СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хранение информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хранение информации - процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого знания последующим поколениям.

Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - все это служит целям хранения информации.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Хранение информации»

60



I.10. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ


ПОНЯТЬ


Хранение информации - процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого знания последующим поколениям.

Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - все это служит целям хранения информации.


Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Примерами тому служат зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты; счет предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер.


В живой природе и жизни человека процесс длительного хранения информации играет большую роль и подвергается постоянному совершенствованию.


ПРИМЕР

Благодаря генетической информации, которая хранится в виде генов — участков молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), существует непрерываемая смена поколений каждого рода живых существ. Любой живой организм при рождении на клеточном уровне получает от своих родителей генетическую информацию, и передает ее своим детям. Генетическая информация определяет, каким будет каждый рождающийся организм, его принадлежность к определенному роду и виду.


ПРИМЕР

Человеческое общество способно бережно хранить информацию и передавать ее от поколения к поколению. На протяжении всей истории знания и жизненный опыт отдельных людей накапливаются. По современным представлениям, чем больше информации накоплено и используется в обществе, тем выше уровень его развития. Накопление информации является основой развития общества.

Основное хранилище информации для человека ––его память, в том числе генетическая. Существует и «коллективная память» –– традиции, обычаи того или другого народа.


Различная информация требует разного времени хранения:

проездной билет требуется хранить только в течение поездки,

программу телевидения - неделю

школьный дневник - учебный год

аттестат зрелости - до конца жизни

исторические документы - несколько столетий.


Когда объем накапливаемой информации возрастает настолько, что ее становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного рода вспомогательных средств (узелков “на память”, записных книжек и т.д.)


С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения мысли в пространстве и во времени. Родилась документированная информация - рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры - древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы. законы).


Вторым информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объем информации стал хранится в различных печатных изданиях и для ее получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и пр.).


В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых - автоматизированных - методов хранения информации с помощью электронных средств.

Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.


Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.

Под документом понимается объект на любом материальном носителе (глиняные дощечки, бумага, кинопленка, магнитная лента, компакт-диск и т.д.), где имеется информация, предназначенная для распространения в пространстве и времени (от лат. dokumentum - свидетельство. Первоначально это слово обозначало письменное подтверждение правовых отношений и событий).

Основное назначение документа заключается в использовании его в качестве источника информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники, производства, социальных отношений.

Разумеется, чтобы этой информацией можно было воспользоваться, она должна быть формализована по определенным правилам, то есть представлена в наиболее удобном для пользователей виде.


Одной из процедур хранения информации является ее накопление. Оно может быть пассивным и активным.

При пассивном накоплении поступающая информация просто “складируется”, при этом принимаются меры для обеспечения ее сохранности и повторного обращения к ней (считывания).


ПРИМЕР

Запись звуковой информации на магнитофонную ленту; стенографирование выступления; размещение документов в архиве.


При активном накоплении происходит определенная обработка поступающей информации, имеющая много градаций, но в целом направленная на обогащение знания получателя информации.


ПРИМЕР

Разбиение сообщения на отдельные сигналы.

Анализ содержания документов и построение аннотаций к ним.

Систематизация и обобщение документов, поступивших на хранение.

Перевод содержания документов в другую форму.

Перенесение документов на другие носители совместно с процедурами сжатия данных, обеспечения защитными кодами.


Хранение очень больших объемов информации оправдано только при условии, если поиск нужной информации можно осуществить достаточно быстро, а сведения получить в доступной форме. Иными словами, информация хранится только для того, чтобы впоследствии ее можно было легко отыскать, а возможность поиска закладывается при определении способа хранения информации и доступа к ней.

То есть первый вопрос, на который необходимо ответить при организации любого хранилища информации - как ее потом там искать.


Информационно-поисковая система (ИПС) - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур - главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов.


ПРИМЕР

Личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры. То же самое справедливо и для компьютерных ИПС.


Все хранимые в ИПС документы индексируются каким-либо образом. Каждому документу (статье, протоколу, видеокассете) присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа. Поиск в хранилищах идет не по самим документам, а по их поисковым образам, которые могут включать в себя:

  • название документа;

  • время и место создания;

  • фамилии авторов или название организации, создавшей документ;

  • тематические разделы, к которым можно отнести документ по его содержанию;

  • информацию о местонахождении документа в хранилище и многое другое.



Рис. 1.10.1 Схема функционирования ИПС


Развитие информатики постоянно раздвигает границы возможностей в накоплении и хранении информации с применением компьютеров и компьютерных сетей.

Одна из важных задач автоматизированного хранения - это преобразование информации из ее формы в виде физических сигналов в “знаковую” форму и обратно, а также сжатие информации, то есть устранение избыточности в ее представлении. При этом часто приходится решать задачу распознавания образов, то есть выделения в потоке накапливаемой информации устойчивых сочетаний сигналов, составляющих “образ” распознаваемого объекта - буквы, контуры, словосочетания, звуки речи и пр. Для решения такого рода задач разрабатываются специальные программные средства, относящиеся к классу систем искусственного интеллекта.



ЗНАТЬ


Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.


Хранение информации - это способ распространения ее во времени.


Хранение очень больших объемов информации оправдано только при условии, если поиск нужной информации можно осуществить достаточно быстро, а сведения получить в доступной форме.


Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография - альбом).


Основные хранилища информации

для человека

память, в том числе генетическая

для общества

библиотеки

видеотеки

фонотеки

архивы, патентные бюро

музеи, картинные галереи

компьютерные хранилища

базы и банки данных

информационно-поисковые системы

электронные энциклопедии

медиатеки


Информационно-поисковая система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации.


Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.


Под документом понимается объект на любом материальном носителе, где имеется информация, предназначенная для распространения в пространстве и времени.


Основное назначение документа заключается в использовании его в качестве источника информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники, производства, социальных отношений.


Все хранимые в ИПС документы индексируются, то есть каждому документу присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа. Поиск в хранилищах идет не по самим документам, а по их поисковым образам.


Важной задачей автоматизированного хранения является преобразование информации из ее формы в виде физических сигналов в “знаковую” форму и обратно, а также сжатие информации, то есть устранение избыточности в ее представлении.



УМЕТЬ


ЗАДАНИЕ 1

Ответьте на вопросы.

  1. Как люди могут узнать о жизни своих предков, живших много лет назад?

2. Как хранится информация на фотопленке? В каком виде представлена эта информация?

3. Какие вы знаете способы хранения музыкальной информации?


ЗАДАНИЕ 2

Используя различные каталоги библиотеки, подберите литературу к рефератам на темы:

“Как выбрать персональный компьютер”

“Технология печатающих устройств”

’’Компьютерные сети’’

’’Накопители и носители информации: обзор и перспективы развития’’

Опишите процедуру Вашего поиска в виде последовательности действий.


ЗАДАНИЕ 3

Проанализируйте какую-нибудь карточку из каталога Вашей библиотеки и определите, из каких компонент состоит поисковый образ книги. Выясните, каким образом в карточке указано местоположение документа на полках библиотеки.


ЗАДАНИЕ 4

Если Вы знакомы с какой-либо автоматизированной ИПС, то проанализируйте, из чего состоит поисковые адреса документов и как строится запрос к информационной базе данных. Опишите технологию работы с ИПС. Сравните ее со схемой на рис...



ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ


Знаете ли Вы, что Windows 3.1 занимает на диске около 15 Мб, Windows 95 “тянет” уже на 30-60 Мб. 10 секунд музыки “съедают”1 Мб, а 10 секунд видео - все 15 Мб?


Знаете ли Вы, что деловая Европа ежедневно создает 600 млн. страниц распечаток, 230 млн. фотографий, 75 млн. писем и 24 млн. документов, а затраты на обработку, хранение и поиск документов достигают 100 миллиардов долларов в год?



Исследования в 1990 году показали, что 92% всей деловой информации хранится на бумаге, лишь 1% - на магнитных дисках, 2% - на магнитных лентах и 5% - на микрофильмах. Но мир электронных документов развивается динамичнее, чем мир документов бумажных. По оценкам специалистов с 1995 по 2005 годы общее число используемых бумажных документов увеличится только вдвое, тогда как количество электронных документов будет удваиваться ежегодно. Соотношение бумажных и электронных документов таково: к XXI веку человечество выйдет к границе 50 / 50, а к 2005 году на бумаге останется лишь треть всех документов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!