СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: учить слухо-произносительной дифференциации звуков С и  Ш в слогах и словах

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах»»

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат VIII вида»


Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающегося 1 класса.

Тема: «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах»

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи лёгкой степени.

Цель: учить слухо-произносительной дифференциации звуков С и Ш в слогах и словах, адекватно использовать буквы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. продолжать формировать умение различать звуки [С] - [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам;

  2. закреплять умение выделять звуки [С] - [Ш] в словах и соотносить эти звуки с символами;

  3. активизировать лексический запас по теме: ««Транспорт»»;

  4. упражнять в согласовании числительных с существительным и в различении слов -паронимов

Коррекционно-развивающие:

1.совершенствовать фонематическое восприятие и вырабатывать навык звукового анализа слов;

2.формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;

3. содействовать развитию и укреплению мускулатуры артикуляционного аппарата;

4. стимулировать речевую активность ученика;

Коррекционно-воспитательные:

1.вырабатывать навык самоконтроля;

2.развивать умение оценивать результаты работы по заданию;

3.воспитывать умение слушать и слышать.


Тип урока: закрепление изученного материала.


Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, пиктограммы.

Дополнительные пособия: компьютерная презентация (PowerPoint)























п/п

Этапы

Содержание

Дидактическое обеспечение


I. Мотивационно-целевой этап


1.Организационный момент.



2. Введение в тему.

Отгадывание загадок












Определение обобщающего слова.

Создание

проблемной ситуации, с целью возникновения мотива- не путать звуки с –ш.



Звуковой анализ слов



3. Сообщение темы и цели занятия.

- Здравствуй, Дима! Посмотри, сколько у нас гостей. Они пришли посмотреть и послушать, как красиво и правильно мы говорим. Поздоровайся и улыбнись, чтобы у всех было хорошее настроение.

И у Мурлыки хорошее настроение.

Мурлыка любит разгадывать загадки. – Отгадаем вместе с ним загадки.

Очень быстро в небе мчится

Удивительная птица.

Ввысь летит на ней пилот.

Что за птица? (Самолет)

Перед домом на дороге

Ждет давно она подмоги

Не залили в бак бензина -

Не поехала … (машина).

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (троллейбус)

- Как назвать одним словом эти предметы? (Транспорт)

- Ой, что случилось с нашим транспортом? Без чего оказался самолёт?(Без носа и хвоста) Где хвост самолёта? А нос? А без чего машина? Без чего троллейбус? Что появилось на крыше троллейбуса?

Мурлыка догадался, что это проделки его сына – котёнка. Он всё путает- и детали транспорта и …некоторые звуки. Котёнок не может произнести эти звуки, просит тебя догадаться, какие звуки он путает. А для этого:

- Назови первый звук в слове САМОЛЁТ. (Звук с)

Назови третий звук в слове МАШИНА. (звук Ш)

Назови последний звук в слове ТРОЛЛЕЙБУС (звук С)

- Ты догадался, какие звуки путает котёнок? (звуки ш и с). – Поможем котёнку?

Так с какими звуками и буквами мы будем продолжать работать? (звук ш и звук с, буква ша и буква эс). Тема нашего занятия «Звуки и буквы с-ш» Вместе с котёнком будем продолжать учиться различать их в устной речи и на письме.

Мурлыка (герой книги Н.С. Жуковой «Учимся говорить правильно») – изображение на листе

Слайды 1-8












Слайд 9



Слайд 10


Котёнок-сын Мурлыки (герои книги Н.С. Жуковой «Учимся говорить правильно») – изображение на листе

Слайды 11-13






Артикуляционная гимнастика.



II. Ориентировочный этап.

- Чтобы правильно и четко произносить звуки, необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

Будут губы, язычок стараться, все звуки будут получаться!!

Котёнок- сынок Мурлыки любит путешествовать… Узнал, что предстоит путешествие … на

машине – улыбается (упражнение «Улыбочка») и в дудочку играет (упражнение «Трубочка»). Меняем положение губ- «Улыбочка», «Трубочка» … Перед дорогой надо подкрепиться блинчиками со сладким чаем. Испекли блинчик (упражнение «Блинчик»), а он горячий. Надо остудить. Подуем на середину язычка. Нальём чай в чашечку. И чай горячий. Остудим его.

И машину перед путешествием надо привести в порядок: сиденья («Чистим нижние зубки»), стёкла с потолком («Чистим верхние зубки»). Вдруг котёнок услышал шипение: шшшш. Что случилось? Догадался – шина у колеса спустилась. Нужен… насос. Накачаем колесо: с-с-с-с

-Артикуляционный аппарат подготовили к работе, для того чтобы помочь котёнку не путать звуки с и ш.



Ученик выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом.



Изображение шины и насоса


III Поисково-исследовательский этап


1. Сравнение звуков С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.














2.Обозначение звука буквой.

А) Почему же котёнок путает звуки с –ш? Чем похожи между собой эти звуки?

1) Произнеси звук с. Какой он: гласный или согласный? (Выбор домика). Произнеси звук ш. Какой он: гласный или согласный? (Выбор домика). Оба какие? (СОГЛАСНЫЕ)

2) Проверь: звук с звонкий или глухой – закрой ладошками ушки? (Выбор домика) Звук ш звонкий или глухой – закрой ладошками ушки? (Выбор домика) Оба… ГЛУХИЕ.

3) Как звучит звук с твёрдо или мягко? Он твёрдый или мягкий? В каком половине домика живёт звук с? Как звучит звук ш твёрдо или мягко? Он твёрдый или мягкий? В каком половине домика живёт звук ш? Вывод: звуки с и ш живут в одном домике и в одной половинке домика, поэтому их можно перепутать.

Б) Как же их различить? - Что делают губы, когда произносим звук с? Выбери картинку. –А что делают губы, когда произносим звук ш? - Где находится кончик язычка, когда произносим звук с? Выбери картинку. А где находится кончик язычка, когда произносим звук ш? Какая струя воздуха при произношении звука с? Выбери картинку. Какая струя воздуха при произношении звука с?

По положению губ и языка покажи котёнку где звук с, а где звук ш: Вывод:по положению губ иязычка звуки различаются. Котёнок вспомнил, что в его кличке так же есть эти звуки. Мы всё называем его «котёнок». А как же его зовут? Соберём его кличку по звукам. Ты умеешь читать, поэтому звуки, которые мы только слышим и произносим превратим в буквы, которые видим и читаем.

Найди и обведи кружком на листе букву, которая обозначается звуком [с]. Это буква … эс. Она одна? А какой буквой мы обозначим звук [ш]? -Обведи буквы ша прямоугольником.

«Домики»



Карточки – опорные схемы Демонстрация схемы звуков.

Выбор карточек:



Лист с буквами


1.Согласование чисел от 1 до 5 со словом «буква».




2. Нахождение слова по первому слогу.

3. Физминутка.











4. Слова и со звуком с и со звуком ш.


5. Различение слов паронимов


IV Практический этап

Сколько букв с на листе? Посчитай. (Одна буква с, две буквы с, три буквы с). Сколько всего букв с? (Три) Сколько букв ш на листе? Посчитай. (Одна буква ш, две буквы ш, три буквы ш. Четыре буквы ш, пять букв ш). Сколько всего букв ш? Каких букв больше? И котёнок вспомнил, что в его кличке на первом месте слышится звук ш, который на письме обозначается буквой ш. Напечатай её на доске. Подружи эту букву с буквой, которая на листе напечатана красным цветом (буква у). Получится слог ….- шу

Найди слог шу, прочитав все слоги. На каком месте сверху стоит слог шу? (На четвёртом). Название какого предмета начинает слог шу? Называй слова… (Слово шуба)

Какие предметы относятся к транспорту? (Самолёт, шина)

Я называю слова на тему транспорт, а ты – если услышишь звук ш , руки – вверх, если услышишь звук с, руки- вниз. Почему?.. ( звук [с]–кончик языка внизу, звук [ш]-кончик языка вверху) Штурвал, колесо, шум, шофёр, пассажир, корпус, стекло, салон, шуруп, асфальт, шоссе, машинист (проблемная ситуация- и с и ш). Вывод: В некоторых словах есть и звук с, и звук ш. И в кличке котёнка (он мне шепчет) так же есть и звук с, и звук ш. Преврати звук с в букву. Напечатай её на доске после буквы у. Прочитай. Справа напечатай букву, которая на листе напечатана синим цветом. (Буква т). Следующая буква та, которая на листе напечатана зелёным цветом. (Буква р). После неё буква т, которая на листе напечатана розовым цветом. (Буква и). И последняя буква та, которая на листе напечатана фиолетовым цветом. (Буква к). Прочитай. Получилось слово? Узнал кличку котёнка? (ШУСТРИК). Почему его так назвали? Какой он? (Шустрый - подвижный, быстрый, всё успевает). Есть звук с, есть звук ш в его кличке?

