Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.
Задачи:
Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.
Путём исследования и проектной деятельности определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.
Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.
Формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры, эстетический вкус.
Личностные результаты: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: умение работать с учебной картой с заданиями, понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом песни.
Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие вход под песню Моя Россия
Мотивация и актуализация знаний
- Ребята урок мы начинаем с песни с какой?
Исполнение.
Обратите внимание на вступление этой песни какие звуки кроме звучания инструментов вы слышите?
Ответ детей колокола.
-Россию называют страной колоколов и это не случайно.
Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».
- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)
-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.
Колокольные звоны
плывут над Россией,
Разгоняя все беды,
над раздольем летят.
Колокольного звона
не сыщешь красивей,
Об истории русской
звоны те говорят.
Сформулируйте тему урока (ответы детей)
- А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника? (да)
- Тема нашего полугодия как звучит? (Музыка и изобразительное искусство)
- Скорректируйте тему урока «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
- А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны есть? (нет)
- Какую цель ставим? ( исследовать где и когда звучали колокола, какое место занимают они в русской культуре, познакомиться с историей колокола, и его звучанием)
Работа по теме урока.
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.
На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов. А еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам.
- Когда появились первые колокола?
- Где и когда можно было услышать звучание колокола?
Ребята, а вы знаете - о них создано много легенд и сказаний. Послушайте…
Легенда о колоколе
Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.
На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».
А где можно увидеть колокола?
Как называется место в храме где они расположены?
Как называют человека звонящего в колокола?
Всегда ли в колокол звонили одинаково?
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.
Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.
Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество. ( или собственно звон ) Отсюда пошла поговорка «Трезвонить во все колокола».
Опорные слова на доску.
Слушание звона с комментариями. Определите, по описанию какой звон вы услышали.
БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.
Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
Физминутка «Дружные колокола»
1 ряд - большие колокола - «Бом-бом»- покачивают туловище;
2 ряд - средние колокола - «Бим- бон»- движение руками;
3ряд - малые колокола – «Тили- бом» - потрясти кистями рук.
Дирижёр руководит
Исполнить трезвучие (одновременно звонят колокола)
В оркестре существуют оркестровые колокола - ударный инструмент симфонического оркестра ( идиофон ), которые имитируют колокольный звон.
Представляют собой набор 12-18 цилиндрических металлических трубок, подвешенных к рамке - стойке. Ударяют колотушкой, обтянутой у основания кожей Изобретены в 1893г. англичанином Герингтоном.
Слушание кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский»
Здесь использован набат, передаёт отчаяние, страх, волнение, призывает на защиту Родины.
Русский народ соединил со звоном не только торжественные, но и печальные события.
О колоколах, колокольных звонах написано много песен. О них слагались легенды и сказания. Колокольный звон мы слышим и в стихах поэтов и картинах художников.
Домашнее задание: Подобрать картины по теме урока.
Композитор Евгений Крылатов сочинил песню, которая звучала в к/ф «Приключения электроника». Она так и называется «Колокола».
Разучивание 1 куплета и припева.
Рефлексия: (Закончить предложения.)
- Спасибо за помощь! Вот и подошёл к концу наш урок.
- Чему он был посвящён? (колокольным звонам)
- Какой звон вам понравился больше?
-Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?
-Зодчими строились храмы с колокольнями.
-Художники писали картины с образом колоколов или воздействия,
оказывающего на людей.
-Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы.
Каким видом звона вы оцениваете свою работу на уроке? Выставление оценок.
Спасибо за урок!
Колокола