СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная гимнастика - как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности.

По мнению многих специалистов в области физкультуры и спорта художественная гимнастика не только создает условия, направленные на укрепление здоровья детей, развивает их двигательные способности, но и формирует чувство прекрасного, учит изяществу, ловкости, грациозности, уверенности в движениях

Просмотр содержимого документа
«Художественная гимнастика - как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Д/с №16 «Золотинка «Городского округа «Город Якутск»

56 муниципальные Педагогические чтения

работников образовательных учреждений города Якутска


Тема:

Художественная гимнастика - как средство укрепления здоровья

детей дошкольного возраста.


Николаева Анна Егоровна,

инструктор по физической культуре


Актуальность. Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности.

Современные дети много сидят у телевизора, компьютера и игровых приставок, редко занимаются спортом и играют в подвижные игры. В результате, около 50% дошкольников имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а более 20% -хронические заболевания. По распространенности у детей 4-10 лет первое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата.

Физическая нагрузка уменьшается и по причине чрезмерного увлечения родителей интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. Поэтому главная задача каждого педагога и родителя - сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта, как залога здоровья.

Художественная гимнастика - вид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом.

Вопросы художественной гимнастики рассматриваются современными ведущими специалистами в этой области (Е.В. Бирюк, Р.Ш. Гулбани (1986), И.А. Журенко (1996), Л.А. Коноваловой и Т.С. Лисицкой (1982), И.О. Образцовой (1989), И.А. Овчинниковой (1989) и др).

По мнению многих специалистов в области физкультуры и спорта художественная гимнастика не только создает условия, направленные на укрепление здоровья детей, развивает их двигательные способности, но и формирует чувство прекрасного, учит изяществу, ловкости, грациозности, уверенности в движениях. С ранних лет ребенок не только учится чувствовать ритм и характер музыкальных композиций, под которые исполняются номера, но также развивает свое ощущение прекрасного, формирует вкус, обучается искусству подбора костюмов. Связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность в значительной мере способствуют также и эстетическому воспитанию. Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает художественно-эстетический вкус, музыкальность. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, что способствует развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Регулярные занятия художественной гимнастикой благоприятно влияют на сердечную, сосудистую, дыхательную и вегетативную системы организма. Эластичные, хорошо растянутые мышцы позволяют избежать различных травм.

Благотворное влияние оказывается также и на интеллектуальное развитие ребенка. Занятия развивают память и логическое мышление, что так важно для дошкольников перед поступлением в школу. Элементы танца расширяют общий кругозор детей, знакомят с народным творчеством, развивают у детей любовь к искусству.

Объект исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста художественной гимнастике.

Предмет исследования - методика применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать методику применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В основу положена гипотеза, согласно которой применение художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста позволит повысить его эффективность и окажет положительное влияние на динамику показателей здоровья, физического и психического развития, физической подготовленности детей при соблюдении следующих условий:

а) определения средств художественной гимнастики, адекватных возрастным возможностям, фактическому физическому состоянию детей 3-7 лет, и направленных на реализацию задач дошкольного физического воспитания;

б) увеличения доли базовых упражнений оздоровительной направленности за счет сокращения средств специальной подготовки;

в) создания, в процессе выполнения упражнений художественной гимнастики, педагогических ситуаций, стимулирующих развитие психических процессов у детей.

В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой, решались следующие задачи:

1. На основе анализа научно-методической литературы и практики работы определить содержание и место средств гимнастики в программах по физическому воспитанию, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Выявить средства художественной гимнастики, адекватные возрастным возможностям, фактическому физическому состоянию детей дошкольного возраста, и направленные на реализацию задач дошкольного физического воспитания.

3. Разработать авторскую программу по художественной гимнастике оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

4. Оценить эффективность применения методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей 3-7 лет.

