Тема урока | Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. |
УМК | «Школа России» |
Цель изучения темы | учить задавать смысловые вопросы для установления связи слов в предложении; развивать умения определять главные и второстепенные члены предложения; формировать умение различать нераспространенные и распространенные предложения. |
Основные термины и понятия | распространенные, нераспространенные, грамматическая основа, главные, второстепенные. подлежащее, сказуемое. |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал (учебник «Русский язык» В. П.Канакина,В. Г.Горецкий. Поурочные разработки по русскому языку (авт. Т. Н. Ситникова). Контрольно – измерительные материалы.4кл. Сост. В. В. Никифорова. Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, репродукции, мультимедиа-ресурсы.) Диагностический материал (учебник стр.18-19, рабочая тетрадь 1, рабочая программа). | Чтение (выбор заголовка текста) |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Знания и умения: устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; выделять главные члены предложения; различать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения. | Ученик научится: Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; Регулятивные УУД; постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; Коммуникативные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; | Будут созданы условия для формирования у ученика: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознавать важность изучения русского языка. |
Этапы урока |
Формы и приемы организации учебной | деятельности учителем | Деятельность учащихся | УУД | |
| 1. Мотивационно-ориентационный этап | |
1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.). | -Запишите слова в 3 столбика: 1) с безударными гласными в корне; 2) с парными согласными в корне; 3)с непроизносимыми согласными в корне. Честный, робкий, веселый, ловкий, совестливый, ленивый, добродушный, праздный, кроткий, резкий, прыткий, жалостливый, молчаливый, доблестный, бескорыстный. - Что общего у этих слов? - К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные? - Составьте предложения с любым из этих прилагательных. | Записывают в 3 столбика слова. - Они относятся к одной части речи – это прилагательные. - Они характеризуют человека. Одно предложение записывают с комментированием. | установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознавать важность изучения русского языка | |
1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности). - | Прочитайте предложение, которое записали. Какое оно по цели высказывания и эмоциональной окраске? - О ком говорится в предложении? - Как называется этот член предложения? - Что говорится о подлежащем? - Как называется этот член предложения? - Дополните фразу. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ – ЭТО…… - Почему они называются главными? - Как называются другие слова? - Сформулируйте задачи урока. | Ответы учащихся. - Подлежащее. - Сказуемое. Дети дополняют: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - В них заключена основная мысль, они составляют грамматическую основу предложения. - Второстепенные члены предложения. - Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться их находить в предложении, вспомнить, как они обозначаются. | постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; | |
2. Поисковый этап |
2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах.) | - Найдите в учебнике тему урока, прочитайте. Рассмотрите материал на стр. 18,19. Какие сведения по теме урока вы уже знаете, чему будете учиться? Упр.№23.- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Майкова. - Сравните предложения. Чем они отличаются? - К какому предложению можно нарисовать картину? - Какие слова вам помогли это сделать? - Так какую роль играют в предложении второстепенные члены? - Сравните свои выводы с текстом в рубрике «Вспомните» - Работаете в парах по заданию к упражнению. | Находят в учебнике с. 18, читают тему. Вспоминают, как определить главные и второстепенные члены предложения, как различать распространенные и нераспространенные предложения. Предполагают, что на уроке будут учиться применять полученные сведения при выполнении заданий к упражнениям. Читают задание. Планируют деятельность в парах, готовятся к письму по памяти, записывают текст, проводят взаимопроверку. Уточняют, как находить главные члены предложения, выделяют, определяют роль второстепенных членов предложения. Соотносят сделанные выводы с информацией в учебнике на с.18. Готовят небольшие сообщения о главных и второстепенных членах предложения. По окончанию работы представляют подготовленные сообщения одноклассникам. Выслушивают и дополняют. | Использование методов мнемотехники Таблица схема Мнемоквадрат для запоминания стихотворения | |
2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме - . | Упр.24.- Определите последовательность действий. - Спишите, вставьте пропущенные буквы | Читают задание. Самостоятельно определяют порядок выполнения: прочитать, озаглавить, списать, вставляя пропущенные буквы, выделить грамматическую основу, выполнить разбор предложения с опорой на памятку, объяснить, как найти распространенное и нераспространенное предложение. Выполняют задания согласно пунктам плана | | |
3. Практический этап |
3.1. Открытие «нового» знания. - | Прочитайте о распространенных и нераспространенных предложениях в рубрике «Вспомните!» - Самостоятельно выполните упр.25.Форма работы– в парах. | Читают задание. Соотносят данные схемы с предложениями из упр.№24, делают выводы. Уточняют информацию в учебнике на с.19.Составляют свои предложения к схемам. | | |
3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма. - | - Самостоятельная деятельность учащихся по заданию к упр.. | Комментируют последовательность действий. Вписывают пропущенные слова. По окончании представляют полученные варианты, обосновывают правильность выбранного слова. Выслушивают друг друга. Отмечают наиболее удачные предложения. | | |
3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий. - | Упр.26.Творческое задание. Составить по любому рисунку сначала нераспространенное предложение, затем распространенное. Домашнее задание – упр.27 в рабочей тетради. | Составляют предложения. Обобщают информацию о том, как различить распространенные и нераспространенные предложения. Рассматривают задание. Комментируют порядок выполнения. | Мнемодорожки | |
| 4. Рефлексивно-оценочный этап |
4.1. Рефлексия результатов деятельности Работа по карточкам. Протянулись журавли. 2 вариант. Тихо дремлет река. Темный бор не шумит. Соловей не поет И дергач не кричит. | - Напишите над распространенными предложениями букву р а над нераспространенными – н. 1 вариант. Блекнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вдали. По незримому канату | Работают по вариантам. Самопроверка по образцу. | | |
4.2. Рефлексия способов деятельности . | - Оцените свою работу на уроке. Выскажите свое мнение о том, каких результатов достигли, какие возникли затруднения, над какими заданиями еще следует работать | Включаются в беседу. Высказывают мнение. Выявляют причину успеха или неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность. | | |
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения - | Вы хорошо работали на уроке, были активны, выполнили большой объем работы. Молодцы! Выставляю оценки за работу на уроке. | | | |