Художественное отделение
С 1984 года Художественное отделение МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского успешно осуществляет свою деятельность на протяжении четырех десятилетий. На сегодняшний день начальное художественное образование является наиболее востребованным направлением в сфере дополнительного образования нашего города.
**Муниципальная образовательная программа**
В рамках муниципального задания (на бюджетной основе) реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в сфере изобразительного искусства:
* "Живопись", срок обучения: 8 лет
* "Живопись", срок обучения: 5 лет
* "Декоративно-прикладное творчество", срок обучения: 8 лет
* "Декоративно-прикладное творчество", срок обучения: 5 лет
* "Дизайн", срок обучения: 5 лет
**Учебный курс**
* Основы изобразительной грамоты и рисование
* Прикладное творчество
* Лепка
* Живопись
* Рисунок
* Композиция
* Скульптура
* Беседы об искусстве
* История изобразительного искусства
**Художественное отделение МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского**
* Высококвалифицированный преподавательский состав
* Стабильный контингент обучающихся, регулярно пополняющих "Золотой фонд" художественных работ школы
* Активное участие в выставках и конкурсах различного уровня
**Дополнительные общеразвивающие образовательные программы**
Реализуются на платной основе (без возрастных ограничений):
* "Изобразительное искусство"
* "Живопись"
* "Дизайн"
Расширение образовательной программы включает новые инициативы, призванные охватить более широкую аудиторию в городе:
*Раннее общеэстетическое развитие (3+) для детей, которые проявляют ранний интерес к искусству.
*"Творим с мамой" (2+) — совместная программа для родителей и малышей, развивающая мелкую моторику, воображение и творческий потенциал.
Эти программы расширяют возможности для получения дополнительного образования в области искусства, повышают художественную грамотность и способствуют развитию творческих способностей как у детей, так и у взрослых.
Высокий уровень художественного образования в учреждении подтверждается выдающимися достижениями учащихся:
* Завоевание призовых мест в конкурсах различного уровня.
* Наличие стипендиатов Губернатора ЯНАО за выдающиеся творческие способности.
* Лауреатство премии "Юные дарования России".
* Участие в стипендиальной программе Фонда "Новые имена" им. Иветты Вороновой.
Учащиеся и педагоги регулярно принимают участие в работе летних творческих школ:
* Суздальская детская школа искусств (Суздаль).
* Таруская детская школа искусств (Таруса).
* Образовательный центр "Сириус" (Сочи).
Выпускники художественного отделения обладают высоким уровнем профессиональных навыков и умений благодаря продуманной системе обучения. За годы существования школы выпущено более 650 учеников, из которых 280 продолжили образование и стали художниками, дизайнерами, искусствоведами, архитекторами, фотохудожниками, аниматорами, мастерами декоративно-прикладного искусства, реставраторами, художниками по костюмам, театральными художниками и преподавателями изобразительного искусства.
Наши выпускники успешно поступают в престижные учебные заведения в различных городах:
- Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
- Московское академическое художественное училище
- Санкт-Петербургское училище имени Н. Рериха
- Санкт-Петербургский архитектурно-строительный государственный университет
- Московский архитектурный институт (МАРХИ)
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
- Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова
- Тюменский государственный институт культуры
- Казанский государственный институт архитектуры и дизайна
- Уральский государственный архитектурно-художественный университет
и другие учебные заведения.
Творческие мастерские на художественном отделении МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского:
В современных условиях, благодаря инновационному и дорогостоящему оснащению, на художественном отделении МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского открыты новые творческие мастерские, где реализуются следующие уникальные программы:
**1. «Сказка из песка»** 208 КАБИНЕТ
Программа «Сказка из песка» – это инновационный способ самотерапии для детей и взрослых. Она сочетает образовательное, культурное и оздоровительное направления и позволяет через рисование песком выражать свои эмоции, развивать воображение и мелкую моторику.
**2. «Гончарная мастерская»** 201 КАБИНЕТ
В гончарной мастерской учащиеся знакомятся с основными приемами лепки и росписи глины, приобретают практические навыки работы на гончарном круге. Актуальность этой мастерской обусловлена растущим интересом детей к созданию уникальных глиняных изделий.
**3. «Артуальное пространство»** 101 КАБИНЕТ
Программа артуального пространства основана на использовании современного профильного программного обеспечения, инструментов дополненной реальности и 3D графического редактора Tilt Brush. Она развивает пространственное мышление, креативность и умение создавать объекты искусства в цифровом формате.
**4. «Компьютерная графика»** 101 КАБИНЕТ
Программа компьютерной графики дает возможность обучающимся изучить программное обеспечение 3ds Max, 3D принтер и 3D сканер, а также освоить редактирование изображений в векторных программах CorelDRAW и AdobePhotoShop. В процессе обучения активно используется отечественное программное обеспечение.
**5. «Батик»**208 КАБИНЕТ
Мастерская батика предлагает безграничные возможности для создания художественных произведений на ткани. Учащиеся могут создавать уникальные картины, платки, открытки с помощью различных техник росписи по ткани.
Новый современный корпус Детской школы искусств им. П.И. Чайковского стал центром творческой деятельности, отвечающей современным тенденциям. Он предоставил широкие возможности для реализации творческих потенциалов детей и взрослых.
Ежегодно в художественном отделении проводятся престижные окружные конкурсы "Золотое сечение" и "Живой оттенок", которые привлекают участников не только с Ямала, но и из Волновахского района. Традиционные мероприятия школы и города неизменно пользуются популярностью среди горожан.
Новое выставочное пространство открыло двери для экспозиций современного искусства.
Камерный зал стал площадкой для проведения лекций для учеников детских садов и средних школ, концертов классической музыки с художественным сопровождением, интерактивных постановок, тематических программ и мероприятий, посвященных академическому искусству. Зал также служит местом проведения методических мероприятий для преподавателей и повышения их квалификации.
В стенах школы практикуется интеграция разных видов искусства: живописи, музыки, хореографии и театра. Благодаря усовершенствованным условиям традиционные мероприятия приобрели актуальность, повысился спрос на обучение детей и подростков, а культурный уровень жителей города существенно возрос.
101 кабинет компьютерной графики
В системе художественного образования этот предмет изучается взаимосвязано с предметом «Основы дизайн-проектирования» и в процессе обучения дополняет учебные предметы «Рисунок» и «Живопись», что способствует целостному восприятию дизайна учащимися.
Учебные предметы:
Компьютерная графика, основы дизайн-проектирования, платные курсы по графическому дизайну.
Учебные программы:
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Дизайн».
Графический дизайн:
Работа с растровой и векторной графикой в программах Krita, Corel Draw, Gimp, Alive Colors.
3D печать:
Работа с 3D графикой в программе Blender, печать на 3D принтере пластиковых изделий.
«Артуальное пространство»
Программа артуального пространства основана на использовании современного профильного программного обеспечения, инструментов дополненной реальности и 3D графического редактора Tilt Brush. Она развивает пространственное мышление, креативность и умение создавать объекты искусства в цифровом формате.
«Компьютерная графика»
Программа компьютерной графики дает возможность обучающимся изучить программное обеспечение 3ds Max, 3D принтер и 3D сканер, а также освоить редактирование изображений в векторных программах Corel-DRAW и Adobe-PhotoShop. В процессе обучения активно используется отечественное программное обеспечение.
201 кабинет гончарной мастерской и скульптуры
**Учащиеся обучаются**
**Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись» и «Декоративно –прикладное творчество» в области изобразительного искусства**
«КЕРАМИКА» и «СКУЛЬПТУРА»
**Программа включает изучение**
**Ручная лепка**
* Понятие и виды ручной лепки
* Техники ручной лепки:
* Лепка из комка
* Лепка из жгута
* Лепка из пласта
* Лепка малых форм
*Народные промыслы
**Основные техники работы на гончарном круге**
* Техники работы на гончарном круге:
* Центровка
* Дно
* Вытягивания стенок
* Сужение формы
* Расширение форм
* Проточка дна
* Росписи и покрытия:
* Ангобы
* Техника сграффито
* Подглазурная роспись
* Глазурирование
**Скульптура**
* Понятия и виды скульптуры:
* Рельеф Барельеф и Горельеф
* Круглая скульптура (каркас)
**Изучаются**
* Основы и законы керамики:
* Приемы лепки
* Правила сборки
* Виды роспись
**Занятия направлены** на развитие художественных способностей и навыков учащихся в области керамики, навыков самостоятельной работы, обучение процессу создания произведения декоративно-прикладного искусства, посредством изучения законов, правил и приемов прикладной композиции, воспитание эстетического вкуса обучающихся..
**Керамика**
**Цель:** Целью курса "Керамика" является художественно- эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебных предметов художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
**Задачи:** "Керамика" имеет следующие задачи:
* Привить понимание и любовь к искусству керамики.
* Познакомить с основными свойствами и особенностями природной глины.
* Дать общие понятия основ технологии керамического производства.
* Познакомить обучающихся с изготовлением глиняной игрушки и посуды.
* Дать первоначальные сведения о русской народной игрушке и помочь усвоить понятия «декоративность» и «народность».
**Методические приемы:**
Занятия с учащимися проводятся в следующих формах:
* Теоретические беседы.
* Практические занятия в классе.
* Упражнения.
* Изучение специальной литературы.
* Работа над эскизами изделия.
* Наблюдение окружающей жизни в связи с тематикой практического задания.
208 кабинет декоративно-прикладного искусства
**Учащиеся обучаются**
**Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства**
Учебные предметы: «РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ» и «КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ»
Программа направлена на:
приобщение учащихся к истокам народного искусства, национальным традициям;
знакомство с различными техниками прикладного творчества,
формирование практических умений и навыков,
развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося.
Основное внимание уделяется практическим занятиям. Учащиеся изучают разнообразные виды декоративно-прикладного искусства, техники изготовления произведений, приобретают навыки их создания:
- технологии изготовления текстильных изделий коренных малочисленных народов Ямала (сумка «Тучан», «Игольница», тряпичная ненецкая кукла «Нухуко», «Акань»), изучение национальных орнаментов;
- бумагопластика - художественное конструирование из бумаги (макетирование, создание многослойных рельефных композиций, бумажной скульптуры)
- батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов; изучение различных видов батика (холодный, горячий, узелковый);
- ниткография - это выкладывание изображений с помощью толстой нити или шнура посредством приклеивания на основу.
Учащиеся изучают как влияет выбор материала (его физические качества и особенности) на создаваемые образы, их степень условности и декоративности.
Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, назначением вещи, материалом.
Задачи предмета «Композиция прикладная»:
– приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению декоративно-прикладных композиций.
Изучаются:
- основы общей композиции (законы композиции, основные композиционные средства и их свойства)
- цветоведение,
- орнамент (виды орнаментов и способы построения орнаментальных композиций),
- стилизация и трансформация (творческая переработка природных мотивов в декоративные формы),
- декоративная графика,
- монокомпозиция,
- эскизное проектирование (последовательное ведения рисунка композиции к декоративно-прикладной работе).
«Батик»
Мастерская батика предлагает безграничные возможности для создания художественных произведений на ткани. Учащиеся могут создавать уникальные картины, платки, открытки с помощью различных техник росписи по ткани.
Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
308 кабинет композиции
**Учащиеся обучаются**
**Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства**
«КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ» и «ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
**Программа включает изучение**
**Станковая графика**
* Понятие и виды станковой графики
* Техники станковой графики:
* Граттаж
* Линогравюра
* Тушь-перо
* Коллаж
* БАТИК
**Сюжетная композиция**
* Сюжетная композиция по литературному произведению
* Сюжетно-тематическая композиция
* Многофигурная сюжетно-тематическая композиция
* Графическая композиция
* Книжная иллюстрация
**Изучаются**
* Основы и законы композиции:
* Композиционные приемы
* Правила композиции
* Монокомпозиции
**Занятия направлены** на развитие художественных способностей и навыков учащихся в области композиции, станковой графики и декоративного искусства. Изучение техник станковой графики и основ композиции способствует формированию эстетического вкуса, раскрытию творческого потенциала и подготовке к дальнейшему художественному образованию.
