СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час о толерантности в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Все разные, но все - таки мы вместе…»

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи:

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Форма проведения: игровая, групповая

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Классный час о толерантности в 4 классе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ № 94», г. Саратов




Классный час

«Все разные, но все - таки мы вместе…»

Возраст: 4 класс



Составитель: Свиридова Е.В., учитель начальных классов





Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.



Задачи:

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

  • Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Форма проведения: игровая, групповая

Оборудование и наглядность:

- Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентации

- Презентация к внеклассному мероприятию«Поговорим о толерантности»

- Песня «Улыбка», «Друзья», «О доброте», « Мир похож на цветной луг», «Мы желаем счастья Вам»

- Конверты с заданием для каждой команды

- Апельсины


Ход мероприятия


Слайд 1Звучит музыка песни «Улыбка»

Учитель: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!

- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне и гостям свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

- Под какую песню вы вошли в актовый зал ? («Улыбка»).

- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме о толерантности.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? Поднимите руку кому интересно.

Сегодня я приглашаю вас, принять участие в конкурсах. Здесь мы научимся терпению и уважению, взаимопомощи и дружескому отношению друг к другу.

Конечно сначала, нужно всем познакомиться.

А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты»

Прошу вставать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством. Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.

Встаньте те, кто умеет:

- рисовать;

- играть на гитаре;

- танцевать;

- вышивать;

- плавать;


Встаньте те, кто мечтает стать:

- учителем;

- юристом;

- милиционером;

- водителем;

-врачом

- научиться играть в большой теннис;

- кто мечтает прыгнуть с парашютом.


Встаньте те, у кого в имени есть буква А;

у кого есть братья и сестры;

у кого размер обуви больше 34;

кого есть дома собака;

любит свой класс


Слайд 2

Ведущий 1 16 ноября является Международным днем толерантности.

Ведущий 2 Жить в согласии и понимать друг друга людям помогает умение быть толерантным.

Ученик: А Откуда пришло это слово?


Ведущий 1 Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

Слайд 3

Ведущий 2 На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

Слайд 4

Ученик Что такое толерантность?

Слайд 5

Ведущий 1 Толерантность – это уважение к человеку другой национальности.

Слайд 6

Ведущий 2 Толерантность – это умение принимать человека таким, какой он есть.

Слайд 7

Ведущий 1 Толерантность – это сочувствие и помощь нуждающимся.

Слайд 8

Ведущий 2 Толерантность – это уважение и бережное отношение.

Слайд 9 Ведущий 1 Толерантность – это умение любить все окружающее.



Слайд 10

Ведущий 1

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

 То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды 

Ведущий 2

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

Слайд 11

Ученик - Почему все люди, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Ведущий 1 Чтобы не было войны на Земле и все люди, независимо от цвета кожи, их национальности, жили счастливо.

Слайд 12

Ученик 1 Значит толерантность это: уважение

доброта

сочувствие

понимание

поддержка

терпимость

равенство

доброжелательность

вежливость

дружелюбность



Ученик А какого человека можно назвать толерантным и противоположным ему?

Слайд 13

Ведущий 1 Толерантный человек

адекватно оценивает себя, свои возможности и возможности окружающих его людей. Он способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

Ведущий 2 Интолерантный человек

замечает у себя только достоинства и хорошие качества, а у других только недостатки, при этом любит указывать на эти недостатки.

Слайд 14

Ведущий 1 Толерантный человек

Уверен в себе, считает, что сможет справится с любой возникшей задачей и проблемой. 

Ведущий 2 Интолерантный человек

Опасается всего: своего социального окружения, самого себя, во всем и во всех видит угрозу.

Слайд 15

Ведущий 1Толетарный человек

Не считает нужным перекладывать ответственность за свои поступки на других, всегда сам отвечает за свои.

Ведущий 2 Интолерантный человек

Считает, что происходящие события никак от него не зависят, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Всегда думает, что ему вредят. Видит всех виновными в своих проблемах.






Слайд 16

Учитель А сейчас проверим как вы это поняли «Что такое толерантность?»

1.Я буду называть сказочного героя, а вы хлопаете в ладоши, если он толерантный, а если не толерантный, злой - молчите

Иван царевич

Кощей бессмертный

Золотая рыбка

Дюймовочка

Карабас Барабас

Золушка

Красная шапочка

Гуси-лебеди

Водяной

Баба-Яга

Морозко

Мальвина

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.


2. Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, что они говорят?

Конечно, нужно поздороваться. Вы заметили, что все наши сказочные герои пришли к нам из разных стран. Я хочу вам показать, какие слова говорят при встрече в разных странах.


Я говорю: «Привет».  Вам надо весело махать руками. Понятно? Давайте попробуем. (Дети приветствуют друг друга).

На Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью. Попробуйте.

Во Франции говорят: «О-ля-ля». Вам надо  махать правой рукой. Попробуйте.

В Америке говорят : «Хеллоу».  Надо  поднимать над головой собранные в замок руки. Попробуйте.

Японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.


На конкурсе присутствуют 5 команд из каждого класса.

Слайд 17

Знакомство с правилами работы команд.



1задание Представление команд и приветствия 1 б 2 задание Добавь словечко 1 б

Одна птичка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (спасибо)


Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…» (угощайтесь)


Ежа с утра сосед ушастый
приветствует: «Ёжик, …» (здравствуй)


Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (пожалуйста)


Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (добрый день)




Задание 3 Синие листочки (2 б правильно назвали и посчитали)

Попробуйте выбрать и посчитать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. Музыка песни

« Друзья»

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, преданность 7

Конверт 2 великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, равенство, зазнайство, благосклонность, уважение. ,зависть, 6

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, гнев уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, предательство,6

Конверт 4 великодушие, поддержка, , сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.8

Конверт 5: благородство, сочувствие, дружба, согласие, лживость, злость, любовь, , ненависть, отзывчивость, , милосердие, доброта, алчность, жестокость, сострадание 9


Слайд 18

Задание 4 2балла- 2 варианта 3б- 3 варианта и тд

А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Дети выбирают одну из предложенных ситуаций, читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае? Но не забудьте, что вы стремитесь быть толерантным,.

1ситуация

На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны.

У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

5ситуация

В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.


Слайд 19

5 задание: «Классный дом» Постройте для нашей классной семьи дом, в котором фундаментом будет слово «толерантность», а кирпичики-составляющие слова «толерантность . Музыка пени « О Доброте»


5 задание .Ребята! Вы умеете играть в игру «Камень, ножница, бумага»?

(Ответы детей)

Хотите поиграть в аналогичную японскую игру «Самурай, дракон, принцесса»

( 2 команды по три человека играют 2 раунда)

Сейчас вы станете артистами японского театра “Кабуки”.. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурай зарубает дракона”.

- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

В кроссворде появляются слова: “уметь договариваться”.


6 задание 1б Музыка «Мир похож на цветной луг» (Минусовка)

Нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:

- Как относиться к разным народам?

Каждая команда получает карточки с загадками:

Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь”. (спички)

Татарская - “Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).

Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)

Укр .Сверху кожа , внизу тоже- посередине пусто

- Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?

Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять

Игра «Собери пословицу о дружбе, добре, мире » (работа в группах)

На полосках зеленого цвета написано начало пословицы, а на розовой полоске – окончание. Составьте эти пословицы и прочитайте.

Мир строит,

а война разрушает.

Свет победит тьму,

а мир – войну.

Чужой земли не хотим,

но и своей не отдадим.

Береги землю любимую,

как мать родную.

Тот герой,

кто за Родину горой.

Человек без друзей,

что дерево без корней.

Жизнь дана

на добрые дела

Всякому мила

своя сторона

Семья в куче -

не страшна и туча

Старый друг

лучше новых двух

Пословица – это мудрость народная, давайте прислушиваться к ним.


7конкурс наиболее полный ответ “Кто во что горазд”

С помощью жестов, мимики, движений собственного тела (произносить слова и звуки нельзя) отгадать названия сказки. 2 б


Волк и лиса

Золушка

Красная шапочка

Стойкий оловянный солдатик

Царевна-лягушка


Слайд 20

В конце нашей игры ответьте, пожалуйста, на самые трудные вопросы.

1.Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?

2.Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?

3.Хорошо или плохо, что все мы разные?

4.Как жить в мире, где столько разных людей?

5.Что такое толерантность»


Подведение итогов

Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 2 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали

Вручение грамот

В заключении нашего мероприятия хочется напомнить правила толерантности

Слайд 21


  • Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

  • Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

  • Научитесь прощать людям их слабости; умейте простить обиды.

  • Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

  • Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

Старайтесь прийти на помощь в нужный момент

Класс – это маленькая семья. . Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

И было бы очень хорошо, если бы в этой семье всегда царили доброта, уважение и понимание.



Слайд 22

«Все мы – разные, все мы – равные!»


  • Мы не сможем в один момент сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей.

  • Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

  • Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками.



Звучит музыка песни «Мы желаем счастья Вам»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя