Комплексная подготовка к ЕГЭ. Урок 1.
Работаем над заданиями 4, 5, 9,10,27.
Учимся определять проблему текста.
Автор: Казачкова Н.Е.
Повторяем задание 4. Орфоэпическая разминка. Чтение вслух.
Прочитайте текст , соблюдая правильное ударение. Запишите в тетрадь слова, в которых можете ошибиться.
Хочу немного побаловАть себя. Что-то давно не пекла тОртов. Для тОрта хорошо бы купить арАхис. С арАхисом бабушкин торт вкуснее. Многие американцы любят арАхисовое масло. А я предпочитаю украИнский борщ.
В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) агЕнты, прИбывший, снятА, возведЁнный
2) заселенА, нАчавшись, красИвее, свЁкла
3) клЕить, жилОсь, закУпорив, цемЕнт
4) исчерпАть, прожИвший, корЫсть, лыжнЯ
Выполните 4 задание теста:
В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) агЕнты+, прибЫвший-, снятА+, возведЁнный+
+2) заселенА+, начАвшись-, красИвее+, свЁкла+
3) клЕить+, жилОсь+, закУпорив+, цемЕнт+
4) исчЕрпать-, прожИвший+, корЫсть+, лыжнЯ+
Проверим себя:
В каком слове ударение падает на первый слог?
1) щавель
2) досуг
3) экспертная
4) досыта
Выполните 4 задание теста:
В каком слове ударение падает на первый слог?
1) щавЕль
2) досУг
3) экспЕртная
+4) дОсыта
Проверим себя:
В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?
1) пОрты, тамОжня, сорвалА, децимЕтр
2) кралАсь, цЕнтнер, перезвонИм, дОверху
3) отозвалАсь, наделИт, донЕльзя, процЕнтов
4) послАла, завИдно, дефИс, недУг
Выполните 4 задание теста:
В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?
1) пОрты+, тамОжня+, сорвалА+, децимЕтр+
+2) крАлась-, цЕнтнер+, перезвонИм+, дОверху
3) отозвалАсь+, наделИт+, донЕльзя+, процЕнтов+
4) послАла+, завИдно+, дефИс+, недУг+
Проверяем себя:
Ключевой диктант.
Найдите корни с чередованием, выпишите их и буквы, которые в них ,в строчку в тетрадь.Например:кос,лаг,и т.д.
Сг…реть, р… п… ртуар, оп…лчение, накл…нить, в…стибюль, тв…рение,в…рсистый, ч… мпион,п… лигон, просл…дить, тр…вянистый.
,
Повторим орфографию. Задание 9.Правописание корней.
Найдите слова с непроверяемым гласным в корне и выпишите эти слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы:
Сг…реть, р… п… ртуар, оп…лчение, накл…нить, в…стибюль, тв…рение,в…рсистый, ч… мпион, п… лигон, просл…дить, тр…вянистый.
Повторим орфографию. Задание 9.Правописание корней.
Найдите слова с проверяемым безударным гласным в корне и выпишите их в тетрадь, подобрав проверочное слово.
Сг…реть, р… п… ртуар, оп…лчение, накл…нить, в…стибюль, тв…рение,в…рсистый, ч… мпион,п… лигон, просл…дить, тр…вянистый.
Повторим орфографию. Задание 9.Правописание корней.
Правильные ответы:
1.Гор,клон, твор.
2.Репертуар,вестибюль,чемпион, полигон.
3.ополчение-полк
Ворсистый-ворс
Проследить-след
Травянистый-травы.
Проверяем себя:
Найдите приставки в словах. Выпишите эти приставки в тетрадь по двум столбикам:
1) с приставками ,не меняющимися на письме
2) с приставками на з –с.На выполнение работы
Безвкусица, сжечь дотла (что-нибудь), безжалостный, бесшумный, обтекаемый, воззрение, восстановление, надсмотрщик, наслаждение, восторжествовать, подучить, отблеск,
Повторяем орфографию. Задание 10. Правописание приставок.
С жечь
Без вкусица
До тла
Без жалостный
Над смотрщик
Воз зрение
На слаждение
Вос становление
Под учить
Вос торжествовать
От блеск
Проверяем себя
- Задание к сочинению: сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.
- Ставить-выдвигать, предлагать проблему.
- Но не затронуть, упомянуть!!!
Готовимся к заданию 27.
Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.
Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания
1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ
2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ
4. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ
Лексика. Повторяем задание 5.
- Надеть что-либо - Одеть кого-либо.
- Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.
- Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать
Проверяем себя:
.Прочитайте отрывки из художественной публицистики Ф. Искандера. Какие проблемы поднимаются в них писателем?
1. "Сальери готов к убийству, в душе он его уже совершил. А если гений и злодейство — две вещи несовместные, значит, он не гений, не художник высшего типа, каким он себя хочет считать. В таком случае надо сказать самому себе и Моцарту, что гений способен на злодейство. Поэтому он с такой злой иронией отвечает на слова Моцарта: «Ты думаешь?» И подсыпает яд в стакан Моцарта” («Моцарт и Сальери»).
Определяем проблему текста.
2."«Тихий Дон». Это во многом загадочный роман. Григорий Мелехов мечется между красными и белыми, он мучительно всматривается и вслушивается в их речи и каждый раз убеждается, что дом его обречён на гибель. Осознать гибель собственного дома как начало нового, будущего дома он не может и не хочет” («Воспоминание о романе»).
Определите проблему и тему текста:
3."А разве не стыдно нам всем, что такие блестящие умы, как Сергей Аверинцев и Вячеслав Иванов, обучают за границей тамошних университетских недорослей, хотя у нас, в наших министерствах, уверен, можно найти достаточно недорослей с высшим образованием, с которыми они могли бы провести семинары по истории человеческой совести, начиная с Вавилона и до наших дней, учитывая, что Вячеслав Иванов знает около ста языков” («Государство и совесть»).
Определите проблему и тему текста:
- 1.Проблема добра и зла.
- 2.Проблема поиска смысла жизни.
- 3.Проблема невостребованности учёных в своём Отечестве.
Проверяем себя: