Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ Директор_______ К.С. Махнач |
Приказ № от_______2022 г. |
Рабочая программа
по предмету: «Коммуникация, правила социального поведения»
8 класс (надомное обучение)
Составитель: Малынова Э.С., учитель 1 КК
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету: «Коммуникация, правила социального поведения» для обучающихся 8 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
письма МО РФ от 03.04.2003г. номер 27/27 22-6;
программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И. М. Бгажноковой.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 17 часов (по 0,5 часа в неделю при 34 учебных неделях).
Описание методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебное оборудование:
технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
учебные (стол, доска)
Учебные средства:
программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой./ «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», Москва, ВЛАДОС, 2016;
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). - М.: Просвещение, 2005.
Результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать и уметь:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Планирование коррекционной работы
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти при работе с таблицами, схемами, сюжетными картинками;
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти на этапе закрепления учебного материала
Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь учителя;
- развитие умения выполнять определенные задания к упражнениям в устной форме;
Формирование экспрессивной речи:
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;
- опора на контекст упражнений;
Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения делать выводы, умозаключения при описании сюжетных картинок;
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);
- развитие логического мышления на всех этапах урока;
Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
- использование творческих заданий как средство повышения интереса к изучаемому материалу
Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся на каждом этапе учебного занятия
- релаксационные упражнения для мимических мышц и снятия эмоционального напряжения;
- рефлексия, как средство адекватной самооценки своей учебной деятельности
Основное содержание учебного предмета
Искусство общения
Вежливость - основа воспитанности.
Мои умные помощники.
Умеет ли разговаривать природа?
Всё начинается со слова «Здравствуйте».
Это слово говорят, если вас благодарят.
Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)
Когда без извинения не обойтись?
Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)
У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону).
В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).
К нам гости пришли!
Я и мое настроение.
Правила и культура поведения
Правда и ложь.
Добро и зло.
О лени и лентяях.
Терпенье и труд все перетрут.
Какими в жизни следует быть?
Тематическое планирование
| Тема | Количество часов |
1 | Искусство общения | 12 |
2 | Культура поведения | 5 |
| Итого: | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Плановая дата | Фактическая дата | Примечания |
| Искусство общения. 12.ч. | | | |
1 | Вежливость - основа воспитанности. | 5.09 | | |
2 | Мои умные помощники. | 19.09 | | |
3 | Умеет ли разговаривать природа? | 3.10 | | |
4 | Всё начинается со слова «Здравствуйте». | 24.10 | | |
5 | Это слово говорят, если вас благодарят. | 7.11 | | |
6 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | 28.11 | | |
7 | Когда без извинения не обойтись? | 12.12 | | |
8 | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | 26.12 | | |
9 | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону). | 16.01 | | |
10 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). | 30.01 | | |
11 | К нам гости пришли! | 13.02 | | |
12 | Я и мое настроение. | 6.03 | | |
| Правила и культура поведения. 5 ч. | | | |
13 | Правда и ложь. | 20.03 | | |
14 | Добро и зло. | 10.04 | | |
15 | О лени и лентяях. | 24.04 | | |
16 | Терпенье и труд все перетрут. | 8.05 | | |
17 | Какими в жизни следует быть? | 22.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
От ______2022г. №________
__________________ Д.Н. Трубецкая
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От _________2022. №_______
Председатель ШМО____________А.Л. Денисова