СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Дом здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование здорового образа жизни является необходимым условием решения задачи по всестороннему оздоровлению школьников.

 Данная методическая  разработка поможет в некоторой степени решению поставленных задач по сохранению здоровья.

Работа иллюстрирована фотографиями проведенного занятия-мастерской.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час Дом здоровья»













Аннотация

Методическая разработка «Дом здоровья » это занятие-мастерская. В ходе мероприятия ученики познакомятся с факторами влияющими на здоровье и нетрадиционными системами оздоровления. Это такие методы как аромотерапия, цветотерапия, значение бани в оздоровлении.

Занятие проводится рамках программы кружка лекарственных растений «Фитотерапия».

Разнообразные приемы занятия позволят развить творческий потенциал школьников, будут способствовать активному усвоению знаний о том, что такое здоровый образ жизни и сформулировать правила, с помощью которых можно сохранить и укрепить свое здоровье.

Методическая разработка предназначена классным руководителям, организаторам внеклассной работы и всем, кто интересуется вопросами сохранения здоровья и пропаганде здорового образа жизни.



Название. Дом здоровья .



Цель: Помочь учащимся осознать значение знаний о здоровом образе жизни; помочь сформулировать основные правила здоровья.

Задачи: Создать условия для:

  • развития устойчивого интереса детей к проблемам фитотерапии;

  • формирования навыков у учащихся по организации здорового образа жизни;

  • развития интереса к аромотерапии и цветотерапии;

  • развития творческих способностей и расширения кругозора учащихся.

Предполагаемый метод: информационно-развивающие методы.



Форма проведения: занятие – мастерская, работа в группах.



Возраст участников: мероприятие для учеников 6-7 классов.



Условие его осуществления: классная комната, музыкальное

сопровождение.



Оборудование, оформление: диаграмма «Факторы влияющие на здоровье», аромалампа, масло эвкалипта, цветные стекла (цветная бумага), шапочка и березовый веник, рисунок дома, пословицы и поговорки на листочках, бумага, фломастеры или карандаши, раскраска «курильщик», чашка, сбор трав для чая.

Методические советы на подготовительный период: знакомство с литературой по теме, подготовка участников. Для контроля эмоционального состояния школьников хорошо использовать цветовой дневник. (Приложение 6).

Сценарный план.

  • 1 МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.

  • 2 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.

  • 3 БЛОК ПОЗНАНИЯ.

  • 4 СТРОИМ ДОМ ЗДОРОВЬЯ.

  • 5 ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК.

  • 6ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

  • 7РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК.

Ход мероприятия.

Вступительное слово ведущего о значении здоровья. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять

наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. Сегодня мы познакомимся с немногими методами сохранения здоровья и факторами влияющими на здоровье.

1 МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК. Творческое задание выполняется в группах. На доске записано слово ЗДОРОВЬЕ

Его надо истолковать с помощью слов или словосочетаний, относящихся к тому, что делает человека здоровым. ( З – зарядка, здорово, закаливание; Д – добро, друзья, детство; О – осанка, ответственность; Р- радость, ритм, рациональное питание; О – оптимизм, обучение, оздоровление; В – восторг, выдержка, волейбол, воля, водные процедуры; Ь- ьвобюл (читай наоборот); Е – единомышленники, ежедневные занятия.) [ 1 ]

З-

здорово

Д-

друзья

О-

ответственность

Р-

радость

О-

осанка

В-

воля

Ь-

ьвобюл (читай наоборот)

Е

единомышленники

2 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.

Ведущий. Что же такое здоровье?

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.

Познакомимся с факторами влияющими на здоровье (анализ диаграммы).

А по новым данным образ жизни влияет на здоровье на 65-70 %. [ 5 ]

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают

бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Какой вывод вы предлагаете?(каждая группа высказывает свои предположения)

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.(Приложение 5)



3 БЛОК ПОЗНАНИЯ. Какой мудрости учат пословицы? Подтвердите примерами. Их можно раздать по группам или «разрезать» на отдельные слова и предложить собрать. (Этот прием зависит от уровня подготовки участников, можно обсуждать фронтально)

  • Береги платье снову, а здоровье с смолоду.

  • Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь.

  • Живи с разумом, так и лекарок не надо.

  • Если хочешь быть здоров – закаляйся.

  • Болен – лечись, а здоров – берегись.

  • Болезни легче предупредить, чем лечить.



4 СТРОИМ ДОМ ЗДОРОВЬЯ. На доске контур дома необходимо подписать, что является помощниками здоровья. (Приложение 1)

(ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ПИТАНИЕ, РЕЖИМ ДНЯ, ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ДОБРЫЕ МЫСЛИ, ОТДЫХ И ТРУД, ХОББИ, БАНЯ, АРОМОТЕРАПИЯ, МУЗЫКА, РАЗЛИЧНЫЕ ЦВЕТА, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ).

Фитотерапия имеет большое значение в современном мире. Несмотря на увеличение арсенала лекарственных средств за счет новых синтетических препаратов, в настоящее время в нашей стране около 30% лекарств относятся к средствам растительного происхождения. Эти и другие причины объясняют большой интерес, проявляемый к лекарственным растениям. Фитопрофилактика - эффективный метод использования биологически активных веществ растений для укрепления здоровья.

Аромотерапия - метод воздействия на здоровье с помощью эфирных масел, получаемых из ароматических растений

Ученики выступают с сообщениями.



Ароматерапия. Как приятно вдохнуть запах соснового бора, ощутить свежую зелень хвои и запах смолы. Ведь это самая настоящая, естественная аромотерапия. Человек жил среди трав и деревьев, вдыхая ароматы, которые его окружали, и природная любознательность заставила изучать запахи, которые ему нравились, расслабляли, бодрили и исцеляли. Ведь целебные свойства растений оказывались эффективными для одних болезней, и совершенно противоположный эффект оказывали для других. Человек замечал, что животные по запаху выбирают корм, а если заболевали, то по запаху находили лечебные травы. Эти наблюдения накапливались, проверялись, и передавались из поколения в поколение. Народы превращали знания в традиции и обряды. Во многом, развитию аромотерапии способствовала открытая торговля между странами.

Эфирные масла - это не просто приятно пахнущие вещества, а биологически активные соединения с широким спектром действия в отношении организма человека.

Достоверно подтверждено, что аромотерапия известна людям более 6000 лет. Эфирные масла широко применялись в Греции, Риме и в древнем Египте.

Сегодня известны около 200 различных эфирных масел, которые могут оказать сильное целебное воздействие и при грамотном использовании не причинят побочных эффектов. Однако существует ряд правил, которых необходимо придерживаться! Нельзя наносить неразбавленное масло на кожу и слизистые оболочки, и превышать допустимые дозировки. Обязательно проверь, нет ли у тебя аллергии на масла.

Сегодня я хочу познакомить вас с маслом эвкалипта. (демонстрация аромалампы с каплей эвкалиптового масла)

Родина эвкалиптов - Австралия и остров Тасмания, встречается в Малайзии. Распространен во многих тропических и субтропических странах. Культивируется в Крыму, в Азербайджане, Молдавии. В Закавказье был завезен для осушения болот Колхидской низменности - очагов размножения малярийного комара. Листья и побеги заготавливают поздней осенью и зимой.

В Крыму культивируется как декоративное и лекарственное растение.

Эвкалипт (эвкалипта лист, эвкалиптовое масло) - общеукрепляющее средство растительного происхождения. Обладает противомикробным, противовоспалительным, болеутоляющим, ранозаживляющим, отхаркивающим эффектами. Применяется при заболеваниях носоглотки, полости рта, дыхательных путей; в качестве наружного средства (инфицированные раны, трофические язвы, гнойничковые заболевания кожи, ожоги, обморожения, герпес) и др. [ 1 ]



Цветотерапия. Ведущий раздает цветные стекла или держит в руках листы бумаги соответствующего цвета.

Осенняя хандра – лечись цветом.

Сегодня становится все более популярным метод лечения цветом – цветотерапия.
Ее применяли еще в древности. В Китае, Индии, Персии и Египте целители считали, что цвет благотворно действует на психику человека и даже излечивает многие недуги.

Отличный пример цветотерапии – витражи. Посмотри сквозь разноцветные стекла на мир – и у тебя наверняка тут же поднимется настроение, появятся возвышенные мысли, захочется улыбаться и радоваться жизни! Именно так цвет действует на наше восприятие действительности.( при рассказе смотрит через разноцветные стекла или показывает листы соответствующего цвета)

Причина осенней хандры не столько в ненастной погоде, сколько в недостатке света и цвета. От этого страдает не только психика, но и здоровье…

Устрой себе сеанс цветотерапии дома, пользуясь лампами с разноцветным стеклом. Это приятно, безопасно и, что самое главное, действительно приносит результат!

