Предмет | Русский язык | Класс: 3 | ФИО студента: Прокопенко Елизавета Сергеевна |
Тема урока | «Правописание окончаний имен прилагательных» |
УМК | «Школа России» |
Тип урока | Урок рефлексии (УР) |
Цель | Создать условия для обобщения и закрепления умений младших школьников определять родовые окончания имен прилагательных. |
Задачи урока | Образовательные: закрепить общие представления об имени прилагательном как самостоятельной части речи; закрепить знания о правилах правописания окончаний имён прилагательных; совершенствовать умения определять родовые окончания имён прилагательных; ввести в познавательную деятельность словарь терминов. |
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание и память; развивать умение планирования деятельности на уроке; развивать речь учащихся; развивать орфографическую зоркость, умение делать выводы, умозаключения; развивать умение корректно вести учебный диалог; развивать умение слушать объяснения учителя; развивать умение слушать и оценивать ответы товарищей. |
Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; воспитывать культуру речи на уроках русского языка; воспитывать чувства сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать умение давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Планируемые результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Имеют общие представления об имени прилагательном как самостоятельной части речи; знают о правилах правописания окончаний имён прилагательных; совершенствуют умения определять родовые и падежные окончания имён прилагательных; вводят в познавательную деятельность словарь терминов. | КУУД: оценивают мысли, советы, предложения других людей, принимают их во внимание в своей деятельности; аргументируют собственное мнение; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; договариваются с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль; применяют приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. ПУУД: осознают познавательную задачу (под руководством учителя или самостоятельно); осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение; пользуются словарями и справочным материалом учебника; строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. РУУД: принимают учебную задачу; планируют свои действия для решения задачи; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; контролируют процесс и результаты своей деятельности; вносят необходимые коррективы, определяют трудности, осознают причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; оценивают свои достижения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. | Воспитывают интерес к познанию русского языка; осознают необходимость учения; проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивают этические чувства (доброжелательность, сочувствие, отзывчивость, совесть и др.); ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; развивают навыки дисциплинированности на уроке. |
Оборудование | Конспект урока, презентация PowerPoint, учебник русского языка 3 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкого, рабочие тетради, карточки с заданиями, карточки для самоанализа, школьная доска. |
Методы и приемы | Словесный, практический, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Формы обучения | Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа. |
Формы контроля | Дискуссия, устный опрос, текстовые задания, устный разбор задач, самопроверка по эталону, вопросы для подведения итогов. |
Этапы урока | Содержание педагогического взаимодействия | Методические примечания |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин) | - Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Здравствуйте, дети! Меня зовут Елизавета Сергеевна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! - Садитесь, пожалуйста. - Ребята, как вы считаете, от чего зависит урок? Что мы должны сделать, чтобы он прошел познавательно и интересно? (Вешаю на доску изображения сундука вместе со словами) - А мы должны соблюдать правила поведения? Посмотрите внимательно, какие качества мы можем сложить в «сокровищницу вежливого ученика»? Все согласны? Предложенные варианты слов: активно работать; поднимать руку; не перебивать других; следить за осанкой; ходить без разрешения; шуметь во время работы. - А сможете ли вы их соблюсти до конца нашего урока? Проверим? Поднимите руки, кто готов прикладывать силы на уроке и стараться активно отвечать на все вопросы! - А теперь отправимся к новым знаниям! (Убираю конверт и слова) | Приветствуют учителя. Садятся. Дают свои предположения. Выбирают качества поведения, который должен соблюдать ученик на уроке. - «Сокровищница вежливого ученика»: активно работать; поднимать руку; не перебивать других; следить за осанкой; - Да! | Материалы работы находятся у учителя. Учитель крепит конверт «сокровищницы вежливого ученика» к доске вместе со словами. Учебники и тетради учащихся закрыты. Презентация выключена. На доске записана дата, «классная работа». При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке. Учитель проверяет организацию рабочего места учащихся, их посадку. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин) | - Откройте зеленые тетрадки и запишите сегодняшнюю дату и классную работу. Сегодня у нас «12 марта»! Какая орфограмма у нас встречается в слове «классная»? Верно! Удвоенная «с»! - Наш урок мы начнем с чистописания буквосочетаний. Посмотрите на доску! Пропишите каждое сочетание одну строчку: -ая; -ой; -ое. - Не забывайте, что спинка во время письма должна быть ровной, а голова не наклоняться вниз слишком сильно. Локти должны касаться края парты. - Отлично! Теперь проведем словарную работу, но не простую, а «волшебную». Я загадаю вам загадки, отгадки на которые вам нужно будет записать в столбик. Не забудьте выделить орфограмму и поставить ударение в слове. Кто хочет поработать у доски? Все согласны? Холода пришли давно, Но не страшно ничего, Ведь недавно мне купили, Очень теплое… Полосат и толстопуз, Слаще сахара… Я её повешу дома, Прямо над камином, Будет радовать мой глаз, Эта прекрасная... Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит… От января до января Два раза в день горит … - Все верно! Вы правильно написали слова и смогли выделить в них орфограммы, окончания слов! - Скажите, к какой части речи относятся словарные слова? Почему вы так решили? - А кто может дать полную характеристику имени существительного? Что она обозначает? Все согласны? Кто хочет дополнить ответ? - Молодцы! | Записывают в своих тетрадях число и классную работу. Обращают внимание на орфограмму в слове «классная», подчеркивают ее. Прописывают 3 строчки буквосочетаний, следя за своей осанкой. Дети записывают словарные слова, отгадывая загадки учителя. Один ученик работает у доски. Ответы на загадки: пальто. арбуз. картина. солнце. заря. - Слова относятся к именам существительным, так как отвечают на вопрос «что?». - Существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, лицо или явление и отвечающая на вопросы «кто?» или «что?» | Материалы работы находятся у учителя. Учебники закрыты, ученики работают в тетрадках и у школьной доски. Презентация выключена. При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений (3 мин) | - Ребята, какие имена прилагательные мы можем подобрать к словам? К слову «заря» мы можем взять слово «яркая» или «алая»? Кто хочет дополнить своими предложениями? - А теперь запишем предложенные прилагательные с нашими словами ниже в строчку. Не забудьте выделить окончания имен прилагательных. Кто хочет выйти к доске? Посмотрите, правильно ли записано слово? Все согласны? (Если были ошибки) – Как мы можем определить окончание имени прилагательного? От какой части речи мы задаем вопрос? Может от глагола? Все согласны? - Какие окончания мы выделили? - Кто может сказать, от какой части речи зависит правописание окончания имени прилагательного? По каким признакам мы определяем окончание? - Новая ли для нас эта тема? | Называют имена прилагательные к словарным словам. Записывают подобранные словосочетания в тетрадь, выделяя окончания у имен прилагательных. Проверяют правильность написания. Один ученик работает у доски. (Если были ошибки) - Чтобы определить окончание имени прилагательного, нужно задать вопрос от имени существительного, к которому относится прилагательное. - Мы выделили окончания: -ая/яя, -ое/ее, -ий/ый. - Окончание прилагательного зависит от имени существительного, с которым прилагательное согласуется. У них всегда будет одинаковым род. - Нет, мы эту тему уже изучали. | Материалы работы находятся у учителя. Учебники закрыты, ученики работают в тетрадках и у школьной доски. Презентация выключена. При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке. |
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (2 мин) | - Какую же тему мы будем с вами повторять? Как она будет называться? - Вы были совсем близко! Тема нашего урока звучит так: «Правописание окончаний имен прилагательных». - Давайте поставим цель урока. Для этого продолжите фразу: Мы повторим: - Можно ли достигнуть нашей цели без плана? Как считаете? - Все верно. Но чтобы составить наш план мы должны восстановить пункты плана в правильной последовательности. Какой пункт мы должны выполнить самым первым? Все согласны с данным ответом? Оценить свою работу на уроке. Выполнить практические задания по теме урока. Повторить правило правописания окончаний имени прилагательного. - Вы все ответили верно. Молодцы! | Делают свои предположения. - Мы повторим правила правописания окончаний прилагательных. - Нет. - План урока: Повторить правило правописания окончаний имени прилагательного. Выполнить практические задания по теме урока. Оценить свою работу на уроке. | Материалы работы находятся у учителя. Учебники и тетради учащихся закрыты. Презентация включена на протяжении всего этапа. |
