Конспект логопедического занятия на тему : « Буква Ь.»
Цель: раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем.
Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа.
Развивать навыки преобразования слов,
Закреплять понятия "звук - буква",
Совершенствовать навыки чтения и письма
Развивать познавательные процессы
Наглядные пособия и раздаточный материал: : карточки с заданиями, тетради, мяч, игра «Тик-так бум», квадратики синего и зелёного цветов – для обозначения мягкости согласных звуков.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наше занятие.
Какое сегодня число? Какой месяц? Это месяц какого времени года? ( ВЕСНЫ). Значит – это какой месяц? ( Весенний). В марте весна начинается, продолжается или заканчивается?
2. Основная часть.
Сообщение темы занятия
Цель нашего урока: научиться обозначать мягкость на письме согласных с помощью мягкого знака.
Мягкий голос
Мягкий шаг
Это буква ….(ь)
Если последний согласный в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак. Мы сегодня с вами будем рассказывать сказку. Я начну, а вы мне помогите. Жили-были буквы. Где они жили? (В алфавите.) Что такое алфавит? (Это буквы, расположенные по порядку.) Сколько букв в алфавите? (33буквы.) Буквы жили разные. Какие? (Гласные и согласные.) Что вы знаете про гласные? (Гласные поются, образуют слоги, бывают ударные и безударные.) А согласные? (Не поются, слогов не образуют, могут быть твердыми и мягкими.)
“Буквы жили – не тужили, потому что все дружили!”
Но жила среди них одна буква, с которой никто не дружил! Подскажите, какая буква?
Это буква – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится!
Логопед вывешивает на доску букву Ь.
Что это за буква? (Мягкий знак.)
Он не произносится. Что это значит? (Не имеет звука.)
Плохо жилось мягкому знаку. Одиноко.
3. Развитие фонематического восприятия.
-Послушайте слова. Если в слове последний согласный звук мягкий, поднимите зелёный квадратик, если твёрдый согласный звук – синий квадратик.
ПЕНЬ, КИТ, КОНЬ, ХЕК, ГОРА, ЛАК, МЕЛ, МЕЛЬ, СИНЬ, ДАЛЬ.
Что показывает на то, что согласный звук на конце слова мягкий? (Буква «Мягкий знак».)
-Давайте повторим правило и мягком знаке. Мягкий знак – это буква, которая служит для обозначения мягкости согласного звука в слове. Мягкий знак не обозначает звука!
4. Формирование звуко- буквенного анализа
сравнение схем слов
ел — ель угол — уголь
Сколько букв? Сколько звуков?
– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ь звука не обозначает)
5. Закрепление навыков правописания слов с мягким знаком в словах и предложениях.
Работа в тетрадях
Написание слов:
ель, конь, пень, день, уголь, окунь, зверь, олень, гусь.
Предложений.
Наступил день. В пруду плавает окунь. По лесу бродит олень.
6. Физкультминутка
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем парк раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто наши руки – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
7. Развитие логического мышления
«Отгадай загадку».
Спит, или купается,
Трав копытами касаясь,
Всё не разувается.
Ходит по лесу красавец,
День и ночь на ножках
Ходит смело и легко,
Красные сапожки. (Гусь.)
Рога раскинув широко. (Лось.)
Кто приходит,
Кто уходит —
Все её за руку водят. (Дверь.)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось.)
В золотой клубочек,
Спрятался дубочек.
(Жёлудь.)
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать!
Что такое я?
(Тетрадь)
Спит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь.)
8. Итог занятия.
Игра в «Тик-так бум».
Все встаём в круг и передаём друг другу «бомбочку», называя слова с мягким знаком на конце слова.