СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание на "Учитель Года Дона 2023"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.

Образовательный проект «Формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств» представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Концепция проекта раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание на "Учитель Года Дона 2023"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красненская средняя общеобразовательная школа









ПРОЕКТ

«Формирование патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств»













Автор: Резников Юрий Александрович

Преподаватель - организатор ОБЖ

МБОУ Красненской СОШ



















2022г

Оглавление



Аннотация 3

Актуальность 4

Содержание проекта 5

Основополагающие принципы и направления их реализации 7

Содержание деятельности по направлениям 9

Ресурсное обеспечение педагогического опыта 11

План реализации проекта 13

План мероприятий реализации проекта 17

Ожидаемые результаты 21

Критерии оценки эффективности проекта 22

Перспективы дальнейшего развития проекта 23

Список использованной литературы 24






















Аннотация

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.

Данный проект представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Концепция проекта раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, способных на социально-оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие, моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

















Актуальность

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. Суть пректа - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

В школе проводилось психолого-педагогическое исследование по определению уровня воспитанности, который раскрывается в поведении, в отношении человека к окружающему миру, к окружающим людям, к себе, к тому, что он делает.

Это отношение формируется в результате усвоения ценностей, норм, правил, идеалов данного общества. В данном исследовании принимали участие учащиеся 9-х - 11-х классов.

Ценностное отношение – это отношение субъекта к объекту как к ценности. Личностный рост связан с развитием именно ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Учащиеся 9-11-х классов демонстрируют в целом преобладающее ситуативно-позитивное отношение к знаниям, земле (природе), культуре, человеку как таковому.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что учащиеся понимают и принимают патриотизм как ценность, но слабо представляют его на практике.


Содержание проекта

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

- способность интегрироваться в сложившуюся систему отношений;

- умение устанавливать контакты с другими людьми;

- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

- умение любить свою Родину.

Методологическую базу педагогического опыта составляют:

• традиционные теории понимания патриотизма как высшей ценности Макиавелли, Крижанича, Руссо, Фихте;

• идеи К.Д.Ушинского А.Н.Вырщикова, И.Ф.Харламова о необходимости воспитания патриотизма в школе;

• труды П.П.Блонского, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого по определению содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств;

• методические разработки педагогов-новаторов. И.А.Пашкович, Т.А.Касимова , Н.К.Беспятова, Буторина Т.С., Т.А.Орешкина о решении проблем, связанных с формированием патриотизма у подрастающего поколения.

Цель проекта: создание условий для формирования личности достойного гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.


Задачи:

1. Проведение научно-обоснованной деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.

2. Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.

3. Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.

4. Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Гипотеза: формирование личности достойного гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения возможно только при создании в школе эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.

Объект проекта: организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания учащихся МБОУ Красненской СОШ

Предмет проекта: педагогическая деятельность, направленная на формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Формы работы с учащимися:

учебные занятия по ОБЖ, турниры, конкурсы, олимпиады, проектирование, развивающие часы (рефлексии, саморазвития, методологического мышления).

Методы обучения: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения; методы стимулирования деятельности и поведения.

Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

- научность, гуманизм, демократизм;

- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Основные направления реализации проекта

  1. Социальное:

  • формирование добросовестного отношения к учебе;

  • формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения);

  • формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных);

  • воспитание уважения к традициям семьи;

  • формирование взаимопонимания в семье;

  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;

  • формирование умения результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

  1. Политическое:

  • воспитание правовой культуры;

  • формирование понимания политических и правовых событий;

  • формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции патриота своей страны.

3. Нравственное:

  • воспитание чувства прекрасного;

  • воспитание любви к Родине;

  • знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным);

  • формирование общечеловеческих ценностей.











Содержание деятельности по направлениям


Социальное

  • внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, основанных на компетентностном и деятельностном подходе;

  • организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

  • изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

  • проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;

  • организация совместных коллективных творческих дел;

  • организация и проведение благотворительных акций;

  • организация работы с родителями.

Политическое

  • изучение символики России, округа, района, поселка, школы;

  • оформление уголка символики;

  • проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, окружного, районного и поселкового значения;

  • изучение родного края и страны через организацию походов, заочных путешествий;

  • совершенствование системы классного и школьного самоуправления;

  • организация цикла передач по школьному радио;

  • организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;

  • организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;

  • акция «Ветеран живет рядом»;

  • создание клубной системы правоведческой работы “Подросток и закон”.

Нравственное

  • соблюдение нравственного кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

  • изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России, малых народов Севера;

  • участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

  • ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

  • знакомство с различными видами искусств;

  • изучение истории России, символики, геральдики;

  • проведение общешкольных традиционных мероприятий (Слет отличников и хорошистов, творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.);

  • проведение культурно-массовых спортивных мероприятий; оформление стендов: “Отличники”, “Наши выпускники ” и др.;

  • организация различных выставок;

  • организация культурных мероприятий для творческой самореализации:

  • организация вокальной и театральной студий, хора учителей.













Ресурсное обеспечение педагогического опыта


А) Нормативно-правовые ресурсы:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";

- Закон РФ "Об образовании";

- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

- Программа развития МБОУ Красненской СОШ

Б) Кадровые ресурсы:

Оценка состояния педагогического сообщества:

  • уровня творческого и профессионального потенциала;

  • готовность к разработке новых программ, методик, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся; осваиванию новых технологий;

  • сплочённость коллектива, сотрудничество и сотворчество;

  • уважения личности каждого участника ОС.

В) Информационные ресурсы:

  • приобретение и изучение литературных источников по теме проекта.

  • семинары, практикумы по вопросам темы проекта.

  • поддержание информационно-компьютерной связи с инновационным сообществом.

  • взаимообучение и взаимообогащение между членами педагогического сообщества ОУ.

Г) Программно-методические ресурсы:

  • Разработка и внедрение рабочих программ по направлениям программы.

  • Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности.

  • Создание библиотечного фонда школы справочной, познавательной, художественной литературы

  • Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий.

  • Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание.

  • Составление плана работы по проекту на каждый год.

Д) Материально – технические ресурсы:

  • наличие оснащенной материально-технической базы школы для гражданско-патриотического воспитания учащихся.

  • наличие учебных кабинетов с мультимедийным оборудованием, оружейной комнаты, полосы препятствия, спортивных и актового зала;

  • наличие необходимой литературы и электронных носителей;

  • наличие обучающих программ, стендов, плакатов, тренажеров;

  • наличие расходных материалов для выпуска методических материалов и сборников;

  • наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве;

  • овладение педагогами информационными и компьютерными технологиями.

















План реализации проекта


Деятельность по созданию системы патриотического воспитания

Участники

деятельности


Сроки

I этап (проектный)

Создание и программирование работы творческой группы

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги, учащиеся

2022 год

Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги

2022 год

Изучение научно- методической литературы

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги

2022 год

Определение концептуальных положений по изучению эффективности учебно-воспитательного процесса

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги

2022 год

Проектирование модели личности выпускника

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные

руководители, родители

2022 год

Выступление на заседании ШМО классных руководителей «Патриотическое воспитание школьников: проблемы, пути их решения»

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители,

Зам.директора по ВР

2022год

Ресурсное обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию школьников

Преподаватель-организатор ОБЖ

2022 - 2023 гг

II этап (практический)

Создание мониторинга развития личности


Педагоги, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-психолог

2022 - 2023 гг

Обновление содержания образования и способов учебно-воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги


2022 - 2023 гг

Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей, соревнований и т.д.

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги, учащиеся, родители

ежегодно

Организация совместных творческих дел с родителями

Кл. руководители, преподаватель-организатор ОБЖ, родители, учащиеся

постоянно

Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги

постоянно

Внедрение рабочих программ по гражданско-патриотическому воспитанию

классные руководители, Преподаватель-организатор ОБЖ,

Ежегодно

Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках школы, которые побывали в «горячих точках»

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, учащиеся, родители


постоянно

Оформление стендов: «Военная форма к лицу», «Наши защитники Отечества» и др.


Преподаватель-организатор ОБЖ, учащиеся

Ежегодно

IІІ. Заключительный этап (рефлексивный)

    1. Мониторинг и анализ гражданской, патриотической социализации школьников.


Преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-психолог, классные руководители

2023 год

    1. Использование материала работ по гражданско-патриотическому воспитанию при планировании воспитательной работы школы, класса.

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

2023 год

3.Создание объективных, адекватных, открытых критериев и форм

оценки своей работы.

Преподаватель-организатор ОБЖ

2023
























План мероприятий реализации проекта



п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

I.Мероприятия, направленные на формирование патриотического сознания как одного из основных гражданских качеств в урочное время

1

Проведение уроков по патриотической тематике

Ежегодно

Учитель истории, преподаватель - организатор ОБЖ,

2

Проведение интегрированных уроков истории, ОБЖ и литературы по патриотической и гражданской тематике

Ежегодно

Учителя истории, литературы, преподаватель - организатор ОБЖ

3

Проведение классных часов гражданско-патриотической направленности

Ежегодно


Классные руководители

4

Фотовыставка на тему «Родная школа в лицах»

Ежегодно


Педагоги-организаторы, преподаватель-организатор ОБЖ

5

Классные часы на темы семьи и отношений в семье

Ежегодно


Классные руководители, педагог-психолог

6

Беседы о внутреннем и международном положении России

Постоянно

Учитель истории, преподаватель-организатор ОБЖ

II. Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию

2.1 Проведение массовых мероприятий

1

Мероприятия, посвящённые празднованию Дня Победы

Ежегодно,

апрель-май

Преподаватель - организатор ОБЖ, зам. директора по ВР

2

Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы

Ежегодно

Январь-февраль,

Преподаватель - организатор ОБЖ, зам. директора по ВР

3

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта

Ежегодно,

февраль

Учитель физической культуры, преподаватель - организатор ОБЖ, зам. директора по ВР

4

Проведение встреч обучающихся с бывшими военнослужащими

Ежегодно, в течение военно- патриотического месячника

Преподаватель - организатор ОБЖ

5

Проведение смотра – конкурса строя и песни.

