СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:Сравнение поступков героев в рассказе А.П.Чехова " Мальчики"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе»

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе

Тема. Сравнение поступков героев в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 40

г. Владикавказ

Бежанова Мери Суликоевна.

Тип урока. Урок общеметодологической направленности

Вид урока: урок-игра.

Цели урока: создать условия для анализа художественного произведения, сравнительной характеристики героев, формулирования главной мысли произведения.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: умение раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, определять тему и главную мысль произведения;

Метапредметные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке;

Познавательные: умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов; выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, выборочно); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока  удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке.

Личностные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Коммуникативные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.

Оборудование: карточки для работы в группах, учебники, тетради, ПК, проектор, экран, презентация к уроку, доска.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Орг. момент.

У нас сегодня урок литературного чтения. Скажите, пожалуйста, каким должно быть настроение на уроке?

Я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие по миру художественной литературы.

Проверка готовности к уроку.

Ответы учащихся (хорошим, позитивным и т.д.).

Психологический настрой.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Формулирование темы урока.


Эпитетами к уроку сегодня станут два высказывания двух замечательных людей.

Путешествия учат больше, чем что бы ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» Анатоль Франс.

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

- Что вы можете сказать об этих цитатах?

В чём связь высказываний с предстоящим уроком?

Определите тему урока.

- Слова русского поэта и французского писателя призывают нас путешествовать.



Пословица - народная мудрость с поучительным смыслом.



Рассказ Чехова «Мальчики» тоже о мечте мальчиков отправиться в путешествие.

Чехов «Мальчики».

Формулирование темы урока.

Мотивация учебной деятельности.

3. Целеполагание.


- Предположите, что еще нам предстоит сделать сегодня для того, чтобы разобраться в описанных событиях?

Предлагаю на сегодняшний урок стать психологами, разобраться в характерах главных героев произведения «Мальчики», о их планах и о роли семьи.

Понять мотивы поступков героев.




Формулирование учебной задачи.


4. Проверка домашнего задания.

Игра «Викторина»



- Какое произведение вы читали дома?

- Кто автор произведения?

 - Какое это произведение по жанру?

- Где и когда родился А.П.Чехов?

- Какие учебные заведения он окончил?

- Кем работал А.П.Чехов после окончания московского университета?

- Какими псевдонимами подписывался А.П.Чехов?

- Как назывался сборник рассказов о детях?

- Какие рассказы о детях и для детей вы знаете?

- Можно ли, не зная кто автор произведения, сказать, ,что оно написано в наше время?

Пампасы

Мустанги

Самоеды

Розвальни

Майн Рид

Рождество

Москиты

Термиты

Башлык

Бизон

Пистоны

Речевая разминка. З. Маркина «Моя семья – надежный крепкий тыл».(Приложение 1)

- Медленно прочитайте стихотворение. Почему я выбрала это ст – е как речевую разминку к нашему уроку?


Дают ответы.

«Мальчики».



А. П. Чехов.

Рассказ. Дают определение рассказа.

В Таганроке в 1860 году

Таганрокскую мужскую гимназию, Московский университет.

Врачом.

Антоша Чехонте, Брат моего брата, и т.д.

«Детвора».

Белолобый. Каштанка. Мальчики..Ванька.

Дикие лошади.

Дают толкование слов.

Жители.

Сани.

Писатель.

Праздник.

Большие комары.

Большие муравьи.

Суконная шапка.

Бумажная облатка в виде склеенных краями двух кружков бумаги с небольшим количеством пороха внутри для игрушечных ружей и пистолетов





Ответы уч-ся.

Поиск необходимой информации. Работа в парах.

Анализ и оценка.

5. Актуализация опорных знаний.

- Является ли рассказ актуальным для нашего времени?

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься нас автор?

- На ваш взгляд кто обладает всеми этими чертами?

- Мнения разделились. Что же нам нужно выяснить, чтобы определить, кто же на самом деле обладает всеми этими качествами?

- Откройте свои учебники н с. 86, найдем отрывок как Чечевицын появился в доме Королевых.

- Как он появился в доме?

- Найдите пожалуйста и зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына на с. 87

- А теперь найдите отрывок, где говорится , чем же он заинтересовал девочек на с. 87.

- Найдите диалог Ч. С девочками ,в котором говорится о том ,каким хотел показаться Ч для окружающих и прочитаем по ролям.

- Каким же хотел казаться Ч?

- С чем сравнивала маленькая Соня Ч.?

- Почему девочкам он казался настоящим героем?

Как называл себя Ч? Кто из героев его еще так называл?

- Следующий герой Володя Королев. Откройте с.90

- Можно ли назвать Володю трусом?

Найдите диалог Ч. И В. Накануне побега. С.91.

Почему же В согласился ехать?









Попробуем восстановить в памяти события, описанные в рассказе.

1 Побег.

2. Странное поведение ребят.
3. Подготовка к Рождеству.
4.. Встреча мальчиков.
5. Возвращение детей.
6. Заговор.

Давайте прочтём отрывки, в которых описаны приезды мальчиков и сравним их.

Ответы учащихся.



Доброта, ответственность, уважение, честность, совесть, взаимопонимание.

Мнения могут разделиться.



Читают отрывок: …честь имею представить мой

Ответы учащихся (Он приехал погостить)…

(Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя…)

(Девочки глядя на него , сразу же сообразили, что перед ними очень умный…)

Читают у доски

(Героем, умным, важным, бесстрашным)

(С чечевичной кашей)

(Мечтал отправиться в далекое путешествие)

(Монтигома Ястребиный Коготь …)

(Он был обыкновенным мальчиком

(Ч. рассматривал карту и что-то записывал)

(В. Переживал не за себя, а за свою семью)

Читают. (Ты не поедешь?)

(Не хотел подводить товарища, настойчивость Ч)





Составляют план в правильной последовательности.

-Первому приезду все были рады.

По возвращению мальчиков , сестры и мама плакали, Володя рыдал и лежал с тряпкой на голове, папаша ругался, и только Чечевицын был горд совершенным.

Умение ориентироваться в учебнике.


6. Физминутка.

Физкультминутка.

Выполняют.


7.Планирование учебной деятельности.



8. Практическая и творческая деятельность учащихся.

Работа с текстом.

- Продолжим работу в группах. Задания группам. На столах лежат листочки с таблицей. Вам нужно будет распределить в 2 столбика черты характера, которыми обладают мальчики В. И Ч.





- Что же их связывало?

Попробуем восстановить в памяти события, описанные в рассказе.

- Восстановить последовательность событий

1.Побег.

2.Подготовка к Новому году.

3 Сомнение Володи

4 Маленький гость.

5.Возвращение домой.

6. Бурная встреча Володи.

7.Странное поведение Володи.

Эти планы остаются у вас и к следующему уроку. Готовите по ним пересказ по плану.


Работают над предложенными заданиями, выступают с выводами по работе.

Володя: нерешительный, заботливый, добрый, внимательный, умный

Чечевицын: напористый, настойчивый, целеустремленный, неустрашимый, храбрый, ,

(Желание поехать в Америку)

Ученики исправляют план.



1. Бурная встреча Володи.

2. Маленький гость

3. Подготовка к Новому году.

4. Странное поведение Володи

5. Сомнение Володи

6. Побег

7. Возвращение домой.


Работа по плану.

Проговаривать последовательность действий.

Умение ориентироваться в учебнике.

Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.

Делать выводы в результате совместной работы.




9. Подведение итогов урока.

- Чему учит рассказ ?













А какие черты характера вы бы хотели воспитать в себе? (На доске)

А какие бы черты характера вы хотели устранить в себе?

Как связан смысл пословицы с рассказом «Мальчики»?

Стихотворение.


Не подвергать свою жизнь опасности.

Ставить реальные цели.

Уметь отвечать за свои поступки.

Взаимопониманию.

Чести.

Любви к близким.

Внимательности.

Отвечают на вопрос.



Нерешительность.

Объясняют смысл пословицы.




Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

10. Домашнее задание.

Пересказ по плану.(Для всех)

На выбор.

Продолжение рассказа «20 лет спустя».

Отзыв о произведении.

Иллюстрацию.




По выбору учащихся:



11. Рефлексия.

- На столе у вас на листочках вырезаны отпечатки ваших пальчиков. Отмечайте знаком «+» ответ да, и знаком «-» ответ нет.

Мне было интересно работать на уроке…

Своей работой на уроке я доволен…

На уроке я работал активно…

Сегодня я научился чему - то новому…

Я жду следующего занятия…

Оценка работы учащихся


Оценивают свою работу на уроке.

Оценка собственной деятельности.


















Приложение 1.

З. Маркина «Моя семья – надежный крепкий тыл».

Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья …

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся.

Приложение 2.

План.

1.Побег.

2.Подготовка к Новому году.

3 Сомнение Володи

4 Маленький гость.

5.Возвращение домой.

6. Бурная встреча Володи.

7.Странное поведение Володи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!