Классный час о доброте и милосердии.
Подготовила классный руководитель
9 класса Мартыновской ООШ І-ІІІ ступеней
Горева Елена Михайловна
Эпиграф:
Вокруг жестокость, ненависть, обман.
Любое зло для нас уже не новость.
Как корабли, в холодный океан
Уходят наши души в бездуховность.
Цель:
Ознакомить учеников с традициями добродетельности . как историческим, так и духовным наследием украинского народа, формировать у детей ценностные ориентиры, популяризовать благодетельность, как практическое воплощение общечеловеческих ценностей.
Оборудование.
Рисунки, Библия, высказывания известных людей, энциклопедия.
Доска оформлена рисунками, портретами и высказываниями знаменитых людей.
Вместо того, чтобы целый век жаловаться на темноту, лучше всего засветить свечу, и в мире станет меньше темноты.
(Конфуций)
Человек, который думает только о себе и ищет в этом свою выгоду, не может быть счастливым.
(Сенека)
Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо.
(В. Гете)
На заре, увидев солнце, с радостью прославьте день новый и скажите: «Господи, добавь мне годы к годам, чтобы я с честью и добром исправил жизнь свою».
(Владимир Мономах)
(Звучит песня в исполнении Н. Кадышевой и А. Гомона «Если можешь помочь, помоги!»)
Учитель. Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое хорошо, а что такое плохо. Говорят, про зрелость общества можно судить по тому как общество относится к детям и людям преклонного возраста. Возможно, так оно и есть, потому что старые люди- наше прошлое, а дети- будущее. И мы, живущие ныне, не можем существовать полноценно без этого родства.
Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в нашей заботе, отзывчивости, добрые дела и поступки приносят радость окружающим, ценно умение человека замечать, кому и где нужна помощь, находить возможности и пути ее оказания. В окружающей жизни мы наблюдаем как положительные, так и негативные поступки взрослых и сверстников. В трамвае или автобусе замечаем, как одни пассажиры, увидев вошедшего в вагон пожилого человека, женщину с тяжелой хозяйственной сумкой в руках, проявляют о них заботу, уступают им свое место, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или газету.
Неприглядны такие качества, как черствость, равнодушие. Черствость человека проявляется в том, что он в ответ на заботу, доброту, проявленную кем-то к нему, не испытывает чувства благодарности, а если встречается с какими-либо переживаниями человека, то также остается безучастным. Равнодушный человек - тот, кому нет дела до других, он думает только о себе.
Тема нашего воспитательного часа вечна. Внутренний мир человека, его душевные качества - это целое море чувств. Идейные стремления, моральные принципы, черты характера волевые качества вместе взятые, определяют поведение человека. И на сегодняшнем уроке мы будем пользоваться высказыванием В. Гете: «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо.». Нужно знать и понимать, что добрые дела мы должны стремиться совершать независимо от того, будут ли знать об этом родители, учителя, товарищи.
Доброта и милосердие- как два крыла, на которых держится человечество, ещё с древних времён благодетельность была в традициях нашего народа.
Очень тяжёлая сейчас жизнь, страшная, несправедливая, как- будто люди одели на себя панцири, сквозь которые ничего не слышат, ничего не видят, как погибают наши дети, покинутые родителями и вокруг правит ложь и лицемерие…
Стонет от всего Украина , одна из плодовитых земель планеты, плачет наша природа, потому что пересыхают наши речки, стирают с карт нашей земли города и сёла.
Наша страна находится в экономическом и социальном кризисе. Но наша земля знала и более горькие времена, но её люди не были такими чёрствыми и бездушными.
Сейчас много людей живёт в бедности, не имея крыши над головой, попрошайничают и рады даже чёрствому кусочку хлеба…
Тысячи людей страдают не только от голода, холода, а и от того, что не слышат тёплого слова, им нет с кем поговорить.
В лечении добротой нуждаются не только больные и одинокие, а и целиком благополучные, здоровые люди, у которых зачерствела душа и она глуха к человеческому горю.
За всю предыдущую и настоящую историю было много людей , которые жили по законам чести и совести, которые занимались и занимаются благотворительностью, были и есть добродетельными. К, сожалению, если о них рассказывать на нашем классном часе не хватит ни сил ни времени. Ребята, которые занимались поиском материала по данной теме сейчас нам расскажут , что они нашли в учебниках истории и современных изданиях совсем о немногих, но достойных нашего внимания.
У
ченик: Я начну рассказ со Святого Николая Угодника.
19 декабря христиане отмечают праздник Николая Чудотворца.
В сонме святых угодников Божиих Святитель Николай Чудотворец пользуется глубоким почитанием, особенно у православных христиан. Вся жизнь Святого Николая - бесконечная цепь благодеяний и утешений, дарованных страждущему человечеству: "Много великих и преславных чудес, - говорит Дмитрий Ростовский, - сотворил этот великий угодник Божий на земле и на море, помогая тем, кто попал в беду, вынося из глубин морских тех, кто утопал, вызволяя пленных и доставляя их домой; ...слепым возвращал зрение, немым -речь, ...голодным еду подавал и каждому в нужде был помощником, теплым заступником.
О
н быстро являлся там, где был нужен. И сейчас является тем, кто призывает его, взывает о помощи, он охраняет нас от беды..."
Вся жизнь чудотворца была пронизана любовью к ближнему.
Ученик: Образованным и благодетельным человеком был Ярослав Мудрый.
(княжение 1019- 1054 гг)
Князь Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, где опекал и содержал 300 юношей. Беспокойством о бедных отметился Владимир мономах. Для многих поколений имело большое воспитательное значение сложенное им "Наставление" своим детям, в котором выражалось его беспокойство о народе.
В Печерском монастыре в Киеве до сих пор сохраняются мощи монахов Агапита и Алипия. под патронатом которых действовали госпитали для немощных, а также черниговского князя Святослава, который после пострижения под именем Николая Святоши устроил здесь в XII ст. больницу. ПО постановлению святого Агапита, богатые были "безмедниками". помогая всем бесплатно.
Приведу ещё один яркий пример- отец Ярослава:
В
оплощая христианство на Руси, князь Владимир Великий. по свидетельству летописи, велел "всякому старцу и нищему Приходить на княжеский двор, брать еду. и питье, и деньги из казны". Но поскольку немощные и больные не могли добираться к его двору, князь велел сделать телеги, куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед, квас и возили по городам, спрашивая: "Где больные и старцы, которые не могут ходить?" Таким раздавали все необходимое. Этот мудрый Правитель осуществил много благодеятельных мероприятий: учредил училища для учебы нищих людей, ввёл народные праздники, на которых кормили нищих, сирот, вдов, раздавали им милостыню.
Ученик. Я расскажу об Иване Мазепе (1687- 1709).
Покровитель и меценат
Одно из важных направлений деятельности Ивана Мазепы - содействие развитию науки и культуры. Как человек образованный имел большую библиотеку в роскошном Батуринском дворце, он оказывал материальную помощь Киево- могилянскому коллегиуму, который по его содействию в 1701 г. был преобразован в академию. Мазепа был покровителем и меценатом украинской церкви и образования. На его средства были построены многочисленные церкви, монастыри, школы, госпитали в Киеве, Чернигове, Переяславе и других городах Гетьманщины. Архитектурный стиль этих строений имеет название «мазепинское барокко».
Гетман дарил средства поместным монастырям, которые имели свои школы и типографии. За свою деятельность И. Мазепа заработал симпатии и благосклонность широких образованных кругов. Гетману посвящались панегирики, поэмы, драмы.
А казаки! Землянок никогда не запирали! Любой путник мог зайти, развести огонь, сварить кушанье, отдохнуть. Придет, хозяин, еще и рад будет гостю, поздравит его. А бывало, что хозяин, как едет куда, так еще и оставляет кушанье для прохожего. Накушаются путешественники и сделают крест, поставят его среди землянки - это значит, что были гости и благодарят хозяина. Прекрасные отношения, в основе которых - доброта.
Вопрос: Как вы понимаете понятие "благотворительность" и "благотворительная деятельность"?
Ученик.
Мы живём, как на вулкане,
И всю жизнь играем в тир:
В этом тире каждый стал из нас мишенью.
И так часто называем грешным этот мир,
А своих не замечаем прегрешений.
Этот мир несовершенный
Состоит из всех из нас.
Он - прямое отраженье
Наших чувств и наших глаз.
этот мир не станет лучше,
И не станет он добрей, •
Если сами мы добрее не станем.
Мы грешим непониманьем
Наших близких и друзей,
И в страну Любви
Горят мосты за нами.
Опустошённые пожаром
Взвинченных страстей,
Мы разглядываем мир
Сквозь призму разочарований.
Этот мир несовершенный
Состоит из всех из нас.
Он - прямое отраженье
Наших чувств и наших глаз.
этот мир не станет лучше,
И не станет он добрей, •
Если сами мы добрее не станем.
(Игорь Тальков)
Ученик.
Я занимался поиском в энциклопедиях и толковых словарях терминов, которые мы уже не раз слышали в выступлениях ребят. Сейчас я доведу их до вашего сведения.
Благодетель- человек, который оказывает кому- н. покровительство из милости.
Благодеяние- доброе дело.
Благотворительность- в буржуазном обществе: оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости.
Милосердие- готовность помочь кому- н. из сострадания, человеколюбия.
Милосердие, милость (библейская энциклопедия) – одна из важнейших Христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Дела милости телесной следующие: питать алчущих. Напоить жаждущего. Одеть нагого. Или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела милости суть следующие: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его, несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать злом за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут, помилованы от вечного осуждения за грехи на Суде Божьем.
(Звучит песня «Твори добро»).
Учитель обобщает ответы детей и делает заключение: Следовательно.
Благодетельность - бескорыстная материальная помощь отверженным, основанная на милосердии и желании творить добро. Формами благотворительности являются меценатство и спонсорство.
Благотворительная деятельность - бескорыстная акция благотворительных организаций, что не предусматривает получения прибылей от этой деятельности.
В Украине есть люди, которые проживают за чертой бедности. Это инвалиды, многодетные семьи, дети- сироты, люди преклонных лет. Для помощи этим слоям населения создаются благотворительные организации. По виду благотворительные организации могут быть государственными, государственно-общественными, частными, религиозными и другими. Государственные службы оказывают необходимую помощь таким лицам. Негосударственные организации становятся помощниками в обеспечении социального обслуживания населения. Работа негосударственных организаций по выполнению социальных услуг эффективно используется государством. Эти организации заботятся о проблемах детей, инвалидов, ветеранов.
В Украине на сегодняшний день создано более 400 разнообразных фондов, деятельность которых направлена на предоставление помощи наиболее нищенским слоям населения: пенсионерам, инвалидам, детям- сиротам, многодетным семьям, малообеспеченным гражданам.
Самая давняя благотворительная организация, которая была основана в 1918 году – это Общество Красного Креста. Плодотворно действуют также советы ветеранов войны и труда, распространяется волонтерское движение.
Следует заметить помощь бедным, отверженным, немощным людям со стороны религиозных организаций. Можно привести множество примеров: это предоставление Натуральной и денежной помощи, горячих обедов, помощь лекарствами, одеждой, обувью. Почти каждый из домов-интернатов сотрудничает с местными приходами, какие проводят богослужения в дни религиозных праздников.
Таким образом, основные направления деятельности благотворительных организаций:
- улучшение материального положения получателей благотворительной помощи: безработных, инвалидов, других лиц, которые побрезгуют забота через предоставление материальной, натуральной, гуманитарной помощи:
- содействие развитию культуры, охране и сохранению культурного наследия.
Детям предлагается игра. Условия игры: если человек должен делать то. что называет учитель, то ученики хлопают в ладони, а если нет. то ничего не делают.
Быть милосердным, искренним, сердечным.
Насмехаться над чужим горем.
Помогать людям преклонных лет.
Защищать слабого.
Быть всегда вежливым.
Обижать других.
Заботиться о животных.
Уважать труд других людей.
Хвастаться, когда сделал добрый поступок.
Уважать родителей.
Учитель.
Мы сегодня говорим с вами об одном и том же критерии - доброте. Чтобы у нас вышел интересный разговор, мне нужна будет ваша помощь, ваша активность, открытость.
Сегодня предлагаю темы для обсуждения:
(в конце классного часа ребята будут высказывать своё мнение по данным темам)
1. Стремление легко отзываться на чужие нужды.
2. Умение замечать, кому нужна помощь, без подсказки взрослых.
3. Осуждение безучастного отношения к человеку, равнодушия.
-Какой смысл вы вкладываете в понятие «доброта»?
(Учащиеся высказывают свои мысли о доброте).
-А какое определение доброты дается в энциклопедии?
(Доброта - чуткость, дружеское отношение к людям).
Проводится конкурс на знание пословиц и поговорок на данную тему.
На доске демонстрируются фотографии . Каждую фотографию совместно обсуждаем и делаем выводы.
(фотографии прилагаются в дополнительном материале для классного часа)
Учитель. Готовясь к этому часу общения, я прочитала много литературы и меня заинтересовали мысли одного учителя: «Я вспомнил сотни ответов мальчишек на вопросы: -Каким человеком тебе хочется стать?
Сильным, храбрым, мужественным, разумным находчивым и никто из детей не сказал добрым. Почему доброта не становится в один ряд с такими доблестями, как мужество, храбрость. Почему дети стыдятся своей доброты? Ведь без доброты нет настоящей доброты сердца, которую один человек отдает другому, невозможна душевная красота» Абсолютно одинаковых людей нет. Так же, как нет людей абсолютно красивых, или полностью не красивых. В разных ситуациях один и тот же человек ведет себя не одинаково.
Люди отличаются множеством свойств, чертами характера, у каждого индивидуальная школа положительных качеств.
Но в каждом случае человек хочет, что бы его любили, уважали, хочет иметь авторитет. Подождите, одного желания мало. Необходима большая работа человека над собой, эта работа называется самовоспитанием.
Как сказал один из выдающихся людей своего времени, молодым людям кажется очень часто, что их поведение природное, тогда как на самом деле, они просто невоспитанны и грубы.
Ученик.
Еще 170 лет назад замечательный русский поэт М.Ю. Лермонтов написал такое стихотворение:
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Да, такое бездушие, черствость встречаются сейчас очень часто. Но пока живут на земле люди, в нашей жизни есть место для любви, добра, милосердия.
Учитель. Милосердие -созидание добра, благополучия для всех.
Еще не разучились мы любить,
Еще нам хочется быть иногда нежнее.
И мы стараемся добро в себе растить,
Душою стать и чище, и добрее.
Ребята, оглянитесь вокруг. Сколько добрых, щедрых на любовь и ласку, бескорыстных, отзывчивых людей вас окружают. Каждый из них ежедневно дарит вам частичку тепла своего сердца, чтоб добро и нежность, любовь и надежда жили в ваших сердцах и душах.
Ученик. Человек, желающий добра другим, светится приветливой улыбкой, вниманием, заботой и доброжелательностью.
Достается недешево
Счастье трудных дорог
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Относился ль по доброму
Не к себе одному?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
Мы сегодня дарим вам радугу, разноцветную, яркую, радующую глаз, излучающую тепло. Посмотрите, сколько в ней красок, сколько света, как тепло и радостно становится в душе при взгляде на красоту. Душа наполняется возвышенным чувством, очищается, появляется желание делать только доброе, хорошее.
Ученик. В чем самая большая цель жизни? Наверное, увеличивать добро в окружающих нас людях, А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку. Большая цель добра начинается с малого - с желания добра близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг людей.
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого - зло.
Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим ,
Того, чего себе не пожелаешь.
Учитель. Творить добро можно многими способами и не только тем людям, которые любят нас, но и своим врагам. При осуществлении милосердия, мы не должны руководствоваться какими-то наставлениями, правилами. Делясь, мы не должны заботиться о том, что обеднеем.
-Происходили ли в вашей жизни случаи, когда вы щедро раздавали милостыню?
-Известны ли вам примеры милосердия?
Давайте поговорим о благотворительности «сегодняшнего» дня.
Ученик.
Я подготовил сообщения ,найденные в газетах.
40 миллионов долларов на борьбу с онкологическими заболеваниями

Благотворительный фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» выделил 40 миллионов долларов на борьбу с онкологическими заболеваниями. Эта сумма в несколько раз больше, чем та, которая выделяется государством на эти цели.
«С одной стороны, сегодня в Украине есть хорошие квалифицированные врачи, но, с другой стороны, мы имеем ограниченные технические возможности. В США раком болеют больше, чем в Украине, а умирают меньше. Почему? Потому, что там инвестируют огромные средства в раннюю диагностику и своевременное лечение. Поэтому я принял решение выделить 40 миллионов долларов на борьбу с онкологическими заболеваниями. Из них 20 миллионов долларов пойдут на Донбасс, 10 миллионов - в Национальный институт рака, и еще 10 миллионов - в Западную Украину. На выделенные деньги будет закуплено высокотехнологическое оборудование, которое используется в онкологии, радиологии и неврологии.
В Украине впервые появятся два аппарата позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), которые позволят получить уникальную диагностическую информацию и изменить тактику лечения, сократив расходы на лечение. Один аппарат будет находиться в Национальном институте рака в Киеве, и будет предназначен для бесплатного обслуживания населения из всех регионов Украины. Второй аппарат ПЭТ будет работать в Донбассе, и позволит обслуживаться пациентам восточной и южной Украины». Перед этим такую же сумму Ринат Ахметов выделил на борьбу с туберкулёзом.
Ученик. Очень много и долго можно было бы рассказывать по этой теме, но время , к сожалению, ограничено. На Украине создано множество благотворительных фондов- среди них Всеукраинский благотворительный фонд помощи сиротам «Зоряна Мрія», в Вознесенске живёт и трудится Александр Петрович Ливик- директор винно- коньячного завода, депутат областной Рады , всех добрых дел его не перечесть- это и подарки для школ и детсадиков, форма спортсменам, зимняя одежда детям – инвалидам, подарки работникам различных отраслей , в том числе и учителям к праздникам.
Много хороших людей в Мартыновке- Мирдич Сергей, Грабовский Сергей – родители наших учащихся., которые всегда готовы прийти на помощь.
Волонтёрские движения . Очень много одиноких, очень больных людей, к которым приходять волонтёры- школьники, студенты, рабочие, обследуют условия жизни, оказывают помощь: обработка приусадебных участков, закупка продуктов, подписка и доставка газет и многое другое. Наши ребята, как раньше тимуровцы помогают инвалидам и ветеранам. Наша школа взяла шефство над ветераном Великой Отечественной войны- Ратушной Александрой Григорьевной, которая осталась совсем одна после трагической гибели в автокатастрофе её единственного сына- священника.
С 1 сентября по 3 декабря в Вознесенске и Вознесенском районе проходила ежегодная Всеукраинская благотворительная акция «Милосердие».
13 декабря – День Добродетеля, который был утверждён совсем недавно на Украине.
Учитель. Милосердие бесконечное. Некоторые думают, что все можно отдавать только бедным. Справедливым будет убеждение, что нужно делиться, не ожидая случая. Хорошо говорит поговорка «С каждого по ниточке - бедному рубашка». В повседневной жизни мы ежечасно общаемся с людьми, окружающими нас.
На сегодняшнем уроке мы дотронулись очень важной темы - доброты. Я хочу, чтоб в жизни вы руководствовались лозунгом «Не скупись на добро!».
После сегодняшнего урока вы должны хорошо понять, что за все добро, что для тебя делают, следуют платить добром.
А не так: требовать для себя благ, а не платить за них. Платить обычно не деньгами, а работой или дорогой ценой - душевным теплом. Доброта - признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет большую доброту, а слабый бывает добрым на словах и бездеятельным в делах.
Милосердие — это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, нежность, любовь к людям. Милосердие — это не слабость, а сила, потому что милосердие свойственно людям, способным прийти на помощь. Ибо способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. Зареветь от собственной обиды и боли проще, чем от чужой. И эти слезы сочувствия к другому человеку— святые слезы. Они означают наличие у человека души и сердца. Ведь человек стал человеком тогда, когда в нем проснулась жалость, сострадание не только к своему соплеменнику, но и... к «чужаку», будь то чужестранец или более того — пленник.
Я долго думала, как завершить нам нашу встречу.
Во- первых, сейчас мы проведём тестирование, чтобы каждый смог определить для себя понимание моральных ценностей и сделать определённые выводы для себя.
Во- вторых , я написала Вам письмо, которое Вы сможете не раз перечитать и вспомнить о чём мы сегодня говорили и ради чего нужно жить.
(всем раздаются тесты и письма)
(Звучит песня)
И так. …
Моё письмо к ученикам.
Д
орогие мои, дети!
