Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе
по развитию лексико-грамматического строя речи
Тема: «Дикие животные»
Цель: способствовать развитию лексико-грамматического строя речи по теме занятия.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- создавать предпосылки к совершенствованию слухового внимания и восприятия (внимание к речи учителя-логопеда и других детей, к «голосам» животных);
- способствовать совершенствованию артикуляционной и мимической мускулатуры;
- создавать предпосылки к развитию навыка переключения внимания, к улучшению общей координации и мелкой моторики.
Коррекционно-образовательные:
- тренировать в образовании слов, обозначающих названия самцов, самок и детёнышей диких животных;
- отрабатывать навык образования притяжательных прилагательных.
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать овладению навыками групповой и парной работы (выполнение упражнения по очереди, совместно в парах);
- оказывать помощь в развитии навыков рефлексии;
- способствовать привитию любви к книге (посредством знакомства с образцами устного народного творчества).
Оборудование:мяч, предметные картинки диких животных, «дорожка» для пальчиковой гимнастики, книги с русскими народными сказками, музыкальные инструменты, аудиозаписи с «голосами» животных, со звуками леса/зоопарка, индивидуальные тетради с методическими рекомендациями, визитки детей на столы.
Ход занятия
Организационный момент (с элементами пальчиковой гимнастики)
(Дети входят в группу, слышат звуки животных.)
Л: Куда это мы попали? Откуда раздаются все эти звуки?
Д: В зоопарке / в лесу.
Л: Какие животные живут в лесу?
Д: Дикие/лесные.
Л: Кого из диких животных вы знаете? Назовите? (МЯЧ)
Д: Заяц, волк, лис, медведь, олень, лось, барсук, ёж, белка
Л: Сегодня мы вспомним диких животных, подробнее познакомимся с некоторыми из них, узнаем их голоса и будем учиться их различать. В конце занятия вы сами оцените свою работу, взяв большую наклейку, если хорошо работали, и маленькую, если не очень хорошо старались.
Пройдите на места по дорожке для пальчиков. Соберите ладошку в жест «класс». В какую сторону смотрят большие пальцы и рожки оленя на нашей дорожке, в такую сторону и поворачивайте ладошку. Будьте внимательны!
(Дети рассаживаются за столы.)
Основная часть
Работа с детской книгой
Л: Сегодня вам представлены русские народные сказки о диких животных. Какие из них вы знаете? Какие дикие животные в них встречаются? Рассмотрите книги, назовите диких животных. Будьте внимательны, старайтесь отвечать без повторений.
Д: «Девочка и медведь», «Волк и лиса, «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».
Л: Вечером вы пойдёте домой и заберёте с собой по книжке, а мамы, так же, как и воспитатель в группе, почитают вам сказки.
Артикуляционная и мимическая гимнастика с элементами самомассажа (+ первичное предъявление «голосов» животных; групповая работа)
Л: Чтобы лучше узнать животных, попробуем в них превратиться:
а) барсук разглаживает полосочки на мордочке – самомассаж щёк пальцами
б) медведь удивлён, что кто-то забрался в берлогу – поднять брови (в какой сказке такое действительно произошло?)
в) благородный олень всем кивает – кивки головой
г) барсук учуял неприятный запах
д) воем, как волк - «трубочка»
е) лисичка водит хвостом из стороны в сторону, чтобы запутать охотника – «маятник»
ж) заяц прыгает по снегу, чтобы запутать следы – «качели»
з) белка катает за щекой орешек – «конфетка»
ж) лось цокает по камням, как лошадка – «лошадка».
Что ж, с повадками диких животных мы познакомились. А теперь послушайте их голоса. Выберите только тех диких животных, чьи голоса прозвучат.
Работа над развитием слухового внимания (музыкальные инструменты)
Л: Продолжаем работать ушками.
а) Используйте свой инструмент, только если услышите названия диких животных: лес, лист, лиса, завод, завязывать, заяц, лёд, мёд, медведь, вопрос, волосы, волк, лестница, лиса, заморозки, заяц, медовик, медведь, волны, волк.
б) Используйте свой инструмент, только если услышите название своего дикого животного.
в) «Волк и лиса»: используйте инструмент в правой руке, если услышите слово ВОЛК, и в левой – если услышите ЛИСА (Медведь и заяц).
г) В «оркестре» будут играть сразу несколько диких животных (2-3, все).
д) Игра «Эхо»: отзовитесь только на «голос» своего животного.
Образование притяжательных прилагательных (работа в тетрадях)
Л: Ребята, в прошлый раз я выдала вам обводилки с дикими животными, и вы обвели каждую часть тела лисы, волка, зайца, медведя отдельным цветом. Назовите части тела лисы. Чья лапа? Чьи лапы? Чьё ухо? Чьи уши? Чей живот? Чей хвост? Чья спина? Чья морда? И т. д.
Д: У лисы лисья, лисьи, лисье, лисий.
Л: Назовите части тела волка. Чья лапа? Чьи лапы? Чьё ухо? Чьи уши? Чей живот? Чей хвост? Чья спина? Чья морда? И т. д.
Д: У волка волчий, волчья, волчье, волчьи. И т. д.
Работа над образованием слов, обозначающих названия самцов, самок и детёнышей диких животных (в парах)
Л: По группе я разложила «семейки» ваших диких животных. Найдите их.
(Дети собирают.)
Л: Обсудите с соседом, как назвать каждого члена семьи?
Чьи семьи вы собирали?
Д: Волчью и лисью.
Л: А вы чьи семьи собирали?
Д: Заячью и медвежью.
Л: Назовите каждого члена семьи по образцу:
Папа – ёж, мама – ежиха, детёныш – ежонок, детёныши – ежата.
Д: заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата и т. д.
Итог занятия
Л: Спасибо вам, ребята, за занятие! Всё ли у вас получилось? Как вы работали на занятии? Оцените свою работу и выберите подходящую наклейку (если старались, и всё получилось – большую, если что-то было трудно выполнить - маленькую).