Назови слова, в которых так же есть и звук с и звук ш.

Хорошо путешествовать, когда светит …..солнышко,

Если проголодались в дороге, нужны ….сушки,

Машину ведёт шофёр, самолёт- пилот, а поезд ….машинист.

Так обрадовался Шустрик, что перестал путать звуки с и ш, решил составить предложения, но не может выбрать для каждом из них последнее слов.

1) Даша играет с … Проговори предложение и в последнее слово вставь нужную букву

2) В сарае протекает…

3) У папы длинные…

Почему Шустрик не мог выбрать последние слова в предложения? (Слова различаются одной буквой)


с ш р

к с ш

ш у

ш и т

с ш




Слайд 15








с ш р

к с ш

ш у

ш и т

с ш



Слайд 17





Слайды 19-21

МИ…КОЙ

КРЫ…А

У…И


V Рефлексивно-оценочный этап


Подведение итогов.


Шустрик говорит тебе спасибо!!! -Какие звуки ты помог различать котёнку Шустрику? Ай, разлетелись карточки с обозначениями правильного произношения звуков с и ш… Верни их на место. Буквы нам помогают. Как думаешь, котёнок всё понял? Он будет путать звуки с-ш? Шустрик такой шустрый – в благодарность за твою помощь он попросил музыкальную группу для детей под названием «Чударики» подарить тебе песенку –игру. Песенка эта про самолёт. Почему? (На занятии мы говорили и о транспорте).

И Мурлыка очень рад. Он благодарит тебя: «Спасибо тебе, Дима!!! Ты научил моего сына различать звуки…

Слайд 23 -видио


Самоанализ занятия, проведённого в ГКОУ «Новобрянская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида»

учителем- логопедом Москвитиной О.С.

Дата: 10.03.2017 Форма занятия: индивидуальное Тема: Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах Возраст ребёнка: 6 лет, 11 месяцев.

Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи лёгкой степени, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм.

Дима посещает логопедические занятия с сентября 2017 года. За данный период были поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки. В настоящее время идёт работа по дифференциации шипящих и свистящих звуков. Исходя из этого мною была выбрана тема по коррекции звукопроизношения – «Дифференциация звуков С – Ш». Лексическая тема «Транспорт» соответствует плану индивидуальной логопедической работы по преодолению СИСТЕМНОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ легкой степени при умственной отсталости у детей с интеллектуальными нарушениями.

На занятии была поставлена следующая цель: учить слухо-произносительной дифференциации звуков С и Ш в слогах и словах, адекватно использовать соответствующие буквы.

На занятии были поставлены следующие задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.продолжать формировать умение различать звуки [С] - [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам;

2.закреплять умение выделять звуки [С] - [Ш] в словах и соотносить эти звуки с символами;

3.активизировать лексический запас по теме: «Транспорт»;

4. упражнять в согласовании числительных с существительным 1 и в различении слов -паронимов.

Коррекционно-развивающие:

1.совершенствовать фонематическое восприятие и вырабатывать навык звукового анализа слов;

2.формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;

3. содействовать развитию и укреплению мускулатуры артикуляционного аппарата;

4. стимулировать речевую активность ученика;

Коррекционно-воспитательные:

1.вырабатывать навык самоконтроля;

2.развивать умение оценивать результаты работы по заданию;

3.воспитывать умение слушать и слышать.

Тип занятия: закрепление изученного материала.

При постановке целей занятия и его планировании мною были учтены возрастные, характерологические и речевые особенности ребёнка. При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

Занятие состояло из этапов:

Мотивационно-целевого

Ориентировочного

Поисково-исследовательского

Практического этапа

Рефлексивно-оценочного

Старалась, чтобы занятие было построено логично, все этапы были тематически взаимосвязаны, чтобы структурные элементы были соблюдены. Использование разнообразных методов и приёмов работы соответствовало задачам каждой структурной части занятия. Присутствовала постоянная смена видов деятельности, что способствовало повышению работоспособности ребёнка и активизации внимания. Эмоциональный фон во время занятия был положительный. На занятии мною был использован разнообразный наглядный и дидактический материал. Считаю, что поставленные задачи на занятии были реализованы. Но данная работа по дифференциации свистящих и шипящих звуков требует дальнейшего продолжения.






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!