СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинированнее формы работы с текстом произведений

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своё выступление я начну словами М.М. Бахтина (известного  мыслителя ХХ века):  «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы, а также в библиотечной сфере.

Просмотр содержимого документа
«Комбинированнее формы работы с текстом произведений»

Комбинированные формы работы с текстом произведений.

Своё выступление я начну словами М.М. Бахтина (известного мыслителя ХХ века): «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы, а также в библиотечной сфере.

Основу содержания литературы составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

●     осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

●     пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

●     ответы на вопросы;

●     анализ и интерпретация произведения;

●     составление  планов;

●     характеристика литературного героя;

●     написание отзыва о произведении;

●     написание сочинения.

 По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это  есть путь от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом.

1. Комплексный анализ текста.

2. Реконструкция текста.

3. Сложение целого текста из частей.

4. Верные-неверные утверждения. Этот прием может способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.

5. Синквейн. (стихотвоение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами. Эта работа вызывает интерес учащихся, она по-своему нужная и важная.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.

Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения.

Каждому участнику будет дано 5 – 7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернётся к партнёру, и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и ещё раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи. Которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеется диапроектор, то часто бывает полезным показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  4. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примеры синквейнов:

Тарас Бульба

Данко

Чтение

Истинный казак

Неспособный примириться с действительностью, гордый и одинокий

Свободное, активное

Свято убеждён в своей правоте

Героический человек, смелый юноша

Участвующее, делящееся, обучающее

Олицетворяет обобщённый образ запорожского казачества

Всегда готов совершить подвиг, способен ради других пожертвовать собой

Свечение в темноте

Человек могучего духа, для которого свобода родного края и боевой долг превыше всего

Герой-бунтарь, движимый любовью к людям

Просвещение


Как это делать?

Название (обычно существительное) ___________________________________________________

Описание (обычно прилагательное) ____________________________________________________

Действия __________________________________________________________________

Чувство (фраза) __________________________________________________________________

Повторение сути (синоним) ____________________________________________________________

Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

6. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

Необходимо помнить, что   главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, и будет способствовать

●     глубине погружения в учебный материал;

●     повышению мотивации обучения;

●     интегративному подходу при работе с текстом;

●     возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Хочу сказать, что в системе видов и форм работ при подготовке к анализу литературного произведения на первом месте стоит цикл зачетно-практических работ по теме: “Художественное произведение: содержание и форма”.

Какие же литературоведческие понятия должен усвоить ученик, сдавший зачет “Художественное произведение: содержание и форма”?

Содержание

Форма

Тема

Проблема

Идея

Конфликт

Пафос

Сюжет

Композиция

Персонажи

Характеры

Приёмы создания образов

-через действия и поступки

-прямая авторская характеристика

-портрет

-описание среды обитания

-психологический анализ

-речевая характеристика

Пейзаж, интерьер

Художественные детали

Речь художественная

Второй вид работы - это практические работы по тексту. Они разрабатываются по конкретным художественным произведениям, и задания к практическим работам диктуются непосредственно их литературным своеобразием.

Другим видом работы при подготовке к анализу текста на уроках литературы может стать составление учащимися тестов к художественным произведениям. Этот вид работы не только готовит выпускников к ЕГЭ по литературе, но и акцентирует их внимание на важных художественных особенностях изучаемых текстов. Перед тем, как дать ребятам задание по составлению тестов, я знакомлю их с типологией тестов и предлагаю им составить тестовые задания разных типов. Тестовые задания классифицировала следующим образом:

  1. Задания теоретического блока

  2. Задания историко-биографического блока

  3. Задания идейно-тематического блока

  4. Задания по форме произведения

  5. Задания событийно-образного блока

  6. Задания по художественно-изобразительным средствам

Рекомендуемые формы работы с текстом

Основные формы - это «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», «пресс-конференция», « дискуссия». Конечно, это лишь некоторые возможности организации такой работы. Учитель абсолютно свободен в выборе и придумывании новых способов организации обсуждения.

«Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Оптимальное число участников - 2-3 человека. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: « Верно ли я тебя понял...», «Если я правильно понимаю, то,..», «Так ли это:

«Кто ЧТО ПОНЯЛ?». В работе по этому варианту дети одной группы читают одинаковые тексты. Усевшись в кружок, они слушают первого читателя. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно .заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить, свой интерес, понимание и непонимание. И так далее. К работе по этому варианту можно привлекать учеников старших классов в рамках разновозрастного сотрудничества. Они помогут организовать более продуктивную работу в группах, задать образцы внимательного отношения к сообщению предыдущих докладчиков, задать образцы верного оценочного поведения («рассказ Кати помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал..., а теперь...», «мне осталось неясным после сообщения Володи, как...»). Продуктом работы группы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно. Один из участников должен назначаться (выбираться) на роль ведущего, фиксирующего повторы в обсуждении. Это может быть старшеклассник, а может и кто-то из одноклассников. Ведущему можно тоже предложить заполнить карточку:

1 группа

Понятно ли было

слушателям из

сообщения рассказчика,

о чем он говорит?

Удалось ли рассказчику

сообщить слушателям что-то новое по сравнению с тем, что они сами поняли из

прочитанного или уже

высказанного другим

рассказчиком?

Какой вопрос по поводу

содержания

текста в ходе

обсуждения

остался без

ответа?


«Читательская конференция».

Эта форма работы требует специальной подготовки на отдельном уроке или во и внеурочное время с приглашением родителей. Группа детей получает одинаковый текст для работы. Они индивидуально выполняют задания к тексту, на одном из уроков обсуждают текст и формулируют вопросы по теме текста. Затем они дома или в библиотеке ищут дополнительные материалы по теме, приносят в класс и на одном из уроков договариваются о том, как лучше подготовить коллективное сообщение по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то - представить книги, кто-то - сделать устное сообщение от группы, кто-то - провести наблюдение или опыт и сообщить о его результатах. Учитель рассказывает детям о возможном распределении обязанностей между ними и сообщает о времени на выступление группы (5- 10 минут) на конференции.

При проведении конференции лучше попросить родителей по ходу сообщений готовить вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение.

«Письменная ДИСКУССИЯ». На оборотной стороне каждой карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по этому поводу (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Учащийся не должен забывать подписывать свое имя. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится, учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее итоги, подготовив отдельное письменное (а может быть, потом и устное) сообщение.


РУКОВОДСТВО ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Модель Бенджамена Блума

Знание


Что значит это слово? (дай определение) Опиши место действия. Укажи главного участника событий.

Перечисли основные события хронологически.

Расскажи, что происходит в тексте.

Понимание


Изложи краткое содержание отрывка или главы

Поясни роль исторического деятеля в тексте.

Объясни цитату.

Предположи, что произойдёт дальше. Перефразируй тему - о чём текст?

Что случилось в конце? (подытожь).

Применение


Как тема соотносится лично с тобой?

Если бы всё происходило в наше время, как бы это выглядело?

Проиллюстрируй это на бумаге.

Проведи интервью с одним из героев.

Напиши свой рассказ на эту же тему.

Анализ


Почему исторический персоналий действует и реагирует таким образом? (проанализируй). Сравни и противопоставь двух героев (темы, действия и др.)

Соотнеси черты характера исторических персоналий с их поступками. Почему важен контекст/место действия? (исследуй)

Синтез


Организуй группу/клуб для обсуждения темы, придумай план, по которому

должна происходить встреча.

Что бы ты сделал на месте участника событий? (представь)

Оценка


Оцени работу автора, написав рецензию. Установи степень достоверности исторического источника.

Оцени степень собственного понимания текста, (на все ли вопросы ты нашёл ответы)





«ЧЕТЫРЕ РЕСУРСА» РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Модель Льюка и Фрибоди

Умение кодировать,

или я как дешифровщик текста.

Как я трактую данный текст? Из чего он исходит? На чём базируется? Какими средствами или комбинациями средств пользуется?


Умение применять,

или я как пользователь текста.

Какие цели текста соотносятся с его

содержанием?

Каким образом я использую этот

текст здесь и сейчас?

Что из него возьмут другие?

Каковы мои возможности и

альтернативы?

Умение понять,

или я как участник текста.

Как связаны между собой идеи в

тексте?

Какие исторические факты

используются в тексте?

Каково значение и возможные

интерпретации текста?

Умение оценивать,

или я как критически грамотный читатель.

Чьи позиции, мнения и интересы

затронуты?

Чьи мнения не прозвучали или

отсутствуют?

Совпадает ли мое мнение с мнением

других?


Приемы графической организации текста

Графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.

Наиболее популярным из современных методов является кластер.

Кластер (от англ. cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).





  1. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Хочу привести пример разбивки на кластеры на уроке литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика А.С. Пушкина»:


ЛЮБОВЬ

Источник поэзии Будоражит Живопись

Поэзия Печаль Звуки

Праздник Грусть Краски

Крик души Музыка Гармония

Вдохновение Природа Проникающее

Движущая сила Душа Наслаждение

Побуждение к лучшему Мгла Легенда

Воображение Мелодия Образ

Слёзы Чувство Впечатление

Мгновение Красота Чистота

Божество Жизнь Боль

Упоенье Смерть Губительная сила

Посвящение Жажда Творчество

Мгновение Чудо Спасение

Молитва Прощание Самопожертвование

Достоинство Сила Страсть

Свет Обман Прощение

Забота Драма Доброта

Упражнение «Двойной дневник» дают возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Теперь об оформлении "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

Выписки из текста

Вопросы и комментарии



Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному.







Методика

Приз детской признательности

«Открытие планеты книг»


Краткое теоретическое обоснование идеи:

Предлагаемая методика ориентирована на создание ситуации, в которой чтение становится предметом внимания и одобрения. Возможность выбора активизирует интерес детей, дает ощущение причастности к значимым в школе событиям и решениям. Идея Приза позволяет выразить благодарность тому, кто это заслуживает

Суть идеи: Детское и взрослое жюри конкурса ежегодно выбирает среди педагогов, писателей, библиотечных работников, бизнесменов, политиков, журналистов и других специалистов 5 человек для награждения призом Детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения.


Цель и задачи использования методики.

- повышение престижа чтения в педагогическом коллективе школы, среди учеников, родителей и социальных партнеров;

- поощрение лучших социально-педагогических инициатив в поддержке детского чтения.


Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:

  • Возраст: Методика «Приз детской признательности» ориентирована на средний и старший школьный 5 – 11 классы;

  • Место в образовательном процессе: Методика успешно вписывается в годовой круг событий школы (класса): Международный день грамотности 8 сентября, Неделя детской книги (март), церемония «Звездный час».

  • Характер организации деятельности: Реализуется в рамках классных и библиотечных часов через индивидуальную и коллективную работу школьников.

  • Сроки: Оптимальная продолжительность работы в рамках реализации методики: 3 месяца

  • Уровень готовности детей? К решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной методики? Что они должны уметь? Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития;

  • Какие «материальные» условия необходимы:

Символический Приз и диплом для каждого победителя




Пошаговое описание проектирования

и реализации данной методики:


Проектирование

Вариант А «Почтовый ящик»

  1. Формируется инициативная группа - орг.комитет проекта (учителя, дети, родители, библиотекарь)

  2. В школе (в классе) вывешивается объявление о проведении акции «Приз детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения». Определяются сроки.

  3. Библиотекарь и классные руководители объясняют детям суть идеи Приза.

  4. Ставится красивый стилизированный почтовый ящик, в который детям предлагается опускать свои письма-предложения о номинантах на получение данного приза. Бланки с образцом письма лежат рядом с ящиком в доступном для детей месте. (Приложение 1).

  5. По окончании срока орг.комитет на основании поступивших предложений подводит итоги и объявляет победителей.

  6. Сбор дополнительной информации и номинантах. Подготовка презентации из как лидеров поддержки детского чтения

  7. Проводится торжественная церемония вручения Приза с участием инициаторов и гостей.


Вариант Б. «Анкета» (опрос общественного мнения)

  1. Классный руководитель (библиотекарь, старшеклассник) проводят с учащимися анкету Приложение 2.

  2. Анализируют полученные результаты. Объявляют победителей.

  3. Сбор дополнительной информации и номинантах. Подготовка презентации из как лидеров поддержки детского чтения

  4. Проводится торжественная церемония вручения Приза с участием инициаторов и гостей.

Описание реализации методики:

Орг.комитет: выступает инициатором и организатором предлагаемого события

Что делают дети:

- Пишут письма (или заполняют анкеты)

- Участвуют в церемонии : представляют своего номинанта

- готовят творческие выступления по теме «Книги и чтение»


Что делают классные руководители:

- помогают с проведением анкетирования

- привлекают родителей

- оказывают помощь в подготовке творческих выступлений детей на церемонии

По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно?

Количество школьников, выразивших желание участвовать в проекте.

Реакция классных руководителей на идею Приза детской признательности.

Активность родителей.

Поддержка администрации.

Какие возможны ошибки при использовании?

Принудительный характер участия.

Необъективный выбор номинантов.

Формальное отношение со стороны классных руководителей.



Какие отклонения возможны?

Спад интереса в период от голосования до проведения церемонии.

Что делать, если они возникли? Активное подключение детей к организации церемонии.

Основные достоинства?

Обогащение школьной жизни эмоционально окрашенным событием, связанным с книгой и чтением.

Выражение признательности, людям чей вклад в поддержку детского чтения, достоин внимания и уважения.

Возможные сложности при использовании технологии?

Расхождение мнений взрослой и детской аудитории о том, кого следует наградить призом.

Неумение детей аргументировать свой выбор.


Дополнительные материалы:

Приложение 1. Бланк письма

Приз детской признательности «Открытие планеты книг»


Письмо-предложение от _____________________________________________

(напиши свое имя и класс)



Мне бы хотелось, чтоб Приз детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения получил (а)


__________________________________________________________________

(имя отчество этого человека)


Он (она) заслужил(а) этот приз потому что ______________________________

___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Число, подпись




















Приложение 2 «Анкета для учащихся»




















Приложение 2. «Анкета для учащихся»




Методика: «Хорошее время читать»


  1. Краткое теоретическое обоснование идеи: Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения».

Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

  1. Цель и задачи использования методики.

Цель: Повышение престижности чтения среди младших школьников.

Задачи:

- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);

- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);

- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.

  1. Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:

  • Возраст: Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст (возможно использование до 6 класса включительно;

  • Место в образовательном процессе: Целесообразно использование в организации занятий внеклассного и дополнительного чтения или как направление воспитательной работы в классе.

  • Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.

  • Сроки: Оптимальная продолжительность работы по данной методике: 3-6 месяцев.

  • Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что они должны уметь?) Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития.

  • Какие «материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), жетоны для участия в лотереи, призовой фонд.


  1. Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики:


  1. Определение круга чтения для данного класса начальной школы. (10 книг).

  2. Пополнение фонда библиотеки за счет приобретения необходимого количества этих книг.

  3. Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя».

  4. Подготовка наглядности (экран, выставка книг)

  5. Подготовка лотерейных билетов

  6. Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.

  7. Распространение информации для учеников и родителей.

  8. Систематические собеседования педагогов (руководителей проекта) с детьми о прочитанных книгах.

  9. Проведение в каждом классе итоговой игры - викторины по всем рекомендованным книгам.

  10. Награждение победителей.


Описание реализации методики:

1.Детям предлагается «Портфель читателя»

А) список из 10 книг

Б) перечень различных заданий на выбор

Примечание: Регистрация участников (на любом этапе проекта).

2.Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге.

3.По завершении определенного этапа проводится

А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей

Б) «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера).

Примечание: призов должно быть много – лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.

Что делают дети:

- Читают книги

- В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу)

  • отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук».

  • оформляют «портфели»

  • участвуют в выставке «портфелей»

  • участвуют в лотерее

Что делают учителя/библиотекари :

- распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей

  • участвуют в организации «старта» и «финала»

  • проверяют выполнение заданий по книгам

  • проводят собеседование по книге

  • выдают лотерейные билеты,

  • ведут учет

  • организовывают выставку «портфелей»

  • выявляют и награждают лучших читателей

  • подготавливают призовой фонд

  • проводят розыгрыш лотереи

  • создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса

  1. По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно? Количество участников не уменьшается.

Активность стабильна.

Общий эмоциональный фон позитивный.

Какие возможны ошибки при использовании?

Принудительный характер участия

Формальное отношение к заданиям и собеседованию

Недооценка роли родителей и других педагогов

Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?

Спад интереса. - активизация внимания на успешном опыте чтения.

- Организация сменной наглядности

  1. Основные достоинства?

Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.

Привлечение малочитающих детей.

Шанс выигрыша для каждого участника.

  1. Возможные сложности при использовании технологии?

Непредсказуемость лотереи.

  1. Дополнительные дидактические материалы?

Обращение к педагогам и родителям

Дорогие коллеги и уважаемые родители, ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!!! Вам вместе с детьми предстоит принять участие в педагогическом проекте, который мы назвали «Хорошее время читать». Говорят, что дети читают все меньше и меньше. И вовсе не хотят читать. Может быть, мы просто не умеем их заинтересовать или уделяем слишком мало своего времени и внимания такому важному делу как приобщение ребенка к чтению? Могут быть разные ответы. Как впрочем, и способы действий. Нам показалось, что ПООЩРЕНИЕ детского чтения, на первых этапах становления читателя может успешно способствовать формированию его интереса и увлеченности чтением.

У нас есть гипотеза, что (на первых порах) читая даже только ради «подарка», участия в лотерее - ребенок постепенно привыкнет читать, и будет читать в дальнейшем ради самого удовольствия от встречи с удивительным миром книги.

А если он уже испытывает удовольствие и необходимость в чтении, то тем более, почему бы его не поощрить за то, что он занимается таким хорошим и нужным делом.

10. Методическое сопровождение: «Портфель читателя».

Что такое Читательский портфель? (как мы его себе представляем)

Это личный документ, который выдается каждому ученику :

  • помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;

  • позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;

  • отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;

Простые диагностические формы, предложенные в методической части «Портфеля» помогут определить, насколько продуктивно чтение ребенка. На что следует обратить внимание, чтобы сделать этот процесс более эффективным. Рекомендательные списки литературы для каждой возрастной группы позволят более осмысленно отнестись к выбору книги. Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями. Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и образованности ребенка (в дополнение к формальному табелю успеваемости).

Предполагается разработать «Читательские портфели» для трех возрастных групп (начальная, средняя и старшая школа), с учетом возрастных особенностей и требований современного образовательного стандарта.


Структура и содержание.


Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.

Принципы отбора:

  • соответствие возрастным возможностям и интересам;

  • проверенность многими поколениями читателей;

  • отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).

Читательский паспорт.

ПОРТРЕТ

В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п.

Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.

В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам. (факт выдачи лотерейного билета)

Архив (или коллектор)– это сборник различных методических материалов, образцов заданий.

«Копилка» (рабочие материалы) -

Туда ребенок помещает выполненные задания

Достижения:

Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.


Читательский портфель, как и проект в целом, имеет своей целью

  • Вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.

  • Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;

  • Расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.


Для родителей. Читательский портфель ребенка может стать поводом к совместному чтению и обсуждению книги. Поможет родителям лучше понять своих детей, вовремя увидеть и решить возникающие проблемы.

Для преподавателей школ. Школа может использовать Читательский портфель для того, чтобы более эффективно способствовать развитию культуры чтения своих учащихся. Когда ученик меняет школу или преподавателя, Читательский портфель может помочь новому преподавателю лучше оценить формальные и неформальные знания ученика, понять нужды и мотивации данного ученика в области чтения.

Для библиотекарей. Библиотекари могут использовать читательские портфели, чтобы лучше помочь читателю в выборе книги, дать правильный совет, подсказать, направить.

Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.


11. Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.

Принципы отбора:

  • соответствие возрастным возможностям и интересам;

  • проверенность многими поколениями читателей;

  • отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).

Первый класс - хорошее время читать:

рассказы о животных. Виталия Бианки.

рассказы Николая Носова.

« Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова.

«Сказки» Ганса –Христиана Андерсена.

« Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна.

рассказы Виктора Драгунского.

« Волшебные сказки» Шарля Перро.

«Приключения Буратино» Алексея Толстого.

«Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского.

Стихи и Сказки Александра Пушкина.

Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца.


Второй класс – хорошее время читать:

«Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы» Джанни.Родари.

«Рикки-Тики-Тави», «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редъярда Киплинга.

«Чук и Гек», и др. рассказы Аркадия Гайдара.

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф.

«Сказки дядюшки Римуса» Джона Харриса.

« Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова.

«Две повести о малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Астрид Линдгрен.

Рассказы о животных.Сетона-Томпсона.

«Конёк-горбунок» Петра Ершова.

Сказки Мамина-Сибиряка.

«Королевство кривых зеркал» В.А.Губарева.


Третий класс – хорошее время читать:

«Леля и Минька» и др. рассказы Михаила Зощенко.

«Маугли» Редъярда Киплинга.

«Три толстяка» Юрия Олеши.

«Путешествия Гулливера»Джонотана Свифта. «Пеппи-Длинный чулок» Астрид Линдгрен.

«Приключения барона Мюнхгаузен» Распе.

«Старик Хоттабыч» Леонида Лагина.

«Сказки» Гофмана.

«Дети синего Фламинго», «Якорное поле» Владислава Крапивина.

«Принц и нищий» Марка Твена.


Четвертый класс – хорошее время читать:

«Дальние страны», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара.

«Динка» Валентины Осеевой.

«Кортик. Бронзовая птица». Анатолия Рыбакова.

«Хроники Нарнии» Кэррола Льюиса.

«Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо.

«Хоббит, или Туда и Обратно» Дж. Р. Р. Толкина.

«Бемби» Ф. Зальтена.

«Уральские сказы» Павла Бажова.

«Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна.

«Том Сойер» Марка Твена.


Пятый класс - хорошее время читать:

«Детство Никиты» Алексея Толстого.

Рассказы Леонида Пантелеева.

«Мальчик со шпагой» Владислава. Крапивина.

«Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля.

Сказки о Мумми-троллях Туве Янсон.

«Всадник без головы» Майн Рида.

«Остров сокровищ» Роберта Луиса Стивенсона.

Рассказы о Шерлоке Холмсе Конан Дойля.

«Гончие Бафута», «Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла.

«Белый клык» Джека. Лондона.

«Глаз Волка» Даниэля Пеннака.

Шестой класс - хорошее время читать:

«Республика Шкид» Леонида Пантелеева.

«Алые паруса» Александра Грина.

Повести Алексея Алексина.

«Янки при дворе короля Артура» Марка Твена.

«Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» Жюля Верна.

«Трое в лодке, не считая, собаки» Джерома Клапки Джерома.

«Собака Пес» Даниэля Пеннака.

«Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу.

«Приключения Камо»: Камо . Идея века, Камо и Я, Камо. Агентство «Вавилон»», Камо Побег. Даниэля Пеннака.

Пятница, или дикая жизнь Мишеля Турнье.



Виды и формы работы при подготовке

к анализу текста на уроках русского языка


  1. Зачётно-практические работы.

№1. Художественная лексика

№2. Синтаксические фигуры

№3. Эвфония (особенности звучания)

  1. Составление «рабочей схемы» текста


Виды и формы работы на уроках литературы


  1. Зачётно-практическая работа «Художественное произведение: содержание и форма».

  2. Таблица первого прочтения.

  3. Композиционный план.

  4. Составление тестов.

  5. Практические работы.

Таблица первого прочтения

гл. 9 романа «Обломов» И.А. Гончарова «Сон Обломова»


Часть

Тема

Худ.

приёмы

Цитаты

1








2








3

«Что за чудный край!» Пейзаж Обломовки.







«Как всё тихо, всё сонно …». Нравы и обычаи Обломовки







Рассказ о детстве И.И. Обломова

  1. «Ему только семь лет». Распорядок жизни в семье.





2. «Нашёптывает о какой-то неведомой стране». Нянины сказки.








3. «Мальчиком лет 13 или 14 …»







а). Три главные акта жизни: родины, свадьбы, похороны.

б). «Длинный зимний вечер». Деньги и обломовцы. Время и обломовцы.






в). «Четыре дня лежало …» Письмо.


г). «Ученье Илюши. Ездит да ездит учиться»

д). Захар и Обломов. «Он только проснётся …»


Контраст

пейзажей


Риториче-ский во- прос, во-

склица-ние


Повтор.

Ключе-вые слова

Сцена –

ситуация




Повтор









Ирония











Повтор.

Единона-чатие

Ритор.

вопрос




Сцены –

ситуация

Лиричес-кое отсту-

пление


Ритори-ческий вопрос


Сцены –

ситуация






«Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Нет, бог с ним, с морем!»

«А в этом краю никто и не знал, что за луна такая – все называли её месяцем … и походила она на медный вычищенный таз»

«Где мы?» «Что за чудный край!»



«Всё тихо и сонно …», «Тихо и сонно всё в деревне», «Тишина царствует …»,

«Та же глубокая тишина и мир на полях …»

«Незнакомый мужик за околицей»: «Пусть его себе …» - «Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими …»


«Смотрит ребёнок и наблюдает острым переимчивым взглядом, как и что делают взрослые …»

«А ребёнок всё смотрел и всё наблюдал …»

«А ребёнок всё наблюдал да наблюдал …»

«мёртвая тишина» - всё мертво

«сон, заснёт, спросонья»

«Господствовавшая болезнь в Обломовке – сон»


« … так искусно избегали всего, что существует на самом деле»

« … зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка»

«Страшна и неверна была жизнь …, опасно выйти за порог»

«Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, где нет хлопот …, где живёт Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром»


«Может быть …» (начало трёх абзацев)



«Да и как иначе прикажете решить ему?»

«А как жили взрослые в Обломовке?»

«Зачем дана жизнь?»

«Жизнь как идеал покоя и бездействия»


«Труд как наказание» - полуразрушенная галерея.


«Вообще там деньги тратить не любили …»

«Они вели счёт времени по праздникам, по временам года, по случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа».

«Вот жизнь человеческая!»




«Неожиданное письмо». «Полно, не распечатывай, Илья Иваныч»


«Ученье то не уйдёт, а здоровья не купишь!»


«И не удастся никак И.И. сделать что-нибудь самому для себя».



Схема-план сочинения-рецензии по литературе.


- Место произведения в творчестве писателя, в литературном процессе того времени, его место в жанровой нише литературы.

- Содержание и композиция.

1. Тема (о чём?)

2. Идея (что об этом «сказал» автор). Как выражена авторская позиция в рассказе (открыто, завуалировано и т.д.)

3. Сюжет, принципы его построения (временной, концентрический) и элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

- Все элементы сюжета представлены в произведении?

- В чём художественное своеобразие каждого; что представляет: экспозиция (если она есть); завязка (в чём её особенности); развитие действия (что характерно для него); кульминация (как выражен этот элемент сюжета); развязка.

4. Есть ли внесюжетные элементы (лирические отступления, вставные эпизоды, ретроспекции, …). Какова их роль?

- Субъективная организация повествования.

1. Манера повествования (личная, безличная).

2. Персонажи (главные, второстепенные, эпизодические, отношения между ними).

3. Портрет, принципы его создания (портрет-описание, портрет-сравнение, портрет- впечатление; краткий/подробный; статический/динамический).

- Пространственно-временная организация произведения.

1. Пространство (замкнутое («дом»), открытое («простор»)); пограничное («порог», реальное/условное).

2. Время («идиллическое», «авантюрное», «мистерийное», мифологическое, утопическое, историческое).

3. Интерьер.

4. Пейзаж, его функции (лирический, необходимый для развития действия, «самоценный», вымышленный, пейзаж-символ).

- Язык произведения.

1. Лексика (поэтическая).

2. Фонетика (поэтическая).

3. Синтаксис (поэтический).

- Пафос произведения (героический, драматический, трагический, сатирический, комический, сентиментальный, романтический).

- Ваше восприятие произведения, отношение к теме, идее, к авторскому композиционно-языковому решению темы.

Композиционный путь анализа рассказа Л.Н. Толстого

«Севастополь в декабре месяце»


  1. Экспозиция. Пейзаж.

  2. Завязка. Особенность авторского повествования и языка рассказа.

  3. Развитие действия. Контраст в рассказе. Лазарет и трактир.

  4. Кульминация в повествовании. Четвёртый бастион. Система персонажей: образы конкретных эпизодических лиц + обобщённый образ солдата. Своеобразие портрета в рассказе. Сравни с портретами в рассказах «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года». Главный герой рассказа.

  5. Внесюжетные элементы. Авторское отступление «Отрадное убеждение …» Сравни с романом «Война и мир».

  6. Кольцевое пейзажное обрамление рассказа. Музыка в рассказе. Сравни с музыкальным контрастом в рассказе «После бала».

  7. Принцип построения сюжета (временной) и причина отсутствия развязки в рассказе.

  8. Подробный план анализа текста.

  9. - Вступление.

  10. - Содержание и композиция:

  11. а). Тема (о чём?), идея (что об этом сказано, какова авторская позиция)

  12. б). Микротемы (абзацы), части (на сколько частей (смысловых) делится текст?).

  13. - Стиль, его приметы (назови и докажи (аргументируй), публицистический, художественный, научный).

  14. - Тип речи (назови, приведи доказательства: описание, повествование, рассуждение).

  15. - Язык текста.

  16. 1. Ключевые слова текста (найти слова, на которые падает особое логическое (смысловое) ударение).

  17. 2. Тропы (простейшие и развёрнутые).

  18. 3. Обратить внимание на то, какие части речи преобладают в тексте, (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, …). Что «даёт» это тексту.

  19. 4. Какие слова используются в тексте (или преобладают) с точки зрения:

  20. а). Происхождения лексики (заимствованные, исконно-русские)

  21. б). Употребления (профессиональная, общеупотребительная, диалектная, жаргонная)

  22. в). Активного и пассивного словаря (активный, пассивный, неологизмы); устаревшие слова (историзмы, архаизмы)

  23. г). С точки зрения стилевой принадлежности (разговорная, межстилевая (нейтральная), книжная (научная, официально-деловая лексика, газетно-публицистическая).

  24. Что даёт это тексту?

  25. 5. Нет ли в тексте устойчивых сочетаний (фразеологизмов, афоризмов). Их влияние на текст.

  26. - Фонетика текста (аллитерация, ассонанс).

  27. - Синтаксис текста.

«Рабочая схема» текста


1. Тема

2. Идея

3. Стиль, тип текста

4. Композиционный план

5. Художественно-изобразительные средства, их роль





Эффективные приёмы работы с текстом


Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.


