Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Баева А. В. Учитель музыки
МБОУ СОШ №1
г.Михайловск 2018
Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.
Задачи:
Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.
Путём исследования и проектной деятельности определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.
Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.
Формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры, эстетический вкус.
Личностные результаты: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: умение работать с учебной картой с заданиями, понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом песни.
Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Оборудование: презентация (и набор техники для ее демонстрации), репродукции картин И.Левитана, А.Лентулова, компьютер, проектор, оценочный лист учащихся.
Тип урока: открытый урок, урок получения новых знаний.
Форма урока: интегрированный Слайд-1(Титульный)
Метод: объяснительно – иллюстративный с использованием исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».
Муз.разминка.
- Догадались, чему будет посвящён наш урок?(ответы)
-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.
Сформулируйте тему урока (ответы детей)
- А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны есть? (нет)
- Какую цель ставим? ( исследовать где и когда звучали колокола, какое место занимают они в русской культуре, познакомиться с историей колокола, и его звучанием)
Представить творческую группу учащихся, работавшую над проектом «История колоколов»
Когда же появились первые колокола?
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.
- Когда появились первые колокола?
- Где и когда можно было услышать звучание колокола?
Ребята, а вы знаете - о них создано много легенд и сказаний. Послушайте…
Легенда о колоколе
Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.
На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».
А кто звонит в колокола? Как его называют? (ответы детей)
Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных видов звона. Каких?
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.
- звучит –
Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.
- звучит –
Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество. ( или собственно звон )
- звучит –
Колокольный звон стал неотъемлемой часть жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования.
На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России привлекает … добро
В Европе колокола поют, а в России… звенят. Основное средство выразительности колокольного звона -… ритм,
И если соединить получившиеся слова, образуется такое предложение – колокольные голоса России звенят добром, чаруя своим ритмом.
Сегодня мы с вами приоткрыли заветную дверцу и заглянули в историю, погрузились в таинственный мир колокольного звона, который можно назвать голосом Вечности.
Говорят: икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке.
- Я желаю всем, чтобы у каждого в душе всегда звучал самый светлый колокольчик . Если вам светло и радостно, позвоните в колокольчик.