СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные средства, ОГЭ - 11 задание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить художественные средства выразительности. Подготовка к ОГЭ. 3 варианта с ответами.

Просмотр содержимого документа
«Художественные средства, ОГЭ - 11 задание»

1В. 1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2)  Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:  — Жучка, Жучка!

3)  Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4)  Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

5)  Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.


2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

2)  Право, игра не стоит свеч!  — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

3)  А если игры не будет, что же тогда остаётся?

4)  Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.

5)  Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры.


3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.

2)  И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю.

3)  Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.

4)  Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.

5)  Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя».


4. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

2)  Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

3)  Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.

4)  Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

5)  На другой день в актовом зале состоялась общая линейка.


5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Наступила мёртвая тишина.

2)  Быстрее лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.

3)  Ну, вы тут не очень,  — зазвучал надтреснутый голос Мордатенкова.

4)  Носится по всей квартире, словно ракета.

5)  У меня душа горит на этих подлецов!



6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу.

2)  А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

3)  Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

4)  Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

5)  Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.


7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.

 1)  Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

2)  Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

3)  Разочарование, восторг, изумление  — все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

4)  Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

5)  Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.


8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

2)  Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

3)  Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

4)  Она стала листать классный журнал.

5)  Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда.

9.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты.

 1)  Хорошо, перемена  — в классе суета, шум, гам.

2)  Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

3)  Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.

4)  Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех.

5)  Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...

10. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве.

2)  Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде.

3)  Миша Кашкин и здесь пронюхал.

4)  Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды.

5)  Пришла в Ленинград победа!






. 1.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1)Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем.

2)  Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»

3)  Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

4)  Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

5)  Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.


2.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

2)  Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

3)  Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

4)  Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.

5)  — Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке.


3.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

 1)  В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.

2)  — Прошёл до Берлина… Пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.

3)  А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

4)  Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5)  Так и не вернулись. Спят в могиле.


4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.

2)  Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.

3)  И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

4)  А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

5)  И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки.


5.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

2)  В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3)  Смычок  — вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4)  «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?»  — рассуждала бабушка.

5)  Все этажерки и книжные полки в доме рассказывали гостям, что они были сделаны руками Олега.





6.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

2)  Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

3)  Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

4)  Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу, духу не хватит.

5)  Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.


7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

 1)  Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.

2)  Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.

3)  На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.

4)  Просто рай,  — произнесла учительница упавшим под конец голосом.

5)  Носится по всей квартире, словно ракета.


8.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Прославится сразу на весь лагерь!

2)  Она, наверное, думает, что она такая неотразимая,  — хихикали девчонки,  — выйдет на сцену и всех покорит своей красотой, словно королева!

3)  Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

4)  Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся  — они будут всячески ей вредить.

5)  Справлюсь и без них!


9.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

2)  А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

3)  Но я даже не подал виду.

4)  А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

5)  Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!


10.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

 1)  Он стал Мастером и указал своим ученикам путь к счастью, чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды, от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чём сам мечтал когда-то.

2)  А ведь «построить дом»  — значит, обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию, неподвластную бурям и ураганам.

3)  Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл.

4)  Мечта как вера. Есть она у тебя  — куда хочешь иди, всё будет в радость.

5)  Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне.












3В. 1.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

2)  «Ты видишь!»  — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.

3)  «Да, мешала!»  — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

4)  Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.

5)  В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.


2.Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма как средства выразительности речи.

1)  И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.

2)  Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивается назвать ее «хрупкой».

3)  Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.

4)  Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

5)  Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.


3.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

 1)  Он стал Мастером и указал своим ученикам путь к счастью, чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды, от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чём сам мечтал когда-то.

2)  А ведь «построить дом»  — значит, обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию, неподвластную бурям и ураганам.

3)  Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл.

4)  Мечта как вера. Есть она у тебя  — куда хочешь иди, всё будет в радость.

5)  Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне.


4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1)  Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день.

2)  А затем со слезами Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше нас самих», и пытался влепить мне иудин поцелуй.

3)  Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.

4)  Митя был жителем нашего дома, но недавно его родители поменяли квартиру.

5)  Но Митя не только внешне походил на девочку  — слабодушный, чувствительный, слезливый, хотя и способный к истерическим вспышкам ярости, и на него рука не поднималась.


5.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?

2)  И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.

3)  К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.

4)  Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.

5)  Вы подумайте только  — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.

6.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался  — не заплакал.

2)  Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

3)  Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

4)  Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

5)  Здравствуйте, тётя Маша,  — заливаясь краской, обратился к дородной женщине


7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

 1)  В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.

2)  — Прошёл до Берлина… Пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.

3)  А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

4)  Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5)  Так и не вернулись. Спят в могиле.


8.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.

2)  Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка.

3)  Днём волков отгонял служитель.

4)  Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож.

5)  Она изо всех сил кидалась то на одного, то на другого волка, увёртывалась от их укусов, бросалась опять, не давая им подойти к детям.


9.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

 1)  Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.

2)  Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.

3)  На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.

4)  Просто рай,  — произнесла учительница упавшим под конец голосом.

5)  Носится по всей квартире, словно ракета.

10.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  — Фантастика!  — сказала однажды бабушка.

2)  Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает?

3)  Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

4)  По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

5)  Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку.







Ответы.

№п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

45

15

24

2

15

35

14

3

13

45

23

4

13

35

25

5

13

15

14

6

13

24

15

7

12

125

45

8

12

23

15

9

24

35

125

10

12

23

35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс