Тема: «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж].
Цель: учить различать на слух и правильно употреблять в речи звуки [Ш] и [Ж].
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить правильное произношение звуков [Ш] и [Ж] в связной речи;
Коррекционно-развивающие:
1. Расширять словарь по теме “Одежда” и “Обувь”;
2. Развивать фонематический слух:
3. Развивать внимание и память;
4. Формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать учителя;
2. Воспитывать умение выполнять инструкции;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Катя! Давай сделаем с тобой артикуляционную гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика.
Ребенок выполняет по заданию логопеда комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Ш] и [Ж].
3. Развитие фонематического слуха.
Игра “Поймай звук”.
Логопед: Катя, сейчас мы с тобой будем ловить звук [Ш]. Повтори, какой звук мы будем ловить? (ребенок повторяет).
Логопед: Молодец! Когда услышишь наш звук – хлопни! Поймай его. Слушай внимательнее.
Логопед воспроизводит звуковой ряд.
Логопед: А теперь будем ловить звук [Ж]. Повтори, какой звук мы будем ловить? (ребенок повторяет).
Логопед: Молодец!
Логопед воспроизводит звуковой ряд.
4. Введение в тему.
Логопед: Сегодня у нас с тобой не обычное занятие, а сказочное! Ты любишь сказки? (ребенок отвечает).
Логопед: Сейчас я тебе не просто прочитаю сказку, но и покажу ее. А ты внимательно смотри и слушай.
Логопед читает сказку и показывает иллюстрации к ней.
Ежиная фабрика.
Жили – были на опушке в небольшой хижине Еж Женя и Ежиха Маша. Все животные с ними дружили, уважали их и слушались. Вежливая и душевная Маша была хорошей швеей. А радушный и бережливый Женя был хорошим сапожником.
Бывало, заглянешь к ежам на швейную фабрику, а у них там лежат чертежи, нашивки, катушки, ножницы, пряжа. Шустро они работают! Маша вяжет кукушке шапку и плюшевый джемпер , шаловливым медвежатам шьет желтые пижамки , жуку – крошечные штанишки и жилет с варежками . Рыжей кошке шьет ажурную рубашку с кружевными манжетами , а журавлю – пиджак и бежевые шорты . Осторожным мышкам и прожорливым лягушкам ежиха Маша шьет желтые юбки, жакеты и шелковые шарфы . Ужам, жаворонкам, неуклюжим мишкам-лежебокам – всем помогает ежиха Маша! А еж Женя шьет животным башмаки и оранжевые сапожки, широкие кожаные ремешки и босоножки . А животные в благодарность и дружбу шлют ежиной семье крыжовник, жареные пирожки, вишневое мороженое, свежие плюшки и ржаной хлебушек . Так и живут!
5. Беседа по содержанию сказки.
Логопед следит за тем, чтобы ребенок старался отвечать полными предложениями. Он помогает ему наводящими вопросами, объясняет значение “новых” для ребенка слов (обогащает словарь по теме “Одежда и обувь”).
Логопед: Тебе понравилась сказка?
-Как она называется? (Ежиная фабрика)
-Про каких главных героев наша сказка? (про ежиху и ежа)
-Как звали ежиху? (Ежиху звали Маша)
-Какая она была? (Маша была вежливая и душевная)
-Кем она была? (Она была швеей)
-Кто такая швея? (Та, кто шьет одежду)
-Какую одежду ты запомнила из нашей сказки? (ребенок называет)
-А как звали ежа? (Ежа звали Женя)
-Какой он был? (Женя был радушным и бережливым)
-Кем он был? (Он был сапожником)
-Кто такой сапожник? (Тот, кто шьет обувь)
-Какую обувь ты запомнила из нашей сказки? (ребенок отвечает)
-Как называется место, где работают ежи? (Ежиная фабрика)
-Что там по сказке мы увидели внутри? (ребенок перечисляет)
-Ты запомнила, каким зверям шили Женя и Маша?
-Что они им шили?
-А как животные благодарили своих помощников?
Логопед: Молодец, Катюша!
6. Совместное чтение сказки.
Логопед читает текст по одному предложению, а ребенок повторяет. Логопед следит за артикуляцией.
7. Пересказ сказки с опорой на картинки.
Логопед: А теперь попробуй сама рассказать мне сказку.
Логопед: Молодец!
Ребенок сама пробует пересказать сказку. Логопед при необходимости оказывает помощь.
8. Итог занятия.
Логопед: Катя, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие? (да)
-Что нового ты узнала?
-Ты молодец! Очень хорошо занималась!