**Композиция станковая**
**Цель** Целью курса "Композиция станковая" является формирование у учащихся образного композиционного видения.
**Задачи** "Композиции станковой" имеет следующие задачи:
* Развитие творческого мышления и воображения учащихся.
* Развитие художественной наблюдательности, зрительной памяти.
* Формирование умения анализировать произведения изобразительного искусства и собственные творческие работы.
* Развитие умения вести целенаправленные наблюдения окружающей действительности.
* Формирование навыков отбора наиболее характерных и типичных жизненных впечатлений и их отражение в правдивой образной форме.
* Развитие умений и навыков творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства.
**Методические приемы**
Занятия с учащимися проводятся в следующих формах:
* Теоретические беседы.
* Практические занятия в классе.
* Упражнения.
* Изучение специальной литературы.
* Работа над эскизами композиции.
* Наблюдение окружающей жизни в связи с тематикой практического задания.
* Выполнение набросков, зарисовок и этюдов к теме задания.
Особая задача - раскрытие смысловых связей между элементами многофигурных композиций:
* Между героями.
* Между героем и окружающей средой.
* Между героем и предметом.
301, 305, 310 кабинет рисунка
**Учащиеся обучаются**
**Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства**
«РИСУНОК» и «РИСУНОК С ЖИВОЙ НАТУРЫ»
**Программа включает изучение**
**Основы изобразительного искусства**
* Виды академического рисунка:
* линейно-конструктивный;
* линейно-конструктивный с условной светотенью;
* светотеневой;
* тональный.
**Рисунок с живой натуры**
**Предполагает**
* выполнение кратковременных зарисовок фигуры человека, животных в покое и движении.
**Изучаются**
* Основы академического рисунка:
* «линия», «пятно», «пропорции», «симметрия», «светотень»;
* линейная, воздушная перспектива;
* композиция в академическом рисунке (баланс, равновесие, центральная композиция, динамические композиционные приемы);
* моделирование форм сложных предметов тоном.
**Занятия направлены** на развитие художественных способностей и навыков учащихся в области академического рисунка. Изучение основы академического рисунка способствует формированию эстетического вкуса, раскрытию творческого потенциала и подготовке к дальнейшему художественному образованию.
**Академический рисунок**
**Цель:** Целью курса "Академический рисунок" является овладение методами изобразительного языка академического рисунка. Умение аналитически и художественно осмыслить форму и графическими средствами пространственного изображения построить ее конструкцию, выразить форму, пластику, структуру, тектонику и расположение в среде.
**Задачи:** "Академического рисунка" имеет следующие задачи:
* развить зрительное восприятие, постичь принципы и методы реалистического изображения и объемной моделировки формы средствами рисунка;
* изучить общие понятия и теоретические представления о построении, перспективе, тональному рисованию;
* овладеть особенностями восприятия трехмерного пространства предмета и общими принципами передачи его на плоском листе бумаги; изобразительного искусства и собственные творческие работы;
* научить самостоятельно мыслить и решать творческие задачи;
* раскрыть эстетическую сущность академического рисунка;
* сформировать основополагающие профессиональные компетенции.
**Методические приемы: **
Занятия с учащимися проводятся в следующих формах:
* теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач);
* практические (обучающие задания, наброски, зарисовки, длительные задания);
* Изучение специальной литературы.
304 кабинет живописи
**Учащиеся обучаются**
**Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства**
«ЖИВОПИСЬ»
**Программа включает изучение**
** Живопись**
* Понятие и виды живописи
* Техники живописные
* Акварель «Аля-Прима», «Лессировка»
* Гуашь «Декоративная», «Живописная»
**Изучаются**
* Жанры живописи:
* Натюрморт
* Портрет
**Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
**Задачи предмета «Живопись»":
* Развитие индивидуальных творческих способностей;
* развитие чувства цветовой гармонии;
* развитие специальных навыков;
* развитие навыков анализа художественной работы;
* развитие и совершенствование умения подчинять изобразительные средства решению идейно-образных задач этюда.
**Методические приемы**
Занятия с учащимися проводятся в следующих формах:
* Теоретические беседы.
* Практические занятия в классе.
* Упражнения.
* Изучение специальной литературы.