Цель:
- закладывать у ребенка основы нравственности через ознакомление его с содержанием сказки.
- формировать умение выражать собственное мнение.
- развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- развивать творческое воображение во время рисования.
Ход занятия
Психолог: давай возьмемся за руки и поздороваемся ладошками.
Сегодня я прочитаю сказку об четырех временах года. Называется она «Сказка о четырех дочерях года».
Итак, садись уютно,
Руки - ноги держи свободно.
И слушай, внимательно,
Сказку замечательную.
«Сказка о четырех дочерях года»
Это было очень давно. В одном королевстве очень часто менялась погода: вчера светило солнышко, расцветали цветы, сегодня - снег идет вокруг, дует холодный ветер, а завтра - идет сильный дождь, опадают листья с деревьев... Очень тяжело жить людям от такой погоды.
Высоко на небе, в заоблачном дворце жил царь, которого звали Год. Ему было очень жаль людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок на земле. У царя было четыре дочери. Все они были умными, добрыми и хорошими, но они вовсе не были похожи друг на друга.
Первая дочь любила одевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать везде пушистый снег, заковывала реки гладким, как зеркало, льдом и охраняла сон в природе. Называли ее Зима.
Вторая дочь была веселая, обаятельная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платьица. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.
Третья дочь тоже была веселая, обаятельная. Она одевалась в яркие платья, дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее звали Лето.
Последнюю дочь Года звали Осень. Она была очень печальной, она одевалась в желтые, оранжевые платья. Она умела поливать дождем, усыпляла природу, дарила много фруктов и овощей.
Царь не мог решить, какую из дочерей послать ему на Землю. Долго он думал и решил так: на Земле должны побывать каждая из дочерей. Сказал - сделал. И вот все девушки по очереди отправились на землю: Зима, Весна, Лето, Осень.
Наконец пришло время для выбора. Царь стал спрашивать людей: «Понравилась ли Вам Зима? Что было плохого и хорошего?» И ответили люди: «О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холодные дни, у нас не было ни цветов, ни плодов, улетели птицы в теплые страны. Но она подарила нам возможность кататься на коньках, санках и на лыжах, играть в снежки, подарила прекрасные праздники - Новый год и Рождество. Мы полюбили Зиму.
- А что скажете вы о Весне - моей второй дочери? - спросил царь.
- Когда пришла Весна - растаяли снега, разлились реки и нас затопило. Но опять стало тепло, вернулись домой птицы, расцвели цветы, распустились зеленые листочки на деревьях. Ваша дочь Весна прекрасна, - ответили люди.
- Понравилась ли Вам моя дочь, которую зовут Лето? - спросил царь.
- Да, великий царь. Мы ее полюбили. Нас кусали комары и мы боялись грозы; но нет ничего приятнее, чем купаться в реке, есть вкусные, сочные плоды, ягоды, любоваться летними цветами на лугу.
- А моя четвертая дочь, Осень. Что вы о ней скажете?
- Осенью снова похолодало, пошли дожди, улетели певчие птицы. Зато лес оделся в красную, желтую, оранжевую одежду. Это так хорошо. У нас был богатый урожай овощей, фруктов, грибов и орехов. Хоть и грустная Осень, но мы ее тоже полюбили.
Задумался царь. И действительно, как же быть? Все дочери людям понравились, а вместе быть и властвовать они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый. Он нашел выход из данной ситуации и объявил людям свое решение: «Отныне пусть каждая из моих дочерей приходит к Вам по очереди, и на один и то же время».
Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.
Беседа психолога по содержанию сказки
Психолог: кто из сестер больше всего понравился? Почему?
- Есть кто-то в сказке, кто не нравится? Почему?
- Какие самые лучшие подарки дарят нам Зима, Весна, Лето, Осень?
- Как ты думаешь, почему людям было плохо без дочерей Года?
Психолог: А сейчас внимательно послушай загадки и угадай, о каком времени года в них рассказывается:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? Зима
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня ... Весна
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ... Лето
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? Осень
Рисование с детьми на тему «Времена года»
Психолог: Нарисуйте то время года, которое тебе больше всего нравится.
Итог занятия
Психолог: Вот и закончилась наша встреча со сказкой.