Ожидаемый результат определяется в зависимости от индивидуальной способности детей в раннем дошкольном возрасте:

- овладение разнообразными двигательными умениями и навыками; основными элементами упражнений художественной гимнастики;

- развитие физических и психомоторных качеств;

- творческое мышления, памяти, воображения, умения выражать эмоции;

- приобретение и развитие коммуникативных способностей – активности, сообразительности, умения импровизировать и двигаться под музыку;

- приобретение и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков для дальнейшего их применения и совершенствования.

Практическая значимость состоит в том, что предложенная авторская программа по художественной гимнастике, средства и методы обучения детей, могут быть реализованы инструкторами по физической культуре в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Базой исследования является

Исследование проводится поэтапно с 2016 по 2020 г.г.

1 этап - поисково-теоретический (2016 - 2017).

Изучение научной литературы по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования. Организация исходно-диагностического этапа эксперимента.

2 этап - опытно-экспериментальный (2017 - 2020).

Осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, форм и методов; уточнялись условия, обеспечивающие развитие и оздоровление детей в дошкольном образовательном учреждении.

3 этап - обобщающий (март-май 2020).

Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

Художественная гимнастика, как акробатика или спортивная гимнастика требует от ребенка серьезных физических и психологических нагрузок. Но, несмотря на это многие спортсменки утверждают, что именно этот вид спорта позволил им воспитать силу характера и укрепить здоровье.

Польза художественной гимнастики для детей:

Прекрасная физическая форма.

Девочки, занимающиеся художественной гимнастикой, значительно отличаются от своих сверстниц. Их тела гибкие и стройные. Физические нагрузки помогают сформировать правильную осанку и красивую походку;

Крепкое здоровье.

Физические упражнения благотворно отражаются на общем здоровье. Занятия помогают гармонично развиваться и справляться со многими заболеваниями опорно- двигательного;

Сила характера.

Гимнастки с самых юных лет отличаются сильным характером и волей. Этот спорт действительно закаляет, ведь без твердости и целеустремленности здесь не добиться успеха.

Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям детей разного возраста. Мы начали заниматься художественной гимнастикой с детьми с 3 лет, поскольку считаем, что в раннем возрасте организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Такие средства художественной гимнастики, как танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами гармонично вписываются в программу дошкольного образования, способны полноценно заинтересовать ребенка ввиду его возрастных особенностей. Через игры и танцы ребенок не только приобщается к занятиям художественной гимнастикой, но и проводит время весело и интересно, что немаловажно для удержания внимания дошкольника.

Очень важно на дополнительных занятиях по художественной гимнастике кроме решения оздоровительных задач физического воспитания, осуществлять дифференцированный подход, учитывать психические особенности детей. Поскольку на занятиях по художественной гимнастике рационально сочетаются разные виды и формы деятельности, самое главное - вызвать у детей интерес к выполнению упражнений. Первый год занятия в игровой форме. Занятия нацелены на общую физическую подготовку. Наряду с выполнением физических упражнений, упор делается на растяжку. Занятия для детей должны быть не принудительной обязанностью, а интересной формой деятельности. Только тогда дети будут с удовольствием выполнять предложенные упражнения, даже сложные и трудные и в этом случае успех педагога и ребенка будет обеспечен.

Задачи секции художественной гимнастики:

  1. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).

  2. Совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, пластичность, координацию, скорость).

  3. Развивать психические качества (внимание, память, воображение).

  4. Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.

  5. Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния

детей.

  1. Воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощённость, творчество в движении

  2. Повышать интерес к художественной гимнастике.

  3. Формировать понятие о красоте тела, воспитывать вкус, музыкальность.

Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами. Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.

В художественной гимнастике широко используется художественное движение -система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.

На занятиях для выражения чувств и эмоций мы используем разнообразный спортивный инвентарь - мячи, скакалки, ленты, обручи, флажки, веера и другие предметы. На ознакомительных занятиях проводим беседы, просматриваем видеоматериалы и презентации о художественной гимнастике. На подготовительном этапе разучиваем с детьми движения с предметами, составляем гимнастические упражнения с элементами художественной гимнастики. На заключительном этапе дети выступают с показательными выступлениями на утренниках, фестивалях и конкурсах.

Как и любое занятие по физической культуре занятие художественной гимнастикой состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Продолжительность занятия зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

Первая (вводная) часть занятия направлена на организацию детей, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя, подготавливает организм к выполнению предстоящей двигательной нагрузки. Сюда входят:

- не опорные прыжки (выпрямившись; прогнувшись; со сменой ног спереди и

сзади);

- музыкально-ритмические композиции и танцевальные упражнения (шаг и бег на полупальцах; мягкий, высокий, пружинящий и приставной шаги) под музыку;

переднее равновесие);

Вторая (основная) часть включает изучение элементарных упражнений художественной гимнастики как без предмета, так и с предметами:

- упражнения с лентой (махи, круги, махи в лицевой плоскости и боковой, горизонтальной; змейки; спирали; восьмерки; броски из-за головы вперед-вверх; на беге поймать ленту; на шаге галопа);

- упражнения с обручем, шарфом, платочками, булавами;

- упражнения с мячом (перекаты по полу; бросок и ловля двумя руками; бросок с отбивом о стену; бросок одной рукой и ловля двумя; отбивы о пол; перекат по рукам; переброски). Упражнения с мячом могут выполняться в парах, в группах и индивидуально;

- упражнения со скакалкой (качания и махи скакалкой; круги в различных плоскостях; перепрыгивания; прыжок с вращением скакалки вперед; вращения вперед -назад;

- упражнения без предметов (равновесие, вращение (переступанием и скрестные), перемещение, волны (вертикальные и горизонтальные; одновременные и последовательные), круги, махи, наклоны, выпады, прыжки и др.);

- упражнения с элементами хореографии и танца (шаг на полупальцах; бег на полупальцах; мягкий шаг; высокий шаг; острый; скрестный; шаг галопа; шаг польки; приставной шаг);

- упражнения на согласованность движений с музыкой;

- ритмические упражнения;

- акробатические упражнения (стойка на лопатках; «мост» из положения лежа и стоя с поддержкой; «корзиночка», «колесо», полушпагат.

При обучении используются сюжетные игры: имитация движений крыльев птиц, бабочек, игры с размахиванием руками и их расслаблением. Для повышения интереса используем сюжетные упражнения: «Кто ходит так тихо?», «Кто так высоко поднимает ноги?» Учитывая возраст детей, обязательно используем наглядные пособия и показ. Прибегаем к образным сравнениям, активизирующим подражательные способности

Музыкальное сопровождение более использовалось на втором занятии, так как на первых обучающих занятиях приходится давать много словесных указаний и объяснений. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, ребенок может соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом, и тогда музыкальное сопровождение становится необходимым. Музыкальное сопровождение облегчает работу педагога, освобождая его от регулирования темпа и ритма упражнений с помощью подсчета, благодаря чему создаются более благоприятные условия для управления педагогическим процессом. В своей работе я использую музыкальное сопровождение в записи: эстрадную, классическую, народную музыку, детские песни современных композиторов.

Третья (заключительная) часть занятия направлена на релаксацию. Подводящие упражнения на расслабление, снятие напряжения в мышцах, подвижные игры. Заключительная часть обеспечивает ребенку восстановление организма и постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному. Давала возможность переключиться на другие виды деятельности.

Отличительной особенностью применения комплексов упражнений для детей дошкольного возраста является:

- поэтапное и детальное разучивание упражнений в медленном темпе;

- наименьшее количество повторений упражнений;

- медленный темп выполнения упражнений;

- простые по сложности упражнения;

- акцентирование внимания на ошибках в виду быстрой утомляемости;

- музыкальное сопровождение в медленном и среднем темпе;

- комплексы упражнений должны занимать не более 40% занятия.

Важно подготовить детей к выполнению упражнений на развитие гибкости при правильной температуре мышц. Именно от этого фактора будут зависеть показатели их эластичности. Достаточно разогретые мышцы будут способствовать активной циркуляции крови, поэтому ни в коем случае нельзя начинать выполнять упражнения для гибкости без разминки.

Важной является не только температура мышц, но и окружающей среды. Мышечная деятельность сильно зависит от температурных скачков. Чем ниже температура воздуха, тем менее эластичные мышцы, что может привести к травмам во время занятий.

Если занятия проводятся на открытом воздухе в холодную погоду, необходимо контролировать, чтобы ребенок тщательно разминался. В условиях жаркой погоды при обильном потоотделении и потери жидкости мышечная ткань теряет сократительные свойства и становится особенно вязкой.

Физическое состояние человека, в том числе детей дошкольного возраста, отличается в зависимости от времени суток. Так, например, у подавляющего большинства дошкольников активность ранним утром снижена, они слишком расслаблены и не сосредоточены после продолжительного ночного сна.

Если занятия по художественной гимнастике проводятся утром, то разминка должна быть продолжительной и активной. Наиболее эффективными считаются вечерние тренировки, когда органы и системы детского организма находятся в «боевой готовности».

Важно обращать внимание на одежду детей на занятиях по художественной гимнастике. Она должна быть удобной, достаточно эластичной, чтобы не сковывать движения и конечно, всегда чистой и желательно красивой - это подтягивает, побуждает красиво двигаться, сохранять правильную осанку. Заниматься лучше в гимнастическом купальнике, в чешках, носочках или босиком. Длинные волосы, чтобы не мешали выполнять упражнения необходимо собрать в пучок на затылке. Единая форма подтягивает детей, помогает педагогу быстрее организовать группу, имеет большое гигиеническое и воспитательное значение.

Художественная гимнастика хороша для детей тем, что психика ребенка не травмируется, он не чувствует себя неудачником, если он не лучший, нет погони за результатами. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход. Она способствует гармоничному развитию души и тела. Связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность в значительной мере способствует эстетическому воспитанию.

Таким образом, детская художественная гимнастика - разносторонний и гармоничный вид спорта, здоровье с правильным образом жизни, самоорганизация и внешняя красота совершенства форм тела. Она делает человека здоровым, красивым (подтянутая фигура и осанка, правильная грациозная походка), целеустремленным, уверенным в своих силах, самодостаточным и ответственным, что очень важно в сегодняшнем мире.

Выводы: В дошкольном возрасте дети делают лишь первые шаги в спорте, знакомясь с базовыми упражнениями через общеразвивающие элементы художественной гимнастики и игры. Такие упражнения, как кувырки, прыжки и стойки способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников, которые получают от них огромное удовольствие.

Рекомендации:

  1. Оптимизировать рост и развитие опорно – двигательного аппарата формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

  2. Совершенствовать физические способности развивать мышечную силу, гибкость, пластичность, координацию, скорость.

  3. Развивать психические качества: внимание, память, воображение.

  4. Творческое мышления умение выражать эмоции.

  5. Приобретение и развитие коммуникативных способностей активности, сообразительности, умение импровизировать и двигаться под музыку.

  6. Приобретение и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков, для дальнейшего их применения и совершенствования.

Литература

  1. Спорт. Музыка Грация. Художественная гимнастика.

  2. Т.С. Лисицкая «Хореография в гимнастике»

  3. Д.А. Сивакова «Уроки художественной гимнастики»

  4. А.И. Гриценко «Гимнастика в Дошкольной в Дошкольной Образовательной Организации».

  5. Л.Д. Глазырина Методика физического воспитания детей дошкольного возраста – 1999. – 175с.

  6. Ю.К. Гавердовский «Техника гимнастических упражнений» 2002.

  7. Н.К. Журавина «Гимнастика» 2001.

  8. И.М. Воротилкина «Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном учреждении»

  9. С.В. Маланов «Развитие умение и способностей у детей дошкольного возраста»

  10. Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста».