Классическая музыка в начальной школе.
«Музыка способна оказывать известное
воздействие на этическую сторону
души; и раз музыка обладает такими
свойствами , то, очевидно, она должна
быть включена в число предметов
воспитания молодежи.»
Аристотель
Как ошибаются те, кто считает , что классическая музыка не нужна детям .Считаю, что в наш компьютерный век , когда у ребенка развит интерес к виртуальной жизни , формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка. Каким образом она помогает?
Классическая музыка способствует развитию личности ребенка. Она развивает интеллект , оказывает влияние на его творческие способности, обогащает его внутренний мир ,формирует чувство ритма и воображение.
Классическая музыка оказывает и общеукрепляющее воздействие.
Этот факт доказал российский академик В.М. Бехтерев. , который первым занялся изучением этого вопроса.
Часто болеющий ребенок быстрее утомляется , у него неустойчивое внимание , слабая память , низкая работоспособность. От здоровья и жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь , мировозрение , умственное развитие , прочность знаний , вера в свои силы.
Поэтому наша задача, как педагогов , прививать у детей интерес к классической музыке. Как научить наших детей уметь слушать музыку, любить ее?
Научить можно . Конечно , воспитание музыкой должно начинаться еще с внутриутробного развития плода. Так , например , музыку величайщего музыкального архитектра эпохи барокко Арканджело Корелли ,как советует известный скрипач и педагог Михаил Казиник,лучше слушать в период формирования у плода вестибулярного аппарата , а музыку Бетховена в период установления личностного контакта между мамой и ребенком для глубинного постижения мамой и через нее ребенком апполонического и дионисийского , то есть , гармонии между мыслью и чувством.
Классическая музыка должна звучать как можно чаще дома . Наибольший эффект достигается в случае , когда родители и ребенок сидят рядом , и в полумраке слушают Шопена или Моцарта. И водить ребенка на концерт на музыку , которая звучала дома. Таким образом у ребенка появиться радость узнавания музыки и дополнительный эффект прослушивания прослушивания привычной и полюбившейся музыки вместе с другими людьми.
В эти минуты ребенок ощущает себя знатоком музыки ,он счастлив.
Музыка должна приносит ребенка радость , восторг , вдохновение. И неважно , будет ли это музыка Моцарта , Чайковского или Глинки. Дети становятся более эмоционально отзывчивыми , учатся сопереживать музыке , а значит , и всему окружающему.Классическая музыка
расширяет их знания в мировой музыкальной культуре разных стилей и эпох. Дети , которые с детства познакомились с музыкальными произведениями , будут обладать утонченным вкусом , что поможет им и в дальнейшей взрослой жизни.
Если ребенок не любит классическую музыку ? Не нужно действовать дидактически. Все -в руках педагога! Именно от фантазии , педагогической энергии , таланта учителя зависит успех в достижении цели —желание у ребенка слушать и любить классическую музыку, находить в этом радость.
Как сказал Роллан Ромен:» Музыка , подобно дождю просачивается в сердце и оживляет его.»
Классическая музыка — это особый мир , обладающая яркими красками, волшебными мелодиями.
Влияние классической музыки на детей огромно. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление, она помогает развить память и воображение.
У детей классическая музыка активизирует все виды восприяти слуховое ,зрительное и чувственное. Развивается память- зрительная, слуховая , моторная, ассоциативная и образная.
Благодаря музыке дети делают успехи в школе. Ведь если ребенок способен передать все то , что он представил,когда слушал музыкальное произведение , то он с легкостью представит события , которые описывает на учитель на уроке литературы или окружающего мира. И такое образное мышление позволит ученику усвоить материал любой сложности.
Ритмичность и мелодичность музыкально- классических произведений способны научить детей ощущать пространство и время, кроме того музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь дети настолько эмоциональны, что не могут передать словами свою радость и грусть.
Классическая музыка помогает детям в написании сочинений и стихов. Как красиво умеют сочинять дети маленькие рассказы под влиянием музыки!
Правильно подобранный фон поднимает настроение ребенка и делает его счастливым!
И чтобы ребенка правильно воспитать и развить в нем чувство вкуса, поможет музыка Моцарта для детей.
Уже доказазано учеными , что произведения этого композитора творят чудеса с организмом , а для детей его музыка - способ развить свои скрытые таланты,и возможно , воспитать гения .
Шопен, Чайковский, Моцарт, Бетховен, Вивальди , Прокофьев, Кабалевский...
Слушаем с детьми и воспитываем в детях любовь к классической музыке.
Как сказал Дмитрий Шостакович :»Чтобы полюбить музыку , надо прежде всего слушать.»
“В концертном зале « - час классической музыки . Ее можно проводить два раза в месяц , чтобы расширять знания учащихся о классической музыке, развивать музыкальные способности, эстетический вкус. Предлагаю :Бах»Минуэт»-фортепиано;
Моцарт . Концерт для фортепиано
с оркестром N20 Ре минор, часть 2.
Фортепианные концерты обучают концентрации, осознанности, повышают уровень умственной организации.
Бах .Сюита для виолончели N1,Соль мажор,
прелюдия в исполнении гитары.
Если учитель видит , что есть среди его учеников ребенок , который подвержен агрессии, мышечному напряжению, то регулярное прослушивание сюит Баха через некоторое время их снимает.
Иногда можно с детьми пофантазировать …. Предложить игру, где учитель дает детям возможность представить себя музыкантами, артистами. Это хорошо влияет на настроение ребенка , на творчество ,на фантазию , на любовь к музыке.
«Лунная соната»,N14 , Вивальди « Времена года» вызывают необычайную фантазию у детей , они начинаю « рисовать« свою «картину .» .
Шопен «Прелюдия №1До мажор поднимает жизненный тонус, активность.
Шарль Камиль Сен Санс.»Карнавал животных»14 музыккальных миниатюр , иллюстрирующих животных, развивает воображение ребенка, и здесь учитель может предложить детям такую игру. Одна группа детей будет изображать животных,а другая- музыкантов (каждый из них выбирает себе музыкальный инструмент, на котором он будет «исполнять» данную композицию). Можно предложить детям даже постукивание по столу в такт музыки . И дети «делают «музыку с любовью. Она влюбляет их в себя!
«Музыкальная картинка»-час классической музыки:
Чайковский «Баба яга»;
Григ « В пешере горного короля»;
Сен-Санс»Лебедь».
«Чайковский -детям.»- музыкальный праздник :
«Вальс цветов»;
«Детский альбом «;
«Марш деревянных солдатиков»;
«Песня жаворонка».
Иногда можно с ребятами сочинять и свою музыку , предложив им рассмотреть иллюстрации картин русских художников , при этом попросить напеть мелодию , которая родилась у них при виде данной.
Что есть красивая музыка для детей ? Это -сказка , она воодушевляет , она снабжает душу крыльями , она способствует полету фантазии .
Как говорили классики , что трудно найти лучший метод воспитания, чем тот, что уже найден опытом столь многих веков, его можно определить, как состоящий из гимнастики для тела и музыки души.