Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Народная игрушка — матрёшка»
Образовательные области:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Народная игрушка - матрёшка»
Интеграции:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Двигательная деятельность
Коммуникативная деятельность
Цель: Формирование интереса к матрешке, как символу народного искусства
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с историей матрешки
• Упражнять в счете до5
• Соотносить предметы между собой по величине
• Вводить в словарный запас новые слова: «токарь», «заготовка», «художник»; упражнять в использование в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», «побольше».
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к предметам народного творчества
• Воспитывать бережное отношение к игрушкам
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки
• Развивать связную речь
• Развивать чувство цвета, умение определять и правильно называть цвета
• Развивать творческую активность
• Развивать слуховое внимание.
Активизация словаря:
Народная игрушка, заготовка, художник, узоры, роспись, орнамент, токарь, матрешка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь», разучивание стихотворений.
Средства ППРОС: деревянные игрушки: русская матрёшка, матрешка – башкирка, волшебная коробка, колокольчик, презентация «история создания матрешки», иллюстрации, бумажные матрешки – силуэты.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся! Дорогие гости и дети, посмотрите друг на друга, подарите друг другу доброжелательную улыбку. Улыбка – залог хорошего настроения, обмениваясь таким живым подарком, мы дарим друг другу здоровье и радость.
И с хорошим настроением продолжаем.
Воспитатель: Посмотрите на меня, сегодня я выгляжу необычно, на мне яркий сарафан, кокошник расшитый бусинами, нравится? И пришла я сегодня к вам не с пустыми руками. Я с собой принесла коробочку, хотите узнать, что там? Но сначала нужно отгадать загадку! (Читаю детям загадку.)
Загадка:
Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружки.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
Дети. Матрешка.
Воспитатель. Правильно, это русская народная игрушка - матрёшка. (Достаю и показываю матрёшку.)
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка - кукла расписная,
А как назвать её не знал.
Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А может на Танюшку?
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
А мастер ту игрушку
Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский сувенир.
Посмотрите, какую красивую, нарядную игрушку я вам принесла. Вам нравится матрешка? Это самая известная народная игрушка. Хотите узнать о ней? Тогда садитесь по удобней и послушайте мой рассказ.
Когда-то, давным - давно у детей не было так много разных игрушек, как сейчас и родители им мастерили игрушки сами, в основном из дерева.
Видео - слайд
Для того чтобы получилась такая кукла, трудятся много людей. Матрешка сделана из дерева, токарь из полена вытачивает заготовку, затем покрывает грунтовкой, чтобы убрать шероховатость. Потом художник наносит рисунок гуашью и начинает последовательно расписывать лицо, косынку, сарафан, передник. Русская матрешка расписывается очень ярко. Различные цветы, ягоды, грибы украшают ее наряд. Затем покрывает лаком, для блеска и так расписывают все матрешки. Каждая матрешка изготавливается с теплотой и любовью. Игрушка безопасна для детей, она округлой формы, не имеет мелких частиц, поэтому играть с ней могут даже самые маленькие дети, а взрослые украшают ими свои квартиры или коллекционируют. Относиться к матрешке нужно бережно, аккуратно, как и к любому труду народных мастеров.
Давайте мы с вами немножко поиграем.
Физминутка
Хлопают в ладоши дружные матрешки
На ногах сапожки, топают матрешки
Влево, вправо наклонились, всем знакомым поклонились
Девчонки озорные, матрешки расписные
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Давайте присядем и дальше послушаем!
А знаете, почему эту игрушку называют матрёшкой? Её назвали по известному русскому женскому имени – Матрёна, а так как кукла маленькая –Матрешка. Матрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше и так из одной игрушки получаются 3,5,7 кукол.
(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе по росту)
Воспитатель. Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети. Пять матрешек.
Ангелина, выйди сосчитай. (пять)
А сколько было? (одна)
Воспитатель. А какие матрешки?
Дети. Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Проведем упражнение по величине. Нужно поставить матрешки по убывающей величине, от большой к маленькой.
Воспитатель. А если ее погладить, то какая она на ощупь?
Дети. Гладкая.
Воспитатель. А почему она такая гладкая?
Дети. Ее покрыли лаком.
Воспитатель. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети. Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель:
Предлагаю еще поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей». Дети собирают матрешек из двух частей.
Молодцы! Все правильно справились с заданием.
Воспитатель: Посмотрите, еще какая у меня матрешка есть. Матрешка – башкирка, ее делают башкирские умельцы. Деревянные фигурки в национальных костюмах с элементами башкирского орнамента (бабочка, ромб, кускар). Это и отличает русскую матрешку от башкирской матрешки.
Воспитатель: Поиграем в башкирскую хороводную игру «Назови, кто я?» Дети, взявшись за руки, продвигаются по кругу, поют песенку. В кругу водящий с завязанными глазами.
- Солнце жаркое печет,
Песенку ручей поет,
Ты скорее угадай,
Где капель поет, узнай!
По окончании пения воспитатель дает одному из детей колокольчик. Ребенок, звеня в колокольчик, говорит: «Я здесь!» Водящий определяет, у кого колокольчик и называет имя ребенка. (Играют 3 – 4 раза). - Молодцы, а сейчас приглашаю вас на места
Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрёшку от другой.
Упражнение на внимание: «Найди различия».
На экране две матрёшки. Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.
Рефлексия:
Вопрос Ответ
О чем мы сегодня говорили? О народной игрушке – матрешке
Из чего изготавливают матрешку? Матрешку изготавливают из дерева
Чем расписывает художник? Художник расписывает гуашью
Какие чувства вызывает у вас матрешка? Чувства тепла, любви, бережливости
Кому бы вы хотели подарить матрешку? Маме, папе и т. д.
Молодцы! Девочки и мальчики, вы были такие внимательные, дружные как матрешки. Правильно отвечали на вопросы. Я хочу подарить вам раскраски с изображением матрешки, чтобы вы в свободное время сели и раскрасили.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка - матрешка» (с применением ИКТ)
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная
Задачи:
• закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;
• упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;
• развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.
• вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят в зал.
Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад увидела чудо чудное: сундучок красивый, расписной. Хотите узнать, что там? (Да, хотим). Тогда слушайте загадку:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)
Основная часть.
- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.
Воспитатель читает стихотворение о матрешке:
- Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?
(Матрешка). Давайте посмотрим на экран.
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)
- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.
Воспитатель. Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.
Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.
- Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)
- Значит она какая? (Деревянная)
- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)
- Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.
Д/и «Разбери и собери матрешку»
У каждого по одной матрешке, внутри которой еще 2.
Воспитатель. Сколько у вас матрешек? (одна)
- Алина, сколько у тебя матрешек? (одна)
- А у тебя,Катя? (одна)
Воспитатель. Теперь разберите матрешку.
- Сколько у вас матрешек? (много)
- Даня, покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?
- София, покажи мне матрешку поменьше?
- Тимофей, покажи мне матрешку самую маленькую.
- А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.
Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»
Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.
- Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.
Рефлексия.
-Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?
- Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?