Конспект логопедического занятия на тему: « Согласование существительных в и прилагательных.»
Цель: вырабатывать у детей навыки словообразования;
Задачи:
-обогащать лексический запас детей посредством словообразования;
- учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих названия животных;
- развивать языковую способность детей;
- развивать зрительно-пространственные представления;
- закреплять навыки звукобуквенного синтеза.
Оборудование: тетради, ручки, мяч, предметные картинки, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточные листы с заданиями на каждого ребенка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Костя, дай мне мелок. (нет, не этот), Рома, дай мне мелок… и т.д. Ребята, можно выполнить мою просьбу? (нельзя). Нельзя выполнить мою просьбу, потому что я не назвала главное слово, слово признак, я не сказала КАКОЙ мелок мне нужен. Вася, дай мне, пожалуйста, белый мелок. Кто знает, как называются слова, обозначающие признак предмета? (прилагательные).
2. Подберите к названиям картинок их признаки (картинки овощей и фруктов) по цвету, по вкусу, величине, форме; составьте словосочетания сущ.+ прил. (устно).
3. Распределите картинки в таблице /м.р., ж.р., с.р./ (на доске), проговорите какие получились словосочетания. Молодцы.
4. А теперь подготовим пальчики к письму. Гимнастика на аппликаторе Кузнецова. Раз, два, три, четыре , пять (пальцы от мизинца к большому нажимают по очереди на аппликатор), Ха-ха-ха! Раз, два, три, четыре, пять (пальцы другой руки тоже самое), хи-хи-хи! На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок).Кто его открыть бы мог?(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)Постучали,(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили,(покрутить сцепленные руки в запястьях)Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли.(расцепить пальцы)
5. А теперь запишите в табличку № 1 те признаки, которые вы подобрали к существительным. (Ребята записывают с комментированием)
№1. Заполните таблицу, подбирая к данным существительным прилагательные, по тем признакам, которые возможно образовать.
Существительные | Цвет | Вкус | Форма | Размер | Материал |
Капуста | | | | | |
Помидор | | | | | |
Яблоко | | | | | |
6. В табличку № 2 нужно вписать словосочетания, распределив их по
родам. Можно использовать те, словосочетания, которые мы уже составляли, а можно придумать и записать другие. (проверяем)
№ 2. Впишите словосочетания прилагательное + существительное.
Мужской род | Женский род | Средний род |
1. | 1. | 1. |
7. Добавьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные, определите их падеж (№ 3)
№ 3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные.
Наступила (какая?) ____________________________________ весна.
Весной стоит (какая?) ____________________________________погода.
Снег растаял (по каким?) под ____________________________ солнцем.
Легко резать (каким?) __________________________ножом.
Дети вспоминают (о каком?) о _______________________ лете.
Старушка была (в каком?) в ________________________ пальто.
8. Физ.минутка.
Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять- Хомка хочет сильным стать! (движения по тексту).
9. Физ.минутка для глаз. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка (под счет 1,2,3,4). На раз глаза влево, язык влево, 2 - глаза закрыть, рот закрыть, 3- глаза вправо, язык вправо, 4 - глаза закрыть, рот закрыть. На раз -глаза в одну сторону, язык в другую, 2- глаза закрыть, рот закрыть, 3- глаза в одну сторону, язык в другую, 4- глаза закрыть, рот закрыть, зажмурились, открыли глазки, зажмурились, открыли глазки.
10. Немножко отдохнули. (Задание № 4) А теперь выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните их волнистой линией, объясните значение этих словосочетаний.
Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете. Вставать с (левой, правой, больной) ноги. Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды. Глаза на (влажном, мокром, сухом) месте. Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку. Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.
№ 4. Выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните эти прилагательные волнистой линией.
Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.
Вставать с (левой, правой, больной) ноги.
Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.
Глаза на (влажном, мокром, сухом) месте.
Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.
Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.
11. Вставьте в текст нужные по смыслу прилагательные (№5).
Настала ________________________ зима. _____________________ ковер покрыл землю. Все _____________________ птицы улетели в _______________________ края. ___________________________зверьки спрятались по норкам. А __________________ медведь отъелся и залег в берлогу. __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.
12. Итог урока. С какими частями речи мы сегодня работали? В чем мы учились согласовывать существительные и прилагательные? Сегодня на уроке мы учились согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже…
13.04 д/з. Придумайте предложения, используя прилагательные –любимая, красивый, старое. Запиши полученные предложения в тетрадь.
13.04 д/з. Придумайте предложения, используя прилагательные –любимая, красивый, старое. Запиши полученные предложения в тетрадь.
№1. Заполните таблицу, подбирая к данным существительным прилагательные, по тем признакам, которые возможно образовать.
Существительные | Цвет | Вкус | Форма | Размер | Материал |
Капуста | | | | | |
Помидор | | | | | |
Яблоко | | | | | |
№ 2. Впишите словосочетания прилагательное + существительное.
Мужской род | Женский род | Средний род |
1. | 1. | 1. |
| | |
№1. Заполните таблицу, подбирая к данным существительным прилагательные, по тем признакам, которые возможно образовать.
Существительные | Цвет | Вкус | Форма | Размер | Материал |
Капуста | | | | | |
Помидор | | | | | |
Яблоко | | | | | |
№ 2. Впишите словосочетания прилагательное + существительное.
Мужской род | Женский род | Средний род |
1. | 1. | 1. |
№ 3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные.
Наступила (какая?) ____________________________________ весна.
Весной стоит (какая?) ____________________________________погода.
Снег растаял (по каким?) под ____________________________ солнцем.
Легко резать (каким?) __________________________ножом.
Дети вспоминают (о каком?) о _______________________ лете.
Старушка была (в каком?) в ________________________ пальто.
№ 3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные.
Наступила (какая?) ____________________________________ весна.
Весной стоит (какая?) ____________________________________погода.
Снег растаял (по каким?) под ____________________________ солнцем.
Легко резать (каким?) __________________________ножом.
Дети вспоминают (о каком?) о _______________________ лете.
Старушка была (в каком?) в ________________________ пальто.
№ 4. Выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните эти прилагательные волнистой линией.
Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.
Вставать с (левой, правой, больной) ноги.
Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.
Глаза на (влажном, мокром, сухом) месте.
Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.
Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.
№ 4. Выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните эти прилагательные волнистой линией.
Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.
Вставать с (левой, правой, больной) ноги.
Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.
Глаза на (влажном, мокром, сухом) месте.
Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.
Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.
№ 5. Вставьте в текст нужные по смыслу прилагательные.
Настала ________________________ зима. _____________________ ковер покрыл землю. Все _____________________ птицы улетели в _______________________ края. ___________________________зверьки спрятались по норкам. А __________________ медведь отъелся и залег в берлогу. __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.
№ 5. Вставьте в текст нужные по смыслу прилагательные.
Настала ________________________ зима. _____________________ ковер покрыл землю. Все _____________________ птицы улетели в _______________________ края. ___________________________зверьки спрятались по норкам. А __________________ медведь отъелся и залег в берлогу. __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.
в) Работа над употреблением имен прилагательных.
— Опишите ОБЛАКО:
по величине;
по весу;
по цвету (Огромное (…), легкое (…), синее (…)
— Запишите в тетради: «ОБЛАКО (какое?) огромное, легкое, белое или…синЕЕ ..» Чтобы правильно написать окончание слова «синЕЕ», используем «ключик»: если основа слова оканчивается на мягкий согласный звук, пишем -ЕЕ.
— Но ведь облако плывет по небу среди других облаков. И вот мы видим, как ПЛЫВУТ по небу …ОБЛАКА… Какие? ( Огромные, легкие белые и синие)
— Если не одно, а несколько – задаем вопрос: КАКИЕ? и — отвечаем: «…синИЕ» …
IV. Физминутка.
V. Упражнения в различении окончаний им. прилагательных ед. и мн. числа.
— Для составления небольшого рассказа нам понадобятся слова: УТРО, ОЗЕРО, ОБЛАКА, ДЕРЕВО.
— Дифференциация окончаний (с использованием перфокарты)
УТРО (какое?) – зимнЕЕ, раннЕЕ.
УТРА (какие?) – зимнИЕ, раннИЕ
ДЕРЕВО (какое?) – могучЕЕ, пахучЕЕ,
ДЕРЕВЬЯ (какие?) – могучИЕ, пахучИЕ
ОЗЕРО (какое?) – дальнЕЕ, древнЕЕ
ОЗЕРА (какие?) – дальнИЕ, древнИЕ
— Работа над текстом.
За окном…утро. По небу плывут…облака. …озеро покрыто льдом. По берегам озера растут…деревья. Это…
(Вместо точек вставить имена прилагательные. Записать в тетради)
VI. Итог.