СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ "Литература Республики Коми" 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промежуточная аттестация по факультативу "Литература Республики Коми" в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«КИМ "Литература Республики Коми" 7 класс»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы -_____________Годун Л.В.

«_______»_______________2018г.


Контрольно-измерительные материалы к промежуточной аттестации

по факультативу «Литература Республики Коми»

в 7 классе МОУ «СОШ» п. Каджером.


1.Цель работы: обобщить и систематизировать знания учащихся по факультативу «Литература Республики Коми» за 7 класс.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся исследовать несложные связи и зависимости; определять существенные характеристики изучаемого объекта; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления;

Метапредметные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: формирование мотивации, направленной на дальнейшее изучение предмета.

2. Форма проведения: комбинированная контрольная работа

3.Аттестационный материал составлен на основе: Литература Республики Коми [Электронный ресурс]: примерная программа учебного курса для общеобразовательных организаций (5-9 классы) / сост.: Г.В. Китайгородская, Т.П. Матвеева ; М-во образования, науки и молодеж. политики Респ. Коми, Коми республик. ин-т развития образования. Электрон. текстовые дан. (118 КБ). Сыктывкар: КРИРО, 2018.

4.Время проведения работы: 45 минут.

5.Этапы проведения работы:

1) вводный инструктаж для детей об особенностях данной работы;

3 минуты

2) заполнение титульного листа (перед началом выполнения работы, на доске, должен быть оформлен образец заполнения титульного листа);

2-3 минуты

3) выполнение работы:


а) прочтение заданий про себя (приступать к чтению заданий учащиеся начинают одновременно, по сигналу учителя);

3 минуты

б) выполнение заданий.

36 минуты


6.Спецификация работы: Промежуточная аттестация по факультативу «Литература Республики Коми» для учащихся 7 класса составлена в форме теста.
Проверяется знание основных теоретических понятий (идея, тема, метафора, эпитет, композиция, сравнение), знание содержания произведений, знание авторов и названий произведений.

Практическая часть проверяется через выполнение проектных работ, перечень которых см.https://kriro.ru/upload/Литература%20Республики%20Коми.pdf-Примерные проектные работы для промежуточной аттестации:

Презентация «Переводчики коми поэзии».

Исследовательский мини-проект «Поэтический текст в переводе разных авторов».

Презентация «Географические места Коми края как отражение судеб литературных персонажей».

Презентация «Переводчики коми прозы».






7.Структура варианта проверочной работы: Тест состоит из 15 заданий в каждом варианте (всего два варианта). В заданиях 1-7, 9-14 в 1 варианте; заданиях 1-6, 8-14 во 2 варианте несколько вариантов ответов, среди которых один верный. В задании 8 в 1 варианте и задании 7 во 2 варианте несколько вариантов ответов, среди которых два верных

В задании 15- соотнести имена и портреты поэтов и писателей.


8.Критерии оценивания:

Задания 1-7, 9-14 в 1 варианте оцениваются в 1 балл каждое при верном ответе;

Задания 1-6, 8-14 во 2 варианте оцениваются в 1 балл каждое при верном ответе;

задание 8 в 1 варианте и задание 7 во 2 варианте оцениваются в 2 балла при верном ответе, в 1 балл, если допущена 1 ошибка, 0 баллов, если задание выполнено неверно;

задание 15 оценивается в 3 балла при верном ответе, в 2 балла, если допущена 1 ошибка, в 1 балл, если допущено 2 ошибки, 0 баллов, если допущено 3 ошибки и более или задание выполнено неверно.

Правильно выполненная работа оценивается в 18 баллов.

«Зачёт» ставится, если обучающийся выполнил работу на 9 баллов.


9.Контрольно- измерительный материал (на новом листе):

1 вариант

1. Выберите верное утверждение.
«Основная мысль произведения, отражающая отношение автора к действительности (решение проблем), воплощенная в системе образов».
а) тема; 
б) идея; 
в) композиция.

2. Выберите верное утверждение.
«Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении; то о чем говорится в произведении. Их может быть несколько: можно выделить основную и второстепенные».
а) тема; 
б) идея; 
в) композиция.

3. Выберите верное утверждение.
«Один из основных поэтических тропов, скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков, употребление слова в переносном его значении».
а) метафора; 
б) эпитет; 
в) сравнение.


4. Выберите верное утверждение.
«Средство художественной выразительности, образное определение, которое эмоционально характеризует предмет и явление, помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему».
а) метафора; 
б) эпитет; 
в) олицетворение.

5. Кто из коми писателей, поэтов писал под псевдонимом «Юсь»?

а) М. Лебедев; 

б) Л. Толстой; 

в) В. Савин; 

г) Г. Юшков.


6.Кто написал басню «Самовар»?

а) Г. Юшков; 

б) Д. Крылов; 

в) М. Лебедев; 

г) С. Попов.


7. Прочитай строки стихотворения М. Лебедева и найди название произведения.

«..Как старуха, ель седая встала на глухой тропе;…

а) «Земля коми»; 

б) «Черемуха»; 

в) «Что же ты, Солнце»; 

г) «Хлеб военной поры».


8. Кто из коми писателей писал о природе, птицах, животных?

а) Г. Фёдоров; 

б) Б. Шахов; 

в) С. Журавлёв; 

г) А. Вахнин.


9. О каком поэте данные сведения о жизни и творчестве?

«С.В. Журавлев – сын известного писателя Республики Коми, В.С. Журавлева-Печорского, чье детство прошло на родине отца в с. Усть-Цильме. Он с юных лет полюбил родной северный край, с которым и связал свою судьбу.В 1995 г. С. В. Журавлев закончил Литературный институт им. А.М. Горького. Автор стихотворений «Духов день», «Черемуховые холода», «Заливень – река»

а) Иван Григорьевич Торопов; 
б) Владимир Васильевич Тимин; 
в) Сергей Васильевич Журавлев.


10. О каком писателе данные сведения о жизни и творчестве?

«В 1928 году в семье председателя колхоза «Плуг» Григория Кирилловича и Марии Александровны родился первенец – ... Детство будущего коми писателя прошло в селе Койгородок, верхнесысольском лесном месте. Великая Отечественная война изменила детскую судьбу …: в 1941 году под Ленинградом погиб отец, в 1945 году, после долгой болезни, умерла мать. Эти годы стали важным этапом возмужания мальчика, на плечи которого легла забота о братьях, о доме … был вынужден оставить школу, и устроиться на работу статистом в лесопункт, в 25 километрах от родного села. За четыре года … стал одним из лучших лесорубов, которому положен дополнительный паек. С 1966 года работал литсотрудником и редактором журнала «Войвыв кодзув» (Северная звезда), заочно учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Известность в литературных кругах и признание читателей … принесли повести и рассказы «мелехинского цикла», во многом автобиографического характера. В своем творчестве писатель показал себя тонким наблюдательным лириком, умеющим убедительно рассказать о молодом человеке, вступающем в жизнь, трепетно любящем свою родную землю, её природу. Автор рассказов «Шуркин бульон», «Пшённая каша».

а) Сергей Васильевич Журавлев; 
б) Иван Григорьевич Торопов; 
в) Владимир Васильевич Тимин. 


11. Назовите героя (героиню) по описанию.

«В войну приехала она откуда-то в нашу деревню с детьми. Жила недолго, но в памяти моей осталась на­всегда. Звали ее за глаза «прокуроршей». А я запомнил ее пахарем, косцом, помню, как она метала сено на стога. Ходила … в мужниных штанах и рубахе. Ра­ботала — как война требовала, так и работала. Что на­зывается— не таясь. Пень корчует— себя надорвет, а одолеет, помощи не попросит. Посмотришь на … — и кажется, будто она до самых печенок ненавидит ра­боту и, взявшись, хочет кончить ее всю, разом, навсегда. В паре с ней работать встать не спешили. Будешь ос­торожничать, беречься — тут же расчихвостит, обзовет всяко, минутки передыху не даст до обеда».

а) Наташа И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»; 

б) Аксинья Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья»; 

в) Домна Каликова Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет».


12. Назовите героя (героиню) по описанию.

«В декабре приехала с курсов …, десятник; это ее койка стояла в нашей комнате. … восемнадцать лет. У нее коротко подстриженные льняные волосы и челочка на лбу. Только челочка не косая, как у Леньки, а прямая и длинная. Лицо круглое, губы словно бы припухшие. Глаза у нее как две ягоды-голубики. А засмеется, два больших заячьих зуба показываются спереди, не знаешь еще, в чем дело, а тебе уже весело становится. Сама она невысокая, быстрая».

а) Аксинья Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья»; 

б) Домна Каликова Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет»; 

в) Наташа И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша».


13. Прочитайте данный отрывок. Назовите произведение и его автора.
«Вот уже десятый день я работаю на лесоучастке Лукабанядор. Это километров сорок от нашего села. Лукабанядор — веселое место. Здесь сливаются две речки, похожие, как близнецы, только у левой вода чуть потемнее. Отсюда, с высокой кручи, в ясные дни хорошо смотрится — на речку, на громадную тайгу, конца ей, кажется, нету... А сам лесоучасток — это два жилых барака и маленький пищеблок, где мы харчимся. Тут же разместилась и. хлебная лавочка. А еще из строений есть будка-пилоставня, есть баня у речки, под кручей, и просторная конюшня, стены и потолок которой срублены из свежих елей. Вот и весь наш веселый Лукабанядор... Я статистик».

а) Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья»; 

б) Торопов. Рассказ «Пшенная каша»;

в) Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет». 


14. Прочитайте данный отрывок. Назовите произведение и его автора.

«— Крымдышин, — показал Санька на голубое платье незнакомки, когда сеструха замуж пойдет, мать ей обещала такое, — Ты рот-то закрой, а то ворона залетит...»

«Какой там крымдышин... — стучало мое сердце где-то у горла, — на­верное, ее платье было сшито из речного тумана. Вот такой и была та, Митяева русалка. За такую и я бы в речку...» — подумалось мне.

Артистка оказалась женой нового начальника лесосплава. Он поднял и поцеловал двух совершенно с одинаковых белобрысых девчонок, а потом подо­шел к ней... я даже зажмурил глаза: немыслимо было представить, что он посмеет прикоснуться к ней...

А матросы выносили бесчисленный багаж. Мы впервые увидели такое количество сумок, чемоданов, у нас для этих целей были деревянные сун­дучки».

а) Ломбина Т. Рассказ «Зина - капуста»; 

б) Вахнин А. Рассказ «Гибель вожака»; 

в) Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья».


15. Рассмотрите портреты и, определив поэтов и писателей, напишите правильный ответ внизу портрета




1.

2.

3.








4.


5.

6.


7.

А) Сергей Васильевич Журавлев;

Б) Иван Григорьевич То́ропов;

В) Петр Федотович Шахов;

Г) Михаил Николаевич Лебедев;

Д) Владимир Васильевич Тимин;

Е) Генна́дий Анато́льевич Юшко́в;

Ж) Геннадий Александрович Федоров.


2 вариант

1. Выберите верное утверждение.
«Построение произведения, расположение его составных частей (завязки, кульминации, развязки и др.), взаимосвязь между образами».
а) тема; 
б) идея; 
в) композиция.


2. Выберите верное утверждение.
«Основная мысль произведения, отражающая отношение автора к действительности (решение проблем), воплощенная в системе образов».
а) тема; 
б) идея; 
в) композиция.


3. Выберите верное утверждение.
«Один из тропов, изображающий один предмет путём сопоставления его с другим, имеющим общие признаки с первым. Оно либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством союзов: как, точно, словно т.п.»
а) метафора; 
б) сравнение; 
в) олицетворение.


4. Выберите верное утверждение.
«Один из основных поэтических тропов, скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков, употребление слова в переносном его значении».
а) метафора; 
б) эпитет; 
в) сравнение.


5.Кто из коми писателейпоэтов писал под псевдонимом «Абориген Вычегодский»?

а) М. Лебедев;

б) Л. Толстой;

в) В. Савин;

г) Г. Юшков.


6. Кто написал стихотворение «Плакала лошадь»?

а) Г. Юшков;

б) М. Лебедев;

в) В. Савин;

г) А. Пушкин.


7. Выберите строки стихотворений А. Скуттэ...?

а) «Дитя моё, утратил я покой»;

б) «Впервые я услышал Грига»;

в) «У зари есть солнышко, у реки – два берега»;

г) «Друг, не молчи, скажи - где та тропа во ржи».


8. В рассказе «Гибель вожака» писателя А. Вахнина, о каких птицах рассказывается?

а) Аисты;

б) Цапли;

в) Журавли;

г) Лебеди.


9. О каком поэте данные сведения о жизни и творчестве?
«родился 2 июля 1937 года в селе Пажга Сыктывдинского района Республики Коми. Военное тяжелое детство, жизнь впроголодь, формировало стойкость терпеливость в характере мальчика. После окончания седьмого класса он поступает в Печорский речной техникум. Именно в г. Печора он публикует свои первые стихи, первая проба пера определила особенности лирического героя поэта: эмоциональность, полнота чувствований, гражданская позиция. Поступив на заочное отделение Коми государственного педагогического института он начинает научную деятельность в секторе фольклора отдела языка и литературы Коми филиала АН СССР. С 1963 года стихи … стали появляться на страницах республиканских газет и журналов. Профессиональная судьба поэта складывалась удачно: он работал диктором Коми республиканского радио, директором Зеленецкой школы, главным редактором Сыктывкарской студии телевидения, а с 1992 года возглавлял редакцию журнала «Войвыв кодзув» (Северная звезда). Автор стихотворений «Хлеб военной поры», «Эдвард Григ», «Человеку бояться – чего же?».

а) Сергей Васильевич Журавлев;
б) Иван Григорьевич Торопов;
в) Владимир Васильевич Тимин.


10. О каком писателе данные сведения о жизни и творчестве?

«родился 22 января 1931 года в селе Пожег Усть-Куломского района Коми автономной области. Сразу после войны он закончил Сыктывкарское педучилище и работал воспитателем детдома в Пожеге, а затем его директором. В 1964 году закончил Ленинградскую высшую партийную школу, работал редактором журнала «Войвыв кодзув», затем возглавлял Союз писателей Республики Коми. Написал повести «Сверстники» и «Тётя Аксинья».

а) Владимир Васильевич Тимин;
б) Сергей Васильевич Журавлев;
в) Петр Федотович Шахов.


11. Назовите героя (героиню) по описанию.

«Проня смотрел на … пристально, словно узнавал ее и не узнавал. Еще год назад она была невзрачной, худенькой. А теперь статная, русоволосая, совсем невеста. Красавицей, быть может, ее и не назовешь, но залюбоваться можно. Особенно хороши глаза — тем­но-синие, кажутся почти черными, словно омытые росой ягодинки смородины. И как они меняют свое выражение! То смотрят строго и пристально, то в них мелькают шаловливые искорки, то светятся ласковой улыбкой. И вся она похожа на лесной цветок, который не сразу бросается в глаза…

… по-прежнему работала горничной у Космортовых.

Девушка за год, проведенный ею в Петрограде, заметно изменилась, вытянулась, повзрослела. Исчезла ее деревенская застенчивость и угловатость. Она и оде­валась теперь по-иному: хозяйка заставила носить накрахмаленную наколку, кружевной фартучек. Походка … стала более собранной. И только густые русые волосы были по-прежнему заплетены в тугую косу».

а) Домна Каликова Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет»;

б) Наташа И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»;

в) Аксинья Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья».


12. Назовите героя (героиню) по описанию.

«А … — вальщик, живет в нашем же бараке, в другой половине. Он почти глухой, и, разговаривая с ним, нужно прямо-таки кричать. Или руками махать, как глухонемому. Потому его и не взяли в армию, хотя ему уже двадцать три года. Девушки … любят. Парень он ладный, высокий и сильный. К тому же хороший лесовик».

а) Македон И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»;

б) Федор Мелехин И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»;

в) Лёнька И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша».


13. Прочитайте данный отрывок. Назовите произведение и его автора.
«— Русалка их манит, русалка, — как закричит она, да за ними, а они знай смеются, да вперед, а там — огромная полынья еще затянуться не успела, мужики для какой-то надобности вырубили. Вот они туда и бульк, как два камушка, а Зинаида за ними. Их-то вытолкнула, а сама... — бабуш­ка широко распахнула глаза словно видела вес, о чем рассказывала. От слабости ли болезненной, от совести ли больной, но заплакал я».
а) Ломбина Т. Рассказ «Зина - капуста»;

б) Вахнин А. Рассказ «Гибель вожака»;

в) Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья».


14. Прочитайте данный отрывок. Назовите произведение и его автора.
«— Этот ваш косноязычный сорвиголова и науськал всех! Полгрядки перерыли! (О, как прибавляет,— злился Саша,— всего-то десяток и вырвал Егор.) — А Ваську за­ставил все молоко из дома выгрести! Видано ли! Может, вы такие богатые, можете всяких проходящих подкарм­ливать, а наша бедность не позволяет. Уймите своего ше­пелявого, уймите, а то сами его научим, как чужое-то добро уважать. Мой Егор не стал бы пакостить так-то... Сашина мать долго терпела, потом не выдержала:— Уйди, Фекла, от греха подальше, пока коромыслом не огрела. Раскаркалась тут, как ворона».

а) Вахнин А. Рассказ «Гибель вожака»; 

б) Б.Ф. Шахов. Повесть «Сверстники»; 

в) Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья».


15. Рассмотрите портреты и, определив поэтов и писателей, напишите правильный ответ внизу портрета




1.

2.

3.








4.


5.

6.


7.


А) Сергей Васильевич Журавлев;

Б) Иван Григорьевич То́ропов;

В) Петр Федотович Шахов;

Г) Михаил Николаевич Лебедев;

Д) Владимир Васильевич Тимин;

Е) Генна́дий Анато́льевич Юшко́в;

Ж) Геннадий Александрович Федоров.



10.Ответы:


1 вариант

2 вариант

1- б) идея 

1- в) композиция

2- а) тема

2- б) идея

3- а) метафора

3- б) сравнение

4- б) эпитет

4- а) метафора

5.-а) М. Лебедев

5- а) М. Лебедев

6-в) М. Лебедев

6- а) Г. Юшков

7-а) «Земля коми»

7- а) «Дитя моё, утратил я покой», в) «У зари есть солнышко, у реки – два берега»-2 балла

8-в) С. Журавлёв, г) А. Вахнин-2 балла

8- в) Журавли

9-в) Сергей Васильевич Журавлев

9- в) Владимир Васильевич Тимин

10- б) Иван Григорьевич Торопов

10- в) Петр Федотович Шахов

11- б) Аксинья Б.Ф. Шахов. Повесть «Тётя Аксинья».

11- а) Домна Каликова Г. Федоров. Роман «Когда наступает рассвет»

12- в) Наташа И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»

12- а) Македон И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»

13- б) И. Торопов. Рассказ «Пшенная каша»

13- а) Ломбина Т. Рассказ «Зина - капуста»

14- а) Ломбина Т. Рассказ «Зина - капуста»

14- б) Б.Ф. Шахов. Повесть «Сверстники»


15. Рассмотрите портреты и, определив поэтов и писателей, напишите правильный ответ внизу портрета-3 балла



1.Михаил Николаевич Лебедев

2.Генна́дий Анато́льевич Юшко́в

3.Сергей Васильевич Журавлев








4.Владимир Васильевич Тимин

5.Иван Григорьевич То́ропов

6.Геннадий Александрович Федоров

7.Петр Федотович Шахов


1.-Г) Михаил Николаевич Лебедев

2.- Е) Генна́дий Анато́льевич Юшко́в

3.-А) Сергей Васильевич Журавлев

4.-Д) Владимир Васильевич Тимин

5.-Б) Иван Григорьевич То́ропов

6.-Ж) Геннадий Александрович Федоров

7.-В) Петр Федотович Шахов


11.Литература:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лебедев,_Михаил_Николаевич_(писатель)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Торопов,_Иван_Григорьевич

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдоров,_Геннадий_Александрович

https://yandex.ru/search/?text=Петр%20Федотович%20Шахов&clid=2270455&win=373&lr=10942

https://ru.wikipedia.org/wiki/Юшков,_Геннадий_Анатольевич#/media/File:Геннадий_Юшков.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Торопов,_Иван_Григорьевич

http://soyuz-pisateley.komi-nao.ru/persona/zhuravlev-sergei-vasilevich