РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Задачи: убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;
учить составлять режим дня;
прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время
I. Постановка проблемного вопроса.
Учитель. Зачем быть воспитанным?
Не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи и даже вовсе незнакомые прохожие всегда относились к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.
Но весь секрет в том, что только к опрятно одетому, вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека вес любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
II. Беседа «Режим дня - основа жизни человека».
1.Введение в тему.
Учитель. Жил-был мальчик Алеша Иванов. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя. Они его любили-обожали. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался... Зевал, широко разинув рот. И тетя Липа тотчас же вливала ему в рот какао.
А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время старался развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было ужасно много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алеша бросал их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.
В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому - от скуки - он дергал за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц, толкал прохожих.
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
- Нравится или не нравится вам Алеша Иванов? Если не нравится, то почему?
- Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу/
Учитель. Но вот хорошо воспитанному человеку и скучать-то некогда. Ведь он живет по строгому распорядку и делает все самостоятельно.
- А как же называется такой строгий распорядок, которому мы следуем в течение дня? (Ответы учащихся.)
Учитель. Правильно, это режим дня.
2. Основные правила составления режима дня.
Учитель. Правильный режим дня - это правильная организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д.
Вы спросите: не лучше ли жить, как хочешь, без режима? Захотел читать - читай 24 часа подряд, захотел гулять - гуляй сколько хочешь. Но к чему такой распорядок дня приводит, вы уже слышали.
У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу. Режим дня это основа нормальной жизнедеятельности человека, так говорят ученые.
При этом учитывается еще одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени. Организм с астрономической точностью отмечает ход времени. Биологические ритмы - удивительное явление жизни. Они зависят от многих причин: смены времени года, колебаний температуры, солнца и т. д.
Так, известно, что в течение суток отмечаются изменения работоспособности с двумя «пиками» ее повышения -с8до13ис16 до 19 часов.
Вот поэтому необходимо так организовывать свой режим дня, чтобы основная нагрузка была именно в эти часы.
- Как вы думаете, что лучше делать в эти часы? (Ответы учащихся.)
Учитель. Правильно, с 8 до 13 часов лучше всего заниматься в школе, а с 16 до 19 часов - выполнять домашнее задание.
Но давайте рассмотрим свой режим дня по частям, от утреннего подъема до вечернего сна.
Ежедневный гигиенический режим жизни означает умение правильно распределить время для работы и для отдыха. Сутки
должны быть распределены так: 7-8 часов работы, 9-10 часов сна, 6-7 часов отдыха, но обязательно активного.
III. Составление режима дня школьника.
Учитель. Давайте по нашей схеме составим режим дня для
вас.
Работа с иллюстрированными карточками.
IV. Игры на развитие чувства времени.
Учитель. Научиться ценить время и разумно им пользоваться очень важно. Для этого надо прежде всего научиться ориентироваться во времени, «чувствовать» его, ясно представлять себе, что можно сделать за тот или иной отрезок времени.
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С. Я. Маршак
А как у вас развито чувство времени мы проверим во время
игр.
Начните громко отсчитывать секунды, сопровождая счет
взмахом руки, а я буду проверять вас по секундомеру. Сначала
пусть попробуют желающие, затем мы проведем счет секунд кол-
лективно.
2. Все вы знаете, что в одной минуте 60 секунд. Каждый из вас
по моему сигналу в полной тишине начнет счет секунд про себя и,
когда пройдет минута, поднимет руку. Затем мы подведем итог, кто
поднял руку вовремя, кто раньше, а кто опоздал.
Учитель. Минута пролетает так быстро, что и не заметно. Казалось бы, что за этот срок можно сделать? Но, оказывается, что и за минуту можно сделать не так уж мало, если постараться.
Давайте проведем соревнование, кто за одну минуту больше:
- свяжет обрывки нитки, каждый длиной в 10 см (сравним, у кого нитка окажется длинней).
V. Подведение итогов.
Много времени мы тратим бесцельно. Торопимся, спешим, страшно перегружены. А ведь если тщательно просмотреть, проанализировать свой режим дня, то мы обязательно обнаружим, что часть времени мы тратим беспорядочно, бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время так не хватает времени на хорошие, полезные дела: сходить в библиотеку, помочь маме и т. д. Поэтому учитесь ценить и экономить время. В народе говорят: «копейка рубль бережет», ну а из минут, вы сами понимаете, складываются часы, дни, годы.