5. Реализация построенного проекта ( 6 мин) | - Ребята, чтобы мы могли с вами прочитать правило о правописании окончаний имен прилагательных, нам с вами надо его восстановить. Посмотрите внимательно и скажите, какое слово подходит к первому предложению? Какое слово нужно определить во второе? Все согласны? У кого-то возникли затруднения? Окончание прилагательного всегда зависит от ____________, с которым оно ___________ в предложении. Поэтому, чтобы правильно написать окончание, в ___________ очередь найди это слово. Определив __________ имени существительного, задай от него __________ к прилагательному. Он поможет тебе понять, какое именно __________ нужно использовать, чтобы прилагательное правильно __________ с существительным. Подсказки: сочеталось, существительного, связано, вопрос, первую, окончание, род. - Молодцы! Вы правильно подобрали все слова, благодаря чему мы теперь можем прочитать наше правило. Кто хочет его зачитать? - Все согласны с нашим правилом? Кто-то хочет дополнить его своими знаниями? - Предлагаю применить правило на практике. Для этого откройте свой учебник на странице, которое содержит 7 десяток и 4 единицы. Все открыли? Посмотрите на упражнение №126. Кто нам прочитает задание? - Что нам надо сделать? - Все верно! Выполним половину этого упражнения устно. Кто хочет попробовать определить окончание по нашему правилу? Назови существительное, с которым оно связано. Какого оно рода? Почему ты так решил? Какой вопрос мы можем задать к прилагательному, чтобы определить окончание? Все согласны? - Давайте разберем второй пример по такому же алгоритму. Какой вопрос мы можем задать к прилагательному, чтобы определить окончание? Все согласны? … - Не забывайте обращать внимание на наше правило, которое мы с вами смогли восстановить. В нем находятся все подсказки! (Выключаю презентацию) - На этих примерах мы и остановимся. Ребята, а почему главными словами имен прилагательных всегда выступают имена существительные. С чем это связано? Можем ли задать вопрос от глагола, например? - Замечательно! Вы отлично постарались! | Учащиеся вместе с учителем определяют пропущенные слова в тексте при помощи подсказок. В случае выявленных ошибок учитель задает наводящие вопросы к содержанию текста, делая акцент на прошлых занятиях. - Ключ к заданию: «Окончание прилагательного всегда зависит от существительного, с которым оно связано в предложении. Поэтому, чтобы правильно написать окончание, в первую очередь найди это слово. Определив род имени существительного, задай от него вопрос к прилагательному. Он поможет тебе понять, какое именно окончание нужно использовать, чтобы прилагательное правильно сочеталось с существительным». Один ученик зачитывает правило вслух. Делятся своими мнениями. Открывают учебник на 74 странице, после чего один ученик читает задание. Дети вместе с учителем по аналогии с правилом решают 6 примеров из упражнения. - Нам нужно определить окончание имен прилагательных, выделив их род. - Ответы на упражнение №126: Радостная весть. Прилагательное относится к слову «весть», который имеет женский род, так как можно подставить местоимение «она моя». От существительного женского рода мы можем задать вопрос «какая?», которая определяет окончание «-ая». Зимняя дорога. Прилагательное относится к слову «дорога», который имеет женский род, так как можно подставить местоимение «она моя». От существительного женского рода мы можем задать вопрос «какая?», которая определяет окончание «-яя». Дремучий лес. Прилагательное относится к слову «весть», который имеет мужской род, так как можно подставить местоимение «он мой». От существительного мужского рода мы можем задать вопрос «какой?», которая определяет окончание «-ий». Северный ветер. Прилагательное относится к слову «ветер», который имеет мужской род, так как можно подставить местоимение «он мой». От существительного мужского рода мы можем задать вопрос «какой?», которая определяет окончание «-ый». Веселая песня. Прилагательное относится к слову «песня», который имеет женский род, так как можно подставить местоимение «она моя». От существительного женского рода мы можем задать вопрос «какая?», которая определяет окончание «-ая». Утренняя роса. Прилагательное относится к слову «роса», который имеет женский род, так как можно подставить местоимение «она моя». От существительного женского рода мы можем задать вопрос «какая?», которая определяет окончание «-яя». - Имя прилагательное обозначает признак предмета, явления, коим и является имя существительное. | Материалы работы находятся у учителя. Учебники, тетради учащихся открыты. Презентация включена. На школьной доске ничего не записывается. При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке. |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (6 мин) | - А теперь обратите внимание на другое упражнение, которое находится под номером № 128. Его мы с вами выполним уже письменно, поэтому запишите номер к себе в тетрадку. Кто хочет поработать у доски с первыми 3 примерами? - Что нам нужно сделать? Прочитай задание. - Ребята, из этого упражнения мы разберем лишь 9 словосочетаний, чтобы остальные слова остались для вас как домашнее задание. Можете подписать у себя карандашом в тетрадке рядом с заданием, однако в конце урока я все более детально все объясню. - А теперь давайте разберем первый пример. Скажите, к каким родам относятся имена существительные? Какие местоимения их могут заменить? Какой вопрос от каждого существительного мы можем задать? Какое окончание будет у слова, если он относится к слову «имя»? Какой род будет у имени прилагательного? Все согласны? У кого есть другое мнение? - Тогда предлагаю приступить ко второму пункту упражнения. Какие тут слова мы должны связать с прилагательным «горячий»? Следуя нашему правилу, какие действия мы должны сделать первыми? Все согласны? У кого есть другое мнение? - Кто хочет выйти к доске и разобрать 3 следующих словосочетаний? Какое окончание будет у слова, если он относится к слову «мясо»? Какой род будет у имени прилагательного? Все согласны? У кого есть другое мнение? *Физкультминутка* - Отлично! Перед тем, как перейти на следующий этап нашего урока предлагаю немножко размяться и дать небольшой отдых телу! Встаем из своих мест и повторяем за мной! Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) - Тихонько садимся на места, урок продолжается. | Смотрят на упражнение № 128, после чего записывают упражнение в тетрадку, а один ребенок выходит к доске. - Нужно записать словосочетание с каждым именем существительным, выделив окончание имени прилагательного и его род. - Ключ к заданию: Человек («он мой») – м.р., можно задать вопрос «какой?», прилагательное «добрый» будет иметь также м.р. Имя (оно мое) – ср.р., можно задать вопрос «какое?», прилагательное «доброе» будет иметь также ср.р. Весть (она моя) – ж.р. можно задать вопрос «какая?», прилагательное «добрая» будет иметь также ж.р. - Ключ к заданию: Утюг («он мой») – м.р., можно задать вопрос «какой?», прилагательное «горячий» будет иметь также м.р. Солнце (оно мое) – ср.р., можно задать вопрос «какое?», прилагательное «горячее» будет иметь также ср.р. Пора (она моя) – ж.р. можно задать вопрос «какая?», прилагательное «горячая» будет иметь также ж.р. - Ключ к заданию: Воздух («он мой») – м.р., можно задать вопрос «какой?», прилагательное «свежий» будет иметь также м.р. Мясо (оно мое) – ср.р., можно задать вопрос «какое?», прилагательное «свежее» будет иметь также ср.р. Рубашка (она моя) – ж.р. можно задать вопрос «какая?», прилагательное «свежая» будет иметь также ж.р. Встают из-за своих парт. Выполняют физминутку, повторяя движения за учителем. Садятся на свои места. | Материалы работы находятся у учителя. Учебники открыты. Записывают все в рабочие тетради. Презентация выключена. Все записи сопровождаются на доске. При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 минуты) | - Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно в тесте «Имя прилагательное». В этом задании вам нужно подобрать к имени существительное нужное прилагательное с правильным окончанием, соединив его стрелкой. На это задание у вас 3 минуты. Будьте внимательны! И не забудьте подписать свои листики. Лиса: рыжая, рыжий, рыжее. Песня: веселая, веселое, веселый. Правило: известное, известная, известный. Ветер: яростный, яростная яростное. Небо: голубая, голубое, голубой. (Раздаю карточки с заданием каждому ученику) - Следите за своей осанкой! Во время работы мы сидим прямо, локоть находятся на столе. - На этом время подходит к концу, сейчас будем проверять. Заканчиваете работу. Скажите, у всех получилось выполнить задание? Были ли у кого трудности? (Включаю презентацию) - Проверьте свои ответы в соответствии со слайдом. У всех правильно? Кто допустил ошибку? - В таком случае исправьте ошибку, зачеркнув ответ и написав правильный рядом. После проверки учителем ваших ответов, вы сможете собрать их к себе как памятку. - Предлагаю вам в нижнем левом квадратике поставить себе оценку за самостоятельную работу: если всю работу вы выполнили без ошибок, поставьте себе 5. Если была допущена 1-2 ошибки – то 4, а если было допущено 3 и больше ошибок – 3. (Выключаю презентацию) - Молодцы! Передайте мне свои карточки с последних парт на первые, чтобы учитель мог их оценить. (Забираю карточки) | Слушают объяснения учителя, после чего берут карточки, подписывают их и выполняют задания, соединяя нужное прилагательное с существительным, после окончания времени дети проверяют свои ответы и отдают их учителю на оценку. Ключ к тесту: Лиса: рыжая. Песня: веселая. Правило: известное. Ветер: яростный. Небо: голубое. Делятся своим мнением. Смеряют свои ответы с эталоном. Исправляют свой ответ, написав правильный рядом, и сдают учительнице на оценку. Оценивают свою самостоятельную работу в соответствии с критериями оценки. | Материалы работы раздаются каждому ученику отдельно. Учебники, тетради учащихся закрыты. Презентация включается только для самопроверки. При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке. Учитель следит за осанкой и позой ученика во время работы. |
8. Включения в систему знаний и повторения (4 мин) | - Какие правила надо соблюдать, когда мы работаем в парах? Кто может мне их перечислить? Кто-то хочет добавить еще один вариант ответа? - Отлично! Тогда предлагаю вам поработать в парах! В этой работе вам нужно поработать с текстом, вставляя пропущенные буквы. Не забудьте выделить род и окончания у всех имен прилагательных! В случае затруднений, вы можете воспользоваться таблицей «Изменение имен прилагательных по родам» на страничке 71. Приступайте! - Если у вас возникнут вопросы, поднимите руку. Я к вам подойду и дам подсказку. Летучая мышь Мы открыли гараж и увидели летуч… мышь. Это интересн… животное. Днём летуч.. мышь спит. Широк… крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последн… солнечн… луч. Наступает ночь. Летуч… мыши ищут добычу. - Вижу готовых учеников! Отлично, давайте мерим ваши ответы. Скажите, какой ответ у вас получился в первом примере? У всех так? Кто не согласен? (Если у кого-то были ошибки) – Давайте обратим внимание на таблицу «Изменение имен прилагательных по родам». Посмотрите, сколько какое окончание имеет прилагательное с таким родом? - Замечательно! Запишите домашнее задание! Дома я предлагаю вам закончить упражнение № 128, а также выполнить упражнение № 129 вашего учебника на странице 75. Решайте внимательно! На следующем уроке ваша учительница проверит вашу работу! | - Примерные правила работы в парах: Работать должны оба; Один говорит, другой слушает; Свое несогласие высказывай вежливо; Работать тихо, не мешать другим. Вместе с напарником заполняют пропуски, определяя во сколько единица длины больше/меньше другой. После окончания времени дети проверяют свои ответы и отдают их учителю на оценку. Ключ к тесту: Летучая мышь Мы открыли гараж и увидели летучую (ж.р.) мышь. Это интересное (ср.р.) животное. Днём летучая (ж.р.) мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний (м.р.) солнечный (м.р.) луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу. Делятся своим мнением. Смеряют свои ответы с эталоном. Записывают домашнее задание в дневник. | Материалы работы раздаются учащимся. Учебники и тетради учащихся открыты. Домашнее задание дается из учебника. Презентация выключена. Школьная доска не используется. При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | - Ну, на этом наше занятие окончено. Скажите, ребята, какую же тему мы изучали на уроке? Что нового мы для себя узнали? - Была ли достигнута цель урока? Все ли пункты плана мы выполнили? (Раздаю карточки для самоанализа) - Замечательно! Ребята, а теперь давайте оценим нашу работу на уроке при помощи лесенки знаний. На какой ступеньке вы стоите? Нарисуйте! Поднимите руки, кто покорил вершину знаний и готов поделиться своим опытом? Кто стоит на средней ступени и был близок к вершине, но еще остались вопросы? Поднимите руки. Поднимите руки, кто стоит на последней ступеньке и думал, что тема пока сложна и нужно еще немного помощи? Не стесняйтесь, покажитесь! - Замечательно! Вижу, что многие ребята смогли сегодня справиться с преградами новых знаний и подняться уже на новую вершину. - На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу! До скорых встреч! | Отвечают на вопросы рефлексии. Оценивают свою работоспособность на уроке при помощи поднятия фигуры с определенным значением. Прощаются с учителем. | Материалы работы раздаются учащимся. Презентация выключена. Доска находится в чистом состоянии. |