муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Школа № 24 имени Героя России Андрея Орлова»
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
классного руководителя
7 «А» класса
Классный руководитель:
Байздренко Ирина Николаевна
Ростов-на-Дону
2018
Содержание
1. Пояснительная записка 3
1.1 Нормативно-правовая основа программы 3
1.2 Цели и задачи внеурочной деятельности в рамках комплексной программы классного руководителя 4
1.3 Общая характеристика программы 4
1.4 Учебный план внеурочной деятельности по комплексной программе классного руководителя 6
2. Планируемые результаты освоения программы 6
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
3.1 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ - РОССИЯНЕ» 8
3.2 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ» 17
1. Пояснительная записка
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования школьников уделено особое внимание внеурочной деятельности, а также определено пространство и время в образовательном процессе. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность учащихся 7 «А» класса, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в МБОУ «Школа № 24», организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в их самопознании и самоопределении, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности, организации досуга. Внеурочная деятельность в МБОУ «Школа № 24» является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Система внеурочной деятельности позволяет развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.
Рабочая программа классного руководителя - индивидуальный инструмент классного руководителя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.
Занятия внеурочной деятельности способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя 7 «А» класса МБОУ «Школа № 24» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и определяет общий объем нагрузки обучающихся в рамках данной программы внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности для 7 «А» класса.
При проектировании внеурочной деятельности классного руководителя выработано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.
1.1 Нормативно-правовая основа программы
При разработке программы использовались следующие документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12 2012 года;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А.— М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.).
Устав МБОУ «Школа № 24»
Образовательная программа МБОУ «Школа № 24».
1.2 Цели и задачи внеурочной деятельности в рамках комплексной программы классного руководителя
Целью комплексной программы внеурочной деятельности классного руководителя является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Программа содействует в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащимися 7 «А» класса школы в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Школа № 24»: общепредметных, метапредметных, личностных.
Задачи внеурочной деятельности:
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам внеурочной деятельности;
организовывать общественно-полезную и досуговую деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом;
включать учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность;
организовывать занятость учащихся в свободное от учёбы время;
развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни;
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
создать условия для индивидуального развития учащегося в избранной сфере внеурочной деятельности;
развивать общекультурные способности, опыт проектной, исследовательской, творческой деятельности;
содействовать в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формировать потребность в здоровом и безопасном образа жизни;
формировать экологическую культуру учащихся;
совершенствовать систему мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
1.3 Общая характеристика программы
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Во внеурочной деятельности осуществляется ведение курсов, позволяющих на практике использовать содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы учащихся.
Основные принципы комплексной программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Внеурочная деятельность учащихся 7 «А» класса организована:
по видам: игровая, познавательная, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность;
в формах: беседы, дискуссии, тренинги, экскурсии, олимпиады, конкурсы, викторины, соревнования, конференции, праздники, выставки, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогическими работниками, родителями (законными представителями).
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Комплексная программа внеурочной деятельности классного руководителя направлена:
на расширение содержания программ общего образования;
на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
Внеурочная деятельность в рамках программы реализуется по следующим двум направлениям развития личности:
Духовно-нравственное;
Общекультурное;
Направления комплексной программы внеурочной деятельности реализуются программами «Мы - россияне», «Мир этики и эстетики». Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, конкурсы, соревнования, проектная деятельность, общественно полезные практики и т.д.
Духовно-нравственное направление (патриотическая направленность)
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
- становление активной жизненной позиции;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Данное направление реализуется программой духовно-нравственного воспитания «Мы - россияне».
По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, концерты, конкурсы, выставки.
Общекультурное направление.
Целесообразность данного направления заключается в формировании у обучающихся способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др.
Основными задачами являются:
- развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах;
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры; - коррекция нарушений устной речи учащихся.
- формирование умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения;
- освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся практически их применять в системе социальных отношений;
- создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.
Данное направление реализуется программой «Мир этики и эстетики».
По итогам работы в данном направлении проводятся викторины, мероприятия, речевые конференции.
1.4 Учебный план внеурочной деятельности по комплексной программе классного руководителя
в 7 «А» классе МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в 7 классах МБОУ «Школа № 24». Учебный план школы предусматривает изучение курсов внеурочной деятельности в 7-х классах школы 5 раз в неделю по 2 часа, всего 10 часов. На изучение курсов по комплексной программе внеурочной деятельности классного руководителя в 7 «А» классе в учебном плане отведено 3 часа в неделю.
В соответствии с календарным планом работы МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год обучение в 7 классах школы проходит с 1 сентября по 31 мая. В соответствии с Учебным планом, Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 24» на 2018 – 2019 учебный год и учебным расписанием внеурочной деятельности комплексная программа классного руководителя для 7«А» класса рассчитана на изучение курсов по следующему плану:
№ | Направления развития личности | Программа | Количество часов |
в неделю | за год |
1 | Духовно-нравственное | «Мы - россияне» | 2 | 69 |
2 | Общекультурное | «Мир этики и эстетики» | 1 | 35 |
| ИТОГО | | 3 | 104 |
2. Планируемые результаты освоения программы
Программы курсов внеурочной деятельности созданы с направленностью на достижение планируемых результатов, которые предъявляются в конце учебного года в различных формах, отражённых в рабочих программах.
Воспитательным результатом внеурочной деятельности является духовно-нравственное приобретение учащегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности, приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности.
Личностные результаты:
формирование положительного отношения к общественным ценностям;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
бережное отношение к природе.
Коммуникативные результаты
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения делать выбор;
опыт самостоятельного общественного действия;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты:
основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
объяснение явления, процесса, связи и отношения, выявляемых в ходе исследования;
владение основами ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.
Регулятивные результаты:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В процессе реализации Программы произойдет:
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности комплексной программы классного руководителя составлены в соответствии со структурой:
пояснительная записка;
общая характеристика курса;
цели и задачи курса;
описание места курса в плане внеурочной деятельности;
планируемые результаты освоения конкретного курса;
содержание курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
календарно-тематическое планирование конкретного курса.
3.1 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ - РОССИЯНЕ»
Пояснительная записка
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Рабочая программа «Мы - россияне» для 7 класса МБОУ «Школа № 24» разработана на основе ФГОС основного общего образования, составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Мы - россияне» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Общая характеристика учебного курса
Программа «Мы - россияне» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Основные содержательные линии курса представлены пятью основными разделами, органически связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
Раздел 1. Наша Родина – Россия. Раскрываются понятия Родины и малой родины; рассматриваются достижения нашей страны в мировой истории; государственные символы и праздники; ценностные ориентиры: патриотизм, уважение к истории, культуре, природе, мирное развитие и участие в жизни Родины; сопричастность к настоящему и прошлому страны, ответственность за её будущее.
Раздел 2. Я - ростовчанин. Творческие проекты, направленные на познание истории родного города.
Раздел 3. Молодые граждане России содержание раздела сосредоточено вокруг понятий: достоинство личности, уважение к себе и другим, ответственность за происходящее вокруг.
Раздел 4. Я познаю Россию. Рассматриваются особенности территориального устройства РФ, народов, проживающих в России, российская идентичность, особенности социального взаимодействия в поликультурном пространстве.
Раздел 5. Я - Гражданин (Социально-значимые проекты). Реализация запланированных проектов: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, в классе, на реках, на мемориалах т.п. Шефская помощь ветеранам ВОВ и учителям-ветеранам, благотворительные акции.
Программа основывается на программно – методических материалах:
Иоффе А.Н. Я – гражданин России. Книга для учащихся 5 – 7 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Иоффе А.Н. Я – гражданин России. Книга для учителя. 5 – 7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач, развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. Программа интегрирована с предметными программами, является дополнением программ предметов истории, географии, обществознания.
Данный курс нацелен на формирование гражданской позиции учащихся через организацию понимания происходящих общественных процессов и ориентирован на социальную практику школьников и накопление личного социального позитивного опыта.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности по программе в основном – коллективные, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Место учебного курса в учебном плане.
Учебный план школы предусматривает изучение курса внеурочной деятельности «Мы - россияне» в 7 «А» классе 2 раза в неделю по 1 часа.
В соответствии с календарным планом работы МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год обучение в 7 классах школы проходит с 1 сентября по 31 мая. В соответствии с Учебным планом и Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 24» на 2018 – 2019 учебный год рабочая программа внеурочной деятельности «Мы - россияне» для 7«А» класса рассчитана на 69 часов.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности «Мы - россияне» способствует формированию ценностных установок:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Содержание программы внеурочной деятельности «Жизнетворчество», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МЫ - РОССИЯНЕ»
*ПРИМЕЧАНИЕ: Условные обозначения, употребляемые в планировании:
Виды внеурочной деятельности: Иг - игровая, Пз - познавательная, ПЦО - проблемно-ценностное общение;
формы организации занятий: К - коллективная форма , Ф - фронтальная, Г - групповая, Инд - индивидуальная
Наименование раздела (количество часов) | Содержание учебного курса | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. Наша Родина – Россия (12 ч.) | Введение в тему. Сохраняет ли своё значение патриотизм в условиях глобализации, когда многие начинают ощущать свою принадлежность к миру, не знающему границ Понятия «гражданский патриотизм» и «патриот». Почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций. Современные школьники о Родине. Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами Государственные символы РФ. Важность государственных символов для всей страны и для каждого гражданина. Знакомимся с законами: «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ» Праздники в нашем календаре. Важность государственных праздников: закрепление в массовом сознании единства всего общества, всей нации. Соц. опрос «Какие праздники отмечают в вашей семье» Спасители Отечества. Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами Из глубины веков. Нарисованная пословица. Из глубины веков. Кроссворд наоборот. Отгадайте слова. Письменная работа с обсуждением заданий Обсуждаем, действуем, играем. Конкурс рассказчиков. Нарисуйте свой символ России. Узнайте расшифрованное слово. Устная презентация выступлений Проводим исследование. Как провести интервью или социологический опрос. Проведение интервьюирования с последующим представлением результатов для школьников Что значит любить Родину. Определение своего отношения к родному краю, уточнение понятий: малая родина, Родина, Отечество. Деловая игра «Как стать патриотом». Какие характеристики патриота должны быть у человека. По каким поступкам человека можно судить о патриотизме человека и почему. | 1-3. ПЗ, ПЦО / К, Ф 4-12. Пз, Иг. / К, Г, Инд | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами Просмотр учебных презентаций по теме раздела. Проведение интервьюирования с последующим представлением результатов для школьников Соц. опрос «Какие праздники отмечают в вашей семье» Определение своего отношения к родному краю, уточнение понятий: малая родина, Родина, Отечество. |
2. Я - ростовчанин. (Творческие проекты) (14 ч.) | Творческие проекты. Туристический проект «Приглашение на малую Родину». Чем интересна и привлекательна малая родина. Рекламный проект «Остаться в родном городе» Поисковый проект «Школьная аллея звёзд». Поиск информации о выпускниках школы разных лет. Выступить с этой информацией на классном часе, представить материал в стенгазете. Патриотический проект «Почётные граждане родного города». Сбор информации о почетных гражданах Ростова-на-Дону. Представление материала в виде творческого отчёта (школьная радиопередача, альбом, стенгазета). Проект «Герб населённого пункта (города), класса». Геральдика. Гербы. Гербы Ростова-на-Дону и других городов. Гербы регионов РФ. Гимн РФ и субъектов РФ. Сравнительная характеристика. Творческая работа: Нарисовать свой вариант герба, объяснить значение предметов, на них изображённых. Устроить выставку гербов в школе. Проект «История происхождения девиза». Творческая работа: Придумать девиз города, школы, класса. Объяснить его значение. | 1, 3, 5, 7 - ПЗ, ПЦО / К, Ф, Г 2, 4, 6, 8-14. - Пз, Иг. / К, Г, Инд | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Заочная экскурсия Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. Работа в творческой мастерской. Просмотр учебных презентаций по теме раздела. Создание презентаций, выпуск буклетов. Работа над проектами раздела. Сбор информации о выпускниках школы, о почетных гражданах Ростова-на-Дону. Представление материала в виде творческого отчёта |
3. Молодые граждане России (13 ч.) | Ответственность личности. Достоинство личности. Всероссийская акция «Я – гражданин России». Знакомство с методами и формами участия школьников в общественно – политической деятельности. Знакомимся с законом. Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» Из истории демократии. Аристотель и другие личности о политике. Правила самовоспитания Ушинского. Читаем и размышляем: «Честное слово», «Цветик – самоцветик» Будущее создаём сами. Проведение детского референдума как способа решения по важным вопросам детского коллектива. Проект «Человек рядом». Исследование проблем детского коллектива. Организация помощи людям, нуждающимся в поддержке. | 1-7 - ПЗ, ПЦО / К, Ф, Г 8-13. Пз, Иг. / К, Г, Инд | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Просмотр учебных презентаций по теме раздела. Проведение интервьюирования с последующим представлением результатов для школьников Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами Работа над проектами. |
4. Я познаю Россию (13 ч) | «Мы – руссичи, мы - Россияне!». Малочисленные народы России. Общее впечатление о народах России. Характеристика народов России. Игра- викторина «Народы России». Обычаи и традиции народов России Проект «Клуб дружбы народов России». Создание реально действующего или виртуального (созданного в сети Интернет) клуба, объединяющего молодых россиян. Проект «Народы на территории нашей области». Создание музейной экспозиции о народах, проживающих на территории Ростовской области. Проект «Культура народов Ростовской области». Подготовка материалов по культуре разных народов, проживающих на территории Ростовской области. Культурные достижения РО. Сказки и легенды разных народов. | 1-3, 11. - ПЗ, ПЦО / К, Ф, Г 4-10, 12-13. - Пз, Иг. / К, Г, Инд | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Просмотр учебных презентаций по теме раздела Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. Работа в творческой мастерской. Устная презентация выступлений. Конкурс рассказчиков. Участие в играх, диспутах. Создание реально действующего или виртуального (созданного в сети Интернет) клуба, объединяющего молодых россиян. Создание экспозиции. |
5. Я - Гражданин (Социально-значимые проекты) | Будьте добрыми и человечными. Всероссийская акция «Весенняя неделя добра». Благотворительный проект «Цветик-семицветик». Благотворительная помощь детям-инвалидам и сиротам Экологический проект «Природа и человек». Работа по благоустройству парка, зоны отдыха, школьного участка. Экологический проект «Мой город – мой дом». Организация конкурса на лучший проект озеленения школьного двора. Герои живут рядом. Благотворительный проект «Спасибо ДЕДУ за победу». Шефская помощь ветеранам ВОв, учителям-ветеранам. Экологический проект «Сад на окошке». Судьба Земли – наша судьба.Акция «Чистые берега». Экологический рейд на берег реки Темерник и к роднику, очистка побережья от бытового мусора: подготовка, проведение, анализ | 1-2, 13, 16-17. - ПЗ, ПЦО / К, Ф, Г 3 - 12, 14-15 - Пз, Иг. / К, Г, Инд | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Разработка и реализация социаль-значимых проектов по темам раздела. Встречи с ветеранам ВОв, учителями ветеранами, детьми -инвалидами и детьми-сиротами. Участие в экологических и благотворительных мероприятиях. |
Календарно-тематическое планирование
курса «Мы - россияне» на 2018-2019 учебный год
Раздел программы по курсу | № занятия | Тема занятия | Коли-чество часов | Дата |
По плану | По факту |
Наша Родина – Россия (12 ч.) | 1 | Введение в курс. | 1 | | |
2 | Понятия «гражданский патриотизм» и «патриот» | 1 | | |
3 | Современные школьники о Родине | 1 | | |
4 | Государственные символы РФ | 1 | | |
5 | Государственные символы РФ | 1 | | |
6 | Праздники в нашем календаре | 1 | | |
7 | Праздники в нашем календаре | 1 | | |
8 | Из глубины веков. | 1 | | |
9 | Из глубины веков. | 1 | | |
10 | Обсуждаем, действуем, играем | 1 | | |
11 | Проводим исследование | 1 | | |
12 | Проводим исследование | 1 | | |
Я - ростовчанин. (Творческие проекты) 14 ч. | 13 | Туристический проект | 1 | | |
14 | Приглашение на малую Родину | 1 | | |
15 | Рекламный проект | 1 | | |
16 | Остаться в родном городе | 1 | | |
17 | Поисковый проект | 1 | | |
18 | Школьная аллея звёзд | 1 | | |
19 | Патриотический проект | 1 | | |
20 | Почётные граждане родного города | 1 | | |
21 | Почётные граждане родного города | 1 | | |
22 | Геральдика. Гербы. | 1 | | |
23 | Герб Ростова-на-Дону. Гербы других городов. | 1 | | |
24 | Герб населённого пункта (города). | 1 | | |
25 | История происхождения девиза | 1 | | |
26 | Проектная работа «Наш девиз» | 1 | | |
Молодые граждане России (13ч) | 27 | Ответственность и достоинство личности. | 1 | | |
28 | Всероссийская акция «Я – гражданин России» | 1 | | |
29 | Знакомимся с законом | 1 | | |
30 | Знакомимся с законом | 1 | | |
31 | Из истории демократии | 1 | | |
32 | Аристотель о политике. | 1 | | |
33 | Правила самовоспитания Ушинского | 1 | | |
34 | Читаем и размышляем. | 1 | | |
35 | Синквейн «Молодой гражданин России» | 1 | | |
36 | Будущее создаём сами | 1 | | |
37 | Будущее создаём сами | 1 | | |
38 | Проект «Человек рядом» | 1 | | |
39 | Проект «Человек рядом» | 1 | | |
Я познаю Россию (13 ч.) | 40 | «Мы – руссичи, мы- Россияне!» | 1 | | |
41 | Малочисленные народы России. | 1 | | |
42 | Характеристика народов России. | 1 | | |
| 43 | Игра- викторина «Народы России» | 1 | | |
Я познаю Россию | 44 | Проект «Клуб дружбы народов России» | 1 | | |
45 | Проект «Народы на территории нашей республики» | 1 | | |
46 | Проект «Народы на территории нашей области» | 1 | | |
47 | Проект «Народы на территории нашей области» | 1 | | |
48 | Проект «Культура народов Ростовской области» | 1 | | |
49 | Проект «Культура народов Ростовской области» | 1 | | |
50 | Об отношениях между разными народами в России | 1 | | |
51 | Проект «Кодекс толерантности» | 1 | | |
52 | Проект «Кодекс толерантности» | 1 | | |
Я - Гражданин (Социально-значимые проекты) (17 ч.) | 53 | Будьте добрыми и человечными | 1 | | |
54 | Весенняя неделя добра. | 1 | | |
55 | Благотворительный проект «Цветик-семицветик» | 1 | | |
56 | Благотворительный проект «Цветик-семицветик» | 1 | | |
57 | Экологический проект «Природа и человек» | 1 | | |
58 | Экологический проект «Природа и человек» | 1 | | |
59 | Экологический проект «Мой город – мой дом». | 1 | | |
60 | Экологический проект «Мой город – мой дом». | 1 | | |
61 | Герои живут рядом | 1 | | |
62 | Благотворительный проект «Спасибо ДЕДУ за победу». | 1 | | |
63 | Благотворительный проект «Спасибо ДЕДУ за победу». | 1 | | |
64 | Экологический проект «Сад на окошке». | 1 | | |
65 | Судьба Земли – наша судьба. | 1 | | |
66 | Акция «Чистые берега» | 1 | | |
67 | Акция «Чистые берега» | 1 | | |
68 | Оцените свою работу. Повторно – обобщающее занятие. | 1 | | |
69 | Лето приглашает друзей | 1 | | |
| | | | | |
3.2 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ»
1. Пояснительная записка
1.1 Общая характеристика программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир этики и эстетики» для 7А класса МБОУ «Школа № 24» разработана на основе ФГОС основного общего образования, составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней в соответствии с новыми требованиями.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности в соответствии с поставленными целями.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей. Содержание материала программы распределено по темам.
Программа может быть использована учителями для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности; может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы.
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир этики и эстетики» составлена на основе:
Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
Требований к уровню подготовки обучающихся с 7 классов с учетом регионального компонента и Основной общеобразовательной программы МБОУ «Школа № 24».
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Региональный компонент отражен в содержании заданий.
1.2 Общая характеристика учебного курса
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир этики и эстетики» для 7 «А» класса МБОУ «Школа № 24» позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы исторических хроник, «круглые столы».
В центре внимания в курсе «Мир этики и эстетики» выступает личность, не только познающая мир и культуру, но и личность, познающая себя, реализующая свои образовательные потребности и преобразующая окружающий мир.
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
познание людьми друг друга.
Программа внеурочной деятельности «Мир этики и эстетики» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 7 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Ведущей педагогической идеей программы внеурочной деятельности является включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности школьника в образовательном процессе.
Содержание программы разбито по темам (см. Содержание программы).
В содержание программы включен следующий материал:
навыки общения со сверстниками, старшими и младшими;
знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения;
знания о правилах конструктивной групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:
– уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Формы и виды контроля. Поскольку данный курс носит внеурочный характер, то количественного (отметочного) оценивания на всех этапах реализации курса быть не может. В данном случае, контроль за качеством полученных знаний, осуществляется при помощи:
- проектного материала;
- наглядного материала, результата деятельности учащихся на занятиях курса;
- выставок поделок, рисунков,
- портфолио учащихся.
1.3 Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
Познавательные:
формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
организация информационной поддержки учащихся;
предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.
Воспитательные:
воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам, здоровый образ жизни.
Развивающие:
формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
1.4 Место учебного курса в учебном плане.
В соответствии с календарным планом работы МБОУ «Школа № 24» на 2018-2019 учебный год обучение в 7 классах школы проходит с 1 сентября по 31 мая, всего 35 недель.
Рабочая программа реализуется в течение одного учебного года из расчета 1 внеурочный час в неделю.
Для обучения по программе внеурочной деятельности «Мир этики и эстетики» в соответствии Учебным планом и Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 24» на 2018 – 2019 учебный год, а также согласно учебному расписанию отводиться для 7 «А» класса 35 часов.
2. Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности «Мир этики и эстетики» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Личностные:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;
- знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МИР ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ»
*ПРИМЕЧАНИЕ: Условные обозначения, употребляемые в планировании:
Виды внеурочной деятельности: Иг - игровая, Пз - познавательная, ПЦО - проблемно-ценностное общение;
формы организации занятий: К - коллективная форма , Г - групповая, Инд - индивидуальная
Тема курса (количество часов) | Содержание тем курса | Формы / виды организации занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. Раздел 1. Правила общения (4 ч.) | Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать. Практическая часть Коммуникативный тренинг «Смыслы… я понимаю, что ты…». | 1. ПЦО, Пз / К 2. Иг / К, Г, 3. Иг / К, Г, 4. ПЦО, Пз / К | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения курса. Усвоение основных определений и понятий по теме. Участие в тренинге. Поиск информации в разных источниках СМИ. |
Раздел 2. Искусство поздравления (2ч.) | Комплименты. Искусство делать комплименты. Семейное торжество. Язык цветов. Как дарить и принимать подарки. Практическая часть Тренинг «Подари другу комплимент». Сюжетно-ролевая игра подарок в день рождения и в праздник. | 1-2. ПЦО, Игр / К, Г, Инд | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Участие в ролевых играх и тренингах. Обыгрывание ситуаций поведения |
Раздел 3. Культура общения (9 ч.) | Неловкие ситуации. Черты характера. Внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. Как сформировать полезные привычки. Общение с природой. Экология природы и человека. Что такое дружба, товарищество. Правила хорошего тона, дурной тон. Практическая часть Коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?». Диспут «О чем говорит твой портфель». Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?». Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение в общественных местах и на природе». | 1-4. ПЦО, Пз / К, Г 5. Игр / Г, Инд 6-8. ПЦО, Пз / К, Г 9. Игр / К, Г, Инд | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Поиск информации в разных источниках СМИ. Работа с карточками и иллюстрациями. Просмотр презентаций по темам раздела. Участие в ролевых играх и тренингах, диспутах. Подбор информации по темам раздела Обыгрывание ситуаций поведения |
Раздел 4. Культура гостеприимства (7 ч.) | Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства. Приемы. Поведение за столом Как провести праздник дома. Подарки. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. Правила общения. Воспитанность. Красен человек статью. Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. Монолог. Диалог. Беседа. Диспут. Практическая часть Поведенческий тренинг «Проводим праздник дома». Словесно-ролевая игра «Красота внешняя и внутренняя». Сюжетно-ролевая игра «Почему ты нравишься окружающим или нет». Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости». | 1-2. ПЦО, Пз / К, Г 3. Игр / К, Г, Инд 4-7. ПЦО, Пз / К, Г | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Работа с карточками и иллюстрациями. Просмотр презентаций по темам раздела. Участие в ролевых играх и тренингах, диспутах. Подбор информации по темам раздела Обыгрывание ситуаций поведения |
Раздел 5. Мы такие разные (4 ч.) | Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков. Практическая часть Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?». Дискуссия «Мужественность и женственность». | 1-4. ПЦО, Пз / К, Г | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Просмотр презентаций по темам раздела. Участие в ролевых играх и тренингах, диспутах. Подбор информации по темам раздела Обыгрывание ситуаций поведения |
Раздел 6. Общение в путешествии (9 ч.) | Умение вести себя в путешествии. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Традиции разных народов. Деловой этикет. Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Итоговое занятие. Практическая часть Подвижные игры. Проблемно-ценностная дискуссия «Традиции разных народов». Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций». Проблемно-ценностная дискуссия «Личность как самоценность в процессе общения». | 1-2. ПЦО, Пз / К, Г 3-5. Игр / К, Г, Инд 6-9. ПЦО, Пз / К, Г | Участие в беседе. Слушание объяснений учителя. Усвоение основных определений и понятий по теме. Работа с карточками и иллюстрациями. Просмотр презентаций по темам раздела. Участие в ролевых играх и тренингах, диспутах. Подбор информации по темам раздела Обыгрывание ситуаций поведения Рисование сюжетных картинок. Составление правил поведения |
Календарно-тематическое планирование
курса «Мир этики и эстетики» на 2018-2017 учебный год
Раздел программы по курсу | № занятия | Тема занятия | Коли-чество часов | Дата |
По плану | По факту |
1. Раздел 1. Правила общения (4 ч.) | 1 | Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка | 1 | | |
2 | Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону | 1 | | |
3 | Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. | 1 | | |
4 | Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать. | 1 | | |
Раздел 2. Искусство поздравления (2ч.) | 5 | Комплименты. Искусство делать комплименты. | 1 | | |
6 | Семейное торжество. Язык цветов. Как дарить и принимать подарки. | 1 | | |
Раздел 3. Культура общения (9ч.) | 7 | Неловкие ситуации. | 1 | | |
8 | Черты характера. | 1 | | |
9 | Внешний вид. “О чем говорит твой портфель” | 1 | | |
10 | Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. | 1 | | |
11 | Навещаем больного. Утешение, подбадривание | 1 | | |
12 | Как сформировать полезные привычки. | 1 | | |
13 | Общение с природой. Экология природы и человека | 1 | | |
14 | Что такое дружба, товарищество. | 1 | | |
15 | Поведение в общественных местах и на природе. Правила хорошего тона, дурной тон. | 1 | | |
Раздел 4. Культура гостеприимства (7 ч.) | 16 | Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства | 1 | | |
17 | Приемы. Как провести праздник дома. Подарки. | 1 | | |
18 | Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. | 1 | | |
19 | Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя. | 1 | | |
20 | Почему ты нравишься окружающим или нет. | 1 | | |
21 | Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости | 1 | | |
22 | Монолог. Диалог. Беседа. Диспут. | 1 | | |
Раздел 5. Мы такие разные (4 ч.) | 23 | Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу? | 1 | | |
24 | О чем говорит внешний вид. | 1 | | |
| 25 | Женственность девочек. | 1 | | |
| 26 | Мужественность мальчиков. | 1 | | |
Раздел 6. Общение в путешествии (9 ч.) | 27 | Умение вести себя в путешествии. | 1 | | |
28 | Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. | 1 | | |
29 | Традиции разных народов. | 1 | | |
30 | Традиции разных народов. | 1 | | |
31 | Игры разных народов. | 1 | | |
32 | Деловой этикет. | 1 | | |
33 | Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. | 1 | | |
34 | Личность как самоценность в процессе общения. | 1 | | |
35 | Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения | 1 | | |
11