СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Матрешка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Матрешка" в младшей группе

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности "Матрешка"»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Народная игрушка — матрёшка»

Образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Тема«Народная игрушка - матрёшка»

Интеграции:

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Двигательная деятельность

Коммуникативная деятельность

Цель: Формирование интереса к матрешке, как символу народного искусства

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить с историей матрешки

• Упражнять в счете до5

• Соотносить предметы между собой по величине

• Вводить в словарный запас новые слова«токарь»«заготовка»«художник»; упражнять в использование в речи слова «большая»«поменьше»«маленькая»«побольше».

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предметам народного творчества

• Воспитывать бережное отношение к игрушкам

• Воспитывать уважение к труду народных мастеров

Развивающие:

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки

• Развивать связную речь

• Развивать чувство цвета, умение определять и правильно называть цвета

• Развивать творческую активность

• Развивать слуховое внимание.

Активизация словаря:

Народная игрушка, заготовка, художник, узоры, роспись, орнамент, токарь, матрешка.

Предварительная работаРассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь», разучивание стихотворений.

Средства ППРОС: деревянные игрушки: русская матрёшкаматрешка – башкирка, волшебная коробка, колокольчик, презентация «история создания матрешки», иллюстрации, бумажные матрешки – силуэты.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся! Дорогие гости и дети, посмотрите друг на друга, подарите друг другу доброжелательную улыбку. Улыбка – залог хорошего настроения, обмениваясь таким живым подарком, мы дарим друг другу здоровье и радость.

И с хорошим настроением продолжаем.

Воспитатель: Посмотрите на меня, сегодня я выгляжу необычно, на мне яркий сарафан, кокошник расшитый бусинами, нравится? И пришла я сегодня к вам не с пустыми руками. Я с собой принесла коробочку, хотите узнать, что там? Но сначала нужно отгадать загадку! (Читаю детям загадку.)

Загадка:

Ростом разные подружки,

Но, похожи друг на дружки.

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка!

Дети. Матрешка.

Воспитатель. Правильно, это русская народная игрушка - матрёшка(Достаю и показываю матрёшку.)

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка - кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

А мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Посмотрите, какую красивую, нарядную игрушку я вам принесла. Вам нравится матрешка? Это самая известная народная игрушка. Хотите узнать о ней? Тогда садитесь по удобней и послушайте мой рассказ.

Когда-то, давным - давно у детей не было так много разных игрушек, как сейчас и родители им мастерили игрушки сами, в основном из дерева.

Видео - слайд

Для того чтобы получилась такая кукла, трудятся много людей. Матрешка сделана из дерева, токарь из полена вытачивает заготовку, затем покрывает грунтовкой, чтобы убрать шероховатость. Потом художник наносит рисунок гуашью и начинает последовательно расписывать лицо, косынку, сарафан, передник. Русская матрешка расписывается очень ярко. Различные цветы, ягоды, грибы украшают ее наряд. Затем покрывает лаком, для блеска и так расписывают все матрешки. Каждая матрешка изготавливается с теплотой и любовью. Игрушка безопасна для детей, она округлой формы, не имеет мелких частиц, поэтому играть с ней могут даже самые маленькие дети, а взрослые украшают ими свои квартиры или коллекционируют. Относиться к матрешке нужно бережно, аккуратно, как и к любому труду народных мастеров.

Давайте мы с вами немножко поиграем.

Физминутка

Хлопают в ладоши дружные матрешки

На ногах сапожки, топают матрешки

Влево, вправо наклонились, всем знакомым поклонились

Девчонки озорные, матрешки расписные

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры.

Давайте присядем и дальше послушаем!

А знаете, почему эту игрушку называют матрёшкой? Её назвали по известному русскому женскому имени – Матрёна, а так как кукла маленькая –МатрешкаМатрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше и так из одной игрушки получаются 3,5,7 кукол.

(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе по росту)

Воспитатель. Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети. Пять матрешек.

Ангелина, выйди сосчитай. (пять)

А сколько было? (одна)

Воспитатель. А какие матрешки?

Дети. Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Проведем упражнение по величине. Нужно поставить матрешки по убывающей величине, от большой к маленькой.

Воспитатель. А если ее погладить, то какая она на ощупь?

Дети. Гладкая.

Воспитатель. А почему она такая гладкая?

Дети. Ее покрыли лаком.

Воспитатель. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети. Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель:

Предлагаю еще поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей». Дети собирают матрешек из двух частей.

Молодцы! Все правильно справились с заданием.

Воспитатель: Посмотрите, еще какая у меня матрешка естьМатрешка – башкирка, ее делают башкирские умельцы. Деревянные фигурки в национальных костюмах с элементами башкирского орнамента (бабочка, ромб, кускар). Это и отличает русскую матрешку от башкирской матрешки.

Воспитатель: Поиграем в башкирскую хороводную игру «Назови, кто я?» Дети, взявшись за руки, продвигаются по кругу, поют песенку. В кругу водящий с завязанными глазами.

- Солнце жаркое печет,

Песенку ручей поет,

Ты скорее угадай,

Где капель поет, узнай!

По окончании пения воспитатель дает одному из детей колокольчик. Ребенок, звеня в колокольчик, говорит«Я здесь!» Водящий определяет, у кого колокольчик и называет имя ребенка. (Играют 3 – 4 раза). - Молодцы, а сейчас приглашаю вас на места

Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрёшку от другой.

Упражнение на внимание«Найди различия».

На экране две матрёшки. Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.

Рефлексия:

Вопрос Ответ

О чем мы сегодня говорили? О народной игрушке – матрешке

Из чего изготавливают матрешкуМатрешку изготавливают из дерева

Чем расписывает художник? Художник расписывает гуашью

Какие чувства вызывает у вас матрешка? Чувства тепла, любви, бережливости

Кому бы вы хотели подарить матрешку? Маме, папе и т. д.

Молодцы! Девочки и мальчики, вы были такие внимательные, дружные как матрешки. Правильно отвечали на вопросы. Я хочу подарить вам раскраски с изображением матрешки, чтобы вы в свободное время сели и раскрасили.























Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка - матрешка» (с применением ИКТ)

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная

Задачи:

• закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;

• упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;

• развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.

• вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят в зал.

Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад увидела чудо чудное: сундучок красивый, расписной. Хотите узнать, что там? (Да, хотим). Тогда слушайте загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская(Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

Основная часть.

- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.

Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

(Матрешка). Давайте посмотрим на экран.

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку(Играть)

- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

Воспитатель. Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.

Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

- Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)

- Значит она какая? (Деревянная)

- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)

- Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом(Да, она раскрывается)Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.

Д/и «Разбери и собери матрешку»

У каждого по одной матрешке, внутри которой еще 2.

Воспитатель. Сколько у вас матрешек(одна)

- Алина, сколько у тебя матрешек(одна)

- А у тебя,Катя? (одна)

Воспитатель. Теперь разберите матрешку.

- Сколько у вас матрешек(много)

- Даня, покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

- София, покажи мне матрешку поменьше?

- Тимофей, покажи мне матрешку самую маленькую.

- А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.

Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»

Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.

Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.

Рефлексия.

-Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

- Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?