УТВЕРЖДАЮ
Директор школы -_____________Годун Л.В.
«_______»_______________2018г.
Контрольно-измерительные материалы к промежуточной аттестации
по факультативу «Литература Республики Коми»
в 7 классе МОУ «СОШ» п. Каджером.
1.Цель работы: обобщить и систематизировать знания учащихся по факультативу «Литература Республики Коми» за 7 класс.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся исследовать несложные связи и зависимости; определять существенные характеристики изучаемого объекта; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления;
Метапредметные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные УУД: формирование мотивации, направленной на дальнейшее изучение предмета.
2. Форма проведения: комбинированная контрольная работа
3.Аттестационный материал составлен на основе: Литература Республики Коми [Электронный ресурс]: примерная программа учебного курса для общеобразовательных организаций (5-9 классы) / сост.: Г.В. Китайгородская, Т.П. Матвеева ; М-во образования, науки и молодеж. политики Респ. Коми, Коми республик. ин-т развития образования. Электрон. текстовые дан. (118 КБ). Сыктывкар: КРИРО, 2018.
4.Время проведения работы: 45 минут.
5.Этапы проведения работы:
1) вводный инструктаж для детей об особенностях данной работы; | 3 минуты |
2) заполнение титульного листа (перед началом выполнения работы, на доске, должен быть оформлен образец заполнения титульного листа); | 2-3 минуты |
3) выполнение работы: | |
а) прочтение заданий про себя (приступать к чтению заданий учащиеся начинают одновременно, по сигналу учителя); | 3 минуты |
б) выполнение заданий. | 36 минуты |
6.Спецификация работы: Промежуточная аттестация по факультативу «Литература Республики Коми» для учащихся 7 класса составлена в форме теста.
Проверяется знание основных теоретических понятий (идея, тема, метафора, эпитет, композиция, сравнение), знание содержания произведений, знание авторов и названий произведений.
Практическая часть проверяется через выполнение проектных работ, перечень которых см.https://kriro.ru/upload/Литература%20Республики%20Коми.pdf-Примерные проектные работы для промежуточной аттестации:
Презентация «Переводчики коми поэзии».
Исследовательский мини-проект «Поэтический текст в переводе разных авторов».
Презентация «Географические места Коми края как отражение судеб литературных персонажей».
Презентация «Переводчики коми прозы».
7.Структура варианта проверочной работы: Тест состоит из 15 заданий в каждом варианте (всего два варианта). В заданиях 1-7, 9-14 в 1 варианте; заданиях 1-6, 8-14 во 2 варианте несколько вариантов ответов, среди которых один верный. В задании 8 в 1 варианте и задании 7 во 2 варианте несколько вариантов ответов, среди которых два верных
В задании 15- соотнести имена и портреты поэтов и писателей.
8.Критерии оценивания:
Задания 1-7, 9-14 в 1 варианте оцениваются в 1 балл каждое при верном ответе;
Задания 1-6, 8-14 во 2 варианте оцениваются в 1 балл каждое при верном ответе;
задание 8 в 1 варианте и задание 7 во 2 варианте оцениваются в 2 балла при верном ответе, в 1 балл, если допущена 1 ошибка, 0 баллов, если задание выполнено неверно;
задание 15 оценивается в 3 балла при верном ответе, в 2 балла, если допущена 1 ошибка, в 1 балл, если допущено 2 ошибки, 0 баллов, если допущено 3 ошибки и более или задание выполнено неверно.
Правильно выполненная работа оценивается в 18 баллов.
«Зачёт» ставится, если обучающийся выполнил работу на 9 баллов.
9.Контрольно- измерительный материал (на новом листе):
1 вариант
1. Выберите верное утверждение.
«Основная мысль произведения, отражающая отношение автора к действительности (решение проблем), воплощенная в системе образов».
а) тема;
б) идея;
в) композиция.
2. Выберите верное утверждение.
«Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении; то о чем говорится в произведении. Их может быть несколько: можно выделить основную и второстепенные».
а) тема;
б) идея;
в) композиция.
3. Выберите верное утверждение.
«Один из основных поэтических тропов, скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков, употребление слова в переносном его значении».
