СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет  как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 2 четверти «Проблема: «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?»».

 Цели и задачи:

- учить чувствовать настроение музыки, находить выразительные средства, создающие образ;

- расширять словарный запас учащихся путем подбора определений, характеризующих музыку;

учить распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания;

- формировать умение различать в нотных примерах содержание и характер музыки;

- формировать навыки звуковысотных отношений методом моделирования элементов музыкального языка;

- воспитывать культуру слушания музыки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке на тему «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?» (1 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка, 1 класс

II четверть



Урок 2. Проблема: «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?»

Цели и задачи:

- учить чувствовать настроение музыки, находить выразительные средства, создающие образ;

- расширять словарный запас учащихся путем подбора определений, характеризующих музыку;

учить распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания;

- формировать умение различать в нотных примерах содержание и характер музыки;

- формировать навыки звуковысотных отношений методом моделирования элементов музыкального языка;

- воспитывать культуру слушания музыки.



Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 38, 39.

2. Рабочая тетрадь, с. 20—22, 28

3. Музыкальный материал:

П.И. Чайковский. «Баба-яга».

М.П. Мусоргский. «Баба-яга», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатый и бедный» / ЭФУ, с. 41; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 56.

А.С. Аренский. «Кукушка» / нотная хрестоматия, с. 38.



ХОД УРОКА

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

  1. Мотивация. Как я «увидел» музыку Чайковского

- На прошлом уроке, ребята, мы слушали пьесы П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». Дома вы подбирали к понравившейся музыкальной пьесе рисунки русских художников и стихи русских поэтов. Давайте рассмотрим, как вы смогли «увидеть», услышать и понять музыкальные образы жизненных явлений Чайковского.

Проверка домашнего задания: Дети, называя пьесу Чайковского, читают стихи, показывают рисунки, объясняя почему именно такие рисунки и стихи ими выбраны, как они передают жизненное пространство композитора.

- Хорошо, ребята. Вы смогли «увидеть» в музыке П.И. Чайковского конкретные (предложенные) им музыкальные образы. Некоторые из вас даже предложили свое «видение» музыки.

- А теперь давайте все вместе покажем, как голосом и музыкой можно постараться передать приметы времени и явлений природы в современной песне.

Исполнение и закрепление «Падает снег» (слова Приходько).

- Скажите, как озвучиваются в аккомпанементе песни приметы времени и жизненные явления? Можно ли как-то расширить наше исполнительское пространство? Что можно добавить в исполнение, какими дополнительными звуками его украсить?



II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ЧТО ЗНАЧИТ «ВИДЕТЬ» МУЗЫКУ»

1. Два взгляда на один образ

- Сейчас вы услышите два музыкальных фрагмента двух русских композиторов. Попробуйте охарактеризовать звуковое пространство этих музыкальных фрагментов.

1) Прослушивание: «Баба-яга» П.И. Чайковского и «Баба-яга» М.П. Мусоргского.

2) Анализ музыкального содержания

- Расскажите сначала, что вы услышали в характере музыки.

- В 1-ом музыкальном фрагменте слышно быстрое безостановочное движение, резкие, отрывистые звуки.

- Музыка движется в нем стремительно и непрерывно. Будто кто-то летит. Музыка звучит немного зловеще.

- Во втором музыкальном отрывке тоже слышен стремительный полет. И еще музыка похожа на лихой, дикий, зловещий пляс. Музыка - страшная, быстрая, тревожная, свирепая, злющая.

- Т.е., темп в обоих музыкальных фрагментах какой?

- Очень быстрый, стремительный.

- Что можно сказать о звукоизвлечении – короткое оно или протяжное? Как исполняются звуки – плавно, отрывисто?

- В обоих отрывках короткие и отрывистые звуки, жесткие и резкие акценты.

- Как вы думаете, композиторы изобразили один жизненный образ или разные? Если один, то образ чего – добра, зла?

- В обоих музыкальных отрывках изображено что-то злое, страшное, ужасное.

- Верно, ребята. В обоих музыкальных отрывках изображен и тот же образ – сказочный образ Бабы-Яги. В первом случае музыка принадлежит уже известному вам композитору П.И. Чайковскому, во втором – также великому и русскому - М.П. Мусоргскому.

Чья Баба-Яга, на ваш взгляд, получилась более страшной, зловещей?

- Баба-Яга композитора Мусоргского – более зловещая.

- Поговорим теперь о динамике (звучности) этих музыкальных отрывков. На слайде вы видите нотную запись обоих музыкальных отрывков. Кроме знаков-нот вы видите и другие знаки, - это знаковое обозначение динамики музыки. В чем отличие этих записей?

- Вначале каждой записи стоят разные знаки.

- Верно, в первом случае стоит знак p (пиано) – тихо, во втором – два f (фортиссимо, удвоенное f). F (форте) – в музыке означает «громко», ff (фортиссимо) – очень громко.

У Чайковского угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. В начале пьесы слышны какие-то стуки, сердитое ворчание, выкрики. Помните, как в сказках: «Баба-Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой;  села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются».

При общей тихой звучности аккорды в каждом такте специально подчеркиваются акцентом (sf) – это авторское, композиторское предписание. Тема, олицетворяющая сказочный персонаж, в начале помещена в нижнем регистре, и мы сразу догадываемся, что далее будет развитие - рост и усиление этого мотива и всей экспрессии пьесы. В непрерывно двигающейся моторике, во внезапных подъемах интонации, сопровождаемых усилением динамики, чудится фантастический полет, сопровождаемый «свистом ветра». Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро).

Интересно, как Бабу Ягу изобразил Мусоргский:

Что это грохнуло? Что засвистело? -

Баба Яга над землей пролетела!

Ветром прогнулись сосен верхушки,

Спрятались в норы лесные зверюшки,

Сучья трещат. Громкий свист раздается –

Баба Яга над полями несется… (Н. Метеличенко)

М.П. Мусоргский с первым же звуком на ff композитор рисует портрет свирепой, разъяренной, лютой, беснующейся ведьмы. Сначала музыка звучит очень громко с резкими внезапными, жесткими акцентами. Потом ускоряется и становится похожа на лихой пляс или стремительный полет. Мусоргский увидел этот персонаж именно в гротескном, сказочно-народном понимании. В его Бабе-Яге есть нечто жуткое, мистически страшное. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образ Бабы-Яги: мощную «нечистую силу», сметающую всё на своём пути. Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Здесь уже нет песенных мелодий, они неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути.

Когда вы описывали музыкальное содержание этих сказочных сюжетов, я заметила, что вы подобрали красивые новые слова, характеризующие сказочную Бабу Ягу. Давайте-ка соберем их в «Копилку новых слов», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладони в стороны, чтобы оно не попало в вашу копилку.

3) Игра на развитие художественного словаря «Копилка»:

Страшная, свирепая, зловещая, милая, сердитая, печальная, напевная, колючая, грозная, шутливая, властная, светлая, тревожная, добрая, лютая.

4) Вывод

- Что же общего и в чем отличие образов Бабы-Яги у разных композиторов?

- Общее - обращение к образу злого волшебства. Использование схожих музыкально-изобразительных средств (регистрового и темпового контраста, резких динамических подъемов и спадов и др.)

- Отличие - своеобразие самих сказочных образов и творческой фантазии композиторов.



2. Два образа в одном сюжете

Прослушивание и анализ музыкального содержания «Богатый и бедный» М.П. Мусоргского:

- Прослушайте еще одну звуковую картину. Сколько музыкальных образов, на ваш взгляд, в ней изображено?

- Два музыкальных образа.

- Верно, в этой звуковой картине изображены 2 образа. Какие средства музыкальной выразительности помогли вам это понять?

Ответы учащихся.

В процессе обсуждения учитель предлагает детям использовать в своем лексическом словаре такие понятия, как темп, динамика, тембр, регистр, диапазон, способ звукоизвлечения.

- «Богатый и бедный» - так назвал Мусоргский эту музыкальную картину. Из двух разнохарактерных портретов людей он сделал одну пьесу-диалог, заставив этих людей разговаривать. По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается.

Мусоргский поставил рядом богатство и бедность, самодовольное чванство и униженные, слезные просьбы. Речевая выразительность музыки Мусоргского достигает тут удивительной правдивости.

Вначале речь богатого еврея: уверенные, властные, отрывистые фразы на густых низких тонах; потом в высоком регистре зазвучал жалобный голос бедняка, дрожащий, умоляющий. Может быть, он просит у богатого помощи или отсрочки уплаты долга, рассказывает о голодных, несчастных детях.

И снова слышен голос богатого - те же резкие фразы. Нам даже кажется, что вот-вот прозвучат жестокие слова. Разговор продолжается: бедный просит, богатый отказывает, жалобы бедного становятся все громче, в них слышатся почти рыдания.

И вот уже обе темы - богатого и бедного - звучат одновременно: это драматическая вершина, кульминация всей пьесы: темы как бы соединяются и звучат вместе, вернее - каждый утверждает свое. Вдруг оба умолкают, неожиданно осознав, что не слушают друг друга (генеральная пауза). И вот последняя фраза бедного: мотив, полный тоски и безысходности (ремарка: con dolore [итал. - с тоской; печально]) и ответ богатого: громко, решительно и безапелляционно. Последнее слово оказывается за богачом.

Композитор развернул перед нами социальную драму, глубоко волнующий трагический рассказ о судьбе несчастного, обездоленного человека. Пьеса производит щемящее, может быть, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью.



3. «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского

- Сейчас вы услышите еще одну звуковую картину Модеста Мусоргского. Сколько в ней музыкальных образов? Каково ее музыкальное содержание?

Прослушивание и музыкальный анализ:

- Музыка легкая и танцевальная, без динамических контрастов. Темп – оживленный, живой, шустрый; ритм – легкий, игривый; динамика – неяркая, тихая; звукоизвлечение – отрывистое; регистр - верхний. Один музыкальный образ.

- Верно, ребята. Мусоргский нарисовал в этой музыкальной картинке один образ, но образ – коллективный: это танец маленьких канареек. Музыка написана в форме лёгкой и безмятежной шутки. Комичность и наивность буквально пронизывают эту звуковую картину. В ней слышны игривые форшлаги (мелкие нотки, как бы щелкающие вместе с основными аккордами) в верхнем регистре на piano. Все это призвано дать представление о маленьких шустрых существах, к тому же еще… невылупившихся. Музыкальная картинка М.П. Мусоргского так и называется – «Балет невылупившихся птенцов».

Выберите пространство на вашей нарисованной клавиатуре, где звучание этого коллективного образа будет звучать правдиво и выразительно.



4. В пространстве клавиатуры (Нотная грамота)

Материалы по нотной грамоте см. в Приложении.



5. Птицы в музыке

- Ребята, прослушайте внимательно следующую звуковую картинку. Что вы увидите, представите, слушая эту музыку? Каково музыкальное содержание картинки?

1) Прослушивание фонограммы (минус)

Предполагаемые ответы учащихся: Музыка звучит грустно, печально, темп - медленный, регистр – средний. Как будто кто-то жалуется, плачет.

- А какие звуки еще слышны в аккомпанементе?

- Звуки, передающие настоящее пение птиц.

- О чем, как думаете, содержание этой музыки?

- О птицах.

- Верно, здесь также, как и у Мусоргского, изображены птицы. Но по сравнению с его музыкальной картинкой эта звуковая картинка создает яркий контраст: здесь действительно слышны жалоба, плач. И плачет одна птичка. Какая? (Если дети, не называют, учитель пропевает терцию на звук «у-у»).

