СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные средства и их роль в тексте.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие задания ОГЭ по литературе предполагают работу с художественными средствами в тексте. Например, почему автор использовал в тексте риторические вопросы, какую роль они играют в тексте и т.п. Данные материалы содержат не только трактовку художественных средств, но и указывают  на их роль в тексте (задания 1.1.1-1.1.2. - 1.2.1.-1.2.2).

Просмотр содержимого документа
«Художественные средства и их роль в тексте.»

Выразительные средства лексики и фразеологии
В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. - поворот, образ).
К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, ирония,  сарказм.
Эпитет - образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной  выразительностью и образностью.К эпитетам  относятся все красочные определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.

Эпитеты делятся на общеязыковые (гробовое молчание), индивидуально-авторские (немой покой (И.А. Бунин), умильная прелесть (С.А. Есенин))  и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, добрый молодец).

Роль эпитетов в тексте

Эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов, на выделение их наиболее существенных признаков. Они передают отношение автора к изображаемому, выражают авторскую оценку и авторское восприятие явления, создают настроение, дают характеристику лирическому герою. ("...Дурно пахнут мёртвые слова" (Н.С. Гумилёв); "...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землёю" (Ф.И. Тютчев))


Сравнение - это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

Способы выражения сравнения:

- формой творительного падежа существительных:

Соловьём залётным

 Юность пролетела...(А.В. Кольцов)

 - формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

 Эти глаза зеленее моря и кипарисов темнее. (А. Ахматова)

-сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель

 Врывается штыками победитель... (М.Ю. Лермонтов)

 - при помощи слов подобный, похожий:

 На глаза осторожной кошки

  Похожи твои глаза (А.Ахматова)

 - при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

 В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек лёгкая стая 

С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)

 Роль сравнений в тексте.

Сравнения используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчёркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.


Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. 

В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объёму, назначению, ощущениям и т.п.: водопад звёзд, лавина писем, стена огня, бездна горя и др.

Роль метафор в тексте 

Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передаёт неповторимость, индивидуальность предметов или явлений. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций.


Олицетворение – это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Ветер спит, и всё немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А.А. Фет)

Роль олицетворений в тексте

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, они оживляют природу, усиливают передаваемые мысли и чувства.


Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

- между содержанием и содержащим:

Я три тарелки съел (И.А. Крылов)

-между автором и произведением:

Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита (А.С. Пушкин)

- между действием и орудием действия:

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам (А.С. Пушкин)

- между предметом и материалом, из которого сделан предмет:

не то на серебре, - на золоте едал (А.С. Грибоедов)

- между местом и людьми, находящимися в этом месте:

Город шумел, трещали флаги… (Ю.К. Олеша)

Роль метонимии в тексте 

Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придаёт изображаемому предметную наглядность.


Синекдоха – это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Чаще всего перенос происходит:

- с меньшего на большее:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт…(А.С. Пушкин)

- с части на целое:

Борода, что ты всё молчишь?

Роль синекдохи в тексте

Синекдоха усиливает выразительность и экспрессию речи.


Перифраз, или перифраза – (в пер. с греч. – описательное выражение)- это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

Петербург – Петра творенье, град Петров (А.С. Пушкин)

Роль перифраз в тексте 

Перифразы позволяют:

- выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;

- избежать неоправданной тавтологии;

- ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.

Перифразы (особенно развёрнутые) позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание:

О град державный,

Твердыня северных морей,

Венец отчизны православный,

Жилище пышное царей,

Петра державное творенье! (П. Ершов)


Гипербола - (в пер. с греч. – преувеличение) это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:

Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.В. Гоголь)


Литота - (в пер. с греч. – малость, умеренность) – это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:

Какие крохотные коровки!

Есть право менее булавочной головки. (И.А. Крылов)

Роль гиперболы и литоты в тексте Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.

Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.


Ирония - (в пер. с греч. – притворство) – это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка:

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Комментарий. В этом обращении к ослу (символу глупости) определение «умная» приобретает противоположный смысл.

Разновидностью иронии и её высшим проявлением является сарказм – злая ирония, язвительная насмешка.

Роль иронии в тексте

Ирония используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.


Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т.е. воспроизводимые в готовом виде  словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений. (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями.

Роль фразеологизмов в тексте
Использование фразеологизмов позволяет:
- усилить наглядность и образность текста:
Каким путём нить Ариадны
Меня до бездны довела? (В.Я. Брюсов)
- создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности)
"Караул! Грабят!"- кричала во всю Ивановскую Клавдия. (В.М. Шукшин)
- более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки:
Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)  

Литературоведение - серьёзная и точная наука, требующая знания  и понимания определённых терминов. На этой странице вы можете познакомиться с трактовкой сложного термина, стихотворной иллюстрацией к нему. Эти теоретические сведения  будут полезны при подготовке к выпускным экзаменам, они могут быть использованы и учителями, и учащимися, всеми, кто интересуется теорией литературы, искусством поэзии. 

Выразительные средства фонетики

Звукопись
 - художественный приём, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов, которые вызывают ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.
Существуют два основные вида звукописи: аллитерация и ассонанс.


Ассонанс -повторение одинаковых или похожих гласных звуков.
 О, весна -без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
(А.Блок)
Комментарий. Повторение гласного звука а как бы подчёркивает безграничность, бескрайность, открытость  души поэта, устремленной к весне и мечте. 

Аллитерация
 -повторение одинаковых или похожих согласных звуков.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
 Комментарий. Приём аллитерации помогает воспроизвести звучание громовых раскатов и создаёт звуковой образ грозы.

Роль звукописи в тексте
Звукопись придаёт речи особую наглядность и изобразительность, способствует передаче чувств и настроений автора или лирического героя.