Ежегодно, в течение военно- патриотического месячника

Преподаватель - организатор ОБЖ, Классные руководители

6

Проведение выставок детского рисунка по военно-патриотической тематике

Ежегодно, в течение военно-патриотического месячника, к памятным датам

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

7

Проведение конкурса инсценированной военной песни

Ежегодно,

май

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, зам. директора по ВР

8

Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий

Ежегодно

Преподаватель - организатор ОБЖ, зам. директора по ВР

9

Проведение Вахты памяти:

- оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда, труженикам тыла;

- поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с днём Победы;

Ежегодно, апрель-май

Преподаватель-организатор ОБЖ, зам. директора по ВР, классные руководители

10

Участие в районных конкурсах, викторинах, фестивалях по патриотическому воспитанию

Ежегодно


преподаватель - организатор ОБЖ, зам. директора по ВР

11

Проведение профориентационных мероприятий гражданско – патриотической направленности

Ежегодно


преподаватель-организатор ОБЖ

2.2 Физкультурно-оздоровительная деятельность

1

Проведение школьной спартакиады

Ежегодно в течение учебного года

Учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ

2

Проведение осеннего легкоатлетического кросса.

Ежегодно,

октябрь

Учитель физической культуры

3

Проведение весеннего легкоатлетического кросса

Ежегодно,
апрель

Учитель физической культуры

4

Проведение соревнований «Школа безопасности»

Ежегодно,

сентябрь

Учитель физической культуры, преподаватель - организатор ОБЖ

2.3 Проведение коллективно-творческих дел и мероприятий

1

Проведение классных часов по гражданской тематике с использованием нормативных документов, касающихся защиты прав детей


Ежегодно,

декабрь

Классные руководители,

учитель истории,

преподаватель-организатор ОБЖ

2

Проведение воспитательных мероприятий и игр, посвящённых Дням воинской Славы России, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости, историческим датам

Ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

3

Проведение читательских уроков по книгам о защитниках Отечества

Ежегодно

Педагог - библиотекарь


4

Организация показа и обсуждения документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы


Ежегодно

Классные руководители, зам.директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ

5

Проведение классных часов, бесед-лекций, праздников на гражданско-патриотические темы

Ежегодно

Классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

6

Участие в районных соревнованиях среди молодёжи по патриотическому воспитанию

Ежегодно

Зам.директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ

7

Трудовой десант


Ежегодно сентябрь, май

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

Ожидаемые результаты


  1. На уровне образовательного учреждения:

  • Создание банка методик, позволяющих отслеживать качественные показатели развития детей при освоении инновационной педагогической технологии.

  • Вовлечение в процесс реализации программы всего педагогического коллектива школы и воспитанников.

  • Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблемам гражданско-патриотического воспитания.

  • Проведение конкурсов и соревнований гражданско-патриотической направленности в школе.

  • Повышение уровня развития и проявления патриотизма личности.

2. На уровне района:

  • Проведение семинаров по вопросам гражданско-патриотического воспитания

  • Участие учащихся в соревнованиях и конкурсах военно-патриотической направленности.


















Критерии оценки эффективности проекта


На уровне образовательного учреждения:

  • Проведение уроков, мероприятий с охватом максимума учащихся.

  • 100% охват преподавательского состава школы при реализации программы.

  • Максимальное вовлечение учащихся для проведения мероприятий гражданско – патриотической направленности.

  • Участие на соревнованиях и конкурсах гражданско – патриотической направленности различных уровней.

- наличиe и качествo диагностических данных о развитии педагогического коллектива (повышению профессионального уровня);

На уровне района:

  • Количество и качество проведенных мероприятий и участия в них учащихся.

















Перспективы дальнейшего развития проекта



  • Разнообразие форм проведения занятий и мероприятий.

  • Осуществление творческого подхода к патриотическому воспитанию учащихся.

  • Более широкое привлечение учащихся к заочным конкурсам гражданско-патриотической направленности.

  • Широкое использование инновационных технологий при проведении и подготовки мероприятий и занятий гражданско – патриотической направленности.























Список использованной литературы


1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

7. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

8. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

9. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.

23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!