Чувство милосердия вечно. Оно старо как мир, в котором мы живем. Но долгие годы мы как-то подзабыли о нем. И в наш обиход оно вошло «вновь», вошло как «новое», обновленное слово и как величайшая духовная ценность. Подтверждение тому отклик людей на аварию в Чернобыле, наводнение на Западной Украине, создание Детских фондов, детских домов семейного типа, несчетное число благотворительных обществ милосердия в разных регионах страны.
Человеку, сочувствующему людским тяготам, способному участвовать в судьбе попавшего в беду незнакомца, присущи такие качества, как человеколюбие и истинный гуманизм.
Вы можете возразить. К какому милосердию вы призываете, если о каких только фактах насилия ни сообщают газеты, телевидение? А жуткая статистика —сколько женщин убили своих новорожденных детей, сколько тысяч матерей оставили своих детей в домах ребенка... А вандализм вокруг нас? Вы видите, что на автобусной остановке, к примеру, все, что можно испортить, сломать, разбить, исписать похабными словами, — все это сделано.
Да, к сожалению, действительность такова, какова жизнь. А жизнь наша многотрудна. И эти трудности порой порождают злобу: негде жить, а если есть, то многие живут в тесноте, старшие, близкие люди — отец и мать — бывают несправедливы, жестоки друг к другу... и к вам. Может создаться впечатление, что никому до тебя нет дела, что все люди жестоки, эгоистичны. А если так, то нечего их жалеть... ни близких, ни чужих. Если так думать, а еще хуже и поступать, то мир перестанет радовать людей, зло породит новое зло. У злых родителей дети могут быть тоже злыми. И как бумеранг зло обернется против всех.
Много страдавшая поэтесса Анна Ахматова советовала: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...»
Не ожесточайтесь, не озлобляйтесь ни при каких обстоятельствах. Жизнь дает массу примеров, когда люди, много перенесшие и физических и духовных страданий, не замкнулись в себе, в своем горе, не озлобились на жизнь, на других людей. Добрым и милосердным легче жить, потому что люди платят им любовью. Злоба сжигает человека, злобный человек неприятен окружающим, чаще болеет и раньше умирает.
Будьте добрее ко всему живому. Конечно, пожалеть бездомную собачонку или кошку легче, чем человека. Животное на добро не отвечает злом. С человеком случается всякое...
К кому же относиться с милостью?
Прежде всего к тем, кто дал вам жизнь - к отцу и матери.
Как вы к ним относитесь? (Нормально. А как еще надо?) Да, отца и мать не выбирают, какие есть, таким и быть. Обидно, когда родители до конца не осознают свой долг. Но большинство-то осознают, и все делают для детей и ради детей.
Чем же платят им дети? В раннем детстве - безоглядной любовью. Позже - сдержанностью, а порой и резкостью.
Скажите, если матери все равно: с кем вы бываете, во сколько приходите, какая это мать? Что будет делать хорошая мать? Да, она будет ругать вас, портить себе и вам здоровье, потому что ей не безразлична ваша судьба. И поэтому надо смолчать, погасить свой гнев, и впредь не давать повода для подобных «разговоров». Надо щадить и беречь здоровье самых близких для вас людей. И как бы вы не «меняли» их на друзей и подруг, в самые трудные и горькие дни они не предадут вас, не отступятся от вас. Вспомните слова А. Фадеева, когда он спрашивает, кого мы больше всех обижаем, и отвечает - матерей наших.
Да, родители на ваших глазах стареют. И поэтому надо проявлять побольше внимания к ним, к их здоровью, самочувствию.
Поэтесса Л. Татьяничева пишет:
Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас.
Когда же вы будете создавать свою семью, относитесь к родителям мужа, как к своим родителям. И не портите отношения еще до свадьбы.
По данным социологов, каждая шестая семья в городе, каждая пятая в деревне продолжает жить вместе с родителями молодых супругов.
Ваше доброе, внимательное отношение к родителям - награда им за труд, бальзам для материнского и отцовского сердца, счастье брать, иметь - эгоистично по своей натуре. Оно не приносит радости другим. Высшее счастье - отдавать.
Счастье - когда ты делишься тем, что имеешь сам. Счастье нельзя обрести ни за какие богатства мира. Почему? Потому, что счастье - это состояние духа. И зависит оно от духовных категорий прежде всего.
Милосердие к близким - отцу, матери, бабушке, дедушке, больной сестренке и братику. Милосердие к престарелой соседке.