- Это кукушка.

- Да, эта звуковая картинка – песня про кукушку на музыку композитора Антона Аренского. Но почему же кукушка плачет – давайте послушаем.

2) Прослушивание видеозаписи в исполнении хорового коллектива.

- Кукушка потеряла своих деток, поэтому ей грустно, и она плачет, жалобно и тоскливо кричит: «Ку-ку… Ку-ку… Ку-ку…»

3) Разучивание и первоначальное исполнение «Кукушка» (муз. А.С. Аренского, сл. Плещеева).



III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

- Что вы извлекли для себя из сегодняшнего урока?

- Что вам более всего понравилось?

- Что оказалось самым трудным?

- Расскажите на музыкальных примерах, можно ли «увидеть» музыку?

- Какими средствами музыкальной выразительности мы можем охарактеризовать образы и содержание музыки, описать то, что «увидели», слушая музыку?

Домашнее задание: Выразите красками в рисунке понравившийся из прослушанных сегодня один музыкальный образ.



  1. Итог

Всё, о чём шел сегодняшний разговор, - это только формы и средства, необходимые для выражения содержания музыки.

А содержанием музыки является всё то, что вы, ребята, чувствуете, о чём думаете, что воображаете, когда слушаете и видите, потому что за возникающими образами так или иначе угадываются (домысливаются, предполагаются) добро и зло, красота и безобразие и т.п.

Спасибо за урок! До новых встреч в нашем музыкальном классе!

















































ПРИЛОЖЕНИЕ

В пространстве клавиатуры

Слово «клавиатура» происходит от слова «клавиша». Инструменты с клавишами называются клавишными. Ударишь по разным клавишам в разных концах клавиатуры — и зазвучат светлые, высокие или тёмные, низкие звуки.

Свои «клавиатуры» имеют и другие инструменты, хотя звуки на них извлекаются другим способом. Тронь струны на скрипке или гитаре — все струны звучат по-разному. И тогда гриф с натянутыми струнами на скрипке, виолончели, контрабасе или гитаре — это их «клавиатура». Зажми одновременно со щипком одну струну то в одном месте, то в другом — и обнаружишь звуки разной высоты.

А в духовом инструменте вдоль деревянной или металлической трубки расположены дырочки или клапаны. Вдувая в инструмент воздух, закроешь разные дырочки или нажмёшь на клапаны — и получаются звуки разной высоты на такой духовой «клавиатуре».

На баяне — «клавиатура» с кнопочками.

Любую музыку, которую играют на разных инструментах, записывают известными вам семью нотами. Больше всего звуков можно извлечь из рояля. И клавиатура у него больше. Сыграв снизу доверху все клавиши, легко услышать, как звуки становятся всё светлее и выше, и наоборот. Чтобы было понятно, в каком месте на клавиатуре, грифе, трубке брать звуки, ноты записываются в определённых октавах. Это расстояние от первой до восьмой ноты, например, от «ре» и до следующей через восемь нот «ре», или от «до» и до следующей ноты «до». Посмотрите, сколько октав помещается на всей клавиатуре пианино.

В басовом ключе записаны более низкие звуки, в скрипичном — более высокие. Когда мелодия движется вверх, на клавиатуре играем слева направо и записываем движение мелодии из басового ключа в скрипичный.

Рассмотрите часть клавиатуры и подумайте, как продолжить движение на нотном стане в третью октаву. Если не хватит пяти линеек, добавьте. Они и будут называться добавочными.

Используемые ресурсы:

  1. Майкапар Александр. Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка. Кн. 1. - М.: 2004;

  2. http://art.1september.ru/index.php?year=2006&num=24

  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

  4. http://music-fantasy.ru/uroki-muzyki

  5. http://soundtimes.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!