СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия: " Согласование существительных и прилагательных".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

выработать у детей навыки словообразования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия: " Согласование существительных и прилагательных".»

Конспект логопедического занятия на тему: « Согласование существительных в и прилагательных.»



Цель: вырабатывать у детей навыки словообразования;

Задачи:

-обогащать лексический запас детей посредством словообразования;

- учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих названия животных;

- развивать языковую способность детей;

- развивать зрительно-пространственные представления;

- закреплять навыки звукобуквенного синтеза.

Оборудование: тетради, ручки, мяч, предметные картинки, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточные листы с заданиями на каждого ребенка.



Ход урока.

1. Организационный момент.

Костя, дай мне мелок. (нет, не этот), Рома, дай мне мелок… и т.д. Ребята, можно выполнить мою просьбу? (нельзя). Нельзя выполнить мою просьбу, потому что я не назвала главное слово, слово признак, я не сказала КАКОЙ мелок мне нужен. Вася, дай мне, пожалуйста,  белый мелок. Кто знает, как называются слова, обозначающие признак предмета? (прилагательные).

 2. Подберите к названиям картинок их признаки (картинки овощей и фруктов)  по цвету, по вкусу, величине, форме; составьте словосочетания сущ.+ прил. (устно).

3. Распределите картинки в таблице /м.р., ж.р., с.р./ (на доске), проговорите какие получились словосочетания. Молодцы.

4. А теперь подготовим пальчики к письму. Гимнастика на аппликаторе Кузнецова. Раз, два, три, четыре , пять (пальцы от мизинца к большому нажимают по очереди на аппликатор), Ха-ха-ха! Раз, два, три, четыре, пять (пальцы другой руки тоже самое), хи-хи-хи! На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок).Кто его открыть бы мог?(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)Постучали,(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили,(покрутить сцепленные руки в запястьях)Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли.(расцепить пальцы)

5. А теперь запишите в табличку № 1 те признаки, которые вы подобрали к существительным. (Ребята записывают с комментированием)



1.  Заполните таблицу, подбирая к данным существительным прилагательные, по тем признакам, которые возможно образовать.

Существительные

Цвет

Вкус

Форма

Размер

Материал

Капуста






Помидор






Яблоко








6. В табличку № 2 нужно вписать словосочетания, распределив их по

родам. Можно использовать те, словосочетания, которые мы уже составляли, а можно придумать и записать другие. (проверяем)

2. Впишите словосочетания прилагательное + существительное.

Мужской род

Женский род

Средний род

1.

1.

1.



7. Добавьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные, определите их падеж (№ 3)

3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные.

Наступила (какая?)   ____________________________________ весна.

Весной стоит (какая?)  ____________________________________погода.

Снег растаял (по каким?) под  ____________________________ солнцем.

Легко резать (каким?) __________________________ножом.

Дети вспоминают (о каком?) о   _______________________  лете.

Старушка была (в каком?)  в ________________________  пальто.

8. Физ.минутка.

Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять- Хомка хочет сильным стать! (движения по тексту).

9. Физ.минутка для глаз.  Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка (под счет 1,2,3,4).  На раз глаза влево, язык влево, 2 - глаза закрыть, рот закрыть, 3- глаза вправо, язык вправо, 4 - глаза закрыть, рот закрыть. На раз -глаза в одну сторону, язык в другую, 2- глаза закрыть, рот закрыть, 3- глаза в одну сторону, язык в другую, 4- глаза закрыть, рот закрыть, зажмурились, открыли глазки, зажмурились, открыли глазки.

10.  Немножко отдохнули. (Задание № 4) А теперь выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните их волнистой линией, объясните значение этих словосочетаний.

Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете. Вставать с (левой, правой, больной) ноги. Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды. Глаза на (влажном, мокром, сухом)  месте. Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку. Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.

4. Выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните эти прилагательные волнистой линией.

Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.

Вставать с (левой, правой, больной) ноги.

Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.

Глаза на (влажном, мокром, сухом)  месте.

Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.

Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.

11.  Вставьте в текст нужные по смыслу прилагательные (№5).

Настала  ________________________   зима.   _____________________ ковер покрыл землю.   Все  _____________________ птицы улетели в _______________________ края.   ___________________________зверьки спрятались по норкам. А  __________________ медведь  отъелся и залег в берлогу.   __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.

12. Итог урока.   С какими частями речи мы сегодня работали? В чем мы учились согласовывать существительные и прилагательные? Сегодня на уроке мы учились согласовывать  имена прилагательные  с именами существительными в роде, числе и падеже…















































13.04 д/з. Придумайте предложения, используя прилагательные –любимая, красивый, старое. Запиши полученные предложения в тетрадь.

13.04 д/з. Придумайте предложения, используя прилагательные –любимая, красивый, старое. Запиши полученные предложения в тетрадь.

1.  Заполните таблицу, подбирая к данным существительным прилагательные, по тем признакам, которые возможно образовать.

Существительные

Цвет

Вкус

Форма

Размер

Материал

Капуста






Помидор






Яблоко






2. Впишите словосочетания прилагательное + существительное.

Мужской род

Женский род

Средний род

1.

1.

1.




1.  Заполните таблицу, подбирая к данным существительным прилагательные, по тем признакам, которые возможно образовать.

Существительные

Цвет

Вкус

Форма

Размер

Материал

Капуста






Помидор






Яблоко






2. Впишите словосочетания прилагательное + существительное.

Мужской род

Женский род

Средний род

1.

1.

1.

3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные.

Наступила (какая?)   ____________________________________ весна.

Весной стоит (какая?)  ____________________________________погода.

Снег растаял (по каким?) под  ____________________________ солнцем.

Легко резать (каким?) __________________________ножом.

Дети вспоминают (о каком?) о   _______________________  лете.

Старушка была (в каком?)  в ________________________  пальто.

3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные.

Наступила (какая?)   ____________________________________ весна.

Весной стоит (какая?)  ____________________________________погода.

Снег растаял (по каким?) под  ____________________________ солнцем.

Легко резать (каким?) __________________________ножом.

Дети вспоминают (о каком?) о   _______________________  лете.

Старушка была (в каком?)  в ________________________  пальто.



4. Выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните эти прилагательные волнистой линией.

Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.

Вставать с (левой, правой, больной) ноги.

Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.

Глаза на (влажном, мокром, сухом)  месте.

Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.

Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.

4. Выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните эти прилагательные волнистой линией.

Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.

Вставать с (левой, правой, больной) ноги.

Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.

Глаза на (влажном, мокром, сухом)  месте.

Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.

Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.



5. Вставьте  в текст нужные по смыслу прилагательные.

Настала  ________________________   зима.   _____________________ ковер покрыл землю.   Все  _____________________ птицы улетели в _______________________ края.   ___________________________зверьки спрятались по норкам. А  __________________ медведь  отъелся и залег в берлогу.   __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.



5. Вставьте  в текст нужные по смыслу прилагательные.

Настала  ________________________   зима.   _____________________ ковер покрыл землю.   Все  _____________________ птицы улетели в _______________________ края.   ___________________________зверьки спрятались по норкам. А  __________________ медведь  отъелся и залег в берлогу.   __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.





















в) Работа над употреблением имен прилагательных.

— Опишите ОБЛАКО:

по величине;

по весу;

по цвету (Огромное (…), легкое (…), синее (…)

— Запишите в тетради: «ОБЛАКО (какое?) огромное, легкое, белое или…синЕЕ ..» Чтобы правильно написать окончание слова «синЕЕ», используем «ключик»: если основа слова оканчивается на мягкий согласный звук, пишем -ЕЕ.

— Но ведь облако плывет по небу среди других облаков. И вот мы видим, как ПЛЫВУТ по небу …ОБЛАКА… Какие? ( Огромные, легкие белые и синие)

— Если не одно, а несколько – задаем вопрос: КАКИЕ? и — отвечаем: «…синИЕ» …

IV. Физминутка.

V. Упражнения в различении окончаний им. прилагательных ед. и мн. числа.

— Для составления небольшого рассказа нам понадобятся слова: УТРО, ОЗЕРО, ОБЛАКА, ДЕРЕВО.

— Дифференциация окончаний (с использованием перфокарты)

УТРО (какое?) – зимнЕЕ, раннЕЕ.

УТРА (какие?) – зимнИЕ, раннИЕ

ДЕРЕВО (какое?) – могучЕЕ, пахучЕЕ,

ДЕРЕВЬЯ (какие?) – могучИЕ, пахучИЕ

ОЗЕРО (какое?) – дальнЕЕ, древнЕЕ

ОЗЕРА (какие?) – дальнИЕ, древнИЕ

Работа над текстом.

За окном…утро. По небу плывут…облака. …озеро покрыто льдом. По берегам озера растут…деревья. Это…

(Вместо точек вставить имена прилагательные. Записать в тетради)

VI. Итог.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!