Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Классный час
"
Профессиональная характеристика "
Бачурина Е.Н.
классный руководитель
11 класса
п. Новокасторное, 2018 г.
Классный час для обучающихся 11 класса
«Профессиональная характеристика»
Бачурина Елена Николаевна,
учитель математики
МКОУ «Новокасторенская СОШ»
В последнее время на российском рынке труда складывается ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав - соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. Поэтому в старшей школе необходимо проводить классные часы по профориентации.
Цель:знакомство детей с миром профессий и подведение к осознанному профессиональному выбору
Задачи:
Познакомить учащихся с профессиональной деятельностью человека;
Формировать позитивное отношение к труду;
Выдвигать собственное мнение и позицию при решении проблемных ситуаций;
Развивать умение работать в группе;
Оценивать свои достижения для выбора будущей профессии.
Классный час рассчитан на 40 минут. На классном часе используются различные методы и формы работы с учащимися (проблемный диалог, игра, тестирование, групповая работа). Использование презентации на классном часе позволяет учащимся хорошо усвоить данную тему. На слайдах кратко изложены ключевые моменты освещаемых вопросов, что дает возможность учащимся в течение классного часа сконцентрировать на них внимание.Игровые моменты оживляют восприятие учащимися материала, прививают интерес к обсуждаемой теме, совершенствуют творческие способности.
Каждый, достойный называться человеком,
должен иметь охоту и способность к труду.
Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Слайд № 1. Классный руководитель: «Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.
Слайд № 2. Как бы вы объяснили различие между этими словами?»
(Дети дают ответы.)
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
II. Игра «Ребусы»
Кл.рук.: «Давайте в качестве разминки попробуем разгадать ребусы, в которых спрятались профессии.

Слайд № 3.
Санитар.
Слайд № 4.
Лингвист.
Слайд № 5.
Гример.
Слайд № 6.
Водитель.
Слайд № 7.
Врач.
Слайд № 8. Ювелир.
Слайд № 9. Психолог.
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Кл. рук.:«Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.?» Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.»
Слайд № 10.
Первая группа- «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, шахтер, военный и т. п.
Кл.рук: «Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель:« Я интересуюсь дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече задаю вопрос: «Доволен ли ты выбранной профессией?». Некоторые говорят, что ошибся в своем выборе, некоторые признаваются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?»
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Кл.рук.: «Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
V. Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель: «Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? А что получится, если сложить три слова, которые записаны на доске: «хочу», «могу» и «надо»? Слайд № 11. Получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо)»
VI. Профессиональный гороскоп.
На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек.
Знаки зодиака | Конкретные профессии |
Водолей | Инженер, механик, учитель, переводчик |
Овен | Учитель, актёр, фермер, врач, журналист, стюардесса |
Рыбы | Программист, бухгалтер, детектив, электрик, юрист |
Телец | Спортсмен, инженер, экономист, работник социального обслуживания |
Близнецы | Инженер, военный, водитель, лётчик, переводчик |
Рак | Менеджер, бухгалтер |
Лев | Бизнесмен, менеджер, дизайнер, социальный работник |
Дева | Инженер, психолог, врач |
Весы | Экономист, программист |
Скорпион | Программист, фермер, механик |
Стрелец | Врач, криминалист, менеджер, лётчик |
Козерог | Юрист, дипломат |
VII. Тестирование
Слайд № 12. Кл.рук.: « Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.»
VIII. Рефлексия
Слайд № 13
Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?
Что вам больше всего понравилось?
Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?
Кл.рук.:«Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Слайд № 14. Спасибо за внимание.
Список используемой литературы:
1. Классные часы в 10-11-х классах / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Лучшие классные часы в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик. – Изд.3-е., доп. и испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3. http://festival.1september.ru/articles/419335/
4. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/01/21/klassnyy-chas-pogovorim-o-professiyakh
5.http://www.aforizmov.net/tema/tags/trud/
6. http://www.xxlbook.ru/offerlab296415.aspx