Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Учитель года-2019" Читательская грамотность»
Лесничева
Татьяна
Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «Синеборская СОШ»
2019г.
Лесничева Татьяна Ивановна Учитель начальных классов МБОУ «Синеборская СОШ» Общий педагогический стаж - 32 года Квалификационная категория – I
Цель: повысить качество образования, повысить собственный уровень профессионализма в преподавательской деятельности
Одна из основных миссий : обмениваться опытом и пропагандировать новые технологии и методы обучения, повышать престиж профессии учителя; быть образцом и примером для своих учеников.
Требования ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по литературному чтению :
- использование разных видов чтения
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов
- участвовать в их обсуждении
- давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
- владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий
Дефициты в умениях
- Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
- Анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте
- Формулирование сложных выводов и оценочных суждений
- Использование информации из текста для различных целей
- Нахождение скрытой информации
Возможные причины
- 1. Нет специальных заданий для отработки многих читательских умений ( Поиск информации, заданной в явном виде; формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; интерпретация и обобщение информации; оценка содержания, языка и структуры текста )
- 2. Мало заданий для работы со всеми видами текста;
1.Поиск информации, заданной в явном виде:
- найти конкретные сведения;
- найти значения слова и фразы;
- определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
- определить время и место действия рассказа.
II. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
- установить связь между событиями;
- понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
III . Интерпретация и обобщение информации:
- распознать общую идею или тему текста;
- описывать отношения между героями;
- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
- понимать настроение и общий тон рассказа;
- находить практическое применение информации из текста.
IV . Оценка содержания, языка и структуры текста:
- оценивать правдоподобность описанных событий;
- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
- оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
- определять отношения автора к основной теме текста.
Тема по самообразованию: « Индивидуальный прогресс ученика через развитие читательской грамотности»
Курсы повышения квалификации по теме: «Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС»
Шаги
- Познакомились с технологией «Критическое мышление»
- Разработали банк вопросов к текстам по литературному чтению.
- Сделали подборку текстов по классам с многоуровневыми заданиями
Типы чтения:
- ознакомительное
- изучающее
- выборочное
- поисковое
Типы учебных заданий
- Поиск информации, заданной в явном и неявном виде
- Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
- Интерпретация и обобщение информации
- Оценка содержания, языка и структуры текста
Приемы
- 1. Нахождение в тексте нужной информации и выделение ее цветом ( подчеркивание ) (прием развивает умения находить скрытую информацию, анализировать, делать выводы)
2. Чтение с пометами (Применяется для стимулирования более внимательного чтения.)
3. синквейн (развивать мышление, учит вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять словарный запас)
4. инсерт (развивает умения классифицировать, систематизировать информацию, выделять новое)
5.чтение с остановками (заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения)
6. Ромашка Блума (актуален на любых предметах)
- Простые вопросы . Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
- Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то..? Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?» Направлены на установление причинно-следственных связей.
- Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в…, если бы…?», «Как вы думаете, как будет…?».
- Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки фактов. «Чем … отличается от …?» и т.д.
- Практические вопросы . Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
Мониторинг результатов
Рекомендации
- выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала
- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом