СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Принципы деятельности, порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществление ими отдельных государственных полномочий определяются нормами международного права, Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в частности: Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.06.1967 г.; Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденном постановлением Правительства РФ от 6.05.2006 г. № 272; Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Семейным кодексом РФ; Трудовым кодексом РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и др.

Согласно статье 1 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 28.05.71 г., от 1.10.85 г. № 1527-ХI) главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел СССР и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.

В статье 2 указанного положения предусмотрено, что комиссии по делам несовершеннолетних создаются при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных, краевых Советов народных депутатов, при Советах Министров автономных республик и при Совете Министров РСФСР. В порядке исключения комиссии по делам несовершеннолетних могут быть созданы при исполнительных комитетах поселковых Советов народных депутатов, расположенных на значительном удалении от районных центров. Вопрос об образовании этих комиссий решается исполнительным комитетом областного, краевого Совета народных депутатов, Президиумом Верховного Совета автономной республики. Комиссии по делам несовершеннолетних, создаваемые при исполнительных комитетах поселковых Советов народных депутатов, имеют права и обязанности районных, городских (без районного деления), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних, за исключением права рассмотрения дел об административных правонарушениях (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 1.10.85 г. № 1527-ХI).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются центральным, координирующим и организующим звеном среди органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пределы их компетенции весьма широки и включают в себя следующие функции:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об образовании»;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

   наряду с родителями (законными представителями) несовершеннолетних дают согласие на оставление несовершеннолетним общеобразовательного учреждения до получения им основного общего образования;

   принимают меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения;

   с учетом мнения родителей (законных представителей) дают согласие на исключение обучающегося, не получившего основного общего образования, из общеобразовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения;

   совместно с органом пеки и попечительства дают согласие на исключение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в месячный срок принимают меры к их трудоустройству.

 

Статья 269 Трудового кодекса РФ «Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора» допускает расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случаи ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с частью 1 статьи 23.2 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

- 5.35 (неисполнение родителям и или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних),

- 5.36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей);

- 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ);

- 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах).

Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное Указом ПВС РСФСР от 3 июня 1967 г., регламентирует принятие мер к несовершеннолетним без привлечения их к административной ответственности: выговор, обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб и др.

 

Часть 2 статьи 23.2 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности), или материалы об отказе в его возбуждении незамедлительно передаются органом внутренних дел или прокурором в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

В случае принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа соответствующее постановление указанной комиссии и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел или прокурору.

Согласно статье 27 указанного закона порядок направления в суд материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в качестве одного из оснований для принятия такого решения предусматривает наличие постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

 

Перечисленные функции дают лишь общие представления о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющихся постоянно действующим учреждением в составе органов местного самоуправления. Более подробно, с учетом национальных и местных условий их деятельность регламентирована законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так, например, согласно Закону города Москвы от 27.04.2001 г. № 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» их основными задачами являются:

   содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и охраняемых законом интересов во всех сферах жизнедеятельности;

   организация контроля за предоставлением несовершеннолетним гарантированных прав в области содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и иных социальных услуг;

   принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, сексуального, психологического и иных форм насилия, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения;

   организация работы по выявлению и реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, входящих в группу социального риска, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, учет данных категорий лиц ;

   в пределах своей компетенции выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

   координация деятельности органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

   рассмотрение в пределах своей компетенции материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные и иные противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает установленная законом ответственность;

   взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами;

   осуществление функций административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних;

   иные задачи, установленные федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами города Москвы.

В соответствии с указанным законом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции имеют право:

   запрашивать и бесплатно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно- правовых форм и форм собственности необходимые для работы сведения;

   приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

   привлекать для участия в работе представителей госорганов, органов местного самоуправления, организаций и других заинтересованных лиц;

   вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

   вести прием несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц;

   ставить перед компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений комиссий и непринятия мер по выполнению представлений комиссий;

   ходатайствовать перед судом: о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, условном осуждении и применении других мер, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности; о досрочном выпуске несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного или лечебно- воспитательного учреждения закрытого типа;

   возбуждать ходатайство о помиловании осужденного несовершеннолетнего;

   ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ мер поощрения;

   применять меры воздействия к несовершеннолетнему, совершившему противоправное деяние;

   применять меры воздействия к родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, иным лицам за нарушение его права и охраняемых законом интересов.

   в установленном порядке беспрепятственно посещать учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних;

   совместно с другими органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлять и брать на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, а также оставивших образовательные учреждения и неработающих несовершеннолетних, принимать решение об их устройстве и контролировать выполнение принятых решений.

По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних с учетом их личности, поведения, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка комиссией могут применяться следующие меры воздействия:

    объявить предупреждение;

   обязать принести извинения потерпевшему за причинение морального вреда и материального ущерба;

   возложить на несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возрасти и имеющего самостоятельный заработок (доход), обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда, или возложить на него обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб;

   передать несовершеннолетнего под присмотр родителей (законных представителей);

   обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельного распоряжения своим заработком или иным доходом;

   с согласия родителей несовершеннолетнего и самого несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет, направить его в специальное учебно- воспитательное учреждение открытого типа или в реабилитационные учреждения; ходатайствовать перед судом о направлении совершившего преступление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

   наложить административное взыскание

По отношению к родителям (законным представителям) несовершеннолетних предусмотрены следующие меры воздействия:

   объявить предупреждение;

   возложить обязанность возместить ущерб, причиненный несовершеннолетним при совершении административного правонарушения, если сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда;

   при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей (законных представителей);

   обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;

   обратиться в суд с иском о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их совместное проживание с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным;

   в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, наложить административное взыскание.

Комиссия направляет материалы в прокуратуру, суд и иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела при обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в действиях (бездействии) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, иных лиц состава административного правонарушения, не подведомственного комиссии, или признаков состава преступления.

Анализ нормативно-правовой базы, определяющий деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, приводит к неутешительному выводу о гипертрофированных задачах, возложенных на комиссии и заведомой невозможности их достижения. Подтверждением данного вывода служит реальное положение с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних в Российской Федерации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!