Конспект НОД «Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров»
«Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров»
Цели задачи:
-систематизирование знаний детей о правилах безопасного поведения на дорогах города в роли пешехода и пассажира;
-расширить знания детей о правилах дорожного движения на основе проблемной ситуации.
-расширять представления детей о дорожных знаках;
-закрепить основные правила безопасности пешехода и пассажира
-закрепить навыки безопасного поведения.
-актуализировать словарь детей: пешеход, тротуар, перекрёсток, «зебра», пешеходный переход, проезжая часть, проспект, переулок.
-совершенствовать двигательные умения, навыки координации речи с движением.
-воспитывать умение жить по правилам, соблюдение которых поможет им сохранить жизнь и здоровье.
Материалы и оборудование: письмо Маши, разрезные картинки, дорожные знаки, аудиозапись мелодии из к/ф «Берегись автомобиля», карточки с различными ситуациями поведения пассажиров.
Предварительная работа: беседа «Сигналы светофора», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте».
Дидактические игры: «Что такое улица», «Дорожные знаки»; «Наша улица»; «Поставь дорожный знак».
Чтение художественной литературы: И. Лашкевич «Светофор», С. Волкова «Про правила дорожного движения», О. Бедарев «Азбука безопасности», Н. Кончаловская «Самокат»;
- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»
- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию: Ребята, Маша и Медведь прислали нам письмо. Давайте его прочитаем! В письме нарисованы дети в детском саду, стрелка направлена через город к домику медведя, Маша стоит около домика медведя.
Подвести детей к выводу: Маша и Медведь ждут их в гости.
Создана игровая мотивация
2.Воспитатель: Дети сейчас вы в детском саду - просто дети, но как только мы выходим на улицу сразу превращаемся в кого? (Ответы детей)
У пешеходов есть свои правила поведения.
Разделимся на четыре команды. Каждая команда получает разрезные картинки.
Дети начинают собирать свою картинку. Когда все картинки собраны, дети называют правило отображенное на картинке:
Ходить только по тротуару с правой стороны.
Дети ходят рядом с взрослым.
Бегать и играть на тротуаре нельзя.
Переходить через дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, крепко держа взрослого за руку.
Закреплены представления детей о правилах поведения пешеходов.
3.Ребята, чтобы безопасно передвигать по дорогам города нужно не только соблюдать правила дорожного движения, но ещё и уметь понимать специальные знаки – знаки дорожного движения. А что такое дорожные знаки? (Ответы детей)
Демонстрация дорожных знаков.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на все эти знаки. Что вы интересного и необычного заметили.
Дети: знаки отличаются друг от друга цветом и формой.
Воспитатель: Правильно! Все дорожные знаки делятся на несколько групп:
- запрещающие
- предупреждающие
- информационные
- указательные
Запрещающие знаки («Движение пешеходов запрещено», «Проезд запрещен» и т.д.) вводят различные ограничения и запрещения. Они имеют круглую форму с красной каймой или красным фоном. Эти знаки говорят, что движение либо запрещено совсем, либо запрещено движение какого-либо вида транспорта или пешеходов.
Предупреждающие знаки («Пешеходный переход», «Внимание опасность», «Дети» и т.д.) – имеют треугольную форму с красной каймой. Эти знаки предупреждают водителей о том, что скоро пешеходный переход или ведутся дорожные работы. И водитель, увидев такой знак, должен быть очень внимательным и сбросить скорость, чтобы в любой момент затормозить или остановиться, потому что такие знаки часто устанавливаются около школ, детских садов, парков, пешеходных переходов и т. д.
Информационные знаки («Жилая зона», «Пешеходный переход», «Место стоянки» и т.д.) – имеют квадратную или прямоугольную форму и синий цвет. Эти знаки информируют участников дорожного движения о чем-то. Например, о том, что впереди подземный пешеходный переход или остановка транспорта, или указывают места расположения нужных объектов (больница, пункт питания, пост ГИБДД, АЗС и т. д.)
Указательные знаки («Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка» и т.д.) имеют круглую форму, синий фон и символы белого цвета. Эти знаки указывают движение только одного вида транспорта ил движение только в одну сторону и т.д.
Каждый ребёнок берёт дорожный знак.
Воспитатель вызывает по очереди каждую группу знаков, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены
Актуализированы знания детей по данной теме
Физкультминутка:
Постовой стоит упрямый, Ходьба на месте
Людям машет: «Не ходи! Движение руками в стороны,
Здесь машины едут прямо. Руки перед собой.
Пешеход, ты погоди!» Руки в стороны.
Посмотрите: улыбнулся, Руки на пояс, улыбка.
Приглашает нас идти: Ходьба на месте.
«Вы, машины, не спешите! Хлопки руками.
Пешехода пропустите!» Прыжки на месте
Закреплены двигательные умения, навыки, координации речи с движением
4. Молоды! Но нам же надо добраться до Домика Медведя и Маши. Если пойдем пешком, очень долго будем идти. Что же делать?
Дети предлагают поехать каком – либо транспорте.
Хорошо, куда нам надо пойти?
Дети: На автобусную остановку. Поедем на автобусе.
Когда мы зайдем в автобус, кем мы станем?
Дети: Пассажирами.
Созданы условия для проявления активности в решении поисковых задач.
5.A у пассажиров тоже есть свои правила поведения. Рассказ сопровождается показом ситуаций на стенде или показом слайдов на экране. Послушайте их:
Не балуйся на остановке в ожидании транспорта;
Сначала выпусти пассажиров из транспорта, потом заходи сам
Посмотри на номер автобуса, прежде чем в него заходить
Не отвлекай водителя разговорами
Оплати проезд
Не высовывайся в открытое окно
Дети до 12 лет должны занимать сидячие места, потому что во время резкого торможения силы детской руки не хватит, чтобы удержаться на ногах
В общественном транспорте определены места для пассажиров с детьми. Они расположены друг напротив друга в целях безопасности.
Не входи в общественный транспорт с мороженым или другой едой
Не мусори в транспорте
-
Появляется Маша.
Воспитатель напоминает Маше о её письме.
Маша здоровается с детьми и рассказывает, что это она собиралась к детям в гости, просто стрелочку не в ту сторону направила, рассказывает, как попала в детский сад, допуская ошибки в поведении пешехода и пассажира.
Воспитатель предлагает детям рассказать Маше всё, что они знают о правилах пешеходов и пассажиров
Дети поправляют и объясняют Маше, как надо вести себя на улице и в общественном транспорте.
Актуализированы знания детей по данной теме
Маша благодарит детей за полезный урок и спешит обратно, рассказать всё Медведю.
Итог занятия.
Когда вы придете домой, расскажите своим родителям о нашем сегодняшнем занятии и попросите нарисовать с вами одну картинку: как правильно вести себя на улице и в общественном транспорте. Мы с вами создадим книгу правил безопасного поведения.
Литература
Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. «Азбука дорожного движения».- М: Дрофа, 2007;
Саулина Т.Ф., Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения - серия: Библиотека программы: Методики Мозаика-Синтез, 2010 г.
Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения М: «Просвещение», 2005;
Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. – С-Пб: Детство-пресс, 2010;
http://www.maam.ru/detskijsad/nod-konspekt-my-peshehody.html
http://www.maam.ru/detskijsad/ja-gramotnyi-peshehod.html
http://my-sad-77.okis.ru/peshexod.html