КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ
« Автоматизация звука [Ш] »
Ход занятия.
I. Организационный момент. (На ковре)
Я хочу предложить тебе поиграть в игру «волшебный мешочек».
- Достань картинки из мешочка и назови, что это.
Ребенок достает картинки, называет их.
Лексический материал: шарик, вишня, мишка, машинка, душ, подушка, шмель, шапка.
Л: Какой звук встречается во всех этих словах?
Ребенок: Звук [Ш]
Л: Сегодня мы с тобой будем играть со звуком [Ш].
II. Основной этап. (Перед зеркалом)
1. Артикуляционная гимнастика
Присаживайся по удобнее напротив зеркала, я предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
Упражнения: «Забор» - «Окно» - 6 раз; «Улыбка» – «Трубочка» - 6 раз;
«Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка».
2. Артикуляция звука
Давай вспомним правильную артикуляцию звука [Ш]
При произнесении звука- ш- органы речи принимают следующее положение:
губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к небу ,но не касается его, образуя щель;
боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. Произнеси – Ш-Ш-Ш-Ш
(За партой)
3. Характеристика звука
- Звук ш согласный, глухой, твердый.
4.«Как шипит змея»
Саша пошел в лес, собирать грибы. Бродил по лесу заглядывал под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидел змею. Саша с ней поздоровался, а змея ему в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Мальчик спросил, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Саша тоже ей сказал «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш». Саша не испугался змеи, а весело зашагал по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш». Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею).
Например:волк, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, заяц, змея (ш-ш-ш-ш),змея(ш-ш-ш-ш) белка, змея (ш-ш-ш-ш).
5. - Посмотри внимательно на картинку ты должен пальчиком «проводить» змейку домой, произнося при этом звук [Ш].
6. «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь «как шипит змея»
Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш
7. Автоматизация правильного произношения звука [Ш ]в прямых и обратных слогах.
- А сейчас внимательно послушай и повтори за мной слоги:
Лексический материал:
ША – ШО – ШУ ШО – ШУ – ШИ ШЭ – ША – ШУ | АШ – ОШ – УШ ОШ – УШ – ИШ ЭШ – АШ – УШ |
8. Физкультминутка «Медвежата» (На ковре)
Выполняем движения со словами:
Мы веселые ребята. Наше имя медвежата. ( Пружинистые повороты туловища)
В гости все мы собрались.
Одевали мы штанишки, рубашонки, (Имитация движений)
шапки, шубки.
Мишки по полю пошли, в чащу леса забрели
Мишки шли, шли, шли. К тихой речке подошли. (Шаги на месте)
9. Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в словах.
Фонематический анализ слов.
Компьютерная коррекционно – логопедическая программа
«Игры для Тигры». «Фонетика» -СЛОВО
Игра «Четвёртый лишний»
Назови картинки, отбери в сторону те картинки, в названии которых есть звук [Ш].
Лексический материал:
Шапка, ваза, мышь, хлеб, шишки, тигр, машина, часы, каша, очки, шары, кошка, собака, шалаш, зонт.
Ребенок выполняет задание.
Л: А теперь назови картинки, которые ты отобрал, четко проговаривая звук Ш
Лексический материал:
Шапка, мышь, шишки, машина, каша, шары, кошка, шалаш.
Ребенок выполняет задание.
10. Фонематический анализ слов.
Компьютерная коррекционно – логопедическая программа «Фонетика» - Анализ - Игра «Поезд». «Лексика»-Слова-«Разложи предметы».
- А теперь давай поиграем с Тигрой, послушай пожалуйста, какое задание тебе задаст Тигра.
- Рассмотри картинку, назвать ее, определить в какой части слова находится звук [Ш] и с помощью компьютерной мыши переместить ее в соответствующий вагончик поезда.
«Игры для Тигры». «Лексика»-Слова-«Разложи предметы».
«Игры для Тигры». «Просодика»-Слитность-«Часы».
Произнеси фразу - « Ша-ша-ша ешь не спеша». «Маша, Маша кушай кашу»
III. Заключительный этап.
Итог занятия.- Тебе понравилось наше занятие?
- Какое задание тебе показалась самым сложным, а какое больше всего понравилось, что нового ты сегодня узнал? - Ты порадовал меня своими ответами. Поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания!