СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя 7 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность учащихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса по ФГОС. Внеурочная деятельность организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в их самопознании и самоопределении, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности, организации досуга. Рабочая программа классного руководителя - индивидуальный инструмент классного руководителя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.

Данная комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя реализуется по двум направлениям развития личности: духовно-нравственном и общекультурном. Представлена программами «Мы - россияне» и «Мир этики и эстетики».

Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя 7 класса»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа № 24 имени Героя России Андрея Орлова»














КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

классного руководителя

7 «А» класса










Классный руководитель:

Байздренко Ирина Николаевна











Ростов-на-Дону

2018


Содержание



1. Пояснительная записка 3

1.1 Нормативно-правовая основа программы 3

1.2 Цели и задачи внеурочной деятельности в рамках комплексной программы классного руководителя 4

1.3 Общая характеристика программы 4

1.4 Учебный план внеурочной деятельности по комплексной программе классного руководителя 6

2. Планируемые результаты освоения программы 6

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8

3.1 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ - РОССИЯНЕ» 8

3.2 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ» 17



1. Пояснительная записка


В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования школьников уделено особое внимание внеурочной деятельности, а также определено пространство и время в образовательном процессе. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность учащихся 7 «А» класса, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в МБОУ «Школа № 24», организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в их самопознании и самоопределении, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности, организации досуга. Внеурочная деятельность в МБОУ «Школа № 24» является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Система внеурочной деятельности позволяет развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.

Рабочая программа классного руководителя - индивидуальный инструмент классного руководителя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.

Занятия внеурочной деятельности способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя 7 «А» класса МБОУ «Школа № 24» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и определяет общий объем нагрузки обучающихся в рамках данной программы внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности для 7 «А» класса.

При проектировании внеурочной деятельности классного руководителя выработано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.


1.1 Нормативно-правовая основа программы


При разработке программы использовались следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12 2012 года;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

  • СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

  • Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А.— М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.).

  • Устав МБОУ «Школа № 24»

  • Образовательная программа МБОУ «Школа № 24».


1.2 Цели и задачи внеурочной деятельности в рамках комплексной программы классного руководителя


Целью комплексной программы внеурочной деятельности классного руководителя является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Программа содействует в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащимися 7 «А» класса школы в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Школа № 24»: общепредметных, метапредметных, личностных.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам внеурочной деятельности;

  2. организовывать общественно-полезную и досуговую деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом;

  3. включать учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность;

  4. организовывать занятость учащихся в свободное от учёбы время;

  5. развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни;

  6. развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  7. создать условия для индивидуального развития учащегося в избранной сфере внеурочной деятельности;

  8. развивать общекультурные способности, опыт проектной, исследовательской, творческой деятельности;

  9. содействовать в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  10. формировать потребность в здоровом и безопасном образа жизни;

  11. формировать экологическую культуру учащихся;

  12. совершенствовать систему мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

1.3 Общая характеристика программы


Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Во внеурочной деятельности осуществляется ведение курсов, позволяющих на практике использовать содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы учащихся.

Основные принципы комплексной программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Внеурочная деятельность учащихся 7 «А» класса организована:

  • по видам: игровая, познавательная, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность;

  • в формах: беседы, дискуссии, тренинги, экскурсии, олимпиады, конкурсы, викторины, соревнования, конференции, праздники, выставки, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогическими работниками, родителями (законными представителями).

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.

Комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя направлена:

  • на расширение содержания программ общего образования;

  • на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;

  • на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.

Внеурочная деятельность в рамках программы реализуется по следующим двум направлениям развития личности:

  • Духовно-нравственное;

  • Общекультурное;

Направления комплексной программы внеурочной деятельности реализуются программами «Мы - россияне», «Мир этики и эстетики». Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, конкурсы, соревнования, проектная деятельность, общественно полезные практики и т.д.

Духовно-нравственное направление (патриотическая направленность)

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

- становление активной жизненной позиции;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется программой духовно-нравственного воспитания «Мы - россияне».

По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, концерты, конкурсы, выставки.

Общекультурное направление.

Целесообразность данного направления заключается в формировании у обучающихся способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др.

