СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс (Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку состален в соответствии с ФГОС для 4 класса по программе Школа России. учебник Зеленина.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс (Школа России)»

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных».

     Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого     знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая: Развивать  внимание  и мышление, речь, фонематический слух, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг  друга при работе в паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения;  Воспитывать самостоятельность, творческую активность.



        Оборудование:

*   карточки с заданиями для исследовательской работы;

*    карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;

*   опорные карточки с определением работы Ь в различных словах;

*   опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.    

       

                                             















Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

- В перемену отдыхали,

И опять звенит звонок.

Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…

(А.С.Пушкин) ( слайд)

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, ваши знания.

Внимательно смотри – и все увидишь.

Думай – и все поймешь. ( слайд)



Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу,

Хорошее настроение возьмем себе в подмогу.



2.    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.   

- Мы с вами сегодня будем исследователями и открывателями. Послушайте меня внимательно.

     Тетрадь наклонно положу.

      Ручку правильно держу.

      За посадкою слежу.

      С чистотою я дружу,

      На «отлично» напишу.

     -Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос:

    - Группа, каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?

( Шипящие согласные звуки).

- Назовите их.

( [ч’] [щ’] [ш] [ж]) (карточки вывешиваются на доску).

- Охарактеризуйте эти звуки.  (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).

- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.   Но давайте ещё вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами ( ча, ща, чу, щу, жи, ши,) ).

2).Чистописание ( Слайд)

-Откройте тетради и запишите число.

Написать буквы парами.

- Прочитаем рифмовку.

Вот поспела в поле рож….

Испекли мы вкусный корж… .

-Какую орфограмму вы узнаете?

Первое предложение разобрать по членам предложения.

Второе предложение по частям речи.



Аккуратно написали

Нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем ,

Тему дальше развиваем.

  3)Обобщение знаний о мягком знаке.  

- Прочитайте пословицы.

*       Хорошую речь хорошо и слушать.

*       Ученье – луч света, а неученье – тьма.    

  - Что общего в этих пословицах?

(Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком. ).

- А что это за буква «Ь»?

 - Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?

 (Сегодня мы повторим для чего нужен «Ь», что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.)

-Какая часть речи чаще всего встречается в русском языке?

За горами , за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная

Правит этой страной

Существительное.

Что это такое?

Я хочу о нем узнать.

Кто из вас сейчас, ребята,

О нем может рассказать?

- Говорят ,она умеет ,если надо изменяться, может , вы расскажите?

4)Посмотрите на доску. Даны слова. ( слайд)



Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, козленок, грач, ночь, тюльпан.

-Что объединяет эти слова.

На какие группы их можно разделить?.

А теперь давайте с вами

Поиграем со словами.

Говорят, у них есть Род.

Каждый нам их назовет.

Запишите в тетради 3 подзаголовка.

Ср.р м.р. ж.р.



-И так я называю слово, а вы записываете в соответствующие столбики.

Какие знания вам пригодились? ( Умение определять род им сущ.)



-А на какие две группы можно разделить слова на следующем слайде ? ( слайд)



Ночь, ключ, печь, борщ, мышь, речь, скрипач, дочь, плащ.

( есть мягкий знак и нет мягкого знака)

-Вспомним какую работу может выполнять мягкий знак в словах. (слайд) (Грамматическая, он   указывает на род).

 Есть Ь после шипящего – ж. р., нет Ь – м.р. .      



-А какую он роль выполняет в данных словах?

- Что мы можем сказать о каждой группе слов?

-Можем ли мы сформулировать правило о написании ь знака после шипящих на конце имен существительных?

-Давайте обратимся к учебнику и проверим свои выводы с. 77

Работа с учебником (правило).

- Правы ли были мы с вами?

      5.      Физкультминутка.

Потрудились - отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаем – выполним движенья.

-Ретбята , я буду называть имена существительные ж.рода и м. рода с шипящими на конце. Если это сущ. Ж.р. приседают девочки, а если м. р. – мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.



6.Составление алгоритма

- Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.

- Составим алгоритм написания Ь у имен существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)

1. Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

    Если существительное женского рода, то Ь пишу.

 (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм. Карточки у детей заполняются по ходу работы. )

-Проверим , что у вас получилось. ( зачитывают 2 ученика)

7. Первичное закрепление.

Словарно – логические упражнения:

-Замените одним словом, запишите слова используя составленный нами алгоритм.

  1. Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

  2. Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

  3. Без него не откроешь замок (Ключ)

  4. Его надевают в дождь  (Плащ)

  5. Маленький ребёнок  (Малыш)

  6. Добыча охотника. (Дичь)

  7. Середина ночи. (Полночь)

  8. Мелкие деньги. (Мелочь)

  9. Морской, речной бывает он (Пляж)

2. Работа в  паре.

- Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как  научились писать слова с новой орфограммой.  Допишите, если необходимо, мягкий знак. В каждой строчке по горизонтали есть «Лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор.

Карточка.



ночь чиж манеж морж

пейзаж экипаж ландыш дич

ключ реч рож мелоч

помощ чертёж гараж москвич

полночь королевич нож марш

дрожь камыш вещ тиш



 Проверка   самостоятельной  работы.

  - Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

Момент контроля.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?



  1. Закрепление полученных знаний.

Составление предложений.

- Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске).  Второе предложение разберите по членам предложения.

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.



9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по карточкам.

  Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луч…, дич…, лож…, глуш…, уж…, мяч.., помощ…

взаимопроверка + самооценка.  



Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).               

1



2




3




4




                             

 Загадки.

  1. Если хорошо заточен,  Все легко он режет очень.  ( Нож).

  1. Утка в море, хвост на заборе.  (Ковш).

  2. Зимой дрова ест, а летом спит.  (Печь).

  3. Под полом таится, кошки боится.  (Мышь).

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо - зерна.    (Ночь. Звезды.)

Домашнее задание.

     Итог урока.  Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?

- Что на уроке было знакомым?

– Что нового узнали сегодня на уроке?



Продолжите мои предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …( писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце  после шипящих).

- Кого из учеников могли бы отметить за помощь, за хорошую работу на уроке?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!