величине изменения]; • будет изменение на 50% [не говорится о направлении изменения]; • D будет на 50% больше [верная величина изменения, но неверное направление изменения]. |
0 | Другие ответы или ответ отсутствует. |
Задание 2: Медсёстрам также нужно вычислять объём вливания (v), используя скорость падения капель D. Вливание со скоростью 50 капель в минуту необходимо сделать пациенту за 3 часа. Показатель числа капель в единице объёма для данного вливания равен 25 каплям в миллилитре. Каков объём вливания (в мл)?
Характеристики задания 2:
Содержательная область оценки: изменение и зависимости
Компетентностная область оценки: применять
Контекст: профессиональная деятельность
Уровень сложности: низкий
Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде вычислений);
Объект оценки: преобразование уравнения и подстановка значения двух данных величин;
Система оценивания:
Код | Содержание критерия |
1 | Пример возможных ответов: 360 или приведены верное преобразование и подстановка значений |
0 | Другие ответы или ответ отсутствует. |