Конспект логопедического занятия
на тему: Дифференциация звуков и букв и – у.
Цель: дифференцировать написание букв «и», «у».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить знания детей об элементах букв занятия.
Научить детей соотносить звук, символ и букву.
Дифференцировать буквы занятия изолированно, на базе слогов, слов, предложений.
Уточнить и обогатить словарь детей словами с изучаемыми буквами.
Коррекционно - развивающие:
развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
развитие зрительного и слухового восприятия;
развитие кинетических представлений;
закрепление навыков чтения и письма.
Коррекционно- воспитательные:
формирование интереса к логопедическим занятиям;
формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование:
Картинки на звуки [и], [у], буквы и – у (на доске); таблицы букв (на доске); изображения овощей и фруктов; мяч; рабочие листки для индивидуальной работы; фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент
Выделение звуков занятия из названий картинок: «игрушки», «утка». Описание артикуляции звуков [и], [у], их сходства и различия. Запись темы занятия на доске и в тетрадях.
II. Основная часть занятия
1.Сравнение письменных букв и – у, определение их сходства в начертании.
Общий элемент – палочка с закруглением вправо.
Сравнение артикуляции звуков [и – у]. При произношении [И] – губы улыбаются. При произнесении [У] - губы в форме трубочки. Соотнесение звуков с буквами и символами, расположенными рядом с буквами:
И - У -
Л.: Какой фигурой удобнее обозначать на письме букву И, а какой-букву У?
Запись детьми букв вместо символов, записанных на доске.
2.Дифференциация звуков и букв И - У в слогах.
а). Прослушать слоги и слова, поднять соответствующую букву И или У:
пи, ту, ви, ли, жу, цу, ни, им, ут, ис.
Лужа, книга, куры, лист, очки, круг.
б). Чтение и запись слоговой таблицы:
ти – ту си - су
ли – лу ри - ру
ми - му пи – пу
в). Игра с мячом «Испорченный телефон»:
ми – му, си – су, ти – ту, ри – ру, ли – лу, ди - ду, зи - зу.
3.Дифференциация букв И – У в словах.
а). Отгадывание загадок, запись отгадок в тетради:
- Под метлой-метелкой виснут пряди шёлка (кукуруза).
- Растут на грядке зелёные ветки, а на них красные детки (помидоры).
- Вырос я на грядке, мой характер гадкий. Куда ни приду, всех до слёз доведу (лук).
- Летом рад я свежей ягоде медвежьей. А сушёная в запас от простуды лечит нас (малина).
- Красная мышка с белым хвостом в норке сидит под зеленым листом (редис).
Л.: Какое слово лишнее, почему? (Все овощи, а малина – ягода).
4. Физкультминутка.
Прыгают кузнечики, поднимают плечики.
Раз, два, раз, два – закружилась голова.
5.Развитие логического мышления, памяти, внимания. Работа по рабочим листкам И – У.
6. Дифференциация звуков и букв И – У на уровне предложения.
Анализ и запись предложений:
Лук, помидоры и капуста – это овощи.
Вишни, лимоны и груши – это фрукты.
III. Итог занятия:
Л.: Чем же похожи буквы И – У?
Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы.