Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе
Тема. Сравнение поступков героев в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 40
г. Владикавказ
Бежанова Мери Суликоевна.
Тип урока. Урок общеметодологической направленности
Вид урока: урок-игра.
Цели урока: создать условия для анализа художественного произведения, сравнительной характеристики героев, формулирования главной мысли произведения.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: умение раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, определять тему и главную мысль произведения;
Метапредметные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке;
Познавательные: умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов; выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, выборочно); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке.
Личностные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении
Коммуникативные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.
Оборудование: карточки для работы в группах, учебники, тетради, ПК, проектор, экран, презентация к уроку, доска.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Орг. момент. | У нас сегодня урок литературного чтения. Скажите, пожалуйста, каким должно быть настроение на уроке? Я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие по миру художественной литературы. | Проверка готовности к уроку. Ответы учащихся (хорошим, позитивным и т.д.). | Психологический настрой. |
2. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока. | Эпитетами к уроку сегодня станут два высказывания двух замечательных людей. Путешествия учат больше, чем что бы ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» Анатоль Франс. «Вся семья вместе, так и душа на месте» - Что вы можете сказать об этих цитатах? В чём связь высказываний с предстоящим уроком? Определите тему урока. | - Слова русского поэта и французского писателя призывают нас путешествовать. Пословица - народная мудрость с поучительным смыслом. Рассказ Чехова «Мальчики» тоже о мечте мальчиков отправиться в путешествие. Чехов «Мальчики». | Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности. |
3. Целеполагание. | - Предположите, что еще нам предстоит сделать сегодня для того, чтобы разобраться в описанных событиях? Предлагаю на сегодняшний урок стать психологами, разобраться в характерах главных героев произведения «Мальчики», о их планах и о роли семьи. | Понять мотивы поступков героев. | Формулирование учебной задачи. |
4. Проверка домашнего задания. | Игра «Викторина» - Какое произведение вы читали дома? - Кто автор произведения? - Какое это произведение по жанру? - Где и когда родился А.П.Чехов? - Какие учебные заведения он окончил? - Кем работал А.П.Чехов после окончания московского университета? - Какими псевдонимами подписывался А.П.Чехов? - Как назывался сборник рассказов о детях? - Какие рассказы о детях и для детей вы знаете? - Можно ли, не зная кто автор произведения, сказать, ,что оно написано в наше время? Пампасы Мустанги Самоеды Розвальни Майн Рид Рождество Москиты Термиты Башлык Бизон Пистоны Речевая разминка. З. Маркина «Моя семья – надежный крепкий тыл».(Приложение 1) - Медленно прочитайте стихотворение. Почему я выбрала это ст – е как речевую разминку к нашему уроку? | Дают ответы. «Мальчики». А. П. Чехов. Рассказ. Дают определение рассказа. В Таганроке в 1860 году Таганрокскую мужскую гимназию, Московский университет. Врачом. Антоша Чехонте, Брат моего брата, и т.д. «Детвора». Белолобый. Каштанка. Мальчики..Ванька. Дикие лошади. Дают толкование слов. Жители. Сани. Писатель. Праздник. Большие комары. Большие муравьи. Суконная шапка. Бумажная облатка в виде склеенных краями двух кружков бумаги с небольшим количеством пороха внутри для игрушечных ружей и пистолетов Ответы уч-ся. | Поиск необходимой информации. Работа в парах. Анализ и оценка. |
