Иванова Ю.Б
МОУ Гимназия №4
Коммуникативные УУД в практике учителя английского языка.
ГОЛОВА ХОРОШО УСТРОЕННАЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ГОЛОВА ХОРОШО НАПОЛНЕННАЯ
В современном обществе происходят большие перемены, и эти перемены требуют изменения образовательного пространства, другого определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На сегодняшний день стало, что требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения.
В образовании наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Учение более не рассматривается как простая передача знаний от учителя к учащимся. Оно приобретает характер совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
В связи с этим особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий. Как известно, выделяют коммуникативные, познавательные, личностные и регулятивные ууд.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
формулировать собственные мысли;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания;
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах, с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Для коммуникативной деятельности важно владеть монологической и диалогической формами речи.
Развитие диалогической речи при обучении английскому языку является одной из самых острых проблем.
Под диалогом принять понимать форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами
Диалог является высшим уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу считается высшим уровнем развития коммуникативной компетентности.
На уроках английского языка одной из целей обучения является формирование и развитие навыков диалогового общения. Диалог можно включать в учебный процесс при изучении грамматики, при введении новой лексики, непосредственно при введении фраз речевого этикета, при обобщении и закреплении определенного тематического блока. При этом можно использовать диалоги репродуктивного и продуктивного характера. Диалоги продуктивного характера учащиеся составляют сами при наличии опоры, подставляя свои имена, речевые клише; составляют диалоги по теме, используя изученные реплики речевого этикета.
В методике формирования диалогических умений учащихся выделяется несколько этапов:
На первом этапе учащиеся овладевают диалогическими единствами. Учитель дает разнообразные реплики-стимулы и получает в ответ разнообразные реплики-реакции в зависимости от языковых средств, которыми располагают дети; от возраста самих детей, от индивидуальных особенностей. Следует помнить, что на оном уроке целесообразно вводить только одну диалогическую единицу,
На втором этапе учащиеся овладевают мини диалогом, который можно представить в виде совокупности двух и более диалогических единиц.
Обучение мини диалогу начинается с обучения, реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, а учащиеся, овладевают умением реагировать на них. Реплики могут быть разнообразными в зависимости от усвоенных диалогических единиц, языковых средств, которыми располагают учащиеся и от их индивидуальных особенностей.
На третьем этапе учащиеся обучаются диалогу.
При обучении диалогу выделяются те пути, что и при обучении монологу. На наш взгляд, обучение диалогу путем «сверху - вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным или типовым диалогам.
Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить: сами тексты диалогов-моделей, содержание речевой установки учителя и составление видоизмененных диалогов, описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога, картинки или видеосюжеты, проигрываемых без звука.
Следует отметить, что речь идет не просто об использовании диалога, а об обучении диалогической формы общения. Следовательно, даже без диалога-опоры речь идет о совершенствовании диалогических навыков и умений.
Для формирования и развития диалогических умений можно применять следующие упражнения: аспектно-тренировочные (подготовительные) упражнения, упражнения для развития умений реплицирования, упражнения в коммуникативном диалогизировании – отражательные, подстановочные, трансформационные, конструктивные, вопросо-ответные, репликовые, условная беседа, дополняемые ситуации, а также тематическая полидилогическая беседа, вопросы учащихся, пресс-конференция, интервью, учебно-речевые ситуации, дискуссия, лингвистические и ролевые игры.
Для того чтобы обеспечить самостоятельное речевое взаимодействие учащихся и получить искомый речевой продукт, а также планируемый результат – умение осуществлять основные функции общения, чтобы сформулировать такие свойства диалогической речи, как ее мотивированности, экспрессивность, обращенность, ситуативность необходимо моделировать само взаимодействие. Этому в наибольше степени способствует инсценирование сказок и диалогов этикетного характера, создание игровых ситуаций, использование приемов коллективного взаимодействия.
Исходя из этого, были разработаны схемы диалогов, которые обеспечивали потребность учащихся в речевом общении и побуждали к выражению мысли и использованию при этом определенного языкового материала.
Учащиеся с большим желанием составляют диалоги, используя картинки – ситуации. В учебниках английского языка имеется очень много ситуативных картинок. Картинка задаёт ситуацию и позволяет говорить на предложенную тему, комбинируя при этом ранее усвоенный материал. Учащиеся как бы сами становятся действующими лицами.
При подготовке к урокам диалогические речевые схемы следует составлять с учетом индивидуальных интересов учащихся; в отдельных случаях можно сообщать дополнительные речевые образцы.
Также были разработаны упражнения для семантизации лексики и для демонстрации функций грамматических конструкций, где использовались факты из жизни родного города обучаемых, их небольшого жизненного опыта, а также предлагались задания, направляющие внимание школьников на содержание речи.
Разрабатывая ситуации, нужно стремиться расширять обсуждаемые темы, привлекать ранее изученные темы. Все это будет способствовать преодолению условности речевого общения и развитию формируемых навыков и умений говорения. Также следует учитывать два основных момента: какие подтемы будут обсуждаться при изучении данной темы, и какие из пройденных тем и подтем можно подключить к обсуждению.
На протяжении всего процесса обучения навыкам диалогической речи, большое внимание уделяется аудированию текстов и демонстрации диалогов-образцов.
На основе методики развития диалогических умений при обучении устной речи , в первую очередь, ставилась цель – создать ситуацию общения на уроке.
Диалогическая речь как системное явление требует соответствующего подхода к ее формированию, которое таким образом должно осуществляться посредством поэтапного выполнения определенной системы упражнений, что позволило бы сохранить преемственность в развитии умений и навыков диалогической речи и соответственно обеспечить эффективность их формирования. Более того, необходимо отметить важность использования коммуникативных ситуаций на уроке, которые помогают учащимся «окунуться» в живой процесс общения.
Литература
Простоквашина Елена Николаевна, Коммуникативные УУД в практике современного учителя., 2009г
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/razvitie-dialogicheskih-umeniy-pri-obuchenii-ustnoy-inoyazychnoy-0
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
http://www.za4et.net.ru/referat/rmvnt
http://lib.znate.ru/docs/index-45910.html?page=6
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a2bd68b4d43a88521216d37_0.html