СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный Час "Толерантность. Мы разные, но мы вместе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа для учеников 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Классный Час "Толерантность. Мы разные, но мы вместе"»

Комитет образования

Администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 10 имени майора В. В. Малярова»

г. Балаково Саратовской области

413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Волжская, д. 1а

Тел: (8 8453) 62-13-45







МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ - 2020»

Номинация: «Молодые классные руководители»





«ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»



Методическая разработка классного часа для учеников 5 класса





















Методическую разработку подготовила:

классный руководитель 5 класса,

учители химии и биологии

МАОУ ООШ № 10 имени майора В.В.Малярова

Федорук Юлия Илхамонва

















Балаково

2020 г

Содержание



Пояснительная записка…………………………………………………………3

План-конспект классного часа…………………………………………………4

Методические рекомендации педагогическим работникам…………………12

Список литературы (интернет-ресурсы)………………………………………15

















































Пояснительная записка

Тема классного часа

Толерантность. Мы разные, но мы вместе

Раздел воспитательной работы

Нравственно-правовое воспитание, эстетическое воспитание, межличностные отношения

Возраст

Классный час рассчитан на учеников 5 класса

Основная цель

сформировать у учащихся представление о толерантности; способствовать воспитанию черт толерантной личности, развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Задачи

- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;

- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

- развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

- воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

- способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Ожидаемый результат

получение необходимых знаний и формирование умений: выявить ключевые моменты и события,

расширение кругозора учащихся,

развитие монологической и диалогической речи

Продолжительность

45 минут

Форма подведения итога занятия

Рефлексия:

- подари мне смайлик;

- колесо толерантного человека.

Используемые педагогические технологии

 ИКТ;

технология развития критического мышления «Мозговой штурм» ;

 игровые технологии;

 технология Рефлексии

Дидактическое обеспечение

Раздаточный материал, карта России, ватман с основой дерева, карточки со словами

Ключевые понятия

толерантность, конструктивный диалог, качество жизни, взаимодействие, милосердие, терпеливость





План-конспект классного часа

  1. Вступительное слово классного руководителя для организации классного часа.

Слово классного руководителя:

Здравствуйте, все мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. Все мы разные, но все мечтаем жить в согласии с собой и другими.

Классный руководитель читает стихотворение автор А.Калинина «Толерантность», демонстрация картинок на экране слайда.

Слайд 2

Слайд 3

  1. Мозговой штурм.

Слово классного руководителя:

Ребята, только что я прочитала Вам стихотворение, вы посмотрели фотографии детей разных национальностей, населяющих нашу огромную страну, на доске вы видите карту России.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?

Ответы детей (примерные):

- этот классный час о Родине;

- мы будем говорить о дружбе между народами;

- наш классный час будет посвящен дружбе между детьми разных национальностей.

- наш классный час про доброту, заботу и милосердие.

Слово классного руководителя:

Мы живем в одной из самых больших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей. Все люди, населяющие нашу страну, абсолютно разные, но каждый неповторим и имеет право жить на планете достойно. Надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, быть терпимыми по отношению друг к другу. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

  1. Притча «Ладная семья»

Слово классного руководителя:

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Ответы детей.

  1. Введение понятия толерантность.

Слово классного руководителя:

Мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, зву­чит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Что же обозначает это понятие?

Слово «толерантность» произошло от латинского tolerantia — терпение — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Международный день толерантности или День терпимости жители многих стран мира отмечают 16 ноября. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, прежде всего нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Предлагаю обсуждение нескольких интересных ситуаций.

Слайд 4


  1. Учимся толерантности. Обсуждение ситуаций.

Слово классного руководителя:

Классный руководитель проговаривает ситуацию, желающий из класса отвечает, на одну ситуацию возможно применить несколько действий, услышать мнение каждого ученика.




Слайд 5


  1. Создание дерева толерантности. Работа по группам.

Слово классного руководителя:

Перед вами дерево, это дерево дружбы, у него мощный ствол и крепкие сучья, оно может покрыться прекрасными цветами, но пока у него нет даже листьев. От вас зависит, как быстро наше дерево толерантности зацветет.

От каждой команды прошу выйти по 5 человек. Перед вами в коробке листья дерева, на каждом написана какая–либо черта толерантной личности. Одна команда прикрепляет листья с правой стороны дерева, другая – с левой. Когда, на ваш взгляд, листья закончатся, прикрепите цветы. Побеждает тот, у кого дерево зацветет быстрее, а в коробке не останется ни одного листика.

(Команды выполняют задание. В коробках обеих команд листики с надписями: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, злоба, ненависть, жестокость, пренебрежение, презрение, раздражительность, нетерпимость к другим, недоверие, неумение владеть собой.)

Слайд 6

Слово классного руководителя:

Вот видите, каким красивым стало наше дерево!

Какой будет жизнь на планете, если все люди будут обладать такими качествами?

Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Можем ли мы научиться быть толерантными.?

Ответы детей (примерные):

- все будут жить дружно;

- не будет войн;

- люди будут помогать друг другу,

- на планете воцарится мир.







  1. Подведение итогов классного часа.

Слово классного руководителя:

Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти»

Ребята, своему соседу по парте и тем кто рядом с вами скажите что-нибудь хорошее о нем - комплимент.

Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравиться, когда ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим. Дети говорят комплименты.

Пусть эти комплименты останутся в вашей памяти. Как здорово, что о вас хорошо отзываются ваши товарищи.

«Вместе мы поможем друг другу вырасти»-Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Скажите своему товарищу

что-нибудь хорошее о нем - комплимент. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне

нравиться, когда ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим. Дети говорят комплименты. Пусть эти

комплименты останутся в вашей памяти. Как здорово, что о вас хорошо отзываются ваши товарищи.

  1. Рефлексия.

Слово классного руководителя:

Ребята! Чему вы научились на уроке дружбы? Какие выводы для себя сделали?

Ответы детей.

Давайте с вами в конце нашего классного часа каждый составим свою эмблему толерантного человека. Оцените уровень каждой группы составляющей толерантного человека, закрась столько делений на сколько ты успешен в проявлении той или иной черты толерантного человека.

Эмблема толерантности к тому же еще и отличный аналитический инструмент. Внимательно посмотрите на каждую составляющую и определи каким чертам стоит уделить внимание, возможно подумать и понять почему та или иная часть у тебя закрашена меньше всего.

Деты выполняют творческую работу, проводят обсуждения с учителем.









Слайд 7



В конце мне хочется сказать, что класс– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор. В знак благодарности на листочке нарисуй смайлик, который отражает твое настроение на протяжении всего нашего классного часа.

Слайд 8

Методические рекомендации педагогическим работникам

Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений работы педагога:

• Определение содержания классного часа.

• Организационное оформление.

• Планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.

Подготовка классного часа может строиться по плану:

• Определение темы разговора с учащимися;

• Формулировка целей и задач классного часа;

• Подбор необходимого материала и оборудования;

• Создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися;

• Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.

Каждый классный час неповторим и не всегда, целесообразно придерживаться определённой структуры. Всё зависит от содержания и формы проведения классного часа.

Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключительную. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, непосредственность должны сочетаться с жёсткими правилами поведения, чётким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием учащихся. Иначе непринуждённость перерастёт в разболтанность, свобода в недисциплинированность, а непосредственность в фамильярность.

Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслуживает внимания.

3. Признаём право каждого на любой вопрос.

4. У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают.

5. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Темы, содержание классных часов классный руководитель может определить тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). Формы классного часа могут быть самыми разными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приёмы:

• рассказ,

• чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением,

• обзоры периодических изданий,

• лекции специалистов,

• анкетирование и анализ результатов,

• беседы «за круглым столом»,

• обсуждение конкретных событий,

• знакомство с произведениями искусства,

• элементы творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют),

• работа по творческим группам,

Некоторые советы по организации классного часа:

• Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.

• Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

• В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных вопросах, размышлять вместе с детьми и помогать им найти правильное решение нравственной проблемы.

• Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сенсаций и назидательности.

Классный час, или лучше его назвать час общения, играет большую роль в жизни обучающихся, если он интересно задуман и удачно проведён.






Список литературы

  1. Дереклеева Н.И. «Классные часы по теме «Нравственность» ОАО ордена «Знак почета» «Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова».241000, г.Смолнск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

  2. И.В. Дубовицкий. Под крышей дома твоего. – Москва: « Молодая гвардия», 1984.

  3. Л. П. Морозова/ Классные часы. 5 класс.- Изд. 2-е, переработанное./Сост.ISBN 5 – 93312 – 276 - 9 Издательский торговый дом «Корифей», Волгоград.

  4. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.

  5. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.

  6. email: [email protected] | 8 985 383-2034 | 8 495 549-0484 А. Лопатина, М Скребцова «Уроки мудрости. 50 уроков о добрых качествах».