Старость сулит в лучшем случае забывчивость, немощь, ревматизм, ватные ноги, глухоту... Помогите, чем сможете, любому пожилому человеку. Старому и малому...
Главное- делать людям добро, пусть маленькое, но добро. Каждый день, каждый час, чтобы своим существованием облегчать людям жизнь.
Быть добрым нелегко… Нужно меньше говорить про добро, а просто постоянно его творить.
Открой своё сердце для людей и детей с проблемами здоровья, отдай доброту, тепло и сопереживание. И всегда помни заповедь :
«Возлюби ближнего своего, как самого себя»
Дополнительный материал.
Пословицы и поговорки
(для проведения конкурса)
Делать добро спеши.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Фотографии для обсуждения


Методика понимания моральных ценностей
Вам будут предложены три группы заданий, которые касаются моральных ценностей. Решая их, вы имеете возможность проверить, или правильно понимаете суть понятий.
Задание 1
Необходимо выбрать из числа предложенных вариантов тот, что больше всего подходит к данному понятию.
1. Добрый человек - это тот, который...
а) отличается высокими моральными качествами;
б) чутко относится ко всему живому;
в) вежливый;
г) не любит подчеркивать своих достоинств.
2. Справедливость - это…
а) объективное, беспристрастное отношение к себе и другим людям, связанное с пониманием неотъемлемых прав человека;
6) совокупность высших моральных принципов, которыми человек руководствуется в своем общественном и личном поведении; его добросовестное отношение к своим обязанностям;
г) следование нормам, правилам, канонам поведения.
3. Ответственность - это...
а) постоянство в своих взглядах и чувствах
б) совокупность черт, которые характеризуют позитивные качества, честь, достоинство и тому подобное;
в} осознание человеком своего гражданского веса;
г) осознанная обязанность отвечать перед своей совестью и обществом за каждый свой поступок, действие, слово.
4. Трудолюбие - это...
а) соблюдение твердо установленного порядка, который есть обязательным для всех членов данного коллектива:
б) ретивость, стойкость, непоколебимость в достижении определенной цели
в) потребность направлять физическую и умственную энергию на создание или превращение материальных или духовных ценностей;
г) добросовестное выполнение определенного дела.
Задание II
К данному слову подберите из четырех предложенных синонимов (выбрать можно только одно слово}:
1) ответственность и... а) обязанность б) совесть, в) честность, г) гордость;
2) трудолюбие и... а) искренность, б) целенаправленность, в)активность, г) сила
3) доброта и... а) доверие, бы) милосердие, в) храбрость, г) скромность.
4) справедливость и... а) честность, б) беспристрастие, в) тактичность, г) верность
Задание III
К данному слову подберите одно противоположное по значению:
1) добрый и... а) жадный, б) злой, в) сердитый, г) чужой;
2) трудолюбивый и... а) умный, б) влюбленный в) ленивый, г) сонный;
3) ответственный и... а) забывчивый, б) безответственный, в) нечестный, г) лицемерный;
4) справедливый и... а) немилосердный, 6} неверный, в) жестокий, г) несправедливый.
обработка результатов
Начислите себе по два балла за варианты ответов 16, 2а, Зг, 4в, в первом задании: по одному - за варианты 1а. 2в, 36, 46 во втором и так же за ответы 16, 2в, Зб, 4г - 0 в третьем задании.
Интерпретация
Если вы получили 15-16 баллов, то ваши знания моральных ценностей находятся на высоком уровне. Вы правильно понимаете сущность основных моральных ценностей и можете удачно оперировать моральными понятиями. Хотелось бы пирит, что ваши знания находится применение в повседневной жизни
9-14 баллов. Вы интуитивно понимаете сущность моральных ценностей, беря свои представления из реальной жизни. Но вам стоит определить, что означает быть добрым, справедливым, ответственным, трудолюбивым.
8 баллов и меньше. Вы вряд ли понимаете, что такое моральные ценности, но это не свидетельствует о вашей аморальности Возможно, стоит задуматься над чем каким человеком вы хотите быть, а не плыть за т течением.
Комментарий
15-16 баллов свидетельствуют о высоком уровне понимания сущности моральных ценностей, 9-14 - о среднем и 8 баллов - о начальном.
13