а) метафора;
б) эпитет;
в) сравнение.
4. Выберите верное утверждение.
«Средство художественной выразительности, образное определение, которое эмоционально характеризует предмет и явление, помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему».
а) метафора;
б) эпитет;
в) олицетворение.
5. Кто из коми писателей, поэтов писал под псевдонимом «Юсь»?
а) М. Лебедев;
б) Л. Толстой;
в) В. Савин;
г) Г. Юшков.
6.Кто написал басню «Самовар»?
а) Г. Юшков;
б) Д. Крылов;
в) М. Лебедев;
г) С. Попов.
7. Прочитай строки стихотворения М. Лебедева и найди название произведения.
«..Как старуха, ель седая встала на глухой тропе;…
а) «Земля коми»;
б) «Черемуха»;
в) «Что же ты, Солнце»;
г) «Хлеб военной поры».
8. Кто из коми писателей писал о природе, птицах, животных?
а) Г. Фёдоров;
б) Б. Шахов;
в) С. Журавлёв;
г) А. Вахнин.
9. О каком поэте данные сведения о жизни и творчестве?
«С.В. Журавлев – сын известного писателя Республики Коми, В.С. Журавлева-Печорского, чье детство прошло на родине отца в с. Усть-Цильме. Он с юных лет полюбил родной северный край, с которым и связал свою судьбу.В 1995 г. С. В. Журавлев закончил Литературный институт им. А.М. Горького. Автор стихотворений «Духов день», «Черемуховые холода», «Заливень – река»
а) Иван Григорьевич Торопов;
б) Владимир Васильевич Тимин;
в) Сергей Васильевич Журавлев.
10. О каком писателе данные сведения о жизни и творчестве?
«В 1928 году в семье председателя колхоза «Плуг» Григория Кирилловича и Марии Александровны родился первенец – ... Детство будущего коми писателя прошло в селе Койгородок, верхнесысольском лесном месте. Великая Отечественная война изменила детскую судьбу …: в 1941 году под Ленинградом погиб отец, в 1945 году, после долгой болезни, умерла мать. Эти годы стали важным этапом возмужания мальчика, на плечи которого легла забота о братьях, о доме … был вынужден оставить школу, и устроиться на работу статистом в лесопункт, в 25 километрах от родного села. За четыре года … стал одним из лучших лесорубов, которому положен дополнительный паек. С 1966 года работал литсотрудником и редактором журнала «Войвыв кодзув» (Северная звезда), заочно учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Известность в литературных кругах и признание читателей … принесли повести и рассказы «мелехинского цикла», во многом автобиографического характера. В своем творчестве писатель показал себя тонким наблюдательным лириком, умеющим убедительно рассказать о молодом человеке, вступающем в жизнь, трепетно любящем свою родную землю, её природу. Автор рассказов «Шуркин бульон», «Пшённая каша».
а) Сергей Васильевич Журавлев;
б) Иван Григорьевич Торопов;
в) Владимир Васильевич Тимин.
11. Назовите героя (героиню) по описанию.
«В войну приехала она откуда-то в нашу деревню с детьми. Жила недолго, но в памяти моей осталась навсегда. Звали ее за глаза «прокуроршей». А я запомнил ее пахарем, косцом, помню, как она метала сено на стога. Ходила … в мужниных штанах и рубахе. Работала — как война требовала, так и работала. Что называется— не таясь. Пень корчует— себя надорвет, а одолеет, помощи не попросит. Посмотришь на … — и кажется, будто она до самых печенок ненавидит работу и, взявшись, хочет кончить ее всю, разом, навсегда. В паре с ней работать встать не спешили. Будешь осторожничать, беречься — тут же расчихвостит, обзовет всяко, минутки передыху не даст до обеда».
а) Наташа И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»;
б) Аксинья Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья»;
в) Домна Каликова Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет».
12. Назовите героя (героиню) по описанию.
«В декабре приехала с курсов …, десятник; это ее койка стояла в нашей комнате. … восемнадцать лет. У нее коротко подстриженные льняные волосы и челочка на лбу. Только челочка не косая, как у Леньки, а прямая и длинная. Лицо круглое, губы словно бы припухшие. Глаза у нее как две ягоды-голубики. А засмеется, два больших заячьих зуба показываются спереди, не знаешь еще, в чем дело, а тебе уже весело становится. Сама она невысокая, быстрая».
а) Аксинья Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья»;
б) Домна Каликова Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет»;
в) Наташа И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша».
13. Прочитайте данный отрывок. Назовите произведение и его автора.
«Вот уже десятый день я работаю на лесоучастке Лукабанядор. Это километров сорок от нашего села. Лукабанядор — веселое место. Здесь сливаются две речки, похожие, как близнецы, только у левой вода чуть потемнее. Отсюда, с высокой кручи, в ясные дни хорошо смотрится — на речку, на громадную тайгу, конца ей, кажется, нету... А сам лесоучасток — это два жилых барака и маленький пищеблок, где мы харчимся. Тут же разместилась и. хлебная лавочка. А еще из строений есть будка-пилоставня, есть баня у речки, под кручей, и просторная конюшня, стены и потолок которой срублены из свежих елей. Вот и весь наш веселый Лукабанядор... Я статистик».
а) Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья»;
б) Торопов. Рассказ «Пшенная каша»;
в) Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет».
14. Прочитайте данный отрывок. Назовите произведение и его автора.
«— Крымдышин, — показал Санька на голубое платье незнакомки, когда сеструха замуж пойдет, мать ей обещала такое, — Ты рот-то закрой, а то ворона залетит...»
«Какой там крымдышин... — стучало мое сердце где-то у горла, — наверное, ее платье было сшито из речного тумана. Вот такой и была та, Митяева русалка. За такую и я бы в речку...» — подумалось мне.
Артистка оказалась женой нового начальника лесосплава. Он поднял и поцеловал двух совершенно с одинаковых белобрысых девчонок, а потом подошел к ней... я даже зажмурил глаза: немыслимо было представить, что он посмеет прикоснуться к ней...
А матросы выносили бесчисленный багаж. Мы впервые увидели такое количество сумок, чемоданов, у нас для этих целей были деревянные сундучки».
а) Ломбина Т. Рассказ «Зина - капуста»;
б) Вахнин А. Рассказ «Гибель вожака»;
в) Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья».
15. Рассмотрите портреты и, определив поэтов и писателей, напишите правильный ответ внизу портрета
А) Сергей Васильевич Журавлев;
Б) Иван Григорьевич То́ропов;
В) Петр Федотович Шахов;
Г) Михаил Николаевич Лебедев;
Д) Владимир Васильевич Тимин;
Е) Генна́дий Анато́льевич Юшко́в;
Ж) Геннадий Александрович Федоров.
2 вариант
1. Выберите верное утверждение.
«Построение произведения, расположение его составных частей (завязки, кульминации, развязки и др.), взаимосвязь между образами».
а) тема;
б) идея;
в) композиция.
2. Выберите верное утверждение.
«Основная мысль произведения, отражающая отношение автора к действительности (решение проблем), воплощенная в системе образов».
а) тема;
б) идея;
в) композиция.
3. Выберите верное утверждение.
«Один из тропов, изображающий один предмет путём сопоставления его с другим, имеющим общие признаки с первым. Оно либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством союзов: как, точно, словно т.п.»
а) метафора;
б) сравнение;
в) олицетворение.
4. Выберите верное утверждение.
«Один из основных поэтических тропов, скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков, употребление слова в переносном его значении».
а) метафора;
б) эпитет;
в) сравнение.
5.Кто из коми писателей, поэтов писал под псевдонимом «Абориген Вычегодский»?
а) М. Лебедев;
б) Л. Толстой;
в) В. Савин;
г) Г. Юшков.
6. Кто написал стихотворение «Плакала лошадь»?
а) Г. Юшков;
б) М. Лебедев;
в) В. Савин;
г) А. Пушкин.
7. Выберите строки стихотворений А. Скуттэ...?
а) «Дитя моё, утратил я покой»;
б) «Впервые я услышал Грига»;
в) «У зари есть солнышко, у реки – два берега»;
г) «Друг, не молчи, скажи - где та тропа во ржи».
8. В рассказе «Гибель вожака» писателя А. Вахнина, о каких птицах рассказывается?
а) Аисты;
б) Цапли;
в) Журавли;
г) Лебеди.
9. О каком поэте данные сведения о жизни и творчестве?
«родился 2 июля 1937 года в селе Пажга Сыктывдинского района Республики Коми. Военное тяжелое детство, жизнь впроголодь, формировало стойкость терпеливость в характере мальчика. После окончания седьмого класса он поступает в Печорский речной техникум. Именно в г. Печора он публикует свои первые стихи, первая проба пера определила особенности лирического героя поэта: эмоциональность, полнота чувствований, гражданская позиция. Поступив на заочное отделение Коми государственного педагогического института он начинает научную деятельность в секторе фольклора отдела языка и литературы Коми филиала АН СССР. С 1963 года стихи … стали появляться на страницах республиканских газет и журналов. Профессиональная судьба поэта складывалась удачно: он работал диктором Коми республиканского радио, директором Зеленецкой школы, главным редактором Сыктывкарской студии телевидения, а с 1992 года возглавлял редакцию журнала «Войвыв кодзув» (Северная звезда). Автор стихотворений «Хлеб военной поры», «Эдвард Григ», «Человеку бояться – чего же?».
а) Сергей Васильевич Журавлев;
б) Иван Григорьевич Торопов;
в) Владимир Васильевич Тимин.
10. О каком писателе данные сведения о жизни и творчестве?
«родился 22 января 1931 года в селе Пожег Усть-Куломского района Коми автономной области. Сразу после войны он закончил Сыктывкарское педучилище и работал воспитателем детдома в Пожеге, а затем его директором. В 1964 году закончил Ленинградскую высшую партийную школу, работал редактором журнала «Войвыв кодзув», затем возглавлял Союз писателей Республики Коми. Написал повести «Сверстники» и «Тётя Аксинья».
а) Владимир Васильевич Тимин;
б) Сергей Васильевич Журавлев;
в) Петр Федотович Шахов.
11. Назовите героя (героиню) по описанию.
«Проня смотрел на … пристально, словно узнавал ее и не узнавал. Еще год назад она была невзрачной, худенькой. А теперь статная, русоволосая, совсем невеста. Красавицей, быть может, ее и не назовешь, но залюбоваться можно. Особенно хороши глаза — темно-синие, кажутся почти черными, словно омытые росой ягодинки смородины. И как они меняют свое выражение! То смотрят строго и пристально, то в них мелькают шаловливые искорки, то светятся ласковой улыбкой. И вся она похожа на лесной цветок, который не сразу бросается в глаза…
… по-прежнему работала горничной у Космортовых.
Девушка за год, проведенный ею в Петрограде, заметно изменилась, вытянулась, повзрослела. Исчезла ее деревенская застенчивость и угловатость. Она и одевалась теперь по-иному: хозяйка заставила носить накрахмаленную наколку, кружевной фартучек. Походка … стала более собранной. И только густые русые волосы были по-прежнему заплетены в тугую косу».
а) Домна Каликова Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет»;
б) Наташа И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»;
в) Аксинья Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья».
12. Назовите героя (героиню) по описанию.
«А … — вальщик, живет в нашем же бараке, в другой половине. Он почти глухой, и, разговаривая с ним, нужно прямо-таки кричать. Или руками махать, как глухонемому. Потому его и не взяли в армию, хотя ему уже двадцать три года. Девушки … любят. Парень он ладный, высокий и сильный. К тому же хороший лесовик».
а) Македон И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»;
б) Федор Мелехин И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»;
в) Лёнька И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша».
13. Прочитайте данный отрывок. Назовите произведение и его автора.
«— Русалка их манит, русалка, — как закричит она, да за ними, а они знай смеются, да вперед, а там — огромная полынья еще затянуться не успела, мужики для какой-то надобности вырубили. Вот они туда и бульк, как два камушка, а Зинаида за ними. Их-то вытолкнула, а сама... — бабушка широко распахнула глаза словно видела вес, о чем рассказывала. От слабости ли болезненной, от совести ли больной, но заплакал я».
