СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хлеб всей жизни голова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: значение хлеба в жизни.

Проблема: откуда хлеб на стол пришёл?

Цель: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий

Просмотр содержимого документа
«Хлеб всей жизни голова»

ТЕМА: ХЛЕБ ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА

АКТУАЛЬНОСТЬ: ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА В ЖИЗНИ.

ПРОБЛЕМА: ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ?

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.
ЗАДАЧИ:

- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;

- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;

-развивать способность чувствовать, сопереживать;

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

ОФОРМЛЕНИЕ: у доски накрыт праздничный стол: каравай на рушнике, хлебобулочные изделия (пряники, сухари, связки баранок, макароны и т.д.), самовар, ваза с колосками, дети в народных костюмах

ОБОРУДОВАНИЕ:

- видеофильм «Откуда хлеб на стол пришёл», презентация с изображением хлебного поля, демонстрационное оборудование (экран, проектор, звуковые колонки);

- игрушка «колобок», карточки с буквами ХЛЕБ, плакат с надписью «Хлеб всей жизни голова», каравай на рушнике, чувашский костюм для девочки и мальчика, буклеты с рецептами, карточки со словами : «Пашня», «Сев», «Сбор урожая», «Мельница», «Пекарня», «Магазин», колпаки с надписями «хлебопашец», «мельник», «пекарь», «рабочий», «каравай», венки на 13 учащихся с рисунком зёрнышек, карточки «Правила обращения с хлебом», кусочек хлеба в 125 г,


I. Организационный момент

Дети стоят в шахматном порядке в народных костюмах.

- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Ырă кун пултăр яш каччăсемпе чипер хĕрсем! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки.

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в том далёком времени наших предков. Открываем глаза.

Включаю музыку и дети исполняют песню «Горячий хлеб с хрустящей корочкой»

Со старинных времен
Хлеб всему голова.
«Каравай» и «батон» –
Золотые слова.
Утром бабушка в печь
Ставит тесто опять,
Чтоб на завтрак успеть
Хлеб горячий подать.

Припев. Горячий хлеб
С хрустящей корочкой
Пекут в деревне и сейчас.
Горячий хлеб,
Мука как горочка.
Все по старинке тут у нас.


Режь скорее его,
Подавай на обед,
Нет вкусней ничего,
В чем же хлеба секрет?
Хлеб в дорогу берут,
С ним встречают гостей.
Хлеб испечь – добрый труд,
И нет хлеба вкусней!

-- Отгадайте загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

Показываю мягкую игрушку колобок

- Мы с колобком будем подходить к каждому из вас, а вы говорите своё имя,

Чтоб румяный колобок и наши гости с вами могли познакомиться.

Дети называют своё имя и садятся на свои места.

II. Объявление темы классного часа.

- Предлагаю отгадать следующую загадку:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место (Хлеб)

- Правильно, ребята. Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». (На доске вывешиваю карточки с буквами ХЛЕБ) На Руси хлеб пекли почти в каждом доме. Сейчас мы покупаем хлеб в магазине. Хлебушек каждый день присутствует на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках. Хлеб – это символ достатка и благополучия в семье. Хлеб на столе – это богатство в доме. Итак, о чём же мы с вами будем говорить на этом занятии?

- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему. А как вы думаете, почему я пригласила сегодня на наше мероприятие именно Колобка? (Колобок – это хлеб)

- А тема нашего занятия «Хлеб – всей жизни голова». Плакат с такой надписью вывешиваю на доску, прикрепляя магнитами.

III. Расшифровка слова «Хлеб»

- Каждое слово несёт в себе определённую информацию. Какие чувства вызывает у вас это слово? Расшифруйте слово ХЛЕБ. Подберите прилагательные на каждую букву этого слова.

Х (ха) – хороший, хранимый всеми, хрустящий

Л (эл)– любимый, лучший

Е(э) – естественный, единственный

Б (бэ)– богатый, бесценный, белый

- А теперь придумайте словосочетания со словом хлеб. Какой бывает хлеб?

Хлеб: свежий, чёрствый, белый, серый, чёрный, вкусный, ароматный, пышный, мягкий, душистый, подгорелый, хрустящий, ломкий, ржаной, пшеничный, овсяной.

- Молодцы, справились. Ещё люди сравнивают хлеб золотом. Как вы думаете, почему?

IV. Встреча гостей хлебом-солью

- В песне были такие слова: «С ним встречают гостей». А что означает встречать с хлебом-солью гостей? (Гостеприимство, радость встречи, честь и почёт, душевность, доброта, достаток, щедрость, уважение)


Егор:

Хисеп туса, ыр сунса

Чун-чĕререн юратса

Хырай Ěнел ялĕнче

Сире хапăл тăватпăр.

София:

Ҫĕнĕрен йăла кăлармастпăр

Авалхи йăласене манмастпăр

Ҫăкăр-тăварпа кĕтетпĕр

Чун-чĕререн хисеплетпĕр.

Егор:

Уява уяв пекех тăвар

Ун илемĕ - ҫăкăрпа тăвар


Ҫак ҫăкăра хисеплесе

Астивсемĕр чĕререн.

София:

Тутансамăр, чăваш ҫăкăрне!

V. Беседа о значении хлеба в жизни людей

- Да, к хлебу относились и относятся и сейчас с уважением:

  • Хлеб берут с собой, отправляясь к невесте свататься;

  • С хлебом солью встречают родители молодожёнов;

  • Хлеб часто использовали в качестве оберега;

  • Клали его в колыбель к новорождённому;

  • Брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути;

  • Провожают сыновей в армию служить тоже с караваем, а тот кусок, который он отведал. хранят у иконы до его возвращения домой.

- Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу – Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения.

- А вы как поступаете с упавшим хлебом?

- Чёрствый хлеб не надо выбрасывать. Его можно использовать для приготовления новых блюд. Я вам всем хочу подарить вот такую книжку с рецептами. Вы дома вместе с мамами можете приготовить эти бдюда и порадовать всех членов семьи.

VI. Беседа о том, откуда берётся хлеб на столе

- Не задумывались ли вы, откуда берётся хлеб на столе, кто его производит и легко ли вырастить хлеб?

- Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того, чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Предлагаю посмотреть видеофильм «Откуда хлеб на стол пришёл?» На экране появляется видеофильм

- А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке. А я хочу проверить, внимательно ли вы смотрели фильм.

- Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем? На доске в произвольном порядке карточки со словами: «Пашня», «Сев», «Сбор урожая», «Мельница», «Пекарня», «Магазин». Дети по желанию выходят к доске и проставляют слова в правильном порядке.

- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.

- Колобок предлагает такую игру: «Угадай зёрнышко».

В маленьких контейнерах зёрна: пшеница, рожь, овёс, ячмень. Дети должны угадать в каком контейнере какое зерно.

VII. Физкультминутка

- Молодцы, ребята! А теперь представьте, что вы зёрнышки…

Посадили мы зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зернышко –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

VIII. Беседа о профессиях

- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей. Нелёгок труд хлебороба. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле.

- Производство хлеба начинается с подготовки поля, зерна и техники. Убрав урожай, уже осенью вспахивают поля, подготавливают к весне и сеют озимую рожь и пшеницу. Путь хлеба начинается ещё зимой, когда борются со снегозадержанием на полях с целью утепления озимых посевов и увеличения водного запаса почвы.

- Давайте перечислим, люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол по этапам, которые вы правильно проставили по местам: «Пашня», «Сев», «Сбор урожая», «Мельница», «Пекарня», «Магазин» (тракторист, земледелец, колхозник, комбайнер, шофёр, мельник, пекарь..

- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?

- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?

- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)

- Кто его везёт?

- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице?

- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?

- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?

- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.

- А вот самый  главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

IX. Работа по формированию бережного отношения к хлебу

- Выращивание хлеба очень сложный и трудоёмкий труд. Это огромный труд людей. Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд.

- Давайте попробуем определить для себя четкие правила обращения с хлебом:

Детям раздаю карточки:

Правила обращения с хлебом.

ö Бери хлеба столько, сколько съешь.

ö Не играй с хлебом.

  • Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

ö Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

ö Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

X. Беседа о военном хлебе.

- 1941 год…

В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски. Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!»

- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. Показываю детям кусочек хлеба в 125 г.).

- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…

- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба. Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.

Дети исполняют песню «Корочка хлеба»

1.Даже не верится, что когда-то
На поле сожжённом огнём батарей,

Перед атакой герои-солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.
Припев: Корочка хлеба,
Хлебная крошка,
Что это -
Много или немножко?
Корочка хлеба,
Хлебная крошка...
2. Даже не верится, что на свете
В какой-нибудь очень далёкой стране
С чёрствой лепёшкой голодные дети
Порою встречаются только во сне.
3. Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Дети садятся на свои места.

- Ребята, давайте ещё раз повторим и запомним основные правила обращения с хлебом.

На слайде надпись. Предлагаю детям сначала прочесть про себя, а потом хором.

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

XI. Работа с пословицами

- Многие поэты и писатели в своих произведениях славили хлеб. В честь хлеба слагали гимны, стихи, пословицы, поговорки. Давайте соберём на нашем хлебном поле пословицы.

На экране слайд с изображением хлебного поля. Поочередно выходят надписи с пословицами, а дети объясняют значение каждой пословицы.

Плох обед, коли хлеба нет.

Хлеб на стол и стол расцвёл.

Хлеб в закромах, счастье в домах.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Хлеб – всему голова.

XII. Игра «Каравай»

- Молодцы! Славно потрудились. Можно и отдохнуть, повеселиться на Празднике урожая!

- Каравай приехал к детям.

Как его, ребята, встретим?»

Дети: Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

Дети поют под музыку:

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины

Вкруг вставай Каравай,

Кого хочешь – выбирай!»

Каравай: Я выбираю хлебопашца!

(Хлебопашец надевает колпак, становится в середину)

Хлебопашец:

Я в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Дети:

Хлебопашец, в круг вставай

Кого хочешь – выбирай!»

Дети поют под музыку:

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины

Хлебопашец, в круг вставай

Кого хочешь – выбирай!»

Хлебопашец:

- Я выбираю мельника!

(Мельник надевает колпак, становится в середину)

Мельник:

Не молол я чепуху,

А смолол зерно в муку!

Дети:

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!»

Дети поют под музыку:

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!»

Мельник:

Я выбираю пекаря!

(Пекарь надевает колпак, становится в середину)

Пекарь:

Я не грел на печке бок –

Каравай ребятам пёк.

Дети: Пекарь с нами поиграй,

Кого хочешь, выбирай.

Дети поют под музыку:

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!»

Пекарь:

Я выбираю рабочего!

Рабочий:

Я приехал к вам с дарами – тягачами, тракторами! А награда – урожай! Всех на праздник приглашай!

Дети: Рабочий, с нами поиграй,

Кого хочешь, выбирай.

Дети поют под музыку:

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины

Рабочий, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Рабочий:

Я выбираю каравай!

Каравай:

Слава урожаю в закромах! Слава, слава дружным рукам! Слава, слава труженикам!

Дети: Слава Караваю на столах!

Дети под музыку становятся в шахматном порядке, приплясывая, клонятся..

Яна Константинова: Каравай земли и неба на твоём столе

Дима: Ничего сильнее хлеба нету на земле.

Маша Филиппова: В каждом маленьком кусочке хлебные поля.

Рита: А на каждом колосочке держится земля.

Маша Кзыкова: В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

Яна Карнаухова: И растёт под небом светлым строен и высок.

Дима: Словно Родина, бессмертный хлебный колосок.


XIII. Подведение итогов.

- Вот и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Как приходит хлеб к нам?

- Как нужно к нему относиться?

- Чем вам запомнилось наше мероприятие? Давайте завершим его песней.

Мы хлеборобами будем

1. О труде хлебороба

Все колосья поют.

Значит, это особый,

Замечательный труд.

Припев: Мы хлеборобами будем,

Чтобы когда-нибудь к людям

Хлеб на стол, хлеб на стол

С нашего поля пришёл.

Хлеб на стол, хлеб на стол

С нашего поля пришёл.

2. И растут не случайно

Среди наших друзей

Капитаны комбайнов,

Адмиралы полей.

3. Хлебу знаем мы цену,

В нём немало труда.

Так давайте об этом

Будем помнить всегда!



8