СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативная компетентность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная компетентность»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Факультет гуманитарный

Кафедра русского языка, методики и общего языкознания


Чемезова Наталья Викторовна


Развитие коммуникативной компетенции у старшеклассников в процессе изучения публицистического стиля на материале молодежных журналов


Автореферат

магистерской диссертации


Направление: 050300 Филологическое образование

Магистерская программа: 050301 Языковое образование (русский язык)



Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент С.Н.Карамышева





Иркутск 2012



Введение

Современные школьники постоянно находятся под влиянием СМИ. Газеты и журналы, радио и ТВ являются для них не только едва ли не единственным (по крайней мере преобладающим) средством получения информации, но и авторитетным, значимым для формирования их самосознания, мировосприятия и мировоззрения. Изучение влияния молодежных журналов на развитие читательских способностей старшеклассников и формирование их коммуникативной компетенции сегодня социально востребовано, поэтому использование этого фактора в дидактических целях в условиях процесса обучения русскому языку, ориентированного прежде всего на личность ребенка, приобретает большое значение.

Практика показывает, что выпускники школ не всегда владеют навыками быстрого, эффективного чтения, правильного восприятия актуальной для их возраста журнальной информации, затрудняются при создании собственного текста публицистического стиля. Одной из причин создавшегося положения является отсутствие у учителя-практика понимания места и роли журнальных текстов в школьном преподавании русского языка и развития речи при изучении публицистического стиля с использованием разнообразных жанров и информационных источников.

1. Тема исследования:

Развитие коммуникативной компетенции у старшеклассников в процессе изучения публицистического стиля на материале молодежных журналов.

Актуальность обусловлена социальной значимостью (несмотря на мощное развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, журнал продолжает занимать важное место в жизни современного общества) и практической необходимостью создания методической системы, направленной на развитие коммуникативной компетенции у старшеклассников при изучении публицистического стиля на материале журнальных текстов.

Объектом исследования является процесс обучения публицистическому стилю в старших классах на материале журнальных текстов.

Предмет исследования – методика обучения публицистическому стилю на материале журнальных текстов в целях развития речи обучающихся старших классов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) Теоретически и экспериментально обоснована необходимость включения журнального текста в качестве дидактического материала при реализации методической системы обучения публицистическому стилю в целях развития коммуникативной компетенции обучающихся старших классов.

2) Определены лингвометодические принципы отбора публицистического материала и возможности его совмещения с действующими программами по русскому языку.

3) Предложена методика работы с публицистическим стилем на материале молодежных журналов на уроках русского языка и развития речи в целях совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся.

Цель работы – разработка методической системы, направленной на совершенствование коммуникативной компетенции у старшеклассников при изучении публицистического стиля при работе с журнальным текстом.



Задачи:

1) выявить через анкетирование уровень познавательных интересов обучающихся к чтению журнальных текстов молодежных изданий;

2) определить объем лингвистических и речеведческих знаний и умений для развития коммуникативной компетенции, достаточных при работе старшеклассников с журнальными текстами;

3) выявить психологические и социокультурные предпосылки для разработки методики обучения публицистическому стилю на материале журнальных текстов в целях развития коммуникативной компетенции;

4) разработать методическую систему обучения публицистическому стилю на материале журнальных текстов для развития коммуникативной компетенции обучающихся.

2. Объём диссертации:

- общий объём диссертации 92 страницы;

- из них – объём текста 82 страниц, объём списка литературы 85 страниц, количество наименований 65, объём имеющегося приложения 1 страница.


3. Материал исследования:

1. .Государственный образовательный стандарт по русскому языку (М., 2004).

2. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) образования (М., 2011).

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (М., 2011).

4. Программа по русскому языку для 5-9 классов к учебно-методическому комплексу Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба и учебно-методическому комплексу С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко.

5. Программа по русскому языку для 10-11 классов к учебно-методическому комплексу А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

6. Учебники русского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян (5-7 классы) и С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко (8-9 классы).

7. Учебник русского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

8. Данные научно-методических текстов по развитию коммуникативной компетеннции обучающихся старших классов при изучении публицистического стиля.

9. Молодежные журналы «Первоцвет», «Лиза», «Бумеранг», «Мне 15», «Смена», «Cosmopolitan», «Ровесник», «OOPS», «За рулем», «Автоспорт», а также 18 журнальных текстов.

Метод выборки единиц (сплошной).

4. Методы исследования, используемые в работе:

- изучение и анализ научной и учебной литературы по теме исследования;

    • обобщение и систематизация методической информации;

    • анкетный опрос по теме исследования.

5. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Введение журнальных текстов в систему обучения публицистическому стилю способствует развитию познавательных интересов обучающихся.

2. Комплекс заданий и упражнений на журнальном материале способствует развитию практических общеязыковых и совершенствованию коммуникативных умений и навыков при работе с текстом журнала.

6. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определены критерии отбора журнального материала и возможности его совмещения с действующей программой по русскому языку;

- предложена научно обоснованная и экспериментально проверенная методика работы с журнальными текстами на уроках русского языка и развития речи в целях совершенствования коммуникативной компетенции.

7. Практическая значимость работы и личный вклад магистранта в решение поставленной проблемы заключается в следующем:

    • определены методы и приемы изучения журнального текста;

    • разработаны и апробированы дидактические материалы, система упражнений на материале журнальных текстов;

    • определен объем и обусловленность включения журнального материала в процесс обучения;

    • разработан комплекс заданий и упражнений, отвечающий поставленным в исследовании задачам.

Результаты исследования способствуют обогащению методической системы совершенствования развития речи обучающихся на основе введения журнальных текстов; открывают возможности для создания нового методического обеспечения учебного процесса при изучении публицистического стиля.

Обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования подтверждается:

- опорой на достижения методики преподавания русского языка и развития речи, психологии;

- выбором и использованием комплекса исследовательских методов, отобранных в соответствии с целью и задачами исследования;

- анализом результатов опроса, наблюдениями за деятельностью обучающихся в учебных ситуациях на уроке.

В результате включения журнальных текстов в процесс обучения публицистическому стилю повысился познавательный интерес обучающихся к данной теме.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в рамках реализации предметных общеобразовательных программ по русскому языку; для совершенствования учебных пособий по русскому языку для старших классов; в работе МО учителей.

Исследование проводилось с 2010 по 2012 год в несколько этапов:

1) изучение учебной и научной литературы;

2) разработка основ введения журнального материала в систему изучения публицистического стиля;

3) теоретическое осмысление и обобщение результатов опроса;

4) апробирование и проверка эффективности обучения;

5) оформление диссертации 2011-2012.

8. Апробация и внедрение результатов исследования проводились на заседании МО учителей русского языка и литературы Заларинской средней общеобразовательной школы №2; в опытном обучении с обучающимися 11 а класса на базе Заларинской средней общеобразовательной школы №2.

9. Структура исследования (Введение, две главы, заключение, список литературы, приложение).

Содержание работы

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения (анкеты).

Во Введении определяется актуальность темы, её новизна, формулируются цель и задачи работы, излагаются методы исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость полученных результатов, приводятся основные положения, выносимые на защиту, обосновывается структура магистерской диссертации.

В первой главе «Лингвометодические, психологические и социокультурные предпосылки к изучению темы «Публицистический стиль» на материале журнальных текстов» дается описание лингвометодического анализа темы «Публицистический стиль» в программах и школьных учебниках по русскому языку для 5-9, 10-11 классов к учебно-методическому комплексу Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба (5-7 классы), С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко (8-9 классы) и учебно-методическому комплексу А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой (10-11 классы), представлен ряд психологических особенностей старшеклассников. В главе дается подробное описание методического эксперимента «Читательские предпочтения старшеклассников», а также дан краткий обзор молодежных журналов с учетом интересов обучающихся старших классов.

Выводы к первой главе:

В первой главе выявлены основные предпосылки к изучению темы «Публицистический стиль» на материале молодежных журналов через лингвометодический анализ темы, через описание психологических, социокультурных особенностей старшеклассников, а также посредством проведения методического эксперимента.

Анализ программ и школьных учебников по русскому языку привел к следующим выводам:

1) Тема «Публицистический стиль» представлена на материале основной программы по русскому языку.

2) В старших классах на базовом уровне работа ведется, в основном, с жанрами публицистического стиля, такими, как очерк, эссе, устное выступление, дискуссия.

3) Текстов публицистического стиля много, но работа с ними практически не ведется.

Учитывая то, что мы работали с аудиторией старшеклассников, которые непосредственно являются пользователями средств массовой информации, мы обращали внимание на задания, связанные с молодежными журналами и увидели, что таких заданий мало, текстов из молодежных журналов тоже нет. При этом анализ психологической литературы показывает, что для обучающихся данного возраста (15-17 лет) характерна потребность в свободном стиле общения, а значит, воздействию на слушателя, читателя. Специфические черты публицистического стиля позволяют формировать индивидуальный стиль общения старшеклассников, придавая их речи такие черты, как точность, логичность, оценочность речи. Одним из средств развития этих особенностей может выступать обращение в процессе обучения к молодежным журналам.

Результаты методического эксперимента «Читательские предпочтения старшеклассников» показали, что большинство обучающихся любит читать и среди названных информационных источников чаще всего обращаются к чтению молодежных журналов, поэтому краткому обзору были подвержены журналы, наиболее предпочитаемые учащимися.

Во второй главе «Методика обучения публицистическому стилю на уроках русского языка на материале молодежных журналов (обучающий эксперимент)» содержится описание разработанной нами методики обучения публицистическому стилю на материале молодежных журналов. На основе изученной литературы по теме исследования и результатов методического эксперимента описывается структура и содержание обучающего эксперимента; анализируются основные результаты обучающего эксперимента; делаются выводы о путях и средствах развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка в процессе работы с текстами публицистического стиля на материале молодежных журналов.

Выводы к второй главе:

1. Теоретические выводы, изложенные в первой главе, позволили нам разработать методику обучения публицистическому стилю на материале молодежных журналов.

2. Данная методика показала, что включение журнального текста молодежных изданий в систему обучения публицистическому стилю способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся старших классов.

3. Таким образом, гипотеза, которая была сформулирована в ведении, подтвердилась в том, что на сегодняшний день учитель может разработать новое методическое обеспечение, используя тексты молодежных изданий.

В заключении делаются основные выводы, полученные в результате анализа практического материала:

Специальные цели обучения русскому языку в школе сводятся к формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся. По-прежнему в методической науке и в школьной практике остаются актуальными проблема развития речи на основе работы с текстами разных стилей и жанров.

Анализ лингвистической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить лингвистические основы и психологические предпосылки изучения стилистики на уроках русского языка в 11 классе и разработать методику развития коммуникативной компетенции обучающихся с опорой на внутрипредметные связи грамматики и стилистики в ходе работы с текстами публицистического стиля.

Подробное изучение публицистического стиля на уроках русского языка целесообразно в 11 классе, так как в юношеском возрасте активно развиваются нравственные и интеллектуальные способности и потребности детей. Особую потребность юноши и девушки испытывают в общении, в возможности самостоятельного выражения собственной точки зрения на актуальные проблемы общественной жизни, что проявляется в стремлении получать информацию, осмысливать ее, оценивать и обмениваться ею с окружающими. Специфические черты публицистического стиля и тексты публицистического стиля, в том числе и на материале молодежных журналов, как оптимальная дидактическая единица предоставляют учителю возможность организовать искусственную речевую среду на уроке русского языка, побуждая старшеклассников к созданию связного высказывания в сфере общественных отношений, тем самым способствуя развитию таких качеств речи, как открытая оценочность, эмоциональность, экспрессивность, точность, доказательность; позволяет формировать у старшеклассника индивидуальный, дифференцированный стиль общения.

Результаты проведенного в рамках исследования методического эксперимента показали, что читательские предпочтения старшеклассников сводятся к чтению молодежных журналов.

На основе вышесказанного была разработана и апробирована в 11 классе методика развития коммуникативной компетенции на основе работы с текстами публицистического стиля на материале молодежных журналов. Качественные и количественные показатели результатов обучающего эксперимента свидетельствуют об эффективности методики развития коммуникативной компетенции на основе работы с текстами публицистического стиля на материале молодежных журналов как оптимальной дидактической единицы на уроках русского языка в 11 классе.

Основные результаты обучающего эксперимента подтвердили положения, выносимые на защиту:

1. Введение журнальных текстов в систему обучения публицистическому стилю способствует развитию познавательных интересов обучающихся..

2. Комплекс заданий и упражнений на журнальном материале способствует развитию общеязыковых и совершенствованию коммуникативных умений и навыков при работе с текстами журнала.

Таким образом, разработанная нами методика может быть использована в практической работе школы.

В приложении представлена анкета «Читательские предпочтения старшеклассников»

Выявляя уровень читательских предпочтений старшеклассников, мы предложили школьникам 10-11 классов анкету. На вопросы анкеты ответили все 42 респондента (100%). Анкета состояла из десяти вопросов:

На первый вопрос «Любите ли вы читать?» ответы оказались такими: «да» ответили 64% респондентов (27 человек), «нет» ответили 36% респондентов (15 человек).



Анализ ответов обучающихся на первый вопрос показывает, что большинство школьников увлечены чтением.

На второй вопрос анкеты «Сколько свободного времени вы тратите на чтение ежедневно?» ответили 42 обучающихся (100%). Ответы школьников распределились следующим образом:

- 4 часа и более - 18% (7 человек);

- от 2 до 4 часов - 25% (10 человек);

- 1,5 часа и менее - 58% (23 человека).



Анализ ответов старшеклассников на второй вопрос позволяет увидеть, что большинство обучающихся на чтение тратят немного времени (менее полутора часов в день), хотя есть школьники, увлеченные чтением и уделяющие ему большее количество времени (более четырех часов в день).

На третий вопрос «Что предпочитаете читать: газеты, журналы, художественную литературу?» ответы распределились так:

  1. газеты - 30% (14 человек);

  2. журналы - 48% (22 человека);

  3. художественная литература - 22% (10 человек).



Таким образом, отвечая на третий вопрос анкеты, старшеклассники в качестве наиболее предпочтительных информационных источников называют журнал.

На четвертый вопрос «Назовите автора и название книги, прочитанной вами в последнее время» ответы распределились так: указывают название книги 45% (25 человек), автора 29% (16 человек), 25% (14 человек) ответили, что не читали в последнее время книг.



Анализ ответов на четвертый вопрос анкеты констатирует средний уровень увлечения школьниками чтения книг, большинство старшеклассников помнит название прочитанных в последнее время книг, а вот автора запомнить удается не каждому.

На пятый вопрос анкеты «Литература какого жанра (жанров) вас интересует?» в ответах респондентов были указаны такие жанры:

- детектив - 21% (9 человек);

- фентези -7% (3 человека);

- фантастика- 5% (2 человека);

- стихотворение - 10% (4 человека);

- роман - 24% (10 человек);

- рассказ - 33% (14 человек).



Анализ ответов на пятый вопрос показывает, что старшеклассников интересует чтение литературы разных жанров, однако большинство все-таки предпочитает чтение рассказов.

На шестой вопрос «Посещаете ли вы библиотеки, читальные залы?» старшеклассники ответили так: «да» - 31% (13 человек), «нет» - 69% (29 человек).


Т
аким образом, анализ ответов на шестой вопрос показывает, что ученики не посещают библиотеки и читальные залы, предпочитая этому домашнее чтение.

На седьмой вопрос анкеты «Какие молодежные журналы вы читаете?» ответы оказались такими:

«Cosmopolitan» - 19% (10 человек);

«За рулем» - 13% (7 человек);

«РС игры» - 7% (4 человека);

«Лиза» - 6% (3 человека);

«Мне 15» - 17% (9 человек);

«Караван историй» - 2% (1 человек)

«Ромео и Джульетта» - 4% (2 человека);

«Маруся» - 6% (3 человека);

«Крестьянка» - 2% (1 человек);

«Пробудись» - 4% (2 человека);

«ООРS» - 13% (7 человек);

«Советский спорт» - 7% (4 человека);

«Еllе» - 2% (1 человек).



Анализ ответов на восьмой вопрос показывает, что старшеклассников интересуют различные молодежные журналы информационно-развлекательного характера.

Восьмой вопрос «Какие разделы, рубрики вас интересуют?» дал следующие ответы:

«Мода» - 19% (20 человек);

«Автоспорт» - 36% (15 человек);

«Спорт» - 31% (13 человек);

«Жизнь звезд» - 9% (9 человек);

«Новости» - 7% (7 человек);

«Новинки игровые, музыкальные» - 4%

(4 человека);

«Косметика» - 2% (2 человека);

«Психология» - 2% (2 человека);

«Вопросы, письма молодежи» - 16% (17 человек);

«Анекдоты» - 3% (3 человека);

«Здоровье, медицина» - 3% (3 человека);

«Юмор» - 4% (4 человека);

«Гороскоп» - 3% (3 человека);

«Рассказы о любви» - 14% (7 человек).



Анализ ответов на восьмой вопрос показал, что старшеклассников интересует различная тематика молодежных журналов, но наиболее популярными являются рубрики о моде, автоспорте, спорте, жизни звезд.

Отвечая на девятый вопрос анкеты «Согласны ли вы с мнением, что современному человеку можно обойтись без чтения книг, газет, журналов?» «да» ответили 24% респондентов (10 человек); «нет» ответили 76% опрашиваемых (32 человека).



Таким образом, анализ ответов на девятый вопрос показывает, что старшеклассники не согласны с тем, что современному человеку молжно обойтись без чтения книг, газет, журналов.

На десятый вопрос «Как вы думаете, тексты упражнений школьного учебника русского языка должны отражать реальные читательские предпочтения школьников?» ответы были такими:

«да» ответили 77% обучающихся (27 человека);

«нет» ответили 20% старшеклассников (7 человек);

«не важно» ответили 3% обучающихся (1 человек).




Анализируя ответы старшеклассников на десятый вопрос, становится очевидным, что большинство обучающихся желали бы видеть в качестве обучающего материала читаемые ими текты.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующий вывод: большинство учащихся любит читать. Из читаемого предпочитают литературу публицистического стиля — журналы. Что касается художественной литературы, преобладающее большинство респондентов читает литературу школьной программы, называя таких авторов, как А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир», Н.В.Гоголь «Мертвые души», А.П.Чехов «Вишневый сад», С.А.Есенин «Стихотворения». Современные школьники не посещают библиотек, читальных залов, предпочитая этому чтение дома. Преобладающее число старшеклассников не согласно с мнением, что современному человеку можно обойтись без чтения книг, газет, журналов, т.е. для большинства респондентов книга занимает важное место в жизни.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что старшеклассники среди названных информационных источников чаще всего обращаются к чтению журналов.Старшеклассников интересуют, в основном, разнообразные молодежные журналы информационно-развлекательного характера («Лиза», «ООРS», «Караван историй», «Мне 15» и т.п., но большинство предпочитает читать «Cosmopolitan», «За рулем». Наиболее предпочитаемые рубрики: автоспорт, спорт, мода, жизнь звезд, новости.

Высокий процент респондентов согласны с мнением, что школьный учебник русского языка должен отражать реальные читательские предпочтения школьников.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!