СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Количественные и порядковые числительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Количественные и порядковые числительные»

Урок 95 Дата проведения: 25.01.23 Класс: 6-Б,В

Урок 95 Дата проведения: 26.01.23 Класс: 6-А

Тема урока: "Количественные и порядковые числительные".

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Цель: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;

Планируемые результаты:

Предметные - имеют представление о числительном, умеют определять их в тексте; знают особенности порядковых и количественных числительных, различают их в тексте; образовывают порядковые и количественные числительные; осуществляют правильный выбор написаний гласных в числительных.

Метапредметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после ее завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.Умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Личностные - оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс», карточки с раздаточным материалом, дифференцированные тесты.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.


Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Чисел.

II. Проверка домашнего задания.

1.Разминка. Вопросы на повторение.

- Что такое числительное?

-На какие группы делятся имена числительные?

- На какие группы они делятся по составу?

2. Цифровой диктант. Учитель показывает карточки с числами. Учащиеся записывают числительные прописью.

12, 60, 300, 27, 800, 15, 199, 708, 80.

Проверка. Назвать простые и составные числительные.

3. Давайте немного поиграем. Отгадывание ребусов.

7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

3.Мотивирование к учебной деятельности. Выборочное письмо.

- Вы любите отгадывать загадки? Тогда попробуйте отгадать загадки, записанные на доске.

За доской 1) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (одна)

2) Два брюшка, четыре ушка (подушка)

3) Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят. (Изгородь)

4) Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (Год, месяцы, дни)

5) Сто иголок несет, а шить не умеет. (Ежик)

6) Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет и растёт. (дождь, земля, растение).

- Что объединяет все загадки?

- Вы пишите из загадок числительные, определите их разряд по структуре.

- Докажите, что все выписанные вами слова являются именами числительными.

- Почему одни числительные отвечают на вопрос «сколько?», а другие – на вопрос «какой?». Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «сколько?»? Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «какой?»

- Сделайте вывод о теме и целях сегодняшнего урока.

4.Сообщение темы и целей урока.

5.Работа по теме урока.

- Запись ОК

Разряды числительных по значению

Количественные (сколько?), обозначают Порядковые (какой?), обозначают порядок

число, количество предметов: семь, десятеро предметов при счёте: седьмой, десятый

Изменяются по пад., не имеют рода и чис- Изменяются по пад., числам, в ед.ч. – по родам.

ла (кроме один, два, тысяча, миллион,

миллиад)

Могут быть разными членами пр-я. Чаще всего – определения.

- Какие из записанных вами числительных являются количественными, а какие – порядковыми?

- Комментированное письмо.

- Запишите предложения, найдите имена числительные, определите их разряд, морфологические признаки и синтаксическую роль.

1) В Москве учёные обнаружили клад из старинных монет и белокаменные надгробия шестнадцатого – семнадцатого веков. 2) Во время раскопок при строительстве парка Зарядье было найдено 15 тысяч древностей. 3) В Успенском соборе Ростова Великого был обнаружен пустой саркофаг тринадцатого века. 4) В 2018 году российские палеонтологи описали ранее неизвестных науке древних ящеров, которые обитали на Земле 120 миллионов лет назад.


-Выборочное списывание. Выпишите пословицы с порядковыми числительными, определите падеж.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.

Третий лишний.
Первое слово дороже второго. Первый блин комом

  1. Мягкий знак на конце и в середине числительных.

     Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда - в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:

1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

2. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется..

3. В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.

     Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение.    (слайды № 9, 10)

                Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

За лето прочитал пят...надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака - шест..десят литров.

Выполнено двад...цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

Образовать от количественных числительных порядковые и записать.

27, 14, 590, 200, 2500, 37, 37 тысяч, 395 миллионов, 23 миллиарда.

Вставь, где следует, вместо точек нужные буквы.

1. В нашей школе имеются три параллельных сед...мых, вос...мых и девятых класса. 2. Каждого посетителя выставки снабдили четыр...мя проспектами. 3. Всех учащихся обеспечили необходимыми учебниками, сборниками упражнений, хрестоматиями; некоторые уходили из библиотеки с один...адцат...ю, двен...адцат...ю, а то и с двадцат..ю книгами. 4. В коллекциях некоторых любителей насчитывается более четыр... тысяч ст... сорок… видов значков.

Образуйте порядковые числительные: 50, 80, 200, 300, 205, 34, 570, 500, 900. 5 Напишите количественные числительные 300, 400, 90.

Контроль.

Самостоятельная работа (2 варианта).

В - 1.

Фамилия, имя_______________________________________

1.        Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)

Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.

В - 2.

Фамилия, имя_______________________________________

1.        Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)

Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.


6. Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, я предлагаю вам заполнить анкеты.

Анкета для учащихся.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен\не понятен



7. Домашнее задание.

8.Тест

1. Укажите имя числительное:

1) семь;2) семерка;

3) удвоить.

2. Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:

1) В этом доме одиннадцать этажей.

2) Пятерка - очень хорошая оценка.

3. Укажите порядковое числительное:

1) золотой;2) цветной;

3) десятый.

4. Определите подлежащее в предложении: Два брата весело шагали на рыбалку.

1) два;

2) два брата.

5. Определите, каким членом предложения является словосочетание пять лет: Пять лет на солдатских плечах лежала война.

1) подлежащее;2) дополнение;3) обстоятельство.

6.Порядковые имена числительные изменяются:

1) по падежам, родам, числам;

2) по падежам, по родам.



В - 1.1.Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)

Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.

Запишите текст, определите разряд числительных.22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

В - 2.1.  Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)

Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.

Определить разряды числительных по значению.1) 15 февраля 1906 года родился известный поэт Муса Джалиль.2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу.3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы.4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.

В - 1.1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)

Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.

Запишите текст, определите разряд числительных.22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

В - 2.1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)

Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.

Определить разряды числительных по значению.1) 15 февраля 1906 года родился известный поэт Муса Джалиль.2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу.3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы.4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.

В - 1.1.  Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)

Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.

Запишите текст, определите разряд числительных.22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

В – 2.1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)Артем наш__л (4) __ под__синовика. Среда (3) ___день недели. В г__ду (12) ______месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) ____эт__же.

Определить разряды числительных по значению.1) 15 февраля 1906 года родился известный поэт Муса Джалиль.2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу.3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы.4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!