Основными задачами являются:

- развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах;

- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

- становление активной жизненной позиции;

- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры; - коррекция нарушений устной речи учащихся.

- формирование умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения;

- освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся практически их применять в системе социальных отношений;

- создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.

Данное направление реализуется программой «Мир этики и эстетики».

По итогам работы в данном направлении проводятся викторины, мероприятия, речевые конференции.


1.4 Учебный план внеурочной деятельности по комплексной программе классного руководителя

в 7 «А» классе МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год


Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в 7 классах МБОУ «Школа № 24». Учебный план школы предусматривает изучение курсов внеурочной деятельности в 7-х классах школы 5 раз в неделю по 2 часа, всего 10 часов. На изучение курсов по комплексной программе внеурочной деятельности классного руководителя в 7 «А» классе в учебном плане отведено 3 часа в неделю.

В соответствии с календарным планом работы МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год обучение в 7 классах школы проходит с 1 сентября по 31 мая. В соответствии с Учебным планом, Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 24» на 2018 – 2019 учебный год и учебным расписанием внеурочной деятельности комплексная программа классного руководителя для 7«А» класса рассчитана на изучение курсов по следующему плану:


Направления развития личности

Программа

Количество часов

в неделю

за год

1

Духовно-нравственное


«Мы - россияне»

2

69

2

Общекультурное


«Мир этики и эстетики»

1

35


ИТОГО


3

104



2. Планируемые результаты освоения программы


Программы курсов внеурочной деятельности созданы с направленностью на достижение планируемых результатов, которые предъявляются в конце учебного года в различных формах, отражённых в рабочих программах.

Воспитательным результатом внеурочной деятельности является духовно-нравственное приобретение учащегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности, приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности.

Личностные результаты:

  • формирование положительного отношения к общественным ценностям;

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

  • бережное отношение к природе.

Коммуникативные результаты

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения делать выбор;

  • опыт самостоятельного общественного действия;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты:

    • основы реализации проектно-исследовательской деятельности;

    • проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя;

    • осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

    • объяснение явления, процесса, связи и отношения, выявляемых в ходе исследования;

    • владение основами ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.

Регулятивные результаты:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

В процессе реализации Программы произойдет:

  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

  • укрепление здоровья воспитанников;

  • развитие творческой активности каждого ребёнка;

  • укрепление связи между семьёй и школой.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рабочие программы курсов внеурочной деятельности комплексной программы классного руководителя составлены в соответствии со структурой:

    • пояснительная записка;

    • общая характеристика курса;

    • цели и задачи курса;

    • описание места курса в плане внеурочной деятельности;

    • планируемые результаты освоения конкретного курса;

    • содержание курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности

    • календарно-тематическое планирование конкретного курса.



3.1 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ - РОССИЯНЕ»


Пояснительная записка


В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цельвоспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Рабочая программа «Мы - россияне» для 7 класса МБОУ «Школа № 24» разработана на основе ФГОС основного общего образования, составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Мы - россияне» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.


Общая характеристика учебного курса


Программа «Мы - россияне» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Основные содержательные линии курса представлены пятью основными разделами, органически связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Раздел 1. Наша Родина – Россия. Раскрываются понятия Родины и малой родины; рассматриваются достижения нашей страны в мировой истории; государственные символы и праздники; ценностные ориентиры: патриотизм, уважение к истории, культуре, природе, мирное развитие и участие в жизни Родины; сопричастность к настоящему и прошлому страны, ответственность за её будущее.

Раздел 2. Я - ростовчанин. Творческие проекты, направленные на познание истории родного города.

Раздел 3. Молодые граждане России содержание раздела сосредоточено вокруг понятий: достоинство личности, уважение к себе и другим, ответственность за происходящее вокруг.

Раздел 4. Я познаю Россию. Рассматриваются особенности территориального устройства РФ, народов, проживающих в России, российская идентичность, особенности социального взаимодействия в поликультурном пространстве.

Раздел 5. Я - Гражданин (Социально-значимые проекты). Реализация запланированных проектов: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, в классе, на реках, на мемориалах т.п. Шефская помощь ветеранам ВОВ и учителям-ветеранам, благотворительные акции.

Программа основывается на программно – методических материалах:

  1. Иоффе А.Н. Я – гражданин России. Книга для учащихся 5 – 7 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Иоффе А.Н. Я – гражданин России. Книга для учителя. 5 – 7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2009.

Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач, развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. Программа интегрирована с предметными программами, является дополнением программ предметов истории, географии, обществознания.

Данный курс нацелен на формирование гражданской позиции учащихся через организацию понимания происходящих общественных процессов и ориентирован на социальную практику школьников и накопление личного социального позитивного опыта.


Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности по программе в основном – коллективные, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.


Место учебного курса в учебном плане.


Учебный план школы предусматривает изучение курса внеурочной деятельности «Мы - россияне» в 7 «А» классе 2 раза в неделю по 1 часа.

В соответствии с календарным планом работы МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год обучение в 7 классах школы проходит с 1 сентября по 31 мая. В соответствии с Учебным планом и Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 24» на 2018 – 2019 учебный год рабочая программа внеурочной деятельности «Мы - россияне» для 7«А» класса рассчитана на 69 часов.




Планируемые результаты освоения программы.


Программа по внеурочной деятельности «Мы - россияне» способствует формированию ценностных установок:

- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

- родная земля, заповедная природа, планета Земля;

- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Содержание программы внеурочной деятельности «Жизнетворчество», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

  • совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У детей накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МЫ - РОССИЯНЕ»


*ПРИМЕЧАНИЕ: Условные обозначения, употребляемые в планировании:

Виды внеурочной деятельности: Иг - игровая, Пз - познавательная, ПЦО - проблемно-ценностное общение;

формы организации занятий: К - коллективная форма , Ф - фронтальная, Г - групповая, Инд - индивидуальная


Наименование раздела

(количество часов)


Содержание учебного курса


Формы организации занятий


Основные виды учебной деятельности

1. Наша Родина – Россия

(12 ч.)

Введение в тему. Сохраняет ли своё значение патриотизм в условиях глобализации, когда многие начинают ощущать свою принадлежность к миру, не знающему границ

Понятия «гражданский патриотизм» и «патриот». Почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций.

Современные школьники о Родине. Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами

Государственные символы РФ. Важность государственных символов для всей страны и для каждого гражданина. Знакомимся с законами: «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ»

Праздники в нашем календаре. Важность государственных праздников: закрепление в массовом сознании единства всего общества, всей нации. Соц. опрос «Какие праздники отмечают в вашей семье»

Спасители Отечества. Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами

Из глубины веков. Нарисованная пословица. Из глубины веков. Кроссворд наоборот. Отгадайте слова. Письменная работа с обсуждением заданий

Обсуждаем, действуем, играем. Конкурс рассказчиков. Нарисуйте свой символ России. Узнайте расшифрованное слово. Устная презентация выступлений

Проводим исследование. Как провести интервью или социологический опрос. Проведение интервьюирования с последующим представлением результатов для школьников

Что значит любить Родину. Определение своего отношения к родному краю, уточнение понятий: малая родина, Родина, Отечество.

Деловая игра «Как стать патриотом». Какие характеристики патриота должны быть у человека. По каким поступкам человека можно судить о патриотизме человека и почему.

1-3. ПЗ, ПЦО / К, Ф

4-12. Пз, Иг. / К, Г, Инд

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами

Просмотр учебных презентаций по теме раздела.

Проведение интервьюирования с последующим представлением результатов для школьников

Соц. опрос «Какие праздники отмечают в вашей семье»

Определение своего отношения к родному краю, уточнение понятий: малая родина, Родина, Отечество.


2. Я - ростовчанин.

(Творческие проекты)

(14 ч.)

Творческие проекты.

Туристический проект «Приглашение на малую Родину». Чем интересна и привлекательна малая родина.

Рекламный проект «Остаться в родном городе»

Поисковый проект «Школьная аллея звёзд». Поиск информации о выпускниках школы разных лет. Выступить с этой информацией на классном часе, представить материал в стенгазете.

Патриотический проект «Почётные граждане родного города». Сбор информации о почетных гражданах Ростова-на-Дону. Представление материала в виде творческого отчёта (школьная радиопередача, альбом, стенгазета).

Проект «Герб населённого пункта (города), класса». Геральдика. Гербы. Гербы Ростова-на-Дону и других городов. Гербы регионов РФ. Гимн РФ и субъектов РФ. Сравнительная характеристика. Творческая работа: Нарисовать свой вариант герба, объяснить значение предметов, на них изображённых. Устроить выставку гербов в школе.

Проект «История происхождения девиза». Творческая работа: Придумать девиз города, школы, класса. Объяснить его значение.

1, 3, 5, 7 - ПЗ, ПЦО / К, Ф, Г


2, 4, 6, 8-14. - Пз, Иг. / К, Г, Инд

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Заочная экскурсия

Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. Работа в творческой мастерской.

Просмотр учебных презентаций по теме раздела. Создание презентаций, выпуск буклетов.

Работа над проектами раздела. Сбор информации о выпускниках школы, о почетных гражданах Ростова-на-Дону. Представление материала в виде творческого отчёта

3. Молодые граждане России

(13 ч.)

Ответственность личности. Достоинство личности.

Всероссийская акция «Я – гражданин России». Знакомство с методами и формами участия школьников в общественно – политической деятельности.

Знакомимся с законом. Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»

Из истории демократии. Аристотель и другие личности о политике.

Правила самовоспитания Ушинского.

Читаем и размышляем: «Честное слово», «Цветик – самоцветик»

Будущее создаём сами. Проведение детского референдума как способа решения по важным вопросам детского коллектива.

Проект «Человек рядом». Исследование проблем детского коллектива. Организация помощи людям, нуждающимся в поддержке.

1-7 - ПЗ, ПЦО / К, Ф, Г


8-13. Пз, Иг. / К, Г, Инд

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Просмотр учебных презентаций по теме раздела.

Проведение интервьюирования с последующим представлением результатов для школьников

Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами

Работа над проектами.

4. Я познаю Россию

(13 ч)

«Мы – руссичи, мы - Россияне!». Малочисленные народы России. Общее впечатление о народах России. Характеристика народов России. Игра- викторина «Народы России». Обычаи и традиции народов России

Проект «Клуб дружбы народов России». Создание реально действующего или виртуального (созданного в сети Интернет) клуба, объединяющего молодых россиян.

Проект «Народы на территории нашей области». Создание музейной экспозиции о народах, проживающих на территории Ростовской области.

Проект «Культура народов Ростовской области». Подготовка материалов по культуре разных народов, проживающих на территории Ростовской области. Культурные достижения РО. Сказки и легенды разных народов.

1-3, 11. - ПЗ, ПЦО / К, Ф, Г

4-10, 12-13. - Пз, Иг. / К, Г, Инд

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Просмотр учебных презентаций по теме раздела

Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. Работа в творческой мастерской.

Устная презентация выступлений. Конкурс рассказчиков.

Участие в играх, диспутах.

Создание реально действующего или виртуального (созданного в сети Интернет) клуба, объединяющего молодых россиян. Создание экспозиции.

5. Я - Гражданин

(Социально-значимые проекты)


Будьте добрыми и человечными. Всероссийская акция «Весенняя неделя добра».

Благотворительный проект «Цветик-семицветик». Благотворительная помощь детям-инвалидам и сиротам

Экологический проект «Природа и человек». Работа по благоустройству парка, зоны отдыха, школьного участка.

Экологический проект «Мой город – мой дом». Организация конкурса на лучший проект озеленения школьного двора.

Герои живут рядом. Благотворительный проект «Спасибо ДЕДУ за победу». Шефская помощь ветеранам ВОв, учителям-ветеранам.

Экологический проект «Сад на окошке».

Судьба Земли – наша судьба.Акция «Чистые берега». Экологический рейд на берег реки Темерник и к роднику, очистка побережья от бытового мусора: подготовка, проведение, анализ

1-2, 13, 16-17. - ПЗ, ПЦО / К, Ф, Г


3 - 12, 14-15 - Пз, Иг. / К, Г, Инд


Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Разработка и реализация социаль-значимых проектов по темам раздела.

Встречи с ветеранам ВОв, учителями ветеранами, детьми -инвалидами и детьми-сиротами.

Участие в экологических и благотворительных мероприятиях.




Календарно-тематическое планирование

курса «Мы - россияне» на 2018-2019 учебный год


Раздел программы по курсу

№ занятия

Тема занятия

Коли-чество часов

Дата

По плану

По факту

Наша Родина – Россия

(12 ч.)

1

Введение в курс.

1



2

Понятия «гражданский патриотизм» и «патриот»

1



3

Современные школьники о Родине

1



4

Государственные символы РФ

1



5

Государственные символы РФ

1



6

Праздники в нашем календаре

1



7

Праздники в нашем календаре

1



8

Из глубины веков.

1



9

Из глубины веков.

1



10

Обсуждаем, действуем, играем

1



11

Проводим исследование

1



12

Проводим исследование

1



Я - ростовчанин.

(Творческие проекты)

14 ч.

13

Туристический проект

1



14

Приглашение на малую Родину

1



15

Рекламный проект

1



16

Остаться в родном городе

1



17

Поисковый проект

1



18

Школьная аллея звёзд

1



19

Патриотический проект

1



20

Почётные граждане родного города

1



21

Почётные граждане родного города

1



22

Геральдика. Гербы.

1



23

Герб Ростова-на-Дону. Гербы других городов.

1



24

Герб населённого пункта (города).

1



25

История происхождения девиза

1



26

Проектная работа «Наш девиз»

1



Молодые граждане России

(13ч)

27

Ответственность и достоинство личности.

1



28

Всероссийская акция «Я – гражданин России»

1



29

Знакомимся с законом

1



30

Знакомимся с законом

1



31

Из истории демократии

1



32

Аристотель о политике.

1



33

Правила самовоспитания Ушинского

1



34

Читаем и размышляем.

1



35

Синквейн «Молодой гражданин России»

1



36

Будущее создаём сами

1



37

Будущее создаём сами

1



38

Проект «Человек рядом»

1



39

Проект «Человек рядом»

1



Я познаю Россию

(13 ч.)

40

«Мы – руссичи, мы- Россияне!»

1



41

Малочисленные народы России.

1



42

Характеристика народов России.

1




43

Игра- викторина «Народы России»

1



Я познаю Россию


44

Проект «Клуб дружбы народов России»

1



45

Проект «Народы на территории нашей республики»

1



46

Проект «Народы на территории нашей области»

1



47

Проект «Народы на территории нашей области»

1



48

Проект «Культура народов Ростовской области»

1



49

Проект «Культура народов Ростовской области»

1



50

Об отношениях между разными народами в России

1



51

Проект «Кодекс толерантности»

1



52

Проект «Кодекс толерантности»

1



Я - Гражданин

(Социально-значимые проекты)

(17 ч.)

53

Будьте добрыми и человечными

1



54

Весенняя неделя добра.

1



55

Благотворительный проект «Цветик-семицветик»

1



56

Благотворительный проект «Цветик-семицветик»

1



57

Экологический проект «Природа и человек»

1



58

Экологический проект «Природа и человек»

1



59

Экологический проект «Мой город – мой дом».

1



60

Экологический проект «Мой город – мой дом».

1



61

Герои живут рядом

1



62

Благотворительный проект «Спасибо ДЕДУ за победу».

1



63

Благотворительный проект «Спасибо ДЕДУ за победу».

1



64

Экологический проект «Сад на окошке».

1



65

Судьба Земли – наша судьба.

1



66

Акция «Чистые берега»

1



67

Акция «Чистые берега»

1



68

Оцените свою работу. Повторно – обобщающее занятие.

1



69

Лето приглашает друзей

1

















3.2 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ»


1. Пояснительная записка


1.1 Общая характеристика программы


Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир этики и эстетики» для 7А класса МБОУ «Школа № 24» разработана на основе ФГОС основного общего образования, составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней в соответствии с новыми требованиями.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности в соответствии с поставленными целями.

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей. Содержание материала программы распределено по темам.

Программа может быть использована учителями для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности; может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы.

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир этики и эстетики» составлена на основе:

  1. Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).

  2. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  4. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).

  5. Требований к уровню подготовки обучающихся с 7 классов с учетом регионального компонента и Основной общеобразовательной программы МБОУ «Школа № 24».

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Региональный компонент отражен в содержании заданий.


1.2 Общая характеристика учебного курса


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир этики и эстетики» для 7 «А» класса МБОУ «Школа № 24» позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы исторических хроник, «круглые столы».

В центре внимания в курсе «Мир этики и эстетики» выступает личность, не только познающая мир и культуру, но и личность, познающая себя, реализующая свои образовательные потребности и преобразующая окружающий мир.

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

  • познание людьми друг друга.

Программа внеурочной деятельности «Мир этики и эстетики» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 7 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:

  • обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

  • благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

  • вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.


Ведущей педагогической идеей программы внеурочной деятельности является включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности школьника в образовательном процессе.

Содержание программы разбито по темам (см. Содержание программы).

В содержание программы включен следующий материал:

  • навыки общения со сверстниками, старшими и младшими;

  • знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения;

  • знания о правилах конструктивной групповой работы;

  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

  • знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:

– уровень воспитанности и общей культуры учащихся.

– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.

– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.

– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Формы и виды контроля. Поскольку данный курс носит внеурочный характер, то количественного (отметочного) оценивания на всех этапах реализации курса быть не может. В данном случае, контроль за качеством полученных знаний, осуществляется при помощи:

- проектного материала;

- наглядного материала, результата деятельности учащихся на занятиях курса;

- выставок поделок, рисунков,

- портфолио учащихся.


1.3 Цели и задачи программы


Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

  • Познавательные:

    • формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;

    • организация информационной поддержки учащихся;

    • предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;

    • совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.

  • Воспитательные:

    • воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;

    • воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;

    • воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам, здоровый образ жизни.

  • Развивающие:

    • формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

    • создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

    • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;

    • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.


1.4 Место учебного курса в учебном плане.


В соответствии с календарным планом работы МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год обучение в 7 классах школы проходит с 1 сентября по 31 мая, всего 35 недель.

Рабочая программа реализуется в течение одного учебного года из расчета 1 внеурочный час в неделю.

Для обучения по программе внеурочной деятельности «Мир этики и эстетики» в соответствии Учебным планом и Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 24» на 2018 – 2019 учебный год, а также согласно учебному расписанию отводиться для 7 «А» класса 35 часов.



2. Планируемые результаты освоения программы.


Программа по внеурочной деятельности «Мир этики и эстетики» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Личностные:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;

- знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МИР ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ»

*ПРИМЕЧАНИЕ: Условные обозначения, употребляемые в планировании:

Виды внеурочной деятельности: Иг - игровая, Пз - познавательная, ПЦО - проблемно-ценностное общение;

формы организации занятий: К - коллективная форма , Г - групповая, Инд - индивидуальная


Тема курса

(количество часов)


Содержание тем курса

Формы / виды организации занятий


Основные виды учебной деятельности

1. Раздел 1. Правила общения

(4 ч.)


Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Смыслы… я понимаю, что ты…».

1. ПЦО, Пз / К

2. Иг / К, Г,

3. Иг / К, Г,

4. ПЦО, Пз / К


Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения курса. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Участие в тренинге.

Поиск информации в разных источниках СМИ.

Раздел 2. Искусство поздравления

(2ч.)


Комплименты. Искусство делать комплименты. Семейное торжество. Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.

Практическая часть

Тренинг «Подари другу комплимент».

Сюжетно-ролевая игра подарок в день рождения и в праздник.

1-2. ПЦО, Игр / К, Г, Инд

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Участие в ролевых играх и тренингах.

Обыгрывание ситуаций поведения

Раздел 3. Культура общения

(9 ч.)


Неловкие ситуации. Черты характера. Внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. Как сформировать полезные привычки. Общение с природой. Экология природы и человека. Что такое дружба, товарищество. Правила хорошего тона, дурной тон.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?».

Диспут «О чем говорит твой портфель».

Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?».

Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение в общественных местах и на природе».

1-4. ПЦО, Пз / К, Г

5. Игр / Г, Инд

6-8. ПЦО, Пз / К, Г

9. Игр / К, Г, Инд


Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Поиск информации в разных источниках СМИ.

Работа с карточками и иллюстрациями.

Просмотр презентаций по темам раздела.

Участие в ролевых играх и тренингах, диспутах. Подбор информации по темам раздела

Обыгрывание ситуаций поведения

Раздел 4. Культура гостеприимства

(7 ч.)


Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства. Приемы. Поведение за столом Как провести праздник дома. Подарки. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. Правила общения. Воспитанность. Красен человек статью. Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Проводим праздник дома».

Словесно-ролевая игра «Красота внешняя и внутренняя».

Сюжетно-ролевая игра «Почему ты нравишься окружающим или нет».

Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».

1-2. ПЦО, Пз / К, Г

3. Игр / К, Г, Инд

4-7. ПЦО, Пз / К, Г

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Работа с карточками и иллюстрациями.

Просмотр презентаций по темам раздела.

Участие в ролевых играх и тренингах, диспутах. Подбор информации по темам раздела

Обыгрывание ситуаций поведения

Раздел 5. Мы такие разные (4 ч.)

Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?».

Дискуссия «Мужественность и женственность».

1-4. ПЦО, Пз / К, Г

Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Просмотр презентаций по темам раздела.

Участие в ролевых играх и тренингах, диспутах. Подбор информации по темам раздела

Обыгрывание ситуаций поведения

Раздел 6.

Общение в путешествии

(9 ч.)


Умение вести себя в путешествии. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Традиции разных народов. Деловой этикет. Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Итоговое занятие.

Практическая часть

Подвижные игры.

Проблемно-ценностная дискуссия «Традиции разных народов».

Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций».

Проблемно-ценностная дискуссия «Личность как самоценность в процессе общения».

1-2. ПЦО, Пз / К, Г

3-5. Игр / К, Г, Инд

6-9. ПЦО, Пз / К, Г


Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме.

Работа с карточками и иллюстрациями.

Просмотр презентаций по темам раздела.

Участие в ролевых играх и тренингах, диспутах. Подбор информации по темам раздела

Обыгрывание ситуаций поведения

Рисование сюжетных картинок. Составление правил поведения



Календарно-тематическое планирование

курса «Мир этики и эстетики» на 2018-2017 учебный год


Раздел программы по курсу

№ занятия

Тема занятия

Коли-чество часов

Дата

По плану

По факту

1. Раздел 1. Правила общения (4 ч.)

1

Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка

1



2

Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону

1



3

Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.

1



4

Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

1



Раздел 2. Искусство поздравления (2ч.)

5

Комплименты. Искусство делать комплименты.

1



6

Семейное торжество. Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.

1



Раздел 3. Культура общения (9ч.)

7

Неловкие ситуации.

1



8

Черты характера.

1



9

Внешний вид. “О чем говорит твой портфель”

1



10

Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.

1



11

Навещаем больного. Утешение, подбадривание

1



12

Как сформировать полезные привычки.

1



13

Общение с природой. Экология природы и человека

1



14

Что такое дружба, товарищество.

1



15

Поведение в общественных местах и на природе. Правила хорошего тона, дурной тон.

1



Раздел 4. Культура гостеприимства

(7 ч.)

16

Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства

1



17

Приемы. Как провести праздник дома. Подарки.

1



18

Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.

1



19

Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.

1



20

Почему ты нравишься окружающим или нет.

1



21

Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости

1



22

Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

1



Раздел 5.

Мы такие разные

(4 ч.)

23

Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

1



24

О чем говорит внешний вид.

1




25

Женственность девочек.

1




26

Мужественность мальчиков.

1



Раздел 6.

Общение в путешествии

(9 ч.)

27

Умение вести себя в путешествии.

1



28

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.

1



29

Традиции разных народов.

1



30

Традиции разных народов.

1



31

Игры разных народов.

1



32

Деловой этикет.

1



33

Культура общения. Виды общения.

Стили общения. Нормы этикета.

1



34

Личность как самоценность в процессе общения.

1



35

Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения

1






11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!