СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку: «Имя прилагательное как часть речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии:

групповые, ИКТ технологии, здоровьесберегающие, создание ситуации успеха, частично-поисковый, игровые.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку: «Имя прилагательное как часть речи»»


Конспект

открытого урока

по русскому языку

по теме: «Имя прилагательное как

часть речи» в 4 классе

МБОУ «Вишенская СШ»

Белогорского района

Республики Крым

Учитель: Усенова Э.К.


Конспект урока по русскому языку

(Русский язык. Учебник для 4 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Класс: 4«Б»

Учитель: Усенова Эльзара Кайсеровна

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»(1 урок).

Цель: знакомство учащихся с именем прилагательным и его ролью в речи; создание условий для формирования следующих планируемых результатов:

Предметные:

  • повторить знания учащихся об имени прилагательном;

  • сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;

  • учить выделять имена прилагательные среди других частей речи;

  • развивать орфографическую зоркость.        

УУД:

Личностные:

  • мотивация к учебной деятельности;

  • самооценка  на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • доброжелательное отношение к одноклассникам, взаимопомощь, терпение друг к другу.

Регулятивные:

  • формулировать цели своей деятельности, делать выводы;

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • соотносить выполненное задание с образцом;

  • оценка выполнения своего задания и задания  одноклассников.

Познавательные:

  • находить нужную информацию в учебнике;

  • самостоятельно делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • уметь передать содержание изученного правила.

Коммуникативные:

  • отвечать на вопросы учителя;

активно участвовать в диалоге на уроке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Технологии:

групповые, ИКТ технологии, здоровьесберегающие, создание ситуации успеха, частично-поисковый, игровые.

Оборудование: карточки для групповой работы  и работы в парах,

мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Создание эмоционального фона урока.

Прозвенел звонок - начинается урок.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем удачи и добра!

-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

(Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.)

Мотивация учебной деятельности.

-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Итак, поехали по дорогам знаний.

II. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

Станция «Определительная»

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь,  к..рова,  в..селые,  с..пог,  сла..кий,                        

р..бята, ..рбуз,  сам..лет,  су..ота,  поз...няя

- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

(на столах карточки со словами для каждой группы )

  • Составить предложения

• Разобрать слова по составу

• Найти все орфограммы в словах

• Разбить на группы

• Разделить для переноса

• Составить словосочетания)

- Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и  вставить пропущенные орфограммы.  

III.  Самоопределение к деятельности

1. Работа в группах


- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы.

-Как вы объединили слова?

(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).

-Докажите свое мнение.

(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).

-Почему вы так решили?       (слова разбились на 2 группы)

-Отгадайте, какая из этих частей речи  так о себе рассказала:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю  вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.                                                                               

–Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об имени прилагательном.) - Кто догадался, над каким разделом мы начали сегодня работать?

— Сформулируйте задачи урока.

Ответы детей: (Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных.)

- Вот, ребята, что нам предстоит узнать и над чем мы будем с вами работать, изучая этот раздел. «Имя прилагательное как

часть речи


2. Проблемный вопрос.  

- Подумайте, на какие группы по лексическому значению вы могли бы разделить эти имена прилагательные, ведь они обозначают разные признаки предметов, характеризуя их:

ЗАПАХ, ЦВЕТ, ВКУС, ФОРМУ, РАЗМЕР И ДРУГИЕ.

-Назовите прилагательное, которое обозначает признак:

По запаху – душистая;

По цвету – оранжевый, синее;

По величине – большое;

По весу – тяжёлая;

По звуку – громкий;

По температуре – прохладная.

Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета.

-Ребята, скажите, а зачем в нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).

IY. Усвоение новых знаний.

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном? 

-Вспомните, почему же прилагательное получило такое название?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).

- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

V. Работа по теме урока

1. Повторение признаков имени прилагательного как части речи


1) Работа с текстами

Прочитай тексты. (Приложение)

Райские птицы.

Обитают эти птицы не в раю, а на далёких островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них яркое и пышное разноцветное оперение. Есть птицы зелёные, золотистые, жёлтые, белые, чёрные. Перья у одних птиц широкие, а у других узкие и оканчиваются кисточками.

Ноги у райских птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на высоких деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их густых и зелёных кронах.

Райские птицы.

Обитают эти птицы не в раю, а на … островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них … и … разноцветное оперение. Есть птицы …, …, …, белые, чёрные. Перья у одних птиц …, а у других … и оканчиваются кисточками.

Ноги у … птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на … деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их … и … кронах.

- Какой текст понравился вам больше?

- Так для чего нужны в речи имена прилагательные?

(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, помогают лучше представить предметы и явления).

2) Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 4).

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета.

- О каком времени года пишет поэт? (О зиме.)

- Как он называет картину зимы? Какое прилагательное ис­пользует? (Чудная.)

- Подберите синонимы к этому слову. (Чудесная, дивная, уди­вительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.)

- Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.)

- Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

- В чём отличие слов чудный и чудной!

YI.Физкультминутка

- Настало время отдохнуть.

YII. Закрепление изученного материала

1. Игра называется «Отгадай животное»

1. Творческое задание (Для основной группы учащихся)

Описать предмет, используя имена прилагательные глядя на картинки.

Например: Большой, косолапый, бурый ------- медведь

Серый, хищный, жадный ---- волк

Полосатый, могучий, свирепый ---- тигр

Верная, ласковая, добрая ------- собака

Рыжая, хитрая, ловкая --------- лисица

Розовый, важный, красивый -------- фламинго


2. Работа в парах.

- А теперь, ребята, поработаем в парах упр. 4 на с. 6.

- Какие задания вы будете выполнять, работая над этим упражнением?

- Образуйте от данных имён прилагательных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из данных суффиксов: -оньк-, -еньк-, -оват-, -еват-.

-составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.

3. Работа над пословицей.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Как вы понимаете данную пословицу? ( Доброе слово придаёт уверенность, поддержит, окрылит, а злое обидит, оскорбит.)

- Найдите антонимы.

  А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?


YIII. Рефлексия.

- Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимается настроение, как солнышко в ясный день. Давайте посмотрим, какое настроение у нас.

- Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

- А у меня вот какое настроение (на слайде солнышко)! 

- На уроке я работал активно / пассивно

- Своей работой я доволен / недоволен

- Материал урока мне был понятен / непонятен

- Интересен / неинтересен

- Достигли ли мы цели?

- Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?



IX. Подведение итогов урока

— Что такое имя прилагательное?

— Какую роль играют имена прилагательные в речи?

— С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?

Домашнее задание

Упр. 5 (с. 6), 7 (с. 7) — по выбору