5. Актуализация опорных знаний. | - Является ли рассказ актуальным для нашего времени? - О каких человеческих качествах заставляет задуматься нас автор? - На ваш взгляд кто обладает всеми этими чертами? - Мнения разделились. Что же нам нужно выяснить, чтобы определить, кто же на самом деле обладает всеми этими качествами? - Откройте свои учебники н с. 86, найдем отрывок как Чечевицын появился в доме Королевых. - Как он появился в доме? - Найдите пожалуйста и зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына на с. 87 - А теперь найдите отрывок, где говорится , чем же он заинтересовал девочек на с. 87. - Найдите диалог Ч. С девочками ,в котором говорится о том ,каким хотел показаться Ч для окружающих и прочитаем по ролям. - Каким же хотел казаться Ч? - С чем сравнивала маленькая Соня Ч.? - Почему девочкам он казался настоящим героем? Как называл себя Ч? Кто из героев его еще так называл? - Следующий герой Володя Королев. Откройте с.90 - Можно ли назвать Володю трусом? Найдите диалог Ч. И В. Накануне побега. С.91. Почему же В согласился ехать? Попробуем восстановить в памяти события, описанные в рассказе. 1 Побег. 2. Странное поведение ребят. 3. Подготовка к Рождеству. 4.. Встреча мальчиков. 5. Возвращение детей. 6. Заговор. Давайте прочтём отрывки, в которых описаны приезды мальчиков и сравним их. | Ответы учащихся. Доброта, ответственность, уважение, честность, совесть, взаимопонимание. Мнения могут разделиться. Читают отрывок: …честь имею представить мой Ответы учащихся (Он приехал погостить)… (Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя…) (Девочки глядя на него , сразу же сообразили, что перед ними очень умный…) Читают у доски (Героем, умным, важным, бесстрашным) (С чечевичной кашей) (Мечтал отправиться в далекое путешествие) (Монтигома Ястребиный Коготь …) (Он был обыкновенным мальчиком (Ч. рассматривал карту и что-то записывал) (В. Переживал не за себя, а за свою семью) Читают. (Ты не поедешь?) (Не хотел подводить товарища, настойчивость Ч) Составляют план в правильной последовательности. -Первому приезду все были рады. По возвращению мальчиков , сестры и мама плакали, Володя рыдал и лежал с тряпкой на голове, папаша ругался, и только Чечевицын был горд совершенным. | Умение ориентироваться в учебнике. |
6. Физминутка. | Физкультминутка. | Выполняют. | |
7.Планирование учебной деятельности. 8. Практическая и творческая деятельность учащихся. Работа с текстом. | - Продолжим работу в группах. Задания группам. На столах лежат листочки с таблицей. Вам нужно будет распределить в 2 столбика черты характера, которыми обладают мальчики В. И Ч. - Что же их связывало? Попробуем восстановить в памяти события, описанные в рассказе. - Восстановить последовательность событий 1.Побег. 2.Подготовка к Новому году. 3 Сомнение Володи 4 Маленький гость. 5.Возвращение домой. 6. Бурная встреча Володи. 7.Странное поведение Володи. Эти планы остаются у вас и к следующему уроку. Готовите по ним пересказ по плану. | Работают над предложенными заданиями, выступают с выводами по работе. Володя: нерешительный, заботливый, добрый, внимательный, умный Чечевицын: напористый, настойчивый, целеустремленный, неустрашимый, храбрый, , (Желание поехать в Америку) Ученики исправляют план. 1. Бурная встреча Володи. 2. Маленький гость 3. Подготовка к Новому году. 4. Странное поведение Володи 5. Сомнение Володи 6. Побег 7. Возвращение домой. | Работа по плану. Проговаривать последовательность действий. Умение ориентироваться в учебнике. Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков. Делать выводы в результате совместной работы. |
9. Подведение итогов урока. | - Чему учит рассказ ? А какие черты характера вы бы хотели воспитать в себе? (На доске) А какие бы черты характера вы хотели устранить в себе? Как связан смысл пословицы с рассказом «Мальчики»? Стихотворение. | Не подвергать свою жизнь опасности. Ставить реальные цели. Уметь отвечать за свои поступки. Взаимопониманию. Чести. Любви к близким. Внимательности. Отвечают на вопрос. Нерешительность. Объясняют смысл пословицы. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
10. Домашнее задание. | Пересказ по плану.(Для всех) На выбор. Продолжение рассказа «20 лет спустя». Отзыв о произведении. Иллюстрацию. | По выбору учащихся: | |
11. Рефлексия. | - На столе у вас на листочках вырезаны отпечатки ваших пальчиков. Отмечайте знаком «+» ответ да, и знаком «-» ответ нет. Мне было интересно работать на уроке… Своей работой на уроке я доволен… На уроке я работал активно… Сегодня я научился чему - то новому… Я жду следующего занятия… Оценка работы учащихся | Оценивают свою работу на уроке. | Оценка собственной деятельности. |
Приложение 1.
З. Маркина «Моя семья – надежный крепкий тыл».
Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестрёнки, братья …
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А если виноват, пойми, раскайся.
Приложение 2.
План.
1.Побег.
2.Подготовка к Новому году.
3 Сомнение Володи
4 Маленький гость.
5.Возвращение домой.
6. Бурная встреча Володи.
7.Странное поведение Володи.