СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативная направленность обучения русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная направленность обучения русскому языку»


Коммуникативная направленность обучения русскому языку

И.И. Джиоева

ГБОУ ЛНР СОШ №2 г.Кировск

[email protected]

Аннотация. Текст

Ключевые слова: деятельностный подход, стратегия обучения, коммуникативная компетенция.

Актуальность проблемы. Текст.

Цель статьи. Текст.

Изложение основного материала. Текст.

Выводы. Текст.

Список литературы

1.Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Принцип активной коммуникативности.-Русск.яз в школе,1983,№1,с.21.














Модернизация образования предполагает воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.

В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Остро встаёт проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося.

Анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе - один из путей решения данной проблемы.

Повышение качества обучения, в частности качества обучения школьников, является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики в связи с тем, что в настоящее время, к сожалению, всё более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими русским языком. Изменения, происходящие как в стране, так и в образовании, ставят перед школой новые задачи в области определения содержания, разработки авторских программ, форм и методов работы с учащимися. В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий.

В связи с требованиями современного общества, предъявляемыми к выпускникам школы, компетентностный подход является одним из наиболее актуальных подходов в обучении и воспитании. Специфика его состоит в том, что учащиеся усваивают не готовое знание, а сами формулируют понятия, необходимые для решения конкретной задачи.

Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

В методическом поиске есть немало общих направлений. Одно из них обусловливается интересом к коммуникативной направленности обучения, которая обеспечивает успешное овладение четырьмя видами речевой деятельности (понимать и воспринимать услышанное, читать, писать и говорить), даёт возможность применять систему языка в соответствии с определенной коммуникативной задачей, коммуникативной ситуацией.

В методике преподавания русского языка под коммуникацией принято понимать речевую практику, вербальное поведение. Использование изучаемого языка в целях общения – письменного и устного обмена знаниями, мыслями, информацией. Это путь, который обеспечивает развитие практических навыков владения русским языком в различных целях.

Коммуникативная направленность обучения русскому языку – это сложное понятие, включающее в себя ряд составляющих, назову некоторые из них.

Использование языка как средства общения требует от говорящего знаний социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств – всё это регулируется коммуникативной компетенцией.

Коммуникативная компетенция определяется как «выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации». Таким образом, внимание учёных (методистов, лингвистов, психологов) переносится со стратегии обучения на стратегию усвоения языка, причём появляется возможность нейтрализовать трудности, порождённые лингвистической ориентацией обучения русскому языку, которые замедляют становление и даже проявление уже приобретённых коммуникативных умений.

Минимальной коммуникативной единицей является речевое действие. Эта единица общения характеризуется тем, что она всегда подчинена деятельности человека; обладает относительной законченностью и самостоятельностью, в ней, как правило, реализуется конкретная коммуникативная задача типа совета, общения, намерения.

Проблема коммуникативной направленности волнует нас, педагогов, в связи с тем, что, несмотря на несомненные успехи, достигнутые в постановке преподавания русского языка, качество знаний учащихся по русскому языку, уровень владения им ещё не отвечает требованиям жизни. Часть учащихся, даже старших классов, испытывает трудности при изложении своих мыслей на русском языке, особенно в спонтанной беседе. Их речь характеризуется использованием небольшого количества слов, наличием орфоэпических, лексических, грамматических ошибок, усложняющих коммуникацию. Нередко изучение теоретического материала не связывается с формированием языковых и речевых навыков.

Одним из путей совершенствования обучения русскому языку является, на мой взгляд, усиление коммуникативной направленности преподавания. В частности, положительные результаты даёт использование на уроках элементов системы коммуникативной ориентации. В её основе лежит «реальность деятельности в ситуации». То есть главной задачей коммуникативно – ориентированного учебного процесса является «создание для учащихся условий, в которых они участвовали бы в деятельности. А сама деятельность была бы значащей для них, производилась в рамках конкретных жизненных ситуаций». [1, с. 21].

Для этого необходимо, чтобы школьники в процессе обучения почувствовали потребность в общении, что играет важную роль в осуществлении речевой деятельности. Мотивацию изучения языка необходимо формировать с начальной школы, развивать и поддерживать на протяжении всего периода обучения в школе. Уже с первых уроков русского языка учитель должен стремиться к тому, чтобы содержание и подача учебного материала способствовали развитию умений общения. Этому помогает широкое использование коммуникативного минимума, создание учебных ситуаций, которые стимулировали бы активность школьников, а также условий для непринужденного выражения мыслей. Уверена, что формирование и автоматизация речевых умений и навыков происходит гораздо быстрее и легче, когда овладение языком в условиях учёбы максимально приближено к реальной коммуникации, а на уроке воссоздаётся атмосфера естественного общения.

Обучение на ситуативной основе особенно эффективно в процессе формирования у учащихся устной речи, коммуникативные свойства которой наиболее ярко проявляются в диалоге. В общении диалог – это неподготовленная, ситуативно – обусловленная речь. Целенаправленное введение его в процесс обучения активно способствует формированию речевых навыков. Если в начальных классах школьники должны научиться самостоятельно строить диалог в знакомой учебной ситуации и по словесному её описанию, то в дальнейшем им нужно научиться составлять диалог по заданной теме и ситуации, вести неподготовленный диалог.

Обучению неподготовленной диалогической речи способствуют упражнения на составление диалогов по образцам, по схемам, по тексту, по кадрам фильма, развёртывание высказываний по данному началу.

Считаю, что работа по формированию навыков диалогической речи особенно уместна при изучении тем: «Виды предложений по цели высказывания», «Диалог», «Частицы», «Междометия», «Предложения с обращениями, вводными словами », «Неполные предложения».

Эффективно подготавливает к спонтанной речи, характерной для процесса общения, развивает и совершенствует её беседа. В старших классах предметом беседы могут быть материалы газет, радио- и телепередач, связанные с общественно-политической жизнью, новостями культурной и спортивной жизни. В естественной речевой коммуникации диалог содержит элементы монологической речи, поэтому по мере формирования, развития диалогических умений совершенствуется и связная (монологическая) речь учащихся.

Таким образом, речевая деятельность с установкой на содержание высказывания формирует умение творчески использовать лексические и грамматические средства русского языка и служит в основном для совершенствования подготовленной монологической речи.

В то же время названные виды упражнений чрезвычайно полезны и для развития неподготовленной речи, так как подводят учащихся к речевому общению в условиях естественной коммуникации.

Таковы, на мой взгляд, некоторые возможности усиления коммуникативной направленности в процессе обучения русскому языку в школах.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!