СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективные формы работы при изучении темы «Однородные члены предложения» на уроках русского языка в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе приводится систематический материал для работы в парах при обобщении материала по теме "Однородные члены предложения" на уроках русского языка в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Коллективные формы работы при изучении темы «Однородные члены предложения» на уроках русского языка в 8 классе»

Коллективные формы работы при изучении темы «Однородные члены предложения» на уроках русского языка в 8 классе (уроки обобщения и систематизации знаний)



На уроках обобщения и систематизации знаний работу в парах можно организовать с листами взаимного контроля. Предварительно ученикам сообщается, содержание каких вопросов они будут объяснять своему партнеру.



Лист взаимного контроля по теме «Однородные члены предложения»

  1. Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.

  2. Как однорродные члены предложения соединяются между собой? Назовите виды связи между однородными членами предложения. Приведите примеры.

  3. Назовите группы сочинительных союзов.

  4. Знаки препинания при однородных членах предложения: назовите случаи, когда при однородных членах предложения ставится запятая, приведите примеры; назовите случаи, когда при однородных членах предложения запятая не ставится, приведите примеры.

  5. Найдите в данных предложениях однородные члены, объясните способ связи между ними, составьте схемы однородных членов.

Усы, лапы и хвост — вот мои документы.

Мама подарила Маше новую куклу и мячик.

Я не сделал домашнее задание ни по физике, ни по химии.

Картины висели повсюду: в гостиной, спальне и даже ванной.

Заказ выполнили быстро, но плохо.

  1. Работа с карточками.

Подчеркните в данных предложениях однородные члены, определите, как они соединяются.



Карточка № 1

Бытовые картины изображают события повседневной жизни, близкие и понятные каждому. И в будничной жизни художник умеет раскрыть глубокие чувства. С любовью выписывает лица своих героев, все мелочи обстановки, не пропускает ни одной детали, словно говорит зрителю: присмотритесь внимательно, как живут люди. Неужели не трогают вас их страдания, их маленькие радости?



Карточка № 2

Картины, на которых изображены овощи и фрукты, посуда и другие предметы, художники называют французским словом «натюрморт». В переводе это слово означает «неживая природа». Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И всё-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, лето и другие времена года, пробудить радость или грусть.



Карточка № 3

Каждый из вас с интересом читает исторические повести и романы. В картинной галерее тоже есть такие романы в красках. И Петра Великого, и стрельцов, и царевну Софью, и удалых запорожцев увидите вы на полотнах художников. Увидите и батальные картины былых сражений. О славе наших предков, о силе народной рассказывают эти увлекательные полотна.



Карточка № 4

Грозные волны с брызгами и пеной, гибнущие корабли, прибой у крутых прибрежных скал изображают на своих полотнах художники-маринисты.Так называют живописцев, создающих морские пейзажи, а их работы называют маринами. Маринисты пишут море и в бурю, и в штиль, когда бессильно повисают паруса кораблей.



7. Перепишиет схемы, расставляя знаки препинания. Под каждой из них напишите предложения, в которых однородные члены предложения были бы соединены именно таким образом. Графически укажите, какими членами предложения являются однородные члены в ваших примерах:

или О или О или О

О но О

и О и О и О и О

О О О или О

О О О и О

О О и О и О О

О а именно О О О и О



  1. Работа с карточками. Расставьте знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Вариант № 1

И радость встречь и горечь разлук мы всё испытали.

Всё мне дорого горы дивные города и заводы новые и Кремля купола старинные и ракеты, в полёт готовые.

Раздумье ив и лодок на приколе раздумье в землю вросшего жилья раздумье леса и раздумье поля всё это тоже Родина моя.

Нет, ничего откладывать нельзя ни праздник ни воскресную прогулку.

И светлая мечта и интересное дело и полёт фантазии всё подвластно юности.





Вариант № 2

Этот юноша брал всем силой и смелостью и ловкостью и умом и душевной щедростью.

Юноша был мастер на все руки слесарь столяр плотник и даже механик.

Знать желать делать всё это взаимосвязано в человеке.

Честность мужество воля выдержка смелость всё это должно быть присуще каждому человеку.

Юности подвластно всё и светлая мечта и интересное дело и полёт фантазии.



9.Подготовьте сочинение – миниатюру, развивая приведенное начало. Используйте в предложении однородные члены предложения. Озаглавьте его.

Как ты прекрасна, как хороша! С чем сравнить тебя? Разве только с радугой разноцветной!

  1. Подготовьте сочинение на лингвистическую тему.

Вариант № 1

Однородные члены предложения, способы связи между ними, ряды однородных членов в предложении.

Вариант № 2

Знаки препинания при однородных членах, соединенных союзами, при однородных членах с обобщающими словами.

Работа с листом взаимного контроля рассчитана на весь урок. Ответы на вопросы 1-4 ученики проговаривают друг другу, приводят примеры. Каждый ответ комментируется слушающим, оценивается им по заранее предложенным учителем критериям.

Задания 5 и 6 ученики выполняют по определенному плану: читают их, анализируют, сопоставляют со своими знаниями, объясняют друг другу, что каждый из их может сделать самостоятельно, а в чём ему требуется помощь одноклассника.

Задания 7 и 9 выполняются индивидуально, после чего ученики рассказывают друг другу о сделанном. Индивидуально выполняется задание 8 (каждый из партнеров – свой вариант). Работа завершается само- и взаимоанализом.

Задание 10 каждый из партнеров выполняет самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, анализируют работу друг друга.

Таким образом, работа над листом взаимного контроля начинается с актуализации знаний по теории, затем идет практическая часть, рассчитанная на применение правил и включающая разнообразные виды творческих упражнений.

Подводятся итоги с помощью развёрнутого сочинения на лингвистическую тему.

Выполняя индивидуальные задания, ученик в случае затруднения может обратиться за помощью к партнеру или найти соответствующий материал в учебнике.

Выполнив задание, учащиеся должны оценить результаты деятельности друг друга в соответствии с критериями, предложенными выше.

При этом учитывается:

1. Качество раскрытия содержания материала по каждому листу взаимного контроля, по специально предложенному учителем критерию (точность ответа, полнота ответа, логика его построения, аргументированность, культура речи).

2.Уровень самостоятельности учащихся.

3. Количество допущенных ошибок и ошибок, исправленных у партнера.