СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального и изобразительного искусств. Путём исследования и проектной деятельности обучающиеся определяют, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.

Просмотр содержимого документа
«История возникновения колоколов»

Творческий проект

«Колокола России»

Цель: ИЗУЧИТЬ ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОКОЛОВ,

КОЛОКОЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ В РОССИИ

В нашем селе часто звонят колокола, это бывает по церковным праздникам. И недавно я обратил внимание, что они не всегда звучат одинаково. Меня заинтересовало, почему именно колокола, а не другие инструменты, были они изобретены в России или пришли к нам из других стран. И я решил: нужно разобраться! Много информации было найдено и интернете и в печатных изданиях, на православном портале я нашёл запись колокольных звонов.

Колокол для русского человека издавна был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Мы знаем это из легенд, из песен, из книг.

Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье

Буря ли, вьюга ли – далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий охранный звон, указывая дорогу заблудшим…

Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей

Как только люди научились добывать металлы и сплав, нетрудно было заметить, как сильно и продолжительно звучат металлические пластины от удара (а голос бронзы был особенно красив).

Если груз, ударяющий о пластину, привязать к ней и если саму пластину изогнуть, чтобы она своими краями окружала груз, то они будут ударяться при малейшем сотрясении. Так родилась идея колокольчика.

Ряд исследователей полагают, что родина колоколов – Китай.

Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клепаных колокольчиков сохранилась кое-где до сих пор, в основном, в изготовлении колокольчиков для скота.

Из Китая колокольчики могли со временем достичь Запада по "Великому шелковому пути" и по маршрутам "Великого переселения народов", чтобы начать новую жизнь в европейских культурах.

Вполне возможно, что колокола были привезены на Киевскую Русь после принятия христианства из Византии.

Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 годом.

До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского периода.

Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада, что отмечается их прозвищами: Борис Римлянин, Николай Немчин, Петр Фрязин. Но в то же самое время выдвигались талантливые русские литейщики.

Андрей Чохов, чей колокол "Реут" (1622 г., 2000 пудов, по другим данным – 1200) поныне находится в Московском Кремле;

Нередко случалось, что колокола подвергались суровым наказаниям. Так, в 1591 г. по приказу Бориса Годунова отрубили уши и вырвали язык Угличскому колоколу, сообщившему народу о гибели царевича Димитрия; затем опальный колокол был сослан в Тобольск.

Достижения русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют самым высоким критериям. Один из ярчайших тому примеров – три самых тяжелых колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом: «Лебедь» (500 пудов), «Полиелей» (1000 пудов), «Сысой» (2000 пудов), отлитых русскими мастерами Филиппом Андреевым и Флором Терентьевым.

Именной колокол, который задумал отлить царь Алексей Михайлович, должен был весить 8000 пудов. Царский заказ выполнил в 1654 году Емельян Данилов. Его колокол звучал лишь несколько месяцев — в том же году он разбился от неловкого удара. Емельяна Данилова уже не было тогда в живых — он умер от моровой язвы.

Новый колокол отлил Александр Григорьев, в будущем знаменитый колокольный мастер. В 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара.

Вес нового Царь-колокола по их проекту должен был составить 12 тысяч пудов.

В 1735 году исполинский колокол отлил Михаил Моторин. Стали сооружать леса для подъема бронзового гиганта, но в 1737 году в Москве случился новый страшный пожар. Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскаленный металл треснул, и от колокола отвалился кусок.

В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале. На все века остался он самым тяжелым (более 200 тонн!) из всех колоколов, отливавшихся когда-либо в мире.

Сколько разных звонов было на Руси: звоны архиерейские и будничные; звон  великий, встречный, красный; звон к Евангелию, звон к заутрене и многие, многие другие.

Послушайте несколько видов церковного звона.

Вывод:

Музыка колоколов выстояла, сохранила свои корни и донесла до нас неповторимую красоту и духовность. Это история и культура моей Родины, моего народа. Колокольный звон является особой защитой от многих бед, ведь его звуки, проникающие всюду способны сделать мир прекраснее, а человека – совершенней. Мыслитель говорил: « Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное – значит улучшаться.»

Смотрит вдаль с берегов отвесных

Куполов золотой рассвет,

Белых храмов – застав небесных

Вечных истин забытый свет!

Над волнами лугов цветущих,

Среди сосен могучих крон,

Над березовой стройной гущей

Слышен меди призывный звон!

Все это говорит о том, что колокола продолжают жить, звучать и восхищать нас своим прекрасным, неповторимым и удивительным искусством.

Просмотр содержимого документа
«урок колокольность»





























Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».















































Баева А. В. Учитель музыки

МБОУ СОШ №1

г.Михайловск 2018















Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.

Задачи:

Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.

Путём исследования и проектной деятельности определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.

Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.

Формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры, эстетический вкус.

Личностные результаты: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: умение работать с учебной картой с заданиями, понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом песни.

Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Оборудование: презентация (и набор техники для ее демонстрации), репродукции картин И.Левитана, А.Лентулова, компьютер, проектор, оценочный лист учащихся.

Тип урока: открытый урок, урок получения новых знаний.

Форма урока: интегрированный Слайд-1(Титульный)

Метод: объяснительно – иллюстративный с использованием исследовательской и проектной деятельности учащихся.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Муз.разминка.

- Догадались, чему будет посвящён наш урок?(ответы)

-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.

Сформулируйте тему урока (ответы детей)

- А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны есть? (нет)

- Какую цель ставим? ( исследовать где и когда звучали колокола, какое место занимают они в русской культуре, познакомиться с историей колокола, и его звучанием)

Представить творческую группу учащихся, работавшую над проектом «История колоколов»

Когда же появились первые колокола? 

Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.

Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в  X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.

- Когда появились первые колокола?

- Где и когда можно было услышать звучание колокола?

Ребята, а вы знаете - о них создано много легенд и сказаний. Послушайте…

Легенда о колоколе

Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.

На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».



А кто звонит в колокола? Как его называют? (ответы детей)

Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.

Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

Колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных видов звона. Каких?

Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.

- звучит –

Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.

- звучит –

Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество. ( или собственно звон )

- звучит –

Колокольный звон стал неотъемлемой часть жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования.

На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России привлекает … добро

В Европе колокола поют, а в России… звенят. Основное средство выразительности колокольного звона -… ритм,

И если соединить получившиеся слова, образуется такое предложение – колокольные голоса России звенят добром, чаруя своим ритмом.

Сегодня мы с вами приоткрыли заветную дверцу и заглянули в историю, погрузились в таинственный мир колокольного звона, который можно назвать голосом Вечности.

Говорят: икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке.

- Я желаю всем, чтобы у каждого в душе всегда звучал самый светлый колокольчик . Если вам светло и радостно, позвоните в колокольчик.

Просмотр содержимого презентации
«колокольность в музыке»

Тема урока:  «Колокольность в музыке»

Тема урока: «Колокольность в музыке»

Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального искусства.

Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального искусства.

Задачи: - способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями музыки, отражающих значимость этого явления. - путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве. - формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры, эстетический вкус.

Задачи:

- способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями музыки, отражающих значимость этого явления.

- путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.

- формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры, эстетический вкус.

Тип урока: открытый урок, урок получения новых знаний. Форма урока: интегрированный . Метод: объяснительно –иллюстративный с использованием исследовательской деятельности учащихся .

Тип урока: открытый урок, урок получения новых знаний.

Форма урока: интегрированный .

Метод: объяснительно –иллюстративный с использованием исследовательской деятельности учащихся .

Тема урока:  «Колокольность в музыке»

Тема урока: «Колокольность в музыке»

Звуковой файл «Вечерний звон» длится 2 мин 30 сек начиная с этого слайда. Прекращается либо по истечении времени, либо через 12 слайдов – в зависимости от скорости просмотра.

Звуковой файл «Вечерний звон» длится 2 мин 30 сек начиная с этого слайда. Прекращается либо по истечении времени, либо через 12 слайдов – в зависимости от скорости просмотра.

.

.

Благовест – одиночные ритмичные удары в большой колокол.

Благовест – одиночные ритмичные удары в большой колокол.

Перезвон - поочерёдные удары (от двух до семи в каждый колокол) от большого к малым.

Перезвон - поочерёдные удары (от двух до семи в каждый колокол) от большого к малым.

Трезвон  -  несколько одновременно звонящих колоколов в три приема с паузами между ними.

Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов в три приема с паузами между ними.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!