СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комедия "Недоросль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комедия "Недоросль"»

Конспект урока: «Проблема воспитания  в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Основной конфликт и проблематика».

 

 

Учитель: Нестеренко Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Предмет: Литература.

Класс: 8

Тип урока: освоение новых знаний.

Цели урока:

  Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.

  Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

  Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Основной метод: проблемный метод с аналитической беседой.

Формы: коллективная , индивидуальная, групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”.

Оформление доски: запись темы урока, портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.

Эпиграф: 
Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев,

а гроза духа, оскорбленного позором общества". 
В. Г. Белинский.  

1.Организационный момент. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

   «Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня. Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе образование.     Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума и плоды  благородного воспитания».    

- Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение,  писатель   Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин – удивительный  писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин  назвал его «сатиры смелым властелином».

2. Проверка домашнего задания

1) Краткие сведения о Д.И.Фонвизине (выступление учащегося, задание заранее выдано)

 

Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.

Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: «Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою».

В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй.

Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.

   Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

2) Выступление учащегося (задание заранее выдано)-записи в тетрадях.

Сатира - обличающая, бичующая ирония.

Драма - род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене, произведения подобного рода, серьёзного, но не героического содержания (в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы (обычно в скобках), связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.

Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.

Недоросль - молодые люди, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

 

Слово учителя:

По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания - центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. 

 

3. Этап постановки проблемного вопроса.  Актуализация. Работа над проблематикой пьесы. 

- Посмотрите небольшой видеофрагмент (отрывок из комедии «Недоросль»)

-  Зачем я показала видеофрагмент? Вам знакомы такие герои?  Нет ли среди нас потомков Митрофана и его матери?

-  Произведение «Недоросль» Фонвизина было написано  в 18  столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

-  В чем секрет неувядаемости комедии?

Проблемный вопрос:  

- Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину   доверить будущее России? (на этот вопрос, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)

 

Постановка цели урока.   

- Обратимся к теме нашего урока.  Какие ключевые слова есть в названии нашего урока? (воспитание, гражданин)

- Подберите слова, которые связаны с этими понятиями.

 «Воспитание»: ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…

«Гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…

- Как вы понимаете слово  воспитание

   Воспитание - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.

-  Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»? (Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)

 -  Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня  получить ответы?

Каковы  цели нашего занятия?

 

-  Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

-  Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином.  

 - Кто является настоящим гражданином?

4. Основной этап урока. Усвоение новых знаний

  1)  Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.

XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию  вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757 г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и  просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в  искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.

Принципы классицизма:

1.      Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

2.      Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

3.      Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.

4.      Наследование античности как образцу.

 

 Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:

– Герои делятся на положительных и отрицательных;

– герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;

 

Комедия «Недоросль» - блистательное сатирическое произведение для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.

 - Еще раз обратимся к понятиям сатира, комедия.

-Что же  такое сатира? Комедия?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и  осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.

- Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад и  вспомним героев комедии и увидим пороки отрицательных персонажей.

 

2) Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

-   Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?

-   Почему Митрофана называют недорослем?

 Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16 лет.

Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления на службу.

-  Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос.

- Каким вы представляете Митрофана?

(Митрофан – характер комический.  Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но развиты смышленость и сообразительность).

- Как героя воспитывала мать?

- Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?

 

3) Групповая работа (решение проблемы)

Задание на карточке.

1 группа.

-  Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.

-  Обращаясь к тексту, покажите на примерах,  как  Простакова ведет себя со своими  близкими: с мужем, братом,  с учителями Митрофанушки, со слугами.

-  Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне:  бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...

Ты еще, старая ведьма, разревелась...

Еремееевна о себе:    Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день  ( д. 3,яв. 6 );

Мужу :  Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

   Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится.     (  д.2, яв.5)

.К брату:   … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...( д.З, яв.З  - дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). ...Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!  (д.5, яв.2)

К учителям (  д.3  явл. 7 урок Митрофана )

 

Вывод:    Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

 Муж у нее под каблуком,  она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно,  кормит плохо.

 

2 группа. 

-  Но как эта «презлая фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы.    Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну.   («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

(  То, как она им любуется…  «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 

 

-   В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?

 (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и -  сохранить», для этого хочет женить на Софье Митрофана.

-    Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит...”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “...Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.( д.З, яв.7)

Простакова о географии: “...Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)

-   Почему же Митрофан ничему не научился?  На кого похож?

 

 

Выводы: Простакова   -  невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

Она  уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и  жестокость. И он действительно становится похожим на мать.

Сама она невежественная, безграмотная женщина.  Простакова  вынуждена пригласить к сыну учителей,  хотя не считает образование необходимостью,  и смотрит на обучение,  как на тяжелую повинность.

3 группа.

Герои - антиподы Митрофана.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

•           Глупому сыну не в помощь богатство.

•           Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

•           Невежда без души – зверь.

•           Золотой болван – всё болван.

•           Наличные деньги - не наличные достоинства.

-    Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?

-   Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества      ( дейст.4 явл.  6 ).     

 Вывод:  Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина  Отечества.

 

4. Подведение итогов.  Рефлексия.

Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

 

- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии? 

- Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?

- Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»

 - Вернемся к проблеме, которую мы озвучили в начале урока, можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?

Выводы: Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.

 

5. Домашнее задание

     Напишите  мини-сочинение  «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия «Недоросль» Фонвизина).

Используем фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», « трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»   

 Выставление оценок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!