Нетрадиционные формы урока:


ролевые игры;

урок-путешествие;

урок-спектакль;

круглый стол или конференция;

исполнение сказочного сюжета;

урок-состязание;

смотр знаний;

пресс-конференция;

урок фантазирования;

урок взаимообучения;

урок-игра;

урок открытых мыслей;

деловая игра;

урок-восхождение;

урок-зачет;

урок-соревнование;

урок взаимообучения;

урок-диалог;

урок-КВН;

мозговая атака;

урок-викторина;

урок-брифинг;

игра «Следствие ведут знатоки»;

актуальное интервью;

аукцион знаний;

имитационно-ролевое моделирование;

урок-диспут;

моделирование мышления учащихся;

урок-турнир;

ролевая деловая игра;

урок-эврика;

урок-лекция:

игра «Волшебный конверт»;

межпредметный интегрированный урок;

урок-конкурс;

лекция вдвоем;

урок творчества;

математический хоккей;

лекция-провокация;

лекция-диалог

лекция-конференция;

 


Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Воображение наружности литературного героя:

  1. Описание героя в разных жизненных ситуациях. Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте. Так перед читателем предстает образ героя с характерными чертами, наиболее типичными для самого учащегося, а не для других учеников (актуализация субъектного опыта). Например: Герасим за работой - после работы (5класс); Петруша Гринев – Петр Гринев (8класс); Чацкий с Софьей – Чацкий в обществе (9 класс). Прием используется и при работе над характеристикой различных предметов и явлений, определением их символического значения. Например: Береза (С. Есенин) – зимой, весной, летом, в ветреную погоду (5 класс).

  2. Выделение доминанты в описании внешности и характера героя. Концентрируя внимание учащихся на главных чертах характера, образа, учитель приучает ребят выделять таким же образом и доминанты в описании наружности людей, их психологического портрета. Например: Емельян Пугачев: «В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали»; «Высокая соболья шапка… была надвинута на его сверкающие глаза». Доминантой в описании наружности Пугачева являются «живые, сверкающие» глаза, позволяющие судить о характере персонажа.

  3. Цитатная характеристика героя. Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков. Можно предложить учащимся выписывать из текста цитаты в виде таблицы:

Образ Герасима (И.С.Тургенев «Му-Му», 5 класс)

«Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой».

«С болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи».

«Он шел с какой-то несокрушимой отвагой с отчаянной и вместе радостной решимостью».


Образ Самсона Вырина (А.Пушкин «Станционный смотритель»,

6 класс)

«Человек лет пятидесяти свежий и бодрый в сюртуке с тремя медалями».

«Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина».


  1. Сопоставление: личность читателя – личность героя. Использование этого приема позволит выразить свое отношение к литературному персонажу, сравнить себя с героем. Так, например, можно сравнить себя с Петрушей Гриневым («Капитанская дочка», 8кл.) или с Митрофанушкой («Недоросль», 9класс), или с Остапом («Тарас Бульба», 7 класс). Мысли удобнее всего занести в таблицу. Например:

Основные черты характера героя

Черты, которыми я похож на героя

(« + », « - »)

Черты героя, которые мне совершенно не свойственны

Прием эффективно использовать как в классе на уроке, так и дома, когда у учащегося есть время, чтобы подумать. Даже если совпадений и не будет, появляется возможность проанализировать поведение героя с точки зрения своего опыта.

  1. Прием «Рождение идеального героя». Этот прием эффективен в конце учебного года, когда все произведения уже пройдены. Чем больше читательский опыт учащегося, тем интереснее будет его обращение к прочитанному. Учащемуся предлагается вспомнить положительные черты тех героев, которые были близки ему, характеры которых он хорошо понял. Из этих черт создается «идеальный герой», которому можно дать имя, поместить его в любой временной отрезок, представить его окружение.

Социологический анализ.

Акцентируя внимание на описании уклада жизни и быта в произведениях классиков, на примере убранства комнат, костюмах, пище, развлечениях, учитель вновь и вновь работает с деталями. Необходимо постоянно сравнивать уклад жизни героев произведений с современным бытом с целью приблизить произведение к личности учащегося. Использование приема – благодатная почва для рождения тем к проектным и творческим работам учащихся. Например: «Евгений Онегин» - усадьба Ларина, кабинет Онегина (9класс); быт детей в поэме Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (5 класс); «Мётрвые души» - усадьбы помещиков ( 9 класс); «Тарас Бульба» - описание светлицы ( 7 класс). Использование живописи и музыки при изучении лирики и прозы создает единое, общее представление о тематике, идейном и художественном своеобразии произведений.

«Обворожить писателем».

Значит представить его как неординарную личность, рассказать о характере, мотивах, побуждающих к созданию произведения. Учащиеся должны сами задуматься, что побудило писателей создать такие произведения как «Мертвые души», «Горе от ума» и др., а уже потом прочитать об этом в учебнике. Необходимо донести до учащегося, что в произведении «живет» личность автора. Варианты заданий: подготовить «интересную» биографию (учащийся получает индивидуальное задание: найти интересные случаи из жизни писателя и рассказать об этом классу); написать сочинение-миниатюру в стиле автора произведения; угадать автора, прочитав фрагмент художественного произведения, и доказать свою точку зрения.


«Разработки для самостоятельных занятий».

Такие разработки, которые помогают направить исследовательскую деятельность учащихся даже в отсутствие учителя, допустимы, когда они получили задание самостоятельно прочитать текст. При сквозном чтении – благодаря листку с вопросами – внимание учащихся привлекается к определённым деталям, разбросанным по тексту. После чтения организуется небольшое групповое обсуждение.

Разработки для самостоятельных занятий помогают развивать критическое мышление, если они отвечают следующим требованиям:

  1. Помогают учащимся заметить достаточно тонкое движение мысли, которое они вряд ли отследили бы сами, - но отнюдь не заменяют при этом тщательного чтения текста.

  2. Стимулируют критическое и иное мышление высокого ряда на всех этапах работы.

  3. Служат трамплином для дискуссии или письменной работы, т.е. не замыкаются сами в себе.

Листок с вопросами помогает учащимся на стадии осмысления, они получают его перед чтением довольно длинного отрывка.



Пример: Разработка для самостоятельных занятий по тексту поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс), тема «Значение эпизода кулачного боя на Москве-реке».

  1. Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в 3 главе?

  2. Каким смыслом наполняется сравнительная параллель из жизни природы и человека?

  3. Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме?

  4. Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?

  5. Из каких побуждений идёт на бой Калашников?

  6. Какой смысл вкладывает он в слова, называя Кирибеевича «басурманским сыном»?

  7. Как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя?

  8. Правым ли считает себя Калашников, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем?

  9. Почему он просит братьев, чтобы они «помолились…за его душу грешную»?

Отвечая на вопросы, учащиеся осмысливают поведение героев, их личные качества убеждения, что ведёт к пониманию значения эпизода в произведении. Всё это способствует развитию логического мышления учащихся, умений сопоставлять, сравнивать, выделять существенное. Развивается речь учеников, их коммуникативные способности.

«Пятиминутное эссе».

Этот вид письменного задания может применяться в конце урока на этапе рефлексии, чтобы помочь учащимся подытожить свои задания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно учащихся просят выполнить следующие задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа.

Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.

Таким образом, данный комплекс личностно ориентированных методов и приемов нацелен на создание атмосферы, способствующей выражению чувств и эмоций учащихся; заставляет задуматься не только о теме урока, но и о самих себе; создавая портрет литературного героя или его психологическую характеристику, учащиеся прибегают к перечитыванию произведения.

Приведу пример ученических эссе, выполненных во время этапа рефлексии урока литературы Смоленщины в 9-ом классе на тему «Дорога уходит за околицу» (устный журнал по страницам жизни и творчества Н.Рыленкова):

Павлова Галина: «Мне больше всего понравилась третья страница «Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год». Война всегда в сердцах и памяти людей. Прочитанные стихи – грустные, чувственные, проникновенные. Это стихи о жизни. Они трогают душу, остаются в наших сердцах на всю жизнь».

Шустелова Анастасия: «»Больше всего мне запомнилась страница «Я вспомню детство», потому что детство – самое светлое и счастливое время, а у Н.Рыленкова оно было тяжёлым, ему пришлось многое пережить, но он не сдавался и выдержал с честью все испытания судьбы.

И о Рыленкове: это светлая личность. Он любит Родину, природу, жизнь. Он романтик, патриот, очень впечатлительный человек. Все его стихи такие, как он сам: светлые и ясные, понятные. Стихи проникнуты чувствами и переживаниями автора, которые всегда передаются внимательному читателю. Это и есть характерная черта творчества Н.Рыленкова».

Гудушаури Манана: «Очень поразила первая страница, особенно стихотворение «Думая о матери» в исполнении Насти Вьюновой. На фоне музыки это прозвучало душевно, проникновенно, заставило задуматься о своём отношении к маме…»

Филиппов Александр: «Понравились стихи о природе. Это действительно сказка… По стихотворениям Н.Рыленкова очень легко представить и нарисовать портрет любого времени года…Замечательные стихи!»

Кирюхина Мария: «Стихи Н.Рыленкова о любви – это чудо! Поэт очень тонко уловил переживания души человеческой. И, хотя ни в одном из таких стихотворений даже не прозвучало слово «любовь», нам понятно, что это за пятое время года …»

Вот такие замечательные строки, говорящие о том, что урок не прошёл зря и вызвал целый шквал эмоциональных откликов, задел каждую детскую душу.




Остановимся на уроках – играх. Итак, урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных “взрослых” умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.

Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделяют: имитационные (игровое моделирование, имитация реальности); символическое (основаны на четких правилах и игровых символах); исследовательские (связаны с новыми знаниями и способами деятельности).

Имеет два подвида: игра – обсуждение – это воссоздание воображаемой ситуации современности со спором, дискуссией; игра – исследование – это воссоздание воображаемой ситуации современности, основанное на индивидуальных действиях “героя”.

Ретроспективная (“реконструктивная”) игра моделирует ситуацию, ставящую учеников в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является “эффект присутствия” и принцип исторической беллетристики – “так могло быть”. По словам психолога А.Н. Лука, в такой игре подростку “удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее”. Ретроспективные игры подразделяются на ролевые и не ролевые.

Ролевые игры – это игры ретроспективного характера, основанные на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Имеют три подвида: театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого; театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры; проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.

Не ролевые игры – это игры ретроспективного характера с внешними правилами, где воссоздается историческое прошлое и действие происходит в далекую эпоху. Имеют два подвида: конкурсная, соревновательная игра – это искусственное моделирование ситуации прошлого, в котором люди определенной эпохи “демонстрируют” свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте; маршрутная игра (путешествие, экспедиция) – особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и “путешествуют” по нему в определенной пространственной среде.

Деловая игра

Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста». В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».

Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.

Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения.

Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения.

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:

1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций».

Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений».

2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

– Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;

– В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;

– Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;

– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!