а) Ломбина Т. Рассказ «Зина - капуста»;
б) Вахнин А. Рассказ «Гибель вожака»;
в) Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья».
14. Прочитайте данный отрывок. Назовите произведение и его автора.
«— Этот ваш косноязычный сорвиголова и науськал всех! Полгрядки перерыли! (О, как прибавляет,— злился Саша,— всего-то десяток и вырвал Егор.) — А Ваську заставил все молоко из дома выгрести! Видано ли! Может, вы такие богатые, можете всяких проходящих подкармливать, а наша бедность не позволяет. Уймите своего шепелявого, уймите, а то сами его научим, как чужое-то добро уважать. Мой Егор не стал бы пакостить так-то... Сашина мать долго терпела, потом не выдержала:— Уйди, Фекла, от греха подальше, пока коромыслом не огрела. Раскаркалась тут, как ворона».
а) Вахнин А. Рассказ «Гибель вожака»;
б) Б.Ф. Шахов. Повесть «Сверстники»;
в) Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья».
15. Рассмотрите портреты и, определив поэтов и писателей, напишите правильный ответ внизу портрета
А) Сергей Васильевич Журавлев;
Б) Иван Григорьевич То́ропов;
В) Петр Федотович Шахов;
Г) Михаил Николаевич Лебедев;
Д) Владимир Васильевич Тимин;
Е) Генна́дий Анато́льевич Юшко́в;
Ж) Геннадий Александрович Федоров.
10.Ответы:
1 вариант | 2 вариант |
1- б) идея | 1- в) композиция |
2- а) тема | 2- б) идея |
3- а) метафора | 3- б) сравнение |
4- б) эпитет | 4- а) метафора |
5.-а) М. Лебедев | 5- а) М. Лебедев |
6-в) М. Лебедев | 6- а) Г. Юшков |
7-а) «Земля коми» | 7- а) «Дитя моё, утратил я покой», в) «У зари есть солнышко, у реки – два берега»-2 балла |
8-в) С. Журавлёв, г) А. Вахнин-2 балла | 8- в) Журавли |
9-в) Сергей Васильевич Журавлев | 9- в) Владимир Васильевич Тимин |
10- б) Иван Григорьевич Торопов | 10- в) Петр Федотович Шахов |
11- б) Аксинья Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья». | 11- а) Домна Каликова Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет» |
12- в) Наташа И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша» | 12- а) Македон И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша» |
13- б) И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша» | 13- а) Ломбина Т. Рассказ «Зина - капуста» |
14- а) Ломбина Т. Рассказ «Зина - капуста» | 14- б) Б.Ф. Шахов. Повесть «Сверстники» |
15. Рассмотрите портреты и, определив поэтов и писателей, напишите правильный ответ внизу портрета-3 балла

|  |  |
1.Михаил Николаевич Лебедев | 2.Генна́дий Анато́льевич Юшко́в | 3.Сергей Васильевич Журавлев |
 |  | 
| 
|
4.Владимир Васильевич Тимин | 5.Иван Григорьевич То́ропов | 6.Геннадий Александрович Федоров | 7.Петр Федотович Шахов |
1.-Г) Михаил Николаевич Лебедев
2.- Е) Генна́дий Анато́льевич Юшко́в
3.-А) Сергей Васильевич Журавлев
4.-Д) Владимир Васильевич Тимин
5.-Б) Иван Григорьевич То́ропов
6.-Ж) Геннадий Александрович Федоров
7.-В) Петр Федотович Шахов
11.Литература:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лебедев,_Михаил_Николаевич_(писатель)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Торопов,_Иван_Григорьевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдоров,_Геннадий_Александрович
https://yandex.ru/search/?text=Петр%20Федотович%20Шахов&clid=2270455&win=373&lr=10942
https://ru.wikipedia.org/wiki/Юшков,_Геннадий_Анатольевич#/media/File:Геннадий_Юшков.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/Торопов,_Иван_Григорьевич
http://soyuz-pisateley.komi-nao.ru/persona/zhuravlev-sergei-vasilevich