МБОУ «Верхнебузанская средняя общеобразовательная школа»
Комплексная программа
по организации летнего отдыха детей
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «НЕПОСЕДЫ»

Возраст: 6 – 14 лет
Срок реализации: лето 2018 г.
2018 г.
Информационная карта программы
Полное название программы | Комплексная программа лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Верхнебузанская СОШ» «Непоседы». |
Цель программы | Объединение мер по комплексному формированию единства физического и нравственного развития и воспитания детей и подростков в окружающей их природной, образовательной, трудовой и общественной среде. |
Направление деятельности | Комплексная программа: Эколого-биологическое направление (экологические акции, игры, агитационно-просветительская и природоохранная деятельность, трудовые десанты и.д.). Физкультурно-оздоровительное направление (спортивные соревнования, игры). |
Краткое содержание программы | Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, спортивные праздники и др. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мир, научатся быть активными гражданами своей страны. |
Ожидаемый результат | 1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. 2. Развитие коммуникативных способностей и толерантности. 3. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально – значимую деятельность. 4. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках. 5. Личностный рост участников смены. |
Место реализации | Лагерь с дневным пребыванием при МБОУ «Верхнебузанская СОШ». |
Количество, возраст учащихся | 135 учащихся с 6 до 14 лет |
Сроки проведения, количество смен | июнь – июль 2 смены |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Стремись быть смелым, добрым, умным и радость людям приноси.
Стремись к здоровью, ведь отсюда - все устремления души!"
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Поэтому содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.
Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верхнебузанская средняя общеобразовательная школа». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой две смены.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
принцип коллективной деятельности;
принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
принцип самостоятельности.
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Сроки реализации программы: лето 2015 года: 2 лагерных смены, 42 дня.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Непоседы» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Непоседы» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Направления и виды деятельности
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
ФИЗИЧЕС-КОЕ
Экологи-ческое
Основные содержательные блоки и игровой сюжет программы:
В качестве основополагающего метода организации жизнедеятельности лагеря используются сюжетно-ролевая игра и КТД.
На протяжении всех смен дети имеют возможность проявить себя в том или ином деле, но при этом каждый ребенок знает, что его личный успех или неуспех может повлиять на ход проводимого мероприятия.
1. Смена «Зеленая планета» (эколого-биологическая)
Цель: включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность.
Экологическая деятельность в жизни лагеря представлена в форме коллективно-творческих дел. Коллективно-творческие дела развивают творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. Тематика дней отображается в плане работы лагеря.
2. Смена «Спортивный марафон» (физкультурно-оздоровительная)
Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, обучение здоровому образу жизни, развитие творческих и организаторских способностей, формирование коммуникативных навыков.
Основные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме работы лагеря, организованного на базе школы, по продолжительности, формам и содержанию разделены на группы:
- утренняя гимнастика;
- игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты;
- массовые спортивно – оздоровительные мероприятия.
Программа разработана с учетом следующих законодательных
нормативно-правовых документов:
- Конституция РФ.
- Закон «Об образовании РФ».
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Устав школы.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Этапы реализации программы
I этап Подготовительный (апрель – май)
Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап Организационный (июнь)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Непоседы»;
оформление уголков отрядов;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап Практический (1 смена – 21 день, 2 смена – 21 день)
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены:
- образовательная деятельность;
- оздоровительная деятельность;
- культурно-досуговая деятельность;
- методическая работа с воспитателями;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.
IV этап Аналитический (сразу по окончании смены)
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смен; результатов деятельности лагеря;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Образовательная деятельность в рамках работы лагеря «Непоседы» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края; знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекается педагогический коллектив школы, учреждение культуры.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
Данной программой планируется охват 135 ребят.
Материально-технические условия предусматривают:
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования.
6. Транспорт.
7. Спортивный инвентарь.
| Применение | Материальная база | Ответственные |
Кабинеты | Комнаты отдыха, игровые комнаты. | Материальная база школы. | Администрация лагеря, воспита-тели, технический персонал. |
Спортив-ный зал | Занятия спортом, состязания (в случае плохой погоды). | Материальная база школы. | Воспитатели. |
Спортивная площадка | Площадка для проведения общелагер-ных игр на воздухе, спартакиады, спортивных состязаний. | Материальная база школы. | Воспитатели. |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия. | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря. |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской. | Материальная база школы. | Воспитатели, администрация лагеря. |
Медицин-ский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены. | Материальная база школы. | Медицинский работник. |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря. | Материальная база школы. | Библиотекарь. |
Школьная столовая | Завтрак, обед. | Материальная база школы. | Заведующая пищеблоком. |
Методичес кий кабинет | Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков. | Материальная база школы. | Библиотекарь. |
Комнаты гигиены | Туалеты, раздевалки. | Материальная база школы. | Администрация лагеря, воспита-тели, технический персонал. |
Методическое обеспечение программы
- использование методики КТД;
- использование игры и соревнований, как важнейших средств педагогического воздействия;
- обучающие семинары по летнему отдыху;
- подборка периодической печати (журналы «Воспитание школьника», «Начальная школа», «Классный руководитель»).
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения.
Материально-технические условия предусматривают:
Режим дня
Распорядок не пустяк,
давайте будем жить ВОТ ТАК!
8.30 – 9.00 9.00 – 9.15 9.15 – 10.00 10.00 – 12.00 12.00 – 13.00 13.00 – 14.00 14.00 – 14.30 14.30 | - прием детей; - линейка, зарядка; - завтрак; - работа по плану; - оздоровительные процедуры; - обед; - свободное время; - уход детей домой. |

Законы и правила лагеря «Непоседы»
Закон хозяина.
«Непоседы» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателя. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы. |
Итоговая диагностика | Анкетирование. Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»). Беседы. |