СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Учитель года-2019" Читательская грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность научиться работать с информацией, сформировать для этого базовые навыки и научиться эти навыки применять. 

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Учитель года-2019" Читательская грамотность»

Лесничева Татьяна Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Синеборская СОШ»  2019г.

Лесничева

Татьяна

Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Синеборская СОШ»

2019г.

Лесничева Татьяна Ивановна  Учитель начальных классов  МБОУ «Синеборская СОШ»  Общий педагогический стаж - 32 года  Квалификационная категория – I

Лесничева Татьяна Ивановна Учитель начальных классов МБОУ «Синеборская СОШ» Общий педагогический стаж - 32 года Квалификационная категория – I

Цель:  повысить качество образования, повысить собственный уровень профессионализма в преподавательской деятельности

Цель: повысить качество образования, повысить собственный уровень профессионализма в преподавательской деятельности

Одна из основных миссий : обмениваться опытом и пропагандировать новые технологии и методы обучения, повышать престиж профессии учителя; быть образцом и примером для своих учеников.

Одна из основных миссий : обмениваться опытом и пропагандировать новые технологии и методы обучения, повышать престиж профессии учителя; быть образцом и примером для своих учеников.

Требования ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по литературному чтению :   использование разных видов чтения умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов участвовать в их обсуждении давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий

Требования ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по литературному чтению :

  • использование разных видов чтения
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов
  • участвовать в их обсуждении
  • давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
  • владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий
Дефициты в умениях Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте Анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте Формулирование сложных выводов и оценочных суждений Использование информации из текста для различных целей Нахождение скрытой информации

Дефициты в умениях

  • Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
  • Анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте
  • Формулирование сложных выводов и оценочных суждений
  • Использование информации из текста для различных целей
  • Нахождение скрытой информации
 Возможные причины 1.  Нет специальных заданий для отработки многих читательских умений ( Поиск информации, заданной в явном виде; формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; интерпретация и обобщение информации; оценка содержания, языка и структуры текста ) 2.  Мало заданий для работы со всеми видами текста;

Возможные причины

  • 1. Нет специальных заданий для отработки многих читательских умений ( Поиск информации, заданной в явном виде; формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; интерпретация и обобщение информации; оценка содержания, языка и структуры текста )
  • 2. Мало заданий для работы со всеми видами текста;
1.Поиск информации, заданной в явном виде: найти конкретные сведения; найти значения слова и фразы; определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; определить время и место действия рассказа.

1.Поиск информации, заданной в явном виде:

  • найти конкретные сведения;
  • найти значения слова и фразы;
  • определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
  • определить время и место действия рассказа.
II. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: установить связь между событиями; понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

II. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

  • установить связь между событиями;
  • понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
  • понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
  • выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
III . Интерпретация и обобщение информации:   распознать общую идею или тему текста; описывать отношения между героями; сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста; понимать настроение и общий тон рассказа; находить практическое применение информации из текста.

III . Интерпретация и обобщение информации:

  • распознать общую идею или тему текста;
  • описывать отношения между героями;
  • сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
  • понимать настроение и общий тон рассказа;
  • находить практическое применение информации из текста.
IV . Оценка содержания, языка и структуры текста:   оценивать правдоподобность описанных событий; описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте; определять отношения автора к основной теме текста.

IV . Оценка содержания, языка и структуры текста:

  • оценивать правдоподобность описанных событий;
  • описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
  • оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
  • определять отношения автора к основной теме текста.
Тема по самообразованию:  « Индивидуальный прогресс ученика через развитие читательской грамотности»

Тема по самообразованию: « Индивидуальный прогресс ученика через развитие читательской грамотности»

Курсы повышения квалификации по теме:   «Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС»

Курсы повышения квалификации по теме: «Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС»

Шаги Познакомились с технологией «Критическое мышление» Разработали банк вопросов к текстам по литературному чтению. Сделали подборку текстов по классам с многоуровневыми заданиями

Шаги

  • Познакомились с технологией «Критическое мышление»
  • Разработали банк вопросов к текстам по литературному чтению.
  • Сделали подборку текстов по классам с многоуровневыми заданиями
Типы чтения:   ознакомительное изучающее  выборочное  поисковое

Типы чтения:

  • ознакомительное
  • изучающее
  • выборочное
  • поисковое
Типы учебных заданий     Поиск информации, заданной в явном и неявном виде Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте  Интерпретация и обобщение информации Оценка содержания, языка и структуры текста

Типы учебных заданий

 

  • Поиск информации, заданной в явном и неявном виде
  • Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
  • Интерпретация и обобщение информации
  • Оценка содержания, языка и структуры текста
Приемы   1.  Нахождение в тексте нужной информации и выделение ее цветом ( подчеркивание ) (прием развивает умения находить скрытую информацию, анализировать, делать выводы)

Приемы

  • 1. Нахождение в тексте нужной информации и выделение ее цветом ( подчеркивание ) (прием развивает умения находить скрытую информацию, анализировать, делать выводы)
2. Чтение с пометами  (Применяется для стимулирования более внимательного чтения.)   3. синквейн  (развивать мышление, учит вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять словарный запас) 4. инсерт (развивает умения классифицировать, систематизировать информацию, выделять новое) 5.чтение с остановками (заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения)

2. Чтение с пометами (Применяется для стимулирования более внимательного чтения.)

3. синквейн (развивать мышление, учит вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять словарный запас)

4. инсерт (развивает умения классифицировать, систематизировать информацию, выделять новое)

5.чтение с остановками (заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения)

6. Ромашка Блума  (актуален на любых предметах)   Простые вопросы . Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то..? Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?» Направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в…, если бы…?», «Как вы думаете, как будет…?». Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки фактов. «Чем … отличается от …?» и т.д. Практические вопросы . Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

6. Ромашка Блума (актуален на любых предметах)

  • Простые вопросы . Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то..? Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?» Направлены на установление причинно-следственных связей.
  • Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в…, если бы…?», «Как вы думаете, как будет…?».
  • Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки фактов. «Чем … отличается от …?» и т.д.
  • Практические вопросы . Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
Мониторинг результатов

Мониторинг результатов

Рекомендации выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом

Рекомендации

  • выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала
  • формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом