СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.

Просмотр содержимого документа
««Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».»

Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.

Задачи:

  • Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.

  • Путём исследования и проектной деятельности определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.

  • Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.

  • Формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры, эстетический вкус.

Личностные результаты: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: умение работать с учебной картой с заданиями, понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом песни.

Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие вход под песню Моя Россия

Мотивация и актуализация знаний

- Ребята урок мы начинаем с песни с какой?

Исполнение.

Обратите внимание на вступление этой песни какие звуки кроме звучания инструментов вы слышите?

Ответ детей колокола.

-Россию называют страной колоколов и это не случайно.

Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)

-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.

Колокольные звоны

плывут над Россией,

Разгоняя все беды,

над раздольем летят.

Колокольного звона

не сыщешь красивей,

Об истории русской

звоны те говорят.

Сформулируйте тему урока (ответы детей)

- А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника? (да)

- Тема нашего полугодия как звучит? (Музыка и изобразительное искусство)

- Скорректируйте тему урока «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

- А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны есть? (нет)

- Какую цель ставим? ( исследовать где и когда звучали колокола, какое место занимают они в русской культуре, познакомиться с историей колокола, и его звучанием)

Работа по теме урока.

Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в  X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.
На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и  по красоте, и по качеству звона колоколов. А  еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам.


- Когда появились первые колокола?

- Где и когда можно было услышать звучание колокола?


Ребята, а вы знаете - о них создано много легенд и сказаний. Послушайте…

Легенда о колоколе

Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.
На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».

А где можно увидеть колокола?

Как называется место в храме где они расположены?

Как называют человека звонящего в колокола?

Всегда ли в колокол звонили одинаково?

Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.

Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.


Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество. ( или собственно звон ) Отсюда пошла поговорка «Трезвонить во все колокола».

Опорные слова на доску.

Слушание звона с комментариями. Определите, по описанию какой звон вы услышали.

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.

Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

Физминутка «Дружные колокола»

1 ряд - большие колокола - «Бом-бом»- покачивают туловище;

2 ряд - средние колокола - «Бим- бон»- движение руками;

3ряд - малые колокола – «Тили- бом» - потрясти кистями рук.

Дирижёр руководит

Исполнить трезвучие (одновременно звонят колокола)

В оркестре существуют оркестровые колокола - ударный инструмент симфонического оркестра ( идиофон ), которые имитируют колокольный звон.

Представляют собой набор 12-18 цилиндрических металлических трубок, подвешенных к рамке - стойке. Ударяют колотушкой, обтянутой у основания кожей Изобретены в 1893г. англичанином Герингтоном.

Слушание кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский»

Здесь использован набат, передаёт отчаяние, страх, волнение, призывает на защиту Родины.

Русский народ соединил со звоном не только торжественные, но и печальные события.

О колоколах, колокольных звонах написано много песен. О них слагались легенды и сказания. Колокольный звон мы слышим и в стихах поэтов и картинах художников.

Домашнее задание: Подобрать картины по теме урока.

Композитор Евгений Крылатов сочинил песню, которая звучала в к/ф «Приключения электроника». Она так и называется «Колокола».

Разучивание 1 куплета и припева.

Рефлексия: (Закончить предложения.)

- Спасибо за помощь! Вот и подошёл к концу наш урок.

- Чему он был посвящён? (колокольным звонам)

- Какой звон вам понравился больше?

-Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?

-Зодчими строились храмы с колокольнями.

-Художники писали картины с образом колоколов или воздействия,

оказывающего на людей.

-Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы.

Каким видом звона вы оцениваете свою работу на уроке? Выставление оценок.

Спасибо за урок!

Колокола














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!