Итак, выбери свой цвет!

Оранжевый цвет. Способен победить усталость, хандру, депрессию и даже страх! Он помогает поднять настроение, повышает аппетит и улучшает пищеварение. Полезен при пищеварительных проблемах.

Красный цвет. Повышает внутреннюю энергию, активизирует половое влечение, способствует нормализации кровообращения и обмена веществ. А еще согревает, поэтому он полезен тем, кто подвержен частым простудам.

Желтый цвет улучшает память, благотворно сказывается на работе печени. А также важен для кожи и нервов.

Настольная «лампа Ильича» и зеленые скатерти – вовсе не историческая случайность.
Зеленый цвет успокаивает, помогает сердцу биться ровно, оказывает противовоспалительное и противоаллергенное действие.

Голубой цвет – один из самых «целебных». Он успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и даже лечит ожоги. Всем у кого «на контроле» щитовидная железа, цвет моря и неба – самый лучший друг.

Синий. С ним ты забудешь про повышенное артериальное давление и бессонницу. Он также создает ощущение покоя и комфорта, способствует более спокойному, размеренному дыханию. Кроме того, синий рекомендуется при острых воспалениях носовых пазух и заболеваниях глаз.

Фиолетовый цвет отлично работает в паре с интуицией – помогает ей проснуться, а также нормализует состояние лимфатической системы и спасает при головных болях. [ 7 ]



Баня и здоровье. (ученик одевает банную шапочку и держит в руках березовый веник)

Одним из самых популярных и полезных средств оздоровления организма у всех народов по праву считается баня. Не случайно греческое слово, от которого происходит русское «баня», означает «изгонять боль и грусть». [ 3 ] Она служит для профилактики простудных, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата. Горячая баня — великолепный тренажер кожи. Люди издревле ценили баню за ее чудесную способность «снимать усталость». Мудрая русская пословица гласит: «В который день паришься, тот день не старишься». Трудно определить возраст людей, вышедших из бани.

В русской парной бане топится печь с камнями, на раскаленные камни выплескивается вода, благодаря чему достигается высокая влажность. На самой верхней ступеньке парной температура достигает 70 — 80°С и более. Процесс парения продолжается 10 — 15 мин. Первые 5 — 7 мин. происходит согревание тела и незначительное выделение пота. К 10 — 12 мин., особенно при стегании тела горячим мокрым веником, потоотделение увеличивается.

«Банная тренировка» улучшает такие показатели, как сила, выносливость, координация движений, острота зрения.

Баня — прекрасное успокоительное средство. Она поднимает настроение, дает чувство душевного равновесия.

«Народный лекарь» — так исстари называют русскую баню. Вспомните народные поговорки:

«Баня — мать вторая: все кости распарит, все дело поправит». «На пару да в баньке сорок болезней выходит», «Баня парит — здоровье дарит».

В горячей атмосфере бани гибнут многие болезнетворные микробы — и на полке, и на нашем кожном покрове. Значительное повышение температуры тела вызывает гибель микробов и во внутренних органах. Незаменима баня при простуде, насморке, хроническом бронхите, катарах носа и горла. Помогает баня, особенно в сочетании с массажем, и при различных вывихах, растяжениях, ушибах.

Так, по статистическим данным, во время эпидемий гриппа люди, пользующиеся баней заболевают в четыре раза меньше.

При отсутствии противопоказаний баню может посещать любой ребенок, однако для него должен быть разработан щадящий режим. Поначалу следует сократить время пребывания ребенка в бане, снизить температуру в парной, сократить пребывание в парной, не допускать резкого охлаждения. Нельзя заставлять ребенка насильно что-нибудь делать в бане. А после баньки можно побаловать себя чаем. Травяные чаи - вкусные, душистые и полезные. В зависимости от растений, содержащихся в рецепте, они могут тонизировать, успокаивать, снимать стресс и поднимать настроение. Травяные чаи содержат минимум калорий и естественным образом лишены кофеина. Мы хотим подарить вам памятки по приготовлению наиболее полезного ферментированного чая . [ 1 ] (Приложение 2)



5 ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК. Проанализируйте следующие данные 52-58% старшеклассников имеют ограничения к тому или иному виду профессиональной деятельности по состоянию здоровья. Чаще всего встречается патология органов пищеварения и верхних дыхательных путей. Уже в начальных классах почти у двух третей детей отмечается нарушение осанки. Почти половина выпускников школ страдают близорукостью.

Сформулируйте правила, с помощью которых можно сохранить и укрепить свое здоровье. Каждая группа по очереди называет правила и «достраивают»дом здоровья



6ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК. Представьте общегрупповой портрет здорового человека. А теперь изобразите его «врагов». Упражнение 1. «Раскрась курильщика»(Приложение 3)

Упражнение 2. Поддерживать здоровье можно и добрыми словами. Напишите друг другу добрые пожелания – лекарства, которые бы в трудную минуту помогли обрести веру, надежду, любовь. [ 1.]



8РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК.

- Что важного вы открыли в содержании нашей мастерской?

- Что в работе было самым интересным?

Заполните цветовой дневник. (Приложение 4)

Заключительное слово учителя. Каждый человек на пути к оздоровлению должен пройти 4 ступени:

  • я знаю многое о здоровье,

  • я хочу быть здоровым,

  • я умею быть здоровым,

  • я делаю всё, чтобы быть здоровым.

Все вместе: Мы за здоровый образ жизни, потому, что здоровый человек – это самое драгоценное произведение природы!



Методические советы организаторам и постановщикам:

  • учитывать возраст и интерес слушателей;

  • лучшее место проведения это помещение для работы кружка, где оборудован фитобар;

  • если есть возможность, то можно организовать чаепитие;

  • если мероприятие проходит осенью – продемонстрировать этапы ферментации трав;

  • ведущими могут быть заранее подготовленные члены кружка, если занятие для гостей или это может быть занятие кружка в рамках программы.



Методические советы: мероприятие может стать началом исследовательской деятельности по сбору рецептов наших бабушек по заготовке травяных сборов для чая или по использованию цветотерапии и т.д.



Примечание: Мероприятие проводилось в эколого-валеологическом кабинете школы с использованием стендов кабинета для гостей. (Приложение 5 и 6)

Пример раздаточного материала для групп.(Приложение 7,8)



ЛИТЕРАТУРА.

  1. Брагина С.А., Авдощенко Л.В., Классные часы 5-11 классы диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы – Волгоград: «Издательство Учитель», 2009.

  2. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В., Валеология: Учебный практикум.- М.: Флинта: Наука, 2002.

  3. Грабовская Татьяна ,статья «Баня – купель здоровья»: журнал Здаровы лад жыцця,№3/2011.

  4. Заготова С.Н.. Валеология. Справочник школьника.– Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2002.

  5. Купчинов Р.И. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи –Мн.: Национальный институт образования, 2007.

  6. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.

  7. http://www.psifak.com/populyarnaya_psikhologiya/cvetoterapiya/osennyaya-xandra-lechis-cvetom/

  8. http://www.hnh.ru/food/Fermentation_fireweed.












Приложение 1











































































Приложение 2







Чай из трав

Травяные чаи собственного приготовления, безусловно, вкуснее магазинных аналогов, в которых натуральные компоненты заменяют ароматизаторами "идентичными натуральным" и разнообразными красителями. Чтобы обеспечить себя на долгое время полезным и вкусным чаем, следует знать несколько основ, касающихся сушки и ферментации трав. Итак, как же сушить и ферментировать травы для чая?
Правила ферментации ( брожения) трав.
В зависимости от выбора растений, чай будет обладать и определенным эффектом, например, бодрящим, тонизирующим, или, наоборот, успокаивающим и расслабляющим. Заготовить травы совсем несложно. В целом, заготовка садовых и лесных трав представлена следующими этапами.
1) Вначале собранные листики следует "завялить". Для этого их раскладывают слоем не больше 5 см и оставляют в тени на несколько часов. Следует следить за тем, чтобы слой листьев не оказался тоненьким, в противном случае, листочки начнут сохнуть и ломаться.
2) Подвяленные листья переминают, скручивая их между ладоней. И переходят к следующем этапу.
3) Скрученные листочки насыпают 5 - сантиметровым слоем и отправляют в деревянные ящички. Сверху их накрывают мокрой тканью и оставляют в теплом помещении при температуре 26 °. Этот процесс называют ферментацией.
4) Завершающий этап - непосредственно сушка. Потемневшие от ферментации листья сушат при температуре около 100°.



Травяной витаминный чай

Чтобы приготовить этот чай, нужно взять по 15 г сухих листьев вишни, смородины и травы зверобоя.

Взять 200 г кипятка и залить травы. Дать настояться 15 минут и потом процедить. В процеженный травяной витаминный чай можно добавить сок клюквы и мед.

Чай готов! Приятного аппетита! [ 8]

Приложение 3















Приложение 4

ЦВЕТОПИСЬ

(Леванова + методика А.Н. Лутошкина)



Создай цветовой дневник настроения обучаемого (обучаемых) .

Если вы хотите узнать, как «дышит» коллектив, какие состояния переживают учащиеся, как и под влиянием чего формируются и изменяются их настроения, можете воспользоваться приемом цветописи. Цветопись – это цветовой дневник настроения. Расшифровка цветов.

Красный – восторженное; Оранжевый –радостное, теплое; Желтый – светлое, приятное; Зеленый – спокойное; Синий – неудовлетворенное, грустное; Фиолетовый – тревожное, напряженное; Черный – упадок, уныние.



На плотном листе бумаги – семь цветовых полос. Каждая цветовая полоса – условный знак настроения. В данном случае цветовые символы заменены буквенными обозначениями: К – красный, О – оранжевый, Ж – желтый, З – зеленый, С – синий. Ф – фиолетовый, Ч – черный. Цветовые полосы можно получить методом аппликации: наклеить в дневник необходимые полоски цветной бумаги. Цветодневников нужно изготовить столько, сколько обучаемых примет участие в этой работе.

Ежедневно в одни и те же часы (лучше после занятий, в конце дня) раздается цветодневник каждому из обучаемых и они самостоятельно, не советуясь ни с кем, ставят в правой стороне листа дату (число этого дня) напротив той цветовой полосы, которая обозначает их настроение к этому времени.

Однако перед тем как начать работу надо выполнить ряд важных условий. Настроение – это интимный мир каждого, и вторгаться в него не совсем прилично. А потому нужно:

• получить согласие всех добровольцев вести в течение определенного времени цветодневники;

• гарантировать обучаемым тайну их эмоциональной «исповеди», если они того пожелают;

• убедить их быть искренними в своих оценках настроения.



Если вы изо дня в день заполняете цветоматрицу, то перед вами постепенно раскроется картина. Живописный цветовой ковер даст вам возможность увидеть настроение в цвете. Он вам расскажет, какое настроение и, в какие дни преобладает у обучаемых, в целом в коллективе: по вертикали – у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали – у каждого и у всех на протяжении всего времени изучения. Анализируя цветоматрицу, обратите внимание на то, как эмоционально откликаются обучаемые на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Взглянув на цветоматрицу, можно выяснить, оставило ли то или иное событие в коллективе значимый след в переживаниях обучаемых, кто наиболее близко воспринял это событие, кого оно оставило равнодушным. Цветопись может помочь определить существует ли единство в переживаниях обучаемыми значимых ситуаций, если нет такого единства, задумайтесь, что стоит за этим. Возможно, что проводимое дело не затронуло обучаемых, возможно, что коллектив не настолько еще сплочен, чтобы проявить единство переживаний. Обратите внимание и на настроения отдельных обучаемых. Если кому-то длительное время плохо и это отражается на его состоянии (синий, фиолетовый и черный цвета преобладают), то постарайтесь выяснить, в чем дело, что случилось с этим человеком.[ 6]

Приложение 5



По следам проведенного мероприятия.

Приложение 6





















Приложение 7

БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ.

ЗДОРОВЬЕ РАСТЕРЯЕШЬ – НИЧЕМ НЕ НАВЕРСТАЕШЬ.

ЖИВИ С РАЗУМОМ, ТАК И ЛЕКАРОК НЕ НАДО.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ – ЗАКАЛЯЙСЯ.

БОЛЕН – ЛЕЧИСЬ, А ЗДОРОВ – БЕРЕГИСЬ.

Приложение8

1