Комплекс направлен на дифференциацию звуков [л] -[р], на развитие фонематического слуха.
Правило красивой речи | Для того, чтобы не путать звуки [л] -[р], нужно внимательно слушать свою речь, слушать то, что ты говоришь, какие звуки произносишь. |
Упражнения |
1. «Похлопаем-потопаем» | Если вы услышите в слове звук [л], то хлопайте, а если услышите звук [р], то топайте: рак, лак, лампа, ласточка, рука, тропа, плакса, работа, трон, слон, голубка, рубка, глаз, гроза. |
2. «Качели» | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. |
3. «Барабанщики» | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно увеличивать темп. |
4. «Лошадка» | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как будто лошадка цокает копытами. |
5. «Произносим звуки» | Написанные на доске буквы превращаем в звуки: р-л-л, л-р-р, р-л-р, л-р-л, р-р-л-л, л-л-р-р, р-л-р-л, л-р-л-р |
6. «Произносим слоги» | Произносим написанные на доске слоги: ра-ла-ра лу-ру-лу ро-ло-ро ра-лу-ры ло-ры-ла, ру-ла-ро ла-ла-ра-ра ла-ра-ла-ра ру-ла-ры-ло ли-ро-ру-ла |
7. «Произносим слова» | Повторяй за мной слова: возвращаться, школа, решить, работа, варить, плов, борщ, натирать, метла, дорожка, собирать, рассы- панный, шуруп, кормить, голубь, голубятня, умело, быстро, справ- ляться, дело, играть, игра, сила, кровать, сразу. |
8. «Перескажем рассказ» | Перескажи рассказ. Пров возвратился домой из школы и решил заняться работой по дому. Пров сварил плов и борщ, натер полы и подмел метлой три метра ковровых дорожек. Собрал рассыпанные в чулане шурупы, покормил голубей в голубятне. Вот как умело и быстро справился с делами. Теперь можно и поиграть, да на игру сил у Прова не осталось. Лег Пров на кровать и сразу заснул. Вот ка- кой у мамы помощник растет. (Соколова Н.В.) |
9. «Посоревнуемся» | Каких больше слов ты придумаешь - со звуком л или со звуком р. |
10. «Исправим ошибки» | Найдите ошибки в словах и повторите предложение правильно: В пруду водятся крупные лаки. В горах Южной Америки обитают животные — рамы. Мальчик Рука